СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения
|
| 1.1. Основная образовательная программа (ООП) магистратуры.
|
| 1.2. Нормативные документы для разработки ООП магистратуры.
|
| 1.3. Общая характеристика вузовской ООП магистратуры.
|
| 1.4 Требования к абитуриенту.
|
| 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника.
|
| 2.1. Область профессиональной деятельности выпускника
|
| 2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника
|
| 2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника
|
| 2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника
|
| 3. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ООП.
|
| 4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса.
|
| 4.1. График учебного процесса.
|
| 4.2. Рабочий учебный план.
|
| 4.3. Рабочие программы дисциплин.
|
| 4.4. Программы практик.
|
| 5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП.
|
| 6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных компетенций
|
| 7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП.
|
| 7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
|
| 7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников.
|
| 8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.
|
| Приложения
|
|
1. Общие положения
1.1. Основная образовательная программа магистратуры, реализуемая Дагестанским государственным техническим университетом по направлению подготовки 270800 Строительство, программе Речные и подземные гидротехнические сооружения представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.
ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы производственной и научно-исследовательской практик, график учебного процесса и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
1.2. Нормативные документы для разработки ООП Нормативную правовую базу разработки ООП магистратуры составляют:
Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ);
Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71;
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки 270800 Строительство высшего профессионального образования (ВПО) (магистратура), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «21»декабря 2009 г. № 750.
Нормативно-методические документы Минобрнауки России;
Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) по направлению подготовки (носит рекомендательный характер);
Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Дагестанского государственного технического университета.
1.3. Общая характеристика вузовской ООП магистратуры
1.3.1. Цель ООП магистратуры
ООП магистратуры имеет своей целью развитие у магистрантов личностных качеств, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.
1.3.2. Срок освоения ООП магистратуры 2 года для очной формы обучения. 1.3.3. Трудоемкость ООП магистратуры 60 зачетных единиц.
1.4. Требования к абитуриенту Для обучения по программе магистратуры принимаются лица, имеющие диплом государственного образца о высшем образовании (бакалавр, специалист, магистр) и прошедшие вступительные испытания.
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника МАгисторской программы 270800.68 Строительство 2.1. В соответствии с п. 4.1 по направлению «Строительство» область профессиональной деятельности магистров включает: - проектирование, возведение, эксплуатация и реконструкция речных и подземных гидротехнических сооружений;
- инженерное обеспечение и оборудование строительных объектов;
- разработка машин, оборудования и технологий, необходимых для строительства и производства строительных материалов, изделий и конструкций;
- проведение научных исследований и образовательной деятельности. 2.2. В соответствии с п. 4.2 ФГОС ВПО по направлению 270800.68 «Строительство», объектами профессиональной деятельности магистров являются: - гражданские здания, промышленные, гидротехнические и природоохранные сооружения;
- строительные материалы, изделия и конструкции зданий и сооружений;
- системы теплогазоснабжения, вентиляции, водоснабжения и водоотведения промышленных, гражданских зданий и природоохранных объектов;
- машины, оборудование, технологические комплексы и системы автоматизации, используемые при строительстве и производстве строительных материалов, изделий и конструкций;
- земельные участки, городские застройки и территории. 2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника: В соответствии с п. 4.3. ФГОС ВПО магистр по направлению подготовки 270800. 68 Строительство готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- инновационная, изыскательская и проектно-расчетная;
- производственно-технологическая;
- научно-исследовательская и педагогическая;
- управление проектами;
- профессиональная экспертиза и нормативно-методическая. 2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника:
В соответствии с п. 4.4 ФГОС ВПО Магистр по направлению подготовки 270800.68 Строительство должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:
в области инновационной, изыскательской и проектно-расчетной деятельности:
- сбор, систематизация и анализ информационных исходных данных для проектирования гидротехнических сооружений, зданий, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест;
- технико-экономическое обоснование и принятие проектных решений в целом по объекту, координация работ по частям проекта, проектирование деталей и конструкций;
- разработка методов и программных средств расчета объекта проектирования, расчетное обеспечение проектной и рабочей документации, оформление законченных проектных работ;
- разработка инновационных материалов, технологий, конструкций и систем, в том числе с использованием научных достижений;
- контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации заданию на проектирование, стандартам, строительным нормам и правилам, техническим условиям и другим исполнительным документам;
- проведение авторского надзора за реализацией проекта;
в области производственно – технологической деятельности:
- организация и совершенствование производственного процесса на предприятии или участке, контроль над соблюдением технологической дисциплины, обслуживанием технологического оборудования и машин;
- совершенствование и освоение новых технологических процессов строительного производства, производства строительных материалов, изделий и конструкций, изготовления машин и оборудования;
- разработка и совершенствование методов контроля качества строительства, выпускаемой продукции, машин и оборудования, организация метрологического обеспечения технологических процессов;
- разработка документации и организация работы по менеджменту качества технологических процессов на предприятии и производственных участках;
- разработка и организация мер экологической безопасности, контроль над их соблюдением;
- организация наладки, испытания и сдачи в эксплуатацию объектов, образцов новой и модернизированной продукции, выпускаемой предприятием;
- составление инструкций по эксплуатации оборудования и проверке технического состояния и остаточного ресурса строительных объектов и оборудования, разработка технической документации на ремонт;
в области научно- исследовательской и педагогической деятельности:
- изучение и анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности;
- постановка научно-технической задачи, выбор методических способов и средств ее решения, подготовка данных для составления обзоров, отчетов, научных и иных публикаций;
- математическое моделирование процессов в конструкциях и системах, компьютерные методы реализации моделей, разработка расчетных методов и средств автоматизации проектирования;
- постановка и проведение экспериментов, метрологическое обеспечение, сбор, обработка и анализ результатов, идентификация теории и эксперимента;
- разработка и использование баз данных и информационных технологий для решения научно-технических и технико-экономических задач по профилю деятельности;
- представление результатов выполненных работ, организация внедрения результатов исследований и практических разработок;
- разработка учебно-методических пособий, конспектов лекционных курсов и практических занятий по дисциплинам строительного профиля среднего и высшего профессионального образования;
- проведение аудиторных занятий, руководство курсовым и дипломным проектированием, учебными и производственными практиками студентов;
в области деятельности по управлению проектами:
- подготовка исходных данных, проведение технико-экономического анализа, обоснование и выбор научно-технических и организационных решений по реализации проекта;
- планирование работы и фондов оплаты труда персонала предприятия или участка;
- разработка и исполнение технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование и т.п.), а также отчетности по установленным формам;
- выполнение работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов;
- разработка документации и ведение работ по внедрению системы менеджмента качества предприятия;
- проведение анализа затрат и результатов деятельности производственных подразделений, организация безопасных способов и контроль за ведением работ на предприятии;
- организация работы по повышению квалификации и аттестации персонала;
в области деятельности по профессиональной экспертизе и нормативно-методической деятельности:
- проведение технической экспертизы проектов объектов строительства;
- оценка технического состояния зданий, сооружений, их частей и инженерного оборудования, разработка экспертных заключений;
- разработка заданий на проектирование, технических условий, стандартов предприятий, инструкций и методических указаний по использованию средств, технологий и оборудования.
3. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения магисторской программы 270800.68 Строительство
Результаты освоения ООП магистратуры определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
В соответствии с п.5.1 и 5.2 ФГОС ВПО по направлению 270800.68 Строительство выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК – 1);
- способностью к самостоятельному изучению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК – 2);
- способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения, способностью к активной социальной мобильности (ОК – 3);
- использованию на практике навыков и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиянию на формирование целей команды, воздействию на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, умению оценивать качество результатов деятельности (ОК – 4);
- готовностью к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации (ОК – 5);
- способностью к адаптации в новых ситуациях, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК – 6);
- способностью оказывать личным примером позитивное воздействие на окружающих с точки зрения соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК – 7);
- способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК – 8).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными (ПК):
- способностью применять знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы (ПК – 1);
- способностью использовать углубленные теоретические и практические знания, часть которых находится на передовом рубеже строительной науки (ПК – 2);
- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ПК – 3);
- способностью использовать углублённые знания правовых, социальных и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ПК – 4);
- способностью демонстрировать навыки работы в научном коллективе, способность порождать новые идеи (креативность) (ПК – 5);
- способностью осознавать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ПК – 6);
- способностью ориентироваться в постановке задачи и определять, каким образом следует искать средства ее решения (ПК – 7);
- способностью и готовностью применять знания о современных методах исследования (ПК – 8);
- способностью и готовностью проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований (ПК – 9);
- способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ПК – 10);
- способностью к профессиональной эксплуатации современного исследовательского оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы) (ПК – 11);
- способностью оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ПК – 12);
по видам деятельности:
Выпускник окончивший магистратуру по программе 270800.68.06 «Речные и подземные гидротехнические сооружения» должен обладать следующими компетенциями.
инновационная, изыскательская и проектно-расчетная деятельность:
- способностью проводить изыскания по оценке состояния природных и природно-техногенных объектов, определять исходные данные для проектирования объектов, готовить задания на проектирование (ПК – 13);
- владением методами оценки инновационного потенциала, риска коммерциализации проекта, технико-экономического анализа проектируемых объектов и продукции (ПК – 14);
- обладанием знаниями методов проектирования инженерных сооружений, их конструктивных элементов, включая методики инженерных расчетов систем, объектов и сооружений (ПК – 15);
способностью вести разработку эскизных, технических и рабочих проектов сложных объектов с использованием лицензионных средств автоматического проектирования (ПК – 16);
научно-исследовательская и педагогическая деятельность:
- способностью разрабатывать методики, планы и программы проведения научных исследований и разработок, готовить задания для исполнителей, организовывать проведение экспериментов и испытаний, анализировать и обобщать их результаты (ПК – 17);
- умением вести сбор, анализ и систематизацию информации по теме исследования, готовить научно-технические отчеты, обзоры публикаций по теме исследования (ПК – 18);
- способностью разрабатывать физические и математические модели явлений и объектов, относящихся к профилю деятельности (ПК – 19);
- владением способами фиксации и защиты объектов интеллектуальной собственности, управления результатами научно-исследовательской деятельности и коммерциализации прав на объекты интеллектуальной собственности (ПК – 20);
- умением на основе знания педагогических приемов принимать непосредственное участие в учебной работе кафедр по профилю направления подготовки (ПК – 21);
производственно-технологическая деятельность:
- способностью вести организацию, совершенствование и освоение новых технологических процессов на предприятии или участке, контроль над соблюдением технологической дисциплины, обслуживанием технологического оборудования и машин (ПК – 22);
- способностью вести организацию наладки, испытания и сдачи в эксплуатацию строительных объектов, образцов новой и модернизированной продукции, выпускаемой предприятием (ПК – 23);
- владение методами организации безопасного ведения работ, профилактики производственного травматизма, профессиональных заболеваний, предотвращение экологических нарушений (ПК – 24);
деятельность по управлению проектами;
- способностью анализировать технологический процесс как объект управления, вести маркетинг и подготовку бизнес-планов производственной деятельности (ПК – 25);
- способностью к адаптации современных версий систем управления качеством к конкретным условиям производства на основе международных стандартов (ПК – 26);
- способностью организовать работу коллектива исполнителей, принимать исполнительские решения, определять порядок выполнения работ (ПК – 27);
- способностью организовать работы по осуществлению авторского надзора при производстве, монтаже, наладке, сдачи в эксплуатацию продукции и объектов производства (ПК – 28);
- умением разрабатывать программы инновационной деятельности, организовать переподготовку, повышение квалификации и аттестации, а также тренинг персонала в области инновационной деятельности (ПК – 29);
профессиональная экспертиза и нормативно-методическая деятельность:
- способностью вести техническую экспертизу проектов объектов строительства (ПК – 30);
- владением методами оценки технического состояния зданий, сооружений, их частей и инженерного оборудования (ПК – 31);
- способностью разрабатывать задания на проектирование, технические условия, стандарты предприятий, инструкции и методические указания по использованию средств, технологий и оборудования (ПК – 32);
- умением составлять инструкции по эксплуатации оборудования и проверке технического состояния и остаточного ресурса строительных объектов и оборудования, разрабатывать техническую документацию на ремонт (ПК – 33).
|