Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет мировой экономики и мировой политики ______________________
Кафедра мировой политики ________________________
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему Эволюция политики Европейского союза в отношении Украины (2004-2012 гг.) _______________________________________________________
Студент группы: № ЕИ-2
Захарова Екатерина Борисовна
(Ф.И.О.) Руководитель ВКР:
заместитель декана по методической работе и кадрам
к.и. н., доцент,
Суздальцев Андрей Иванович
(должность, звание, Ф.И.О.) Консультант
______________________
(должность, звание, Ф.И.О.)
Москва, 2013
|
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...21 . Политика стран-членов Европейского союза в отношении Украины (2004-2012 гг.)
1.1 Европейский интеграционный процесс с точки зрения либерального межправительственного подхода……………………………………...……………9
1.2 Политика стран Центральной и Восточной Европы в отношении Украины………………………………………………………………………..……15
1.3 Украина во внешней политике стран Балтии и Скандинавских государств………………………………………………………………………...…23
1.4 Политика стран «большой тройки» ЕС в отношении Украины………….…27
2. Европейская политика соседства в отношении Украины (2004-2007 гг.)
2.1 Принципы и механизмы Европейской политики соседства…...…………….36
2.2 Влияние «оранжевой революции» 2004 г. на политику ЕС в отношении Украины...............................................................................................................43
2.3 Сотрудничество Украины и ЕС в рамках реализации Плана действий (2005-2007 гг.)…………………………………………………………………………….49
3. Новые форматы политики ЕС в отношении Украины (2007-2012 гг.)
3.1 Политика ЕС в отношении Украины в рамках «Черноморской синергии»………………………………………………………………………….60
3.2 Программа «Восточное партнерство» как новый формат Европейской политики соседства………………………………………………..………………65
3.3 Двусторонние отношения Украины-ЕС в 2008-2012 гг……………………...77
Заключение………………………………………………………………………….87
Список использованных источников и литературы……………………………92
Введение
Исследование политики ЕС в отношении Украины важно для понимания природы самого интеграционного проекта. Программы, реализуемые Европейским союзом в отношении Украины и других соседних государств, представляют интерес с точки зрения развития его потенциала на международной арене, способности превратить свою «нормативную силу» и экономическую мощь в политическое влияние. ЕС реализует сотрудничество с соседними государствами в рамках таких политико-экономических форматов, как «Европейская политика соседства» (ЕПС), «Черноморская синергия», «Восточное партнерство». Украина является одним из ключевых для ЕС партнеров в рамках данных форматов, результаты реализации данных политик в отношении этого государства могут быть использованы для прогноза ситуации с другими государствами.
Постсоветское пространство играет важную роль в отношениях ЕС и России, а также иных акторов, заинтересованными в усилении своего влияния в регионе. Политика в отношении Украины зачастую рассматривается Россией и ЕС через призму соперничества. В связи с перспективой подписания соглашения об ассоциации и создании глубокой и всесторонней зоны свободной торговли с ЕС возникают вопросы о перспективах отношений Украины с Россией и возможности участия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Актуальность темы обусловлена как теоретическим аспектом, связанным с исследованием природы Европейского союза, так и практическим, отражающим перспективы развития ситуации в регионе.
Объектом данной работы является Европейский союз.
Предмет – политика ЕС в отношении Украины.
Цель работы – определить факторы эволюции политики ЕС в отношении Украины и наиболее эффективный формат политики с точки зрения реализации целей союза.
Гипотеза исследования состоит в том, что политика ЕС в отношении Украины осуществляется и претерпевает изменения в рамках трансформации политики соседства, предусматривающей изменение партнера на основе сближения с Евросоюзом. Трансформация политики ЕС в отношении соседних стран отражает поиск формулы, которая отражала бы достигнутый на уровне ЕС консенсус стран-членов относительно формата взаимодействия с партнером. В отсутствие внутренней согласованности и серьезных рычагов давления трансформационный потенциал ЕС в отношении Украины невысок, поэтому наибольшего эффекта удается достичь лишь в тех сферах, в развитии которых заинтересованы все стороны.
Задачи исследования:
Рассмотреть феномен европейской интеграции с точки зрения либерального межправительственного подхода
Проанализировать политику стран-членов в отношении Украины
Исследовать различные форматы отношений ЕС и Украины: Европейская политика соседства, программа «Восточное партнерство» и «Черноморская синергия»
Выявить преимущества и недостатки данных инициатив, препятствия для реализации.
Рассмотреть влияние внутренней логики функционирования и развития ЕС на эволюцию политики в отношении Украины
Определить влияние международного и регионального контекста на взаимоотношения ЕС с Украиной
На основе проведенного анализа сделать выводы относительно наилучшего формата политики ЕС в отношении Украины
Хронологические рамки охватывают период 2004- 2012 гг. В качестве отправной точки избран 2004 г., так как именно в этом году произошло самое масштабное расширение ЕС на восток и запуск Европейской политики соседства (ЕПС). В рамках рассматриваемого периода можно выделить два этапа: 2004-2007 г. – первые годы реализации ЕПС, начало дискуссий относительно необходимости реформирования данной политики и поиск нового формата отношений с Украиной; 2007-2012 гг. – запуск новых политик ЕС в отношении «восточных соседей», «Черноморская синергия» и программа «Восточное партнерство», провозглашение в качестве стратегической цели сотрудничества Украины и ЕС подписание соглашения об ассоциации. Во втором этапе можно выделить два периода, переломным моментом можно считать 2010 г., когда в связи со сменой власти на Украине, обострением противоречий в ЕС на фоне финансового кризиса произошли изменения в отношениях двух сторон.
Методологической основой исследования является либеральный межправительственный подход, в основе которого лежит либеральная теория формирования национальных предпочтений и межправительственный анализ переговорного процесса на наднациональном уровне. Интеграционный процесс, с точки зрения сторонников данного подхода, включает два уровня: национальный, где происходит агрегирование властью интересов различных групп и партий, и стадию переговоров между представителями государств, где важную роль играет политический вес и переговорные позиции стран-членов. Политика ЕС в отношении третьих стран также определяется интересами и переговорными позициями государств-членов. Страны-члены стремятся реализовать свои экономические и политические интересы, используя механизмы ЕС. Кроме того исследование политик ЕС в отношении соседних стран потребовало обращения к исследованиям, рассматривающим данные политики с точки зрения теории европеизации и «внешнего управления» («external governance»). Сторонники данных подходов видят в политике ЕС в отношении соседей, в том числе Украины экспорт европейской экономической и политической модели и методов управления, за счет постепенного включения соседних стран в правовое поле союза и создание различного рода площадок для сотрудничества и решения общих проблем.
Источниковую базу исследования составляют нормативно-правовые акты и документы официального делопроизводства институтов Европейского Союза, документы, разработанные и подписанные совместно Украиной и ЕС в рамках Европейской политики соседства и программы «Восточное партнерство» и других форматов отношений, документы государственных структур стран-членов и Украины, материалы информационных агентств и периодической печати. Первая группа источников включает Договор о Европейском союзе (в редакции Лиссабонского договора), основу деятельности ЕС, отношений между наднациональными институтами и государствами-членами, базу всего остального законодательства; сообщения комиссии Совету ЕС и Европарламенту; заключения Совета, отражающие процесс выработки предложений и принятия проектов в рамках ЕПС и «Восточного партнерства»; резолюции Европейского парламента, речи официальных лиц, затрагивающие вопросы внешней политики союза в отношении стран-соседей.
Особую группу источников составляют различного рода соглашения, подписанные Украиной и ЕС, рабочие документы Европейской политики соседства и «Восточного партнерства», фиксирующие сферы и механизмы сотрудничества. К последним относятся Планы действий, документы, касающиеся переговоров о подписании нового соглашения, Повестка дня ассоциации Украины-ЕС.
К третьей категории источников относятся документы государственных органов стран-членов, представляющие позиции и предложения по поводу развития «восточного направления» внешней политики ЕС и развития двусторонних отношений с Украиной. В эту же группу можно отнести документы украинских и российских государственных структур, касающиеся отношений с Европейским союзом.
Материалы информационных агентств и периодической печати помогают сравнить взгляды и оценки, звучащие в европейских, украинских и российских СМИ, составить представления об информационном фоне политики ЕС в отношении Украины.
В качестве источников можно рассматривать доклады и отчеты европейских и российских экспертных центров, которые отражают взгляды научного сообщества на проблемы развития отношений с Украиной, служат информационной поддержкой политических решений. Документы, подготовленные экспертными центрами стран-членов (Польша, Германия) иллюстрируют приоритеты государств-членов, подход к соотношению национальных интересов и общих целей ЕС в отношениях с третьими странами.
Настоящая работа потребовала изучения корпуса исследований отечественных и зарубежных авторов, посвященных общетеоретическим проблемам европейской интеграции, вопросам внешней политики Европейского союза, особенностям отношений ЕС с Украиной. Обзор исследовательской литературы стоит начать с работ, посвященных проблемам методологии исследования европейской интеграции и деятельности ЕС на международной арене. Поскольку в качестве методологической основы исследования избран либеральный межправительственный подход, работа опирается на труды Э. Моравчика, С. Хоффмана. С. Хоффман является основоположником межправительственного подхода к изучению проблем европейской интеграции, по его мнению, интеграционные процессы в Европе следует рассматривать с точки зрения теории международных отношений, как сотрудничество государств для достижения своих целей. Э. Моравчик развил теорию С. Хоффамана, сделав акцент на внутриполитических факторах формирования интересов государств-членов и их роли в процессе европейской интеграции.
Вопросам методологии исследования политики ЕС в отношении третьих стран, в том числе политике соседства, посвящены работы С. Лавнекс, Ф. Шиммельфенига, рассматривающих феномен «внешнего управления», Дж. Келли и К. Смит, учитывающих влияние политики расширения на политику ЕС в отношении соседних стран. Отличительной чертой работ европейских исследований является сочетание теоретического подхода и практических рекомендаций, выработанных на его основе.
Российские исследователи, в работах посвященных политикам ЕС в отношении соседних стран, уделяют внимание проблемам безопасности, влиянию данных инициатив на отношения России и ЕС. Проблематика политики ЕС в отношении восточных соседей, в том числе Украины, рассматривается в работах Ю. Борко, А. А. Сергунина, А.А. Стрелкова, И. Б. Болговой.
Выпускная квалификационная работа состоит из «Введения», трех глав, «Заключения», списка источников и литературы. В первой главе «Политика стран-членов Европейского союза в отношении Украины (2004-2012 гг.)» рассматривается роль национального фактора в формировании политики ЕС. Первый раздел главы посвящен специфике либерального межправительственного подхода к изучению интеграционных процессов как теоретической основе исследования. В других разделах рассматривается внешнеполитический курс стран-членов в отношении Украины, их позиции в отношении восточного вектора политики ЕС и роль в его формировании.
Вторая глава посвящена активизации политики ЕС в отношении Украины в рамках запущенной в 2004 г. Европейской политики соседства. В данной главе рассматривается роль внутренних факторов, таких как цели и интересы стран-членов и институтов, конституционный кризис в Евросоюзе, и внешних факторов - внутриполитическая ситуация на Украине и прозападная политика новой власти, позиция России, на реализацию ЕПС и восприятие ее результатов на национальном и наднациональном уровне ЕС.
В третьей главе анализируются две новые инициативы ЕС, в рамках которых осуществляется политика в отношении Украины, «Черноморская синергия» и «Восточное партнерство». Данные политики оцениваются с точки зрения новизны и эффективности по сравнению с ЕПС. Особое внимание уделяется развитию двустороннего формата отношений Украины и ЕС в рамках «Восточного партнерства».
Политика стран-членов Европейского союза в отношении Украины (2004-2012 гг.)
1.1 Европейский интеграционный процесс с точки зрения либерального межправительственного подхода
Европейский союз является уникальным примером интеграционного объединения. ЕС представляет собой сложную систему, включающую несколько уровней (национальный, наднациональный и региональный), отношениях между которыми осуществляются в рамках институтов и норм, закрепленных в учредительных договорах и иных источниках права. ЕС обладает международной правосубъектностью и стремится активно участвовать в мировых экономических и политических процессах. Для того чтобы понять как формируется внешнеполитический и внешнеэкономический курс Евросоюза, каков его потенциал и перспективы как игрока на международной арене необходимо изучить его природу.
Интеграционные процессы в Европе фактически с момента образования Европейских сообществ привлекали внимание исследователей. На базе политологических подходов и теорий международных отношений сформировались теории европейской интеграции, в рамках которых выделялись ключевые характеристики данного феномена, факторы и пути его развития. В данной работе в качестве базовой теории применяется либеральный межправительственный подход, поэтому стоит подробнее рассмотреть положения данной теории относительно процессов интеграции в Европе, сравнить с иными подходами к исследованию ЕС.
Э. Моравчик, основоположник либерального межправительственного подхода, в одной из своих статей дает определение Европейского союза как «…наиболее успешного примера институционализированной международной координации политик в современном мире…»1. С точки зрения межправительственного подхода эволюция ЕС представляет собой серию успешных сделок между государствами-членами. Самой главной задачей теории является объяснение природы и факторов этих сделок. Э. Моравчик сравнивает ЕС с международным режимом, созданным в условиях экономической взаимозависимости для сохранения государственного контроля над экономикой при помощи координации политик с другими государствами. Национальные правительства склонны к кооперации, когда это помогает решать их внутренние проблемы, нивелировать негативные внешние факторы.
|