МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.ТУМУТУК АЗНАКАЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
«Рассмотрено»
Руководитель МО
__________/РамазановаГ.Ш.. /
ФИО
Протокол № 1 от «26»
августа 2013 г
| «Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № »
__________/__Кашапова.Ф.Ф./
ФИО
«31»августа 2013г.
| «Утверждено»
Директор МОУ «СОШ с.Тумутук
_____________/_Харрасов Б.С. _/
ФИО
Приказ № 75 от «31»августа 2013г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Шайдуллин Рустем Рашитович,
I квалификационная категория по учебному курсу
«Искусство»
9класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № 1 от «29» августа 2013 г.
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка Кому адресована программа: Рабочая программа адресована учащимся 9-го класса МБОУ «СОШ с.Тумутук» Азнакаевского муниципального района РТ. Рабочая учебная программа по искусству 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Приказ МО РФ №1089 от 05.03.2004г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.
Приказ Департамента Государственной политики в образовании МОиН РФ от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».
Федеральный Базисный учебный план для начального общего, основного и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312.
Примерная программа основного общего образования по искусству. Сборник нормативных документов. Искусству / сос. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
Учебный план МБОУ «СОШ с.Тумутук» на 2012-2013 учебный год.
Изучение искусства в основной школе и в частности в 9 классе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности ребенка заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественной творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Учебный предмет Искусство дает возможность реализовать основные цели художественною образования и эстетического воспитания:
- развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна. музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира. воздействие на человека и общество.
Задачи реализации данного предмета:
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями культуры;
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков:
воспитание художественного вкуса:
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности: формирование учений и навыков художественного самообразования.
Формой проведения занятий по программе является урок.
Формированию познавательною интереса детей к предмету и искусству в целом способствуют разнообразные типы уроков, формы и методы проведения занятий, которые соответствуют современным требованиям педагогики сотрудничества.
Краткая характеристика сформированных обще учебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по учебному
предмету на начало учебного года
Учащиеся знают:
о жанровой системе в изобразительном и музыкальном искусстве и их значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мир;
о роли истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
о процессе работы художника и музыканта над произведением искусства, о смысле каждого этапа этой работы , о роли эскизов и этюдов и т.д.;
о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников, музыкантов; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий ;
о роли художественных образов изобразительного и музыкального искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного и музыкального искусства на разные темы в европейском и отечественном искусстве.
Учащиеся имеют представление:
-об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника и музыканта.
Пяредметные умени, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в 8 классе:
Учащиеся должны знать:
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;
мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Учащиеся должны уметь:
аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном исполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
участвовать в художественной жизни класса, школы, района и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Часы распределены по темам следующим образом:
Тема
| Примерная программа
| Рабочая программа
| Синтез искусства
| 35 часов
| 17 часов
| Итого
| 35часов
| 17часов
| Педагогические технологии: проектные методы, информационные технологии, интерактивные методы.
Средства обучения: интерактивная доска, компьютерные презентации, иллюстрации, учебники, словари и справочники.
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Характеристика деятельности и учащихся или виды учебной
деятельности.
| Вид контроля. Измерители.
| Требования к уровню подготовки обучающихся.
| Домашнее задание
| Дата проведения
| план
| факт
| Синтез искусств (17 часов)
| 1.
| Синтез искусств
| 1
| Урок-формирования новых ЗУН
| Беседа об общности жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Выполнение рисунка на тему прослушанного музыкального произведения
| Групповой Анализ и оценка творческой работы.
| Знать роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.
| Написать основные темы и идеи произведений искусства
|
|
| 2.
| Синтез искусств в архитектуре
| 1
| Урок формирования новых ЗУН
| Беседа о видах и истории архитектуры . Просмотр презентаций «Греческий ордер» и «Акрополь» Выполнение графической фантазийной зарисовки города будущего
| Анализ и оценка творческой работы.
| Знать: выразительные средства архитектуры: ритм, масштаб, пропорции, тектоника, бионика, фактура и цвет материалов. Греческий ордер.
| Работа с терминами
|
|
| 3-4
| Стили в архитектуре
| 2
| Комбинированный
| Беседа о стилях в архитектуре.(античность, готика барокко. классицизм). Практическое выполнение задания. Работа по карточкам
| Групповой, индивидуальный; по карточкам. Тестирование
| Иметь представление об образно- стилевом языке архитектуры прошлого) античность, готика, барокко. классицизм)
| Собрать материал о творчестве
Растрелли.
|
|
| 5-6
| Связь архитектуры и
дизайна
| 2
| Комбинированный
| Беседа о значимой роли архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды. Выполнение творческой работы (архитектурный пейзаж) в любой из выбранных по желанию техник на тему «Дом моей мечты»
| Групповой
| Знать связь между человеком и архитектурой и понимать важность создания информативного комфорта среды.
| Собрать материи для фотоколлажной композиции
|
|
| 7
| Синтез искусств в театре
| 1
| Комбинированный
| Весела о творчестве знаменитых театральных художников: Л.Бенуа. JI.Бакст. В.Рындин. Ф.Федорский. В. М. Васнецов.
Выполнение творческого задания- создать эскиз костюма, грима для персонажей
| Индивидуальный:
| Иметь представления о двух направлениях художественной деятельности сценографа: образно игровой среды и облика актера. Понятие макета. Развивать мышление, чувство гармонии.
| Подобрать материал по теме
|
|
| 8 - 9
| Изображение в полиграфии
| 2
| Комбинированный
| Беседа о творчестве художников иллюстраторов: Г.Доре, И.Я. Билиб ин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др. Выполнение обложки любимой книги
| Беседа.
| Знать: что такое форзац. Шмуцтитул, титульный лист, суперобложка, иллюстрация, виды шрифта; законы плакатного искусства стили изображения.
| Подобрать материал по теме
|
|
| 10
| Проектная деятельность.
Иллюстрирование литературных произведений.
| 1
| Комбинированный
| Выполнение проекта. Создание иллюстраций к литературным произведениям
| Индивидуальный Анализ и оценка творческой работы.
| Уметь определять стиле вое единство изображения и текста. Знать какие бывают типы изображения в полиграфии (графическое. живописное, фотографическое, компьютерное).
| Подготовка сообщений по теме «Художники книги»
|
|
| 1 1
| Изображение в фотографии
| 1
| Комбинированный
| Весела по темам «Современная фотография». «Из истории фотографии»,
«Жанровые темы фотографии».
Практическая работа: найти по фотоальбомам фотографии разных жанров
| Анализ и оценка творческой работы.
| Знать историю развития фотографии, становления как искусства, специфику изображения и технологией процессов получения фотоизображений.
| Написать реферат по истории фотографии
|
|
| 12
| Изображение в фотографии
| 1
| Комбинированный
| Защита рефератов. Выполнение творческого задания: создать фотоколлажи на разные темы
| Анализ и оценка творческой работы.
| Уметь определить жанр фотографии
| Выполнить художественную фото- графию натюрморта, пейзажа
|
|
| 13
| Синтетическая природа жранных искусств.
| 1
| Урок формирования новых ЗУН
| Беседа об истории кино.
Творческое исследование фрагментов по
фильмам С. Эйзенштейна.
| Анализ и оценка творческой работы.
| Знать понятия: кадр, план, монтаж, кинослово. кинофраза. Иметь представление о средствах эмоциональной выразительное ли в фильме: композиция. ритм. свет, цвет и звук. Знать о творчестве выдающихся мастеров кино, их роли и творческим вкладе в мировую и русскую культуру (С. Эйзенштейн, А. Довженко, Г. Козинцев, А. Тарковский).
| Подготовка сообщений по теме «Мастера кино»
|
|
| 14
| Проектная деятельность. Создание презентации
| 1
| Комбинированный
| Творческая работа: создание презентации «Наше село» или «Моя родословная»
| Взаимооценка презентаций
| Уметь подобран. разные материалы по данной теме и создать на их основе презентацию.
| Собрать материал о роли ИКТ в развитии современного искусства
|
|
| 15
| Изображение па компьютере.
| 1
| Урок формирования новых ЗУН
| Беседа о современных видах искусства. Подбор информации по Интернету. Обобщение в форме таблицы
| Индивидуальный,
методом опроса
| Знать современные тенденции в развитии искусства. Уметь создавать с помощью компьютерных программ простые виды картин (пейзаж).
| Совершенствовать
умения и навыки работы на компьютере
|
|
| 16
| Изображение на компьютере
| 1
| Комбинированный
| Творческая задание - создание рисунков на любую тему по разным компьютерным программам.
| Анализ и оценка творческой работы
| Знать современные тенденции в развитии искусства.
Уметь создавать с помощью компьютерных программ простые виды картин.
| Совершенствовать умения и навыки работы на компьютере
|
|
| 17.
| Повторение и обобщение темы «Синтез искусств»
| 1
| Урок повторения и обобщения
| Обобщающая беседа. Повторение пройденного материала по учебнику. Выполнение тестовых заданий
| тестирование
| Уметь анализировать содержание, образный язык разных видов искусств.
| Работа с терминами
|
|
|
Приложение
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература:
Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, М. Просвещение 2010.
О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www ed.gov.ru.
Основная литература:
Учебник: 1 .Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека 7-8 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений/А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под ред. Б.М. Неменского .-4 -е изд. -М.: Просвещение, 2011.
Дополнительная литература для учителя:
1.Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. 10 кл. Базовый уровень : учеб. для общеобразовательных учреждений/ Г.И. Данилова.- 7-е изд., перераб. - М.: Дрофа,2009.
2.Мировая художественная культура : от 17 века до современности .1 1кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Г.И. Данилова.- 5-е изд., стереотип.- М.: Дрофа ,2009.
3. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. - М.: Педагогика, 1983.
4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл: В 4 ч. Часть 1. Основы рисунка.-Обнинск: Титул, 2001.
5. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл: В 4ч. Часть 2. Основы живописи.-Обнинск: Титул, 2001.
6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл: В 4 ч. Часть 3. Основы композиции.-Обнинск:Титул,2001. Оборудование
• Учебные столы * Доска
Технические средства обучения
Компьютер
Интерактивная доска.
Методический фонд
Репродукции картин разных художников
Серии фотографий и иллюстраций природы.
Электронные ресурсы
http://www.countries.ru/library.html - сайт: Культурология: теория; школы; история; практика. Это виртуальная библиотека статей, монографий по культурологии и смежным дисциплинам.
Содержит подборку информационных материалов по теории культуры, истории культуры, социальной и прикладной культурологии и др.
Представляет интерес для всех заинтересованных в изучении и преподавании культурологии.
http://www.fondart.ru/ - Fond ART: искусство, скульптура, живопись.
Проект предназначен для самой широкой аудитории, для всех тех, кого интересует история искусств, изобразительное искусство и архитектура. Здесь рассказывается как о творениях великих мастеров прошлого, так и современности. Здесь можно провести виртуальную прогулку по музеям мира, приобщаясь к великому наследию человечества.
http://www.art-history.ru/ - История мировых искусств - это Информационно-исторический портал об истории и современности культуры и искусства с древнейших времен до наших дней.
http://smallbay.ru/ - Виртуальный музеи Планета Small Bay. Включает Виртуальный музей живописи, который насчитывает около пяти тысяч качественных репродукций картин и графических работ известных мастеров. Представляет информацию о живописи, скульптуре, архитектуре, фотоискусстве
http://www.abc-people.com/typework/art/ - сайт «Энциклопедия замечательных людей и идей». Информационная страничка «Культура и искусство».
|