Воспроизводство социально-профессионального потенциала аграрных кадров россии





НазваниеВоспроизводство социально-профессионального потенциала аграрных кадров россии
страница1/8
Дата публикации18.02.2015
Размер0.9 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8


На правах рукописи

Новиков Владимир Геннадьевич
ВОСПРОИЗВОДСТВО

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ПОТЕНЦИАЛА АГРАРНЫХ КАДРОВ РОССИИ

Специальность 22.00.04 –

социальная структура, социальные институты и процессы

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора социологических наук

Москва

2012
Работа выполнена на кафедре менеджмента и социологии труда ФГБОУ ВПО «Российский государственный аграрный заочный университет»



Научный консультант:

доктор философских наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации

Староверов Владимир Иванович






Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор

Великий Петр Панфилович


доктор социологических наук, профессор

Орлов Геннадий Михайлович


доктор социологических наук, профессор

Широкалова Галина Сергеевна


Ведущая организация


Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации






Защита состоится «22» мая 2012 года в «15» часов на заседании Совета на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д.212.198.09 при ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» по адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6, ауд.206
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Научной библиотеки ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет»: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6


Автореферат разослан «__» ________ 2012 года


Ученый секретарь

диссертационного совета Л.Н. Вдовиченко

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в пореформенной России все более усиливаются негативные процессы в производительных силах ее сельского хозяйства. В нем возрождаются доиндустриальные технологии, и падает эффективность труда. В пореформенный период численность работников СХО (сельскохозяйственных организаций) уменьшилась в 2,3 раза. При спаде продуктивности сельскохозяйственного производства, совокупные затраты живого труда увеличились за счет роста ручных и немеханизированных работ в ЛПХ (личном подсобном хозяйстве). В него переместились работники расформированных сельхозпредприятий и организаций социально-бытового обслуживания на селе. Кроме того, выросли объемы сельскохозяйственного труда горожан-дачников. И хотя в ЛПХ и хозяйствах населения трудятся в основном высококвалифицированные кадры их знания мало востребованы. Все это обусловливает спад трудового потенциала аграрного производства, что становится серьезным препятствием его модернизации.

Упадок производительных сил сельского хозяйства обусловил существенное снижение его продуктивности: Россия пока так и не вышла на дореформенные рубежи аграрного производства. Страна утратила продовольственную безопасность: в целом 45% (в крупных городах 70-80%, в сельской местности около 30%) потребляемых продуктов импортные.

Говоря о стратегии возрождения российского агродела, Медведев Д.А. поставил задачу его модернизации, а также продуктивного освоения 20 млн. из 41 млн. га сельхозугодий, выпавших в пореформенный период из производства. Но без кадров необходимого уровня и квалификации это сделать невозможно. Отсюда вытекает задача возрождения и расширенного воспроизводства человеческого фактора современного российского аграрного дела.

Сегодня никто, ни политики, ни ученые, ни практики не имеют достаточно ясного представления о том, в каком качественном состоянии находится этот человеческий фактор. Поэтому актуальность темы исследования обусловлена как ее практической проблемностью, так и пробелами в теоретико-методологических знаниях путей ее решения. Прежний опыт исследований аграрных кадров, имевший объектом и предметом отличные от нынешних социальные и производственно-экономические реалии, не во всем пригоден. Исходным пунктом ставятся исследования путей, тенденций, форм и условий расширенного воспроизводства социально-профессиональной структуры аграрных кадров. В концентрированном виде это воспроизводство выражает их социально-профессиональный потенциал, поэтому познание его должно охватывать процессы развития и использования человеческого капитала, которые необходимо рассматривать в органическом единстве с функционированием социально-экономического и вещного (материально-технического) капитала.

Степень разработанности проблематики. Оценивая ее, мы учитывали меру изученности состояния социально-профессиональной дифференциации деревни как разновидности социальной структуры ее тружеников, концентрированного выражения качества работников сельского хозяйства, сущности их воспроизводства с учетом российской аграрной специфики, основных форм и направлений совершенствования трудового потенциала аграрных кадров; политики, обусловливающей его эффективность.

Исходные моменты нашего исследования воспроизводства социально-профессионального потенциала вытекают из традиционного анализа взаимодействий профессиональной структуры с социальной. Социально-профессиональная структура как разновидность социального строения общества исследовалась уже в работах К.Маркса, М.Вебера и П.А.Сорокина. А в период возрождения российской социологии, в координатах социально-классового подхода, она изучалась Н.А.Аитовым, В.С.Семеновым, М.Н.Руткевичем, Ф.Р.Филипповым, О.И.Шкаратаном и др.,1 а в рамках стратификационного аспекта М.К.Горшковым, Т.И.Заславской, В.В.Радаевым, Р.В.Рывкиной, М.А.Тарусиным и др.2. Сельская специфика социально-профессиональной структуры нашла отражение в работах Ю.В.Арутюняна, П.П.Великого, В.А.Пациорковского, И.В.Поповой, П.И.Симуша, В.И.Староверова, А.И.Сухарева3 и др. Тогда сложилось несколько подходов к изучению профессиональной структуры: деятельностный, через призму видового общественного разделения труда; личностно-квалификационный, через призму обогащения человеческого капитала его носителей; социально-структурный или стратификационный, через призму отношений равенства-неравенства социальных условий труда.

В 90-е годы прошлого века изучение проблем социально-профессиональной структуры России, особенно деревни, фактически прекратилось, поскольку общество в ходе перестройки утратило классовую определенность. В «Социологической энциклопедии» (2003 г.) выделена профессиональная структура и ни слова не сказано о структуре социально-профессиональной1. Соответственно, в осмыслении новых процессов ее воспроизводства образовался пробел, ликвидация которого и составляет научную проблемность темы диссертации.

В познании социовоспроизводственных процессов важная роль принадлежит учету механизмов социальной мобильности, являющейся основной формой вхождения индивидов в ту или иную социальную общность, а также перехода из одной в другую. Его методология общеизвестна.2 Тем не менее, изучение специфики их современных тенденций требует уточнения ее новых механизмов. В связи с необходимостью интеграции в ходе формирования производительных сил качеств человека экономического и человека социального появилась потребность в осмыслении проблем использования социально-профессионального потенциала субъектов труда. Он существенно отличен от потенциала профессионального, обусловленного технологическими изменениями в труде. Появились сюжеты, связанные с возрастанием значимости знаний в воспроизводстве социально-профессионального потенциала современных трудовых общностей3.

Крайне мало социологической литературы, касающейся изучения кадров как концентрированного выражения, ядра социально-профессионального структурирования общества. В советские времена исследование ключевой роли кадров для развития общества было специфической сферой прикладных исследований4. Кроме отдельных публикаций, были лишь сугубо теоретические работы специалистов научного коммунизма, а также ученых тех стран, национальное хозяйство которых технологически и организационно было однотипно российскому.5

В диссертации использовалась литература о профессиональных ориентациях и социализации сельских школьников, как советская (Левыкин И.Т., Шубкин В.Н., Тимуш А.И., Югов Ю.Г. и др.1), так и современная (Иудин А.А,, Мельников Б.П., Орлов Г.М. и др.2), ибо школа является основным источником пополнения кадров и формирования установок на воспроизводство их социально-профессиональной структуры. В период перестройки появилась также литература, по-новому трактующая проблемы социальной справедливости и социальной адаптации в условиях рынка.3

Однако специально проблематика социально-профессионального потенциала аграрных кадров в социологической литературе еще не разрабатывалась. Да и более широкая проблематика кадрового потенциала привлекла внимание только в пореформенные годы. Применительно к сельским кадрам ее активно разрабатывает чл.-корр. РАСХН Долгушкин Н.К,4 но воспроизводство социально-профессионального потенциала он почти не затрагивает.

В силу сказанного, мы сформулировали теоретическую проблемность темы диссертации как необходимость разработки теоретико-методологических оснований социологического познания процессов расширенного воспроизводства социально-профессионального потенциала современных российских аграрных кадров с учетом коренных изменений в социально-экономических отношениях в 1990-2012 годы, а практическую как анализ состояния социально-профессиональной структуры российских аграрных кадров и проблем обеспечения расширенного воспроизводства ее потенциала.

Цель исследования – выявление стратегических направлений возрождения и совершенствования воспроизводства социально-профессионального потенциала аграрных кадров.

Задачи:

- опираясь на анализ взаимосвязи технико-экономических и социально-гуманитарных потребностей в развитии российского общества, обосновать авторский подход к познанию социально-профессионального потенциала кадров сельского хозяйства;

- уточнить категориально-понятийный аппарат познания процессов воспроизводства социально-профессионального потенциала работников в трансформируемых аграрных отношениях;

- проанализировать последствия аграрных реформ с точки зрения их воздействия на социально-профессиональный и квалификационный потенциал, качество и образ жизни тружеников российского сельского хозяйства;

- оценить изменения в источниках, каналах и формах воспроизводства социально-профессиональной структуры аграрных кадров в условиях рынка;

- выявить основные противоречия и социальные проблемы функционирования и совершенствования современного российского агрообразования как главного фактора расширенного воспроизводства социально-профессионального потенциала кадровых тружеников сельского хозяйства;

- выяснить социологические, социально-экономические и социально-политологические, а также социально-организационные условия воспроизводства социально-профессионального потенциала аграрных кадров в свете задач возрождения и развития российского аграрного дела.

Объект исследования: аграрные кадры в современной России.

Предмет исследования: состояние, тенденции и перспективы воспроизводства социально-профессионального потенциала аграрных кадров.

Гипотезы исследования: Гипотеза 1: Социально-профессиональный потенциал аграрных кадров современной России не соответствует задачам обеспечения ее продовольственной безопасности и конкурентоспособности в глобальной аграрной экономике, требования к которой возрастают в связи со вступлением страны в ВТО. Гипотеза 2. Воспроизводство социально-профессионального потенциала кадров сдерживается пореформенными деформациями основных звеньев профессионального аграрного образования. Гипотеза 3. Кризис воспроизводства социально-профессионального потенциала аграрных кадров является следствием нарастания противоречий в технико-экономических и социальных условиях их функционирования. Гипотеза 4. Совершенствование характера воспроизводства социально-профессионального потенциала зависит от эффективности социальных технологий, используемых в практике управления его процессами.

Основные результаты исследования, полученные лично соискателем и их научная новизна:

установлено, что социологический анализ дает возможность выявить и оценить состояние и тенденции воспроизводства социально-профессионального потенциала кадров современного агродела. Это позволило обосновать подход к познанию социально-профессионального потенциала кадров российского сельского хозяйства, базирующийся на интегративной оценке условий, необходимых для обеспечения эффективного развития и функционирования его человеческого и социального капитала;

уточнен категориально-понятийный аппарат исследования состояния и воспроизводства социально-профессионального потенциала работников современного российского сельского хозяйства с учетом требований к их качеству, предъявляемым различными социально-экономическими формами (ЛПХ, КФХ, акционерные или латифундистские формы) его использования;

выявлено, что в практике аграрных реформ пока преобладают разрушительные тенденции в использовании социально-демографических и трудовых ресурсов, социально-профессионального и квалификационного потенциала, в качестве и образе жизни тружеников сельского хозяйства;

установлены основные причины суженного характера обновления социально-профессионального потенциала современных отечественных аграрных кадров. Они заключаются, с одной стороны, в недоучете природно-климатической специфики российского аграрного производства (его особо прерывистый, в сравнении с мировым, алгоритм и рисковый тип), а также характера воздействия на него рыночных механизмов (замедленные темпы капиталооборота в нем и т.д.), с другой, в игнорировании организационно-правовым регулированием аграрных реформ того доказанного практикой обстоятельства, что современное сельское хозяйство все более утрачивает самодостаточность, а потому обеспечение условий его функционирования, в том числе кадровых, все сильнее зависит от его внешних факторов;

анализ источников, каналов и форм воспроизводства аграрных кадров в условиях российского рынка выявил необратимость перемен в их демографической базе, а также новые тенденции в формировании трудовых и социально-профессиональных установок современных сельских школьников, особенно выпускников, заключающиеся в росте среди них доли лиц, принципиально отторгающих возможность не только выбора ими аграрных профессий, но и любого участия в трудовой деятельности, связь этих явлений с противоречиями в деиндустриализации и перестройке российского агросферы;
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Воспроизводство социально-профессионального потенциала аграрных кадров россии iconАнализ методической работы за 2012-2013 учебный год
Характеристика потенциала педагогических кадров. Количественный и качественный состав педагогических кадров (на май 2013 г.)
Воспроизводство социально-профессионального потенциала аграрных кадров россии iconМетодические рекомендации по вопросам оценки профессионального потенциала...
Организация работы по оценке профессионального потенциала муниципальных служащих в органе местного самоуправления может предусматривать...
Воспроизводство социально-профессионального потенциала аграрных кадров россии iconО выполнении Комплексной программы «образование как институт культуры» за 2006 год
России уникальной системы учреждений художественного образования и эстетического воспитания детей и молодежи, а также при подготовке...
Воспроизводство социально-профессионального потенциала аграрных кадров россии iconРабочая программа по дисциплине с 7 Экономический потенциал Российской Федерации
России; отраслевого строения экономического потенциала таможенной территории России; регионального строения экономического потенциала...
Воспроизводство социально-профессионального потенциала аграрных кадров россии iconПрограмма интегрированного (география, информатика) профильного курса...
России, обладающей значительным рекреационным потенциалом. В связи с этим возникает необходимость подготовки кадров организаторов...
Воспроизводство социально-профессионального потенциала аграрных кадров россии iconКонцепция перспективного комплексного социально-экономического развития
Анализ и оценка величины и эффективности использования социально-экономического потенциала
Воспроизводство социально-профессионального потенциала аграрных кадров россии iconРабочая программа Основной образовательной программы (ооп) Специальность...
Рабочая программа предназначена для базового уровня подготовки специалистов в учебных заведениях среднего профессионального образования....
Воспроизводство социально-профессионального потенциала аграрных кадров россии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциала, развитие...
Воспроизводство социально-профессионального потенциала аграрных кадров россии iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры социально-культурной...
Воспроизводство социально-профессионального потенциала аграрных кадров россии iconПравила приема на обучение по программам подготовки научно-педагогических...
Российской Федерации от 7 августа 2003 г. №610 «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в образовательных...
Воспроизводство социально-профессионального потенциала аграрных кадров россии iconДемографические процессы на украине: реалии и перспективы (на примере харьковской области)
Значение демографической составляющей в социально-экономическом развитии страны велико. Оценка демографического потенциала занимает...
Воспроизводство социально-профессионального потенциала аграрных кадров россии iconРабочая программа учебной дисциплины современная экология и глобальные...
«Ресурсы позвоночных животных охрана, воспроизводство, рациональное использование»
Воспроизводство социально-профессионального потенциала аграрных кадров россии iconПравила приема в аспирантуру
Приложение к Приказу Минобразования России от 27. 03. 98 N 814 «Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе...
Воспроизводство социально-профессионального потенциала аграрных кадров россии iconНационализм как фактор социально-политических трансформаций: опыт...
Работа выполнена на кафедре социально-гуманитарных дисциплин ано впо центросоюза РФ «Российский университет кооперации»
Воспроизводство социально-профессионального потенциала аграрных кадров россии iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру составлена в соответствии...
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Воспроизводство социально-профессионального потенциала аграрных кадров россии iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру составлена в соответствии...
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск