Скачать 465.25 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Р.6 Модели социализации личности в литературе Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 040101.65 – Социальная работа Утверждено на заседании кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук (протокол № 6 от 11 февраля 2013 г.) Зав. кафедрой ______________ Л.И. Геращенко ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Р.6 Модели социализации личности в литературе ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 040101 «Социальная работа» Утверждено на заседании кафедры социальной педагогики и социальной работы социально-гуманитарного факультета протокол № 9 от 21 апреля 2008 г. Зав. кафедрой_______ В.Р. Рыбкин Мурманск РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. 1.1 Автор составитель программы: Сапрыкин В.П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы МГПУ 1.2 Рецензенты: Рыжкова И.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы; Штылёва М.В., главный специалист Управления по общественным связям Правительства Мурманской области 1.3 Пояснительная записка Изучение процесса вхождения индивида в социальную среду, усвоения им социальных влияний и приобщения его к системе социальных связей является одним важных компонентов фундаментального теоретического знания в педагогике, психологии, социологии и других науках. Знакомство с феноменом социализации личности через ракурс литературного знания в немалой степени укрепит представления студентов в данном вопросе. Яркие художественные образы, созданные в зарубежной и отечественной литературе мастерами прозаического жанра, будут являться необходимым примером, позволяющим рассмотреть различные типологии социального поведения. Целью данного курса является формирование устойчивых представлений о моделях социализации личности, представленных в наиболее значительных произведениях отечественной и зарубежной литературы. Задачи курса заключаются в освоении студентами знаний по вопросам социализации личности, умении находить необходимые примеры в литературных произведениях и способности подвергать социально-психологическому анализу типы личности в условиях различной социокультурной модуляции. В ходе изучения курса студент должен знать: - сущность процесса социализации личности; - классификацию стадий процесса социализации личности; - закономерности и характер взаимоотношений личности с конкретной социокультурной средой. Студент должен уметь анализировать произведения отечественной и зарубежной литературы, раскрывающие в содержании проблемы, связанные с социализацией личности. Данный курс тесно связан с основными дисциплинами специального блока и дисциплинами специализации «Социальное здоровье молодежи», «Социология молодежи», «Проблемы социальной работы с молодежью». При разработке данной программы были использованы различные учебники и учебные пособия, в частности, такие как:
1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы
1.6 Содержание дисциплины 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени
1.6.2 Содержание разделов дисциплиныВведение. Социализация личности как культурологическая проблема. Педагогический ракурс процесса социализации личности. Ее отражение в мировой литературе. Универсальные институты социализации в культуре. Социокультурные факторы (социальные установки, нравы, обычаи, мода, язык и пр.) как временные (изменчивые) культурные константы социализации личности. Культура, эпоха и личность. Раздел I. Модели социализации личности в русской литературе Тема 1. Социализация личности в произведении Д.И.Фонвизина «Недоросль» Образ Митрофана. Социальная среда героя. Вкусы, нравы и культурные доминанты социального окружения героя. Гипотеза в построении судьбы героя. Тема 2. Проблема социализации личности в творчестве Л.Н.Толстого Образ главного героя. Лирико-психологический план повествования. «Диалектика души» - главная идея трилогии. Проблема становления нравственной личности, ее ответственности перед обществом. Тема 3. Модель социализации личности в романе А.М.Горького «Жизнь Клима Самгина» Образ героя. Семья героя как условие становления личности Клима. Отношения в семье между родителями. Отношение взрослых к герою на разных этапах взросления. Реакции героя на вызовы взрослых. Отношения героя со сверстниками. Модели поведения героя с учетом гендерного аспекта. Тема 4. Социализация личности в контексте повести А.С.Макаренко «Педагогическая поэма» Колония как специфический институт социализации. Нравы, установки, предпочтения и манера общения колонистов. Педагогический состав колонии. Поиск необходимых методов воздействия на объект воспитания. Принципы социальной справедливости, равенства всех перед всеми и коллективная ответственность как основные нормативные установки в колонии. Раздел II. Модели социализации личности в зарубежной литературе Тема 5. Социализация личности в произведениях М.Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна». Нравы общества – объект иронии и насмешек автора. Вера в здоровое естество человека как источник и критерий нравственных ценностей. Жизнь и нравы провинциального городка. Существующий процесс воспитания как способ умерщвления духа ребенка. Солнечный и озорной мир детства в лице главного героя. Картина общества в «Приключениях Гекльберри Финна». Социальное окружение Гекльберри Финна. Бегство главного героя как форма протеста против унижений и бесправия. Чистота, открытость и простодушие – основные черты характера главного героя. Плот – как символ спасения духа. Противоречивость натуры Гека. Мужество и душевная красота – черты сформировавшегося свободолюбца Гекльберри Финна. Тема 6. Модель социализации личности в романе Ч.Диккенса «Приключения Оливера Твиста» Нравственный облик главного героя. Чистота и доверчивость Твиста. Социальная среда Оливера Твиста. Описание жизни героя до девяти лет. Испытания главного героя. Ученический этап жизни Оливера. Поворотные вехи в становлении характера личности героя романа. Тема 7. Модели социализации личности в зарубежной литературе XX века. Подростки и юношество в произведениях В.Фолкнера («Осквернитель праха», «Медведь», «На дороге»). Молодые герои романов Д.Сэлинджера «На пропастью во ржи», «Фрэнни», «Зуи». Нравственная проблематика личности в романе Д.Апдайка «Кролик, беги». Процесс духовного становления человека в творчестве Д.Олдриджа («Последний дюйм», «Мальчик с левого берега»). 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Практическое занятие № 1. Тема: Социализация личности в произведении Д.И.Фонвизина «Недоросль» План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Литература: Пьеса Фонвизина Д.И. «Недоросль» Практическое занятие № 2. Тема: Проблема социализации личности в творчестве Л.Н.Толстого План: 1. Подготовка оборудования 2. Постановка задач 3. Обсуждение вопросов
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Описание семейного окружения главного героя в трилогии «Детство. Отрочество. Юность». Характеристика. 2. Методы семейного воспитания, описанные в повести. 3. Этапы становления личности главного героя в произведении. Литература: 1.Толстой Л.Н. «Детство. Отрочество Юность» Практическое занятие № 3. Тема: Модель социализации личности в романе М.Горького «Жизнь Клима Самгина» План: 1. Подготовка оборудования 2. Постановка задач 3. Обсуждение вопросов 4.Подведение итогов Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Характеристика образа главного героя 2. Характеристика отношений в семье 3. Характеристика отношений взрослых к герою 4. Характеристика отношений героя с юношеской средой Литература: 1. М.Горький «Жизнь Клима Самгина Практическое занятие № 4. Тема: Социализация личности в контексте повести А.С.Макаренко «Педагогическая поэма» План: 1. Подготовка оборудования 2. Постановка задач 3. Обсуждение вопросов 4.Подведение итогов Вопросы для коллективного осуждения: 1. Способы и средства педагогического воздействия на личности колонистов. (Привести примеры из текста). 2. Формирование нравственных идеалов и моральных установок у колонистов. (Привести примеры из текста). 3. Наставничество как форма социализации личности колонистов (Примеры из текста). Литература: 1. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-и т. Т.3. – М., 1984. Практическое занятие № 5. Тема: Социализация личности в произведениях Марка Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» План: 1. Подготовка оборудования 2. Постановка задач 3. Обсуждение вопросов 4.Подведение итогов Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Характеристика культурных нравов общества, описанных на страницах романов. (Привести примеры из текста). 2. Образ Тома Сойера в одноименном произведении (Привести примеры из текста). 3. Образ Гекльберри Финна и этапы становления личности (Привести примеры из текста). Литература: 1. М.Твен «Приключения Тома Сойера» 2. М.Твен «Приключения Гекльберри Финна» Практическое занятие № 6. Тема: Модель социализации личности в романах Ч.Диккенса «Приключения Оливера Твиста» и «Жизнь Дэвида Копперфилда» План: 1. Подготовка оборудования 2. Постановка задач 3. Обсуждение вопросов 4.Подведение итогов Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Социальная картина романа «Приключения Оливера Твиста» (Привести примеры из текста). 2. Характеристика образа главного героя. (Привести примеры). 3. Этапы становления личности главного героя (привести примеры из текста). 4. Изображение социальной среды в романе «Жизнь Дэвида Копперфилда» 5. Этапы становления личности героя романа. Литература:
Практическое занятие № 7. Тема: Модели социализации личности в зарубежной литературе XX века. План: 1. Подготовка оборудования 2. Постановка задач 3. Обсуждение вопросов 4.Подведение итогов Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Подростки и юношество в произведениях В.Фолкнера («Осквернитель праха», «Медведь», «На дороге»). 2. Молодые герои романов Д.Сэлинджера «На пропастью во ржи», «Фрэнни», «Зуи». 3. Нравственная проблематика личности в романе Д.Апдайка «Кролик, беги». 4. Процесс духовного становления человека в творчестве Д.Олдриджа («Последний дюйм», «Мальчик с левого берега»). Литература:
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины 1.8.1 Рекомендуемая литература Основная литература:
Дополнительная литература:
1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины 1.9.1 Перечень используемых технических средств
1.9.2 Перечень используемых пособий Используемые пособия:
1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения - 1.10 Примерные зачетные тестовые задания Тестовые задания по данной дисциплине непредусмотрены. 1.11 Примерный перечень вопросов к зачету 1. Характеристика социальных типов в пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль» 2. Митрофанушка как представитель молодого поколения XVIII века 3. Софья как идеальный образ в пьесе Д.И.Фонвизина 4. Правдин и Стародум как идеальные герои своего времени 5. Методы воспитания в семье Митрофана 6. Общечеловеческие мотивы в трилогии Л.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» 7. Коленька Иртеньев - воплощение пытливого и утверждающего детства 8. Психологизм в изображении главного героя трилогии Л.Толстого 9. Характеристика образа Клима Самгина 10. Характеристика семейной среды и юношеского окружения Клима Самгина. Взаимоотношения со взрослыми и сверсниками 12.Образы колонистов в повести А.С. Макаренко «Педагогическая поэма» 13. Изображение чиновников «наробраза» в «Педагогической поэме» 14.Социальные портреты воспитателей колонии в повести А.С.Макаренко «Педагогическая поэма» 15. Характеристика социальной среды в произведении А.С.Макаренко «Педагогическая поэма» 16. Оливер Твист – нравственный герой Ч.Диккенса 17. Образы Тома Сойера и Гекльберри Финна в произведениях Марка Твена 18 «Умные дети» в произведениях Д.Селинджера 19.Подростки–главные герои произведений В.Фолкнера «Осквернитель праха» и «Медведь» 20. Индивидуалистический бунт личности в романе Д.Апдайка «Кролик, беги» 1.12 Комплект экзаменационных билетовЭкзамен по данной дисциплине не предусмотрен.1.13 Примерная тематика рефератов1. Тема гибели и возрождения личности в романе В.Гюго «Отверженные» 2. Проблема ответственности личности за свои поступки в творчестве Ч.Диккенса 3. Личность 40-х годов в книге А.И.Герцена «Былое и думы» 4. Юные герои В.Фолкнера в романе «На дороге» 5. Проблема становления личности в произведениях Д.Лондона 6. Мотивы мужественности и ответственности в повести Д.Олдриджа «Последний дюйм» 7. Социализация личности в романе А.И.Гончарова «Обломов» 1.14 Примерная тематика курсовых работКурсовые работы по данной дисциплине не предусмотрены.1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работКвалификационные работы по данной дисциплине не предусмотрены.1.16 Методика исследованияНет.1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплинеИспользуется традиционная система оценивания знаний студентов по четырёхбальной шкале («2»-«5»). РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения |
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1, Д. С. 4, Сд психология... Авторы-составители программы: Синкевич И. А., канд пед наук, доцент, Тузова О. Н., канд психол наук, старший преподаватель | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 8 История социальной... Рыжкова И. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу; Тегалева Т. Д. ст преподаватель... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд.... А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 21 Методы географических... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Модели социализации... Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный... Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 8 Религиоведение... Пащенко Л. В., к ф н., старший преподаватель кафедры связей с общественностью и лингвистики мгту | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: Специальность... Направление подготовки: Специальность 040101. 65 «Социальная работа», квалификация специалист | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины социальная экология Специальность... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 4 История религии... ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 2 Геоморфология основная... Цель дисциплины. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности... |