Программа вступительного испытания по обществознанию Форма проведения вступительного испытания





Скачать 136.37 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного испытания по обществознанию Форма проведения вступительного испытания
Дата публикации28.07.2013
Размер136.37 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
Программа вступительного испытания по обществознанию
1. Форма проведения вступительного испытания

Вступительный экзамен по обществознанию проходит в письменной форме. На выполнение экзаменационной работы отводится 60 минут. За это время вам нужно ответить на 25 вопросов.
2. Правила проведения вступительного испытания

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2011 г. №2895 «Об утверждении Порядка приема гражданам в имеющих государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования» пунктами 42.2., 43.

42.2. Вступительные испытания, проводимые вузом самостоятельно, проводятся в письменной и (или) устной форме в виде, определяемом ежегодными правилами приема.

43. Вступительное испытания, в том числе дополнительное вступительное испытание, проводимое в устной форме, оформляется протоколом, в котором фиксируются вопросы к поступающему и комментарии экзаменаторов.

Постарайтесь правильно распорядиться отведенным Вам временем. Помните, что у Вас 25 вопросов. Получив задание, внимательно прочитайте вопросы. Не пишите сразу набело, используйте черновик. Контролируйте время.

Не забудьте взять с собой на экзамен паспорт, пишущую ручку и эту программу.

Абитуриенту, опоздавшему на вступительное испытание, время на его выполнение не продлевается. Покинуть аудиторию абитуриент может в любой момент, завершив или прервав, таким образом, вступительное испытание, работа в этом случае все равно будет оценена.
3. Программа
3.1. Организационно – методические указания

Сначала познакомьтесь с названиями и содержанием всех её разделов, потом найдите в школьных учебниках такие же или похожие названия разделов или глав. И далее изучайте (повторяйте) материал последовательно, переходя от одной темы к другой согласно нашей программе.

Особое внимание обращайте на специальные термины и понятия. Их нужно не только запомнить, но и уметь правильно употребить и пояснить. Требуется выучить наизусть и отдельные определения. Чтобы это было легче сделать, обязательно постарайтесь понять их, а не просто «зазубривайте». Запоминания требуют отдельные имена и фамилии, названия некоторых документов, и даты.

Помните, что успех на экзамене может обеспечить только планомерная, основательная и длительная подготовка к нему.
3.2. Требования к владению материалом

Во время вступительного экзамена по обществознанию абитуриент должен продемонстрировать:

    • - сознательное усвоение всего программного материала;

  • точное понимание основных политических, экономических, юридических, социологических, культурологических и других обществоведческих терминов и понятий, умение правильно использовать их;

    • знание современных проблем общества, знакомство с общественно-политической литературой и публикациями в периодической печати;

      • отчетливое понимание формулировок вопросов и умение ясно и полно осветить их в своём ответе.


3.3. Основные понятия и особенности
Раздел 1. Человек.

Введение. Антропогенез: теории происхождения человека. Роль труда в процессе формирования человека.

Сущность человека. Личность как субъект и продукт социальных отношений. Формирование личности в процессе социализации. Этапы социализации личности: детство, юность, зрелость, старость.

Общая характеристика межличностных отношений. Взаимопонимание в межличностных отношениях. Конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Социальная роль. Личный и социальный статус человека. Престиж. Авторитет.

Биосоциальная природа человека. Индивид и индивидуальность. Человек как личность. Развитие взглядов на человека. Целостное постижение человека.
Сущность человеческой деятельности

Понятие деятельности. Структура и мотивы человеческой деятельности. Потребности человека, их классификация: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека. Сознательное и бессознательное в человеческой деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека. Социальная саморегуляция.

Виды деятельности. Труд. Творчество. Учение. Игровые концепции деятельности.
Общение и деятельность

Общественные отношения и общение. Соотношение деятельности и общения, специфика общения как деятельности. Общение и коммуникация. Содержание, форма и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми.

Значение передачи социально-значимой информации. Функции общения.

Познание как специфический вид деятельности человека


Познание мира. Объект и субъект. Самопознание. Возможности человека: физические, интеллектуальные, духовные; скрытые и реализованные. Необходимость и способы познания своих возможностей. Научное и социальное познание.

Научное и ненаучное познание. Жизненный опыт, мифология, религия и наука. Формы и методы современного научного сознания. Чувственное и рациональное познание. Интуиция. Истина. Критерии истины. Истина абсолютная и относительная, их взаимосвязь. Наука как система знаний, специфический вид деятельности и социальный институт. Природа научного знания, его возможности и границы.

Особенности социального познания. Факты, теории, оценки. Науки, изучающие общество. Проблемы социального прогнозирования. Науки, изучающие человека, система гуманитаристики. Многообразие путей и форм человеческого познания.
Раздел 2. Общество.
Общество как социальная система

Понятие об обществе. Общество как целостная система. Сферы жизни общества, их взаимосвязь и общественные отношения. Нормы, регулирующие общественные отношения: нравы, мораль, обычаи, право.

Индивидуальное и коллективное в жизни людей. Социальные институты и организации. Соотношение и взаимосвязь общества и природы. Влияние человека на окружающую среду. Экологическая этика. Правовая защита природы.

Целостность общества. Необходимость изучения общества.

Развитие общества


Происхождение и формирование общества. Ступени человеческой истории. Аграрное, индустриальное, информационное общество. Исторический процесс и его участники. Проблема смысла и направленности исторического процесса. Общественный прогресс и регресс, их критерии, цена прогресса. Противоречивость развития. Направление и формы общественного развития. Эволюция и революция. Возможности альтернативности общественного развития.

Формационный и цивилизационный подходы к истории развития общества. Понятие цивилизации. Линейно-стадиальный подход к развитию общества. Концепция локальных цивилизаций. Типология и исторические формы цивилизаций.

Специфика древнегреческой цивилизации


Формирование древнегреческой цивилизации. Понятие города - государства. Классическое рабство. Характеристика идеала человека и гражданина у греков. Великие достижения культуры. Значение наследия древнегреческой цивилизации для последующего развития Европы.

Эллинизм как опыт взаимодействия различных цивилизаций.
Римская цивилизация

Особенности политической жизни древнего Рима. Гражданские ценности Рима. «Воинская доблесть» как основа Римского мира. Достижения римской культуры. Право. Риторика. Значение римской цивилизации для формирования современной европейской цивилизации.
Восточные цивилизации

Природно-климатические и географические предпосылки образования обширных восточных империй. Центральная власть как организатор крупных социальных проектов. Отношение масс к правителю. Социальная структура государств Востока. Государственное насилие как инструмент эффективного властвования. Роль идеологического воздействия для укрепления позиций правящей элиты. Достижения восточной культуры.
Цивилизация России и ее особенности

Россия между Западом и Востоком. Природно-климатические особенности Восточно-Европейской равнины и их влияние на формирование национального самосознания. Геополитическая трактовка положения России в мире. Особенности социокультурного процесса и основные этапы исторического развития России.

Современный мир

Характеристика современного общества, концепции индустриального и постиндустриального общества. Концепция ограничений экономического развития. Перспективы постиндустриальной цивилизации. Концепции постиндустриального общества. Глобализация, ее социокультурные причины и последствия. Человечество как социальная общность. Многообразие, взаимосвязь, целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы человечества, пути их решения.

НТР, ее противоречия, социальные последствия и перспективы.
Раздел З. Сферы общественной жизни.
Экономика и ее роль в обществе

Основные компоненты экономики. Роль экономики в жизни общества. Наука и хозяйство. Потребности и ресурсы: проблема выбора. Экономическое и юридическое содержание собственности. Формы и отношения собственности; распределительные отношения. Разгосударствление и приватизация собственности. Потребитель и производитель в экономике. Культура производства и потребления.

Государство и экономика: различные подходы к проблеме. Денежная, кредитно-финансовая и бюджетная политика государства. Типы экономических систем, их отличительные признаки. Традиционная экономика. Централизованная (плановая) экономика.

Рыночная экономика. Принципы рыночной экономики. Понятие рынка. Обмен. Виды и типы рынков. Роль рынка в экономической жизни. Экономический интерес, экономическая свобода Спрос и предложение, их взаимодействие, факторы формирования. Равновесная цена. Конкуренция и монополия. Производство и его факторы: земля, труд, капитал, предпринимательство. Трудовые отношения. Формы и виды оплаты труда. Рынок труда и безработица.

Экономическая политика. Госбюджет. Налоги, их виды и функции. Налоговые льготы. Права потребителей, их защита.

Экономический рост. Издержки производства и прибыль. Общая характеристика сферы производства и сферы услуг. Бизнес и предпринимательство. Деньги, их функции. Банки. Инфляция. Рынок и государство. Этика и мораль предпринимательства. Социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Экономическая культура. Экономика и экология.

Экономический цикл, его основные фазы. Россия в условиях рыночных отношений и в системе мировой экономики.
Социальная сфера жизни

Социальная структура общества. Социальные группы (касты, сословия, классы и др.) Социальная дифференциация. Социальные отношения, тенденции в их развитии.

Социальный статус личности. Социальные роли. Социальная мобильность. Социальный конфликт и пути и методы его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность.

Социальные группы. Понятие о малой группе. Человек в группе. Групповые нормы и санкции.

Молодежь как социальная группа и как субъект социального развития. Поколения, отношения между ними.

Семья как социальная группа. Брак. Правовые основы семьи и брака. Функции и виды семьи. Семья в современном обществе. Семейные роли мужчины и женщины. Семейный бюджет. Духовные ценности и ориентиры семейной жизни. Психологический климат семьи.

Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение, его Социокультурные факторы. Гении и общество. Люмпены и маргиналы. Алкоголизм и наркомания как социальные явления.

Социальные процессы в современной России.
Нации и межнациональные отношения

Этнические общности. Исторические формы этноса (племя, народность, нация). Национальное сознание. Национализм. Шовинизм. Интернационализм. Космополитизм. Развитие наций и национальных отношений в современном мире.

Межнациональные отношения. Культура межнациональных отношений. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.

Принципы национальной политики и национальные отношения в современной России.

Политика и ее роль в жизни общества

Структура политической сферы. Политическая власть, ее происхождение и виды.

Политические отношения. Политика как вид социального управления. Политическая система, ее структура. Политическая власть и политические режимы: тоталитарный, авторитарный, демократический. Государственный аппарат и разделение властей. Избирательные системы (мажоритарная и пропорциональная). Участие граждан в политике и управлении. Выборы, референдум. Политические организации. Понятие политической партии и ее роль в жизни общества. Виды партийных систем. Многопартийность. Политические права и свободы граждан. Гражданство. Политическая и правовая культура личности.

Политическая жизнь современной России.
Государство. Понятие, основные признаки государства. Государство и право. Основные концепции государства (учение Аристотеля о происхождении государства, договорная теория, классовая теория). Проблема типологии государств. Принципы типологии. Марксистский подход (рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические государства). Формы государственного устройства. Монархия и республика. Типы монархий и республик. Национально-государственное устройство. Демократические, авторитарные и тоталитарные политические режимы.

Внутренние и внешние функции государства.

Гражданское общество и правовое государство. Сущность и основные принципы правового государства. Верховенство права. Местное самоуправление.

Социальное государство. Социальная политика. Программы социальной защиты. Современное российское государство.

Политическая идеология и ее структура

Общественное сознание и его формы. Функции политической идеологии. Виды идеологии. Идеологический плюрализм.

Политическая культура, ее структура и функции. Истины, ценности и нормы в структуре общественного сознания

Право в системе социальных норм

Понятие права. Место и роль права в жизни человека, общества и государства. Право и мораль. Соотношение права и закона. Нормы права. Правосознание. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники (формы) права. Правовые акты. Правоотношения. Законность и правопорядок. Правомерное поведение и правонарушение. Реализация права. Правоохранительные органы.

Административное право. Специфика административно- правовых отношений. Правомерное деяние и административное правонарушение. Виды административного наказания.

Уголовное право. Юридическая ответственность ее основные признаки, виды и значение. Понятие и состав преступления. Уголовная ответственность. Виды уголовных наказаний. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление.

Гражданское право. Специфика гражданского права. Имущественные и неимущественные отношения, их взаимосвязь. Гражданская правоспособность и дееспособность. Частичная дееспособность. Сделка, договор.

Трудовое право. Специфика трудового права. Трудовой и коллективный договор. Государственное регулирование трудовых отношений. Права и обязанности работодателя и наемного рабочего.

Конституционное право. Конституция в иерархии правовых норм. Конституция РФ об основах конституционного строя Структура высшей государственной власти в РФ. Президент Российской Федерации. Федеральное Собрание РФ. Правительство РФ. Судебные органы. Прокуратура РФ. Федеративное устройство России и ее субъекты. Местное самоуправление. Закрепление в Конституции РФ общепринятых международных стандартов прав человека. Становление правового государства в РФ.

Права человека. Международные правовые документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека. Права и обязанности граждан по Конституции РФ. Граждане как субъекты правовых отношений.

Духовная жизнь человека и общества

Мировоззрение, убеждение, вера. Менталитет. Система ценностей.

Формы и разновидности культуры. Духовная и материальная культура. Понятие духовной культуры, ее роль в жизни общества. Духовное производство и культура. Массовая, элитарная, народная культура. Культура и субкультура. Искусство как социальное явление, его происхождение и функции в обществе. Виды искусства. Тенденции и проблемы духовной жизни в современной России. Особенности развития национальных культур в Российской Федерации.

Наука: ее становление как социального института. Наука и общество, их взаимосвязь. Функции науки. Технологические революции и развитие общества. Научно – техническая революция (НТР). Особенности современной науки. Возрастание роли науки в условиях НТР.

Средства массовой информации и их роль в общества. Роль СМИ в демократических преобразованиях в современной России.

Религия и ее роль в обществе. Функции религии. Религиозное мышление. Свобода совести и вероисповеданий. Религия и наука. Воздействие религии на искусство. Ранние формы религии. Национальные и мировые религия. Религия и ее роль в современном мире. Религиозные организации и их роль в общественной жизни. Религия и социальные конфликты в современном мире.

Образование как форма духовной культуры. Образование и его роль в развитии общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. И за рубежом. Самообразование. Социальные приоритеты и принципы образования. Образование в постиндустриальном обществе.

Сущность морали. Понятие ценности. Взаимосвязь индивидуальных, общественных и общечеловеческих ценностей. Свобода и своеволие. Мораль как регулятор социального поведения. Мораль и право. Честь, совесть, самооценка. Моральный идеал. Нравственная оценка для деятельности. Моральный выбор. Проблема общечеловеческих ценностей.
3.4. Содержание и критерия оценки

Вступительные испытания по обществознанию проходит в письменной форме. За каждый ответ можно получить 4 балла. Таким образом, максимальное количество баллов за всю работу может составить 100. Оценка менее 48 баллов считается неудовлетворительной. Абитуриент, набравший менее 48 баллов, к дальнейшим испытаниям не допускается.
3.5. Список литературы для подготовки

●Автономов В. С., Введение в экономику. Учебник для 10-11-х классов. М.: «Вита пресс», 2005.

Бурякова В.В., Захарова Е.Н., Пищулин С.Н. Введение в обществознание: От мифологии к религии и философии. Ч. II 10 класс. М., 2002.

Захарова Е.Н. Введение в обществознание: Социальная, экономическая, политическая, духовная сферы общества. М., 2001.

● Кашанина Т. В. Основы права. 10 – 11 классы. М.: «Вита-пресс». 2005.

Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы: Учеб. пособие. М.: «Дрофа», 2002.

Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 10 класса. М.: «Русское слово», 2005.

 Кравченко А.И., Певцова Е. А. Обществознание: Учебник для 11 класса. М.: «Русское слово», 2005.

● Никитин А. Ф. Обществознание. 10 класс. М.: «Дрофа», 2004.

● Никитин А. Ф. Обществознание. 11 класс. М.: «Дрофа», 2004.

●Никитин А. Ф. Основы права. Учебник для 10 – 11 классов. М.: «Дрофа», 2005.

● Певцова Е. А. Право. Основы правовой культуры. Ч. 1- 2. Учебник для 10 класса. М.: «Русское слово», 2005.

● Певцова Е. А. Право. Основы правовой культуры. Ч. 1- 2. Учебник для 11 класса. М.: «Русское слово», 2005.

● Липсиц И. В. Экономика. 10 – 11 классы. М.: «Вита-пресс», 2005.

 Человек и общество. В 2 ч. 10 - 11 классы. / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М., 2005.

Для подготовки к письменному экзамену, помимо теоретической литературы, приведенной ранее, можно использовать следующие сборники тестов, утвержденных Министерством образования.

1. Рутковская Е.Л. Обществознание. 2004. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. М.: «Интеллект-Центр», 2004.

2. Лабезникова А. Ю., Рутковская Е. Л., Брандт М. Ю., Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Котова О. А., Лискова Т. Е. Обществознание. Тренировочные тесты. М.: «Эксмо», 2004.

3. Курбатов В.И. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию. «Феникс», 2003.

4. Дианова Р. И. Обществознание 11 класс. Учебно-методическое пособие. М.: «Дрофа», 2002.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что вступительный экзамен в институт — это уже новая ступенька в Вашем образовании, которая предполагает несколько иной уровень по сравнению с обычным школьным. Поэтому, кроме школьных учебников, при подготовке к вступительным экзаменам следует пользоваться и учебными пособиями, специально предназначенными для абитуриентов. Из последних можно порекомендовать следующие:

 Обществознание. Пособие для поступающих в вузы Российской Федерации / Под ред. д-ра юридических наук, проф. М.Н. Марченко. М., 2002 (пособие подготовлено коллективом авторов — профессоров и доцентов экономического, юридического и философского факультетов МГУ им. М. В. Ломоносова).

 Обществознание: Пособие для поступающих в высшие учебные заведения на гуманитарные специальности / Авторы: А.А. Александров, А.Б. Безбородов, И.В. Безбородова и др. М., 2002 (концепция данного пособия построена с учётом требований школьной программы и опыта приёма вступительных экзаменов по обществознанию в РГГУ);

 Обществознание. 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие для абитуриентов, поступающих на экономические и юридические специальности / Под ред. Б.Ю. Сербиновского. Ростов-на-Дону, 2002.

 Современная западная социология: Словарь. М., 1990.

 Социология. Словарь-справочник. Т. 1 – 3. М., 1990.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного испытания по обществознанию Форма проведения вступительного испытания iconПрограмма проведения вступительного испытания по предмету «русский...
Русский язык – серьёзный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание...
Программа вступительного испытания по обществознанию Форма проведения вступительного испытания iconФорма проведения и программа вступительного испытания, проводимого...
Вступительного испытания, проводимого угуэс самостоятельно, по дисциплине теория и практика рекламы и
Программа вступительного испытания по обществознанию Форма проведения вступительного испытания iconПрограмма вступительного испытания "Юриспруденция"
ПРОГРАММА вступительного испытания для поступающих в магистратуру по направлению подготовки Юриспруденция
Программа вступительного испытания по обществознанию Форма проведения вступительного испытания iconПрограмма проведения вступительного испытания по обществознанию
Автор: Васильева В. Н., доктор социологических наук, доцент, проф кафедры «Социальных наук»
Программа вступительного испытания по обществознанию Форма проведения вступительного испытания iconМетодика проведения вступительного испытания в магистратуру по направлению...
...
Программа вступительного испытания по обществознанию Форма проведения вступительного испытания iconПрограмма проведения вступительного испытания по обществознанию для бакалавриата
Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в фгбоу впо «чгпу» (бакалавриат). Экзаменационные задания по обществознанию...
Программа вступительного испытания по обществознанию Форма проведения вступительного испытания iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания в форме собеседования...
Программа и правила проведения вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в Удмуртский государственный...
Программа вступительного испытания по обществознанию Форма проведения вступительного испытания iconПрограмма вступительного испытания по истории
Вступительные испытания по истории на направления подготовки бакалавра представляют собой экзамен и проводится в устной форме по...
Программа вступительного испытания по обществознанию Форма проведения вступительного испытания iconПрограмма вступительного испытания по информатике и информационно-коммуникационным...
Вступительные испытания проводятся в форме тестов, содержащих 15 заданий, оценивается по стобалльной шкале, в соответствие с критериями,...
Программа вступительного испытания по обществознанию Форма проведения вступительного испытания iconПрограмма вступительного испытания по обществознанию Киров
Моу столбищенская средняя общеобразовательная школа им. Гсс а. П. Малышева Лаишевского муниципального района рт
Программа вступительного испытания по обществознанию Форма проведения вступительного испытания iconПрограмма вступительного испытания по дисциплине «История»
Программа вступительного испытания по истории сформирована на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего...
Программа вступительного испытания по обществознанию Форма проведения вступительного испытания iconПрограмма вступительного испытания по обществознанию для обучения...
Учебно-методический комплекс подготовлен: Арефинкиной Е. Г. кандидатом юридических наук
Программа вступительного испытания по обществознанию Форма проведения вступительного испытания iconПеречень вопросов для вступительного испытания по Обществознанию
Программа собеседования для поступающих на сокращенные сроки обучения (на базе спо, впо)
Программа вступительного испытания по обществознанию Форма проведения вступительного испытания iconПравила вступительного испытания по обществознанию, проводимого университетом самостоятельно
Какую функцию науки иллюстрирует внедрение разработок по использованию ультразвука для сверления и резки металла
Программа вступительного испытания по обществознанию Форма проведения вступительного испытания iconПрограмма вступительного испытания по биологии
Форма обучения очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Программа вступительного испытания по обществознанию Форма проведения вступительного испытания iconПрограмма вступительного испытания по математике
Программа предназначена для создания и проведения тестов позволяет вести учет успеваемости учащихся


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск