Вопросы к зачету





НазваниеВопросы к зачету
страница1/10
Дата публикации28.02.2015
Размер1.61 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10





Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Саратовская государственная академия права»

(Филиал в г. Астрахани)

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор филиала «СГАП»

в г. Астрахани к.ю.н., доцент

_________________ А.И. Пушкин

«29» июня 2010 г.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Специальность 030501.65 «Юриспруденция»

Одобрен учебно-методическим советом

«28» июня 2010 года, протокол № 3
Обсужден кафедрой уголовно-правовых дисциплин

«18»июня 2010 г. протокол №11

Зав. кафедрой к.ю.н., доцент О.И. Петрашова
Составитель: д.м.н., профессор Д.О.Ермолаев
АСТРАХАНЬ — 2010
СОДЕРЖАНИЕ
I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ...................................................3

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ........................................................................6

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……......................................14

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ…………………………………………………...16

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПЕЗЕНТАЦИИ ПО ТЕМАМ КУРСА………………16

II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ............................................................... 17

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................17

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ …………………………………….....18

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ................................................................22

ПЛАНЫ (КОНСПЕКТЫ) ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ………………….. .30

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕКСИХ ЗАНЯТИЙ……………….34

ПЛАНЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТА……………………...36

ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………38

III. ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ......46

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ…………………………………………………………………..47

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ………………………………………………………..51

IV. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ............................................60

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ…………………………………………………………64

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ......................................67

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ……………………………………………………………………..67

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНИХ (САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ) ЗАДАНИЙ….……………………………………..68

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ……………………………………………………....…………..72

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ……………………………………………….............74

МЕТОДИКА БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ……………………………………………………………………75

I. Учебная программа дисциплины
Введение

Программа учебной дисциплины – это нормативный документ, в котором определено содержание образования, соответствующее требованиям ФГОС ВПО специальностей (направлений) подготовки студентов, устанавливается система освоения и реализации студентами учебного материала.

Учебная программа дисциплины «Концепции современного естествознания» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего и профессионального образования по специальности 03050165 - «Юриспруденция» всех форм обучения как научной и учебной дисциплины в целях приобретения теоретических знаний.

Она является учебной программой для студентов Саратовской государственной юридической академии и отражает специфику и профиль подготовки дипломированных специалистов независимо от формы обучения; определяет структуру и содержание учебной дисциплины, общий объем знаний, умений и навыков по курсу «Концепции современного естествознания», которыми должен обладать выпускник СГАП.

Учебная программа дисциплины: «Концепции современного естествознания» структурно включает в себя:

  • Введение.

  • Содержание дисциплины.

  • Рекомендуемая основная литература.

  • Рекомендуемая дополнительная литература.

  • Электронные учебники.

  • Электронные презентации по темам курса.

Курс "Концепции современного естествознания" - это система знаний о процессах познания мира с естественнонаучной точки зрения; панораме современного естествознания, с его историей и тенденциями развития. В рамках этой учебной дисциплины формируется преставление об основных физических, химических, геологических и биологических концепциях, о роли человека в биосфере и ноосфере; решаются вопросы об использовании полученных сведений в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Основная его цель:

- дать студентам общие знания о процессах познания мира с естественнонаучной точки зрения;

  • ознакомить с панорамой современного естествознания, с его историей и тенденциями развития;

  • дать преставление об основных физических, химических, геологических и биологических концепциях, о роли человека в биосфере и ноосфере;

научить использовать полученные сведения в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Задачи изучения: овладение естественнонаучными знаниями, и умением использовать их в повседневной жизни и практике.

Дисциплина «Концепции современного естествознания» изучается после философии, что позволяет студентам, с одной стороны, наполнить конкретным содержанием некоторые философские понятия и категории, а с другой – сформировать более глубокое и объективное мировоззрение. Дисциплины «Философия» и «Концепции современного естествознания» позволяют сформировать объективную научную картину мира (НКМ).

По результатам изучения курса «Концепции современного естествознания» каждый студент должен знать:

  • взаимосвязь между естественными и гуманитарными науками, сходство и различие их объектов и методов изучения этих объектов;

  • особенности проявления динамических и статистических закономерностей в природе и обществе;

  • натурфилософскую, механистическую и эволюционную картины мира, их сходство и различие;

  • концепции абсолютных и относительных пространства и времени;

  • взаимосвязь свойств пространства и времени с принципами симметрии и законами сохранения;

  • принципы относительности, неопределенности, дополнительности, их физический и философский смысл;

  • взаимосвязи между физическими, химическими, биологическими и социальными процессами;

  • концепцию биосферы, её составляющие и функции живого вещества;

  • роль биологического многообразия в устойчивости биосферы;

  • физиологические основы психики, здоровья и социального поведения человека;

  • принципы универсального эволюционизма, процессы самоорганизации в живой и неживой природе и в обществе;

По результатам изучения курса «Концепции современного естествознания» каждый студент уметь:

  • использовать континуальную и корпускулярную концепции для описания явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности;

  • применять алгоритм научного познания для решения практических задач;

  • учитывать особенности проявления динамических и статистических законов при совершении юридических действий;

  • учитывать отличительные особенности научных знаний от всех других, а также роль научных фактов;

  • анализировать факты и обстоятельства правонарушений с естественнонаучной точки зрения;

видеть мир во всей сложности и тонкости взаимодействия.

В программе определяется перечень тем, последовательность их изучения с учетом логической взаимосвязи между собой и содержание всех видов учебных занятий согласно бюджету времени, устанавливаемого учебным планом. Весь изучаемый материал разделен на 12 тем.

Тема №1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы;

Тема №2. Порядок и беспорядок в природе; хаос;

Тема №3. Структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии;

Тема №4. Ззаконы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие;

Тема №5. Состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе;

Тема №6. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии;

Тема №7. Химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли;

Тема №8. Современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы:

Тема №9. Ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи;

Тема №10. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция;

Тема №11. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы:

Тема №12. Ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

Содержание учебной программы отражает современный уровень науки, ее связь с другими науками, а также многолетний опыт преподавания Концепций современного естествознания в СГАП и других ВУЗах страны.

Содержание дисциплины
Тема №1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы.

Формы познания мира, особенность научных знаний. Алгоритм научного познания, его применение в различных сферах деятельности.

Типы научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Относительность научных и абсолютность нравственных истин.

Предмет естествознания - различные формы движения материи в природе структурные уровни организации материи, их строение и генезис; основные формы всякого бытия; связь явлений природы.

Необходимое условие развития естествознания на современном этапе - дифференциация и интеграция отдельных областей знания; целостный и многосторонний охват изучаемых объектов и явлений.

История естествознания и тенденции его развития

Основные этапы развития естествознания. Научная парадигма и ее влияние на развитие науки.

Особенности научных картин мира – натурфилософской, механистической и эволюционной. Принципиальное отличие механистической и эволюционной парадигм.

Панорама современного естествознания. Гуманистические ценности как главные ориентиры развития науки на современном этапе.

Основа появления знаний о природе - практическая человеческая деятельность. Мифология как отдаленная предпосылка науки. Необходимое условие возникновения научных сообществ - высокий уровень развития производства и общественных отношений.

Периоды и этапы развития естествознания.

Натурфилософия как подготовительный этап естествознания. Возник­новение первых теоретических систем (Фалес, Демокрит и др.). Первые описания закономерностей природы, общества и мышления (Платон. Аристотель и др.).

Создание первых естественнонаучных теорий в области геометрии (Евклид), механики (Архимед), астрономии (Птолемей). Развитие естествознания в эпоху Средневековья на Востоке и в Сред­ней Азии (Авиценна, Бируни, Улугбек и др.).

Схоластика как специфиче­ская средневековая форма науки в Европе; развитие мыслительной куль­туры, теоретических споров и дискуссий (П.Абеляр, Р.Бэкон, Ф.Бэкон и др.). Алхимия и астрология как основа экспериментального изучения при­родных веществ и наблюдений за небесными телами.

Возникновение механистического и метафизического естествознания в эпоху Возрождения на основе систематических экспериментов; превраще­ние науки в самостоятельный фактор духовной жизни общества (Леонардо да Винчи, Н. Коперник).

Первая научная революция XVI-XV1I вв. (Г. Галилей, Р. Декарт,
И. Ньютон и др.); создание механистической системы мира.

Стихийно-диалектический период развития естествознания в XVII-XVIII вв. (Л. Эйлер, М. Ломоносов, К. Линней, П. Лаплас и др.).

Промышленный переворот конца XVIII - начала XIX вв. как основа ин­тенсивного развития естествознания. Открытие закона сохранения энергии (Р. Майер, Д. Джоуль), периодического закона (Д. Менделеев), создание эволюционного учения (Ч. Дарвин).

Развитие естествознания в конце ХIX-ХХ вв. (М. Фарадей,
Дж. Максвелл, М. Планк, Э. Резерфорд, Н. Бор, П. Капица, Н. Вавилов и др.).

Основные тенденции развития естествознания:

  • раскрытие всеобщей связи явлений природы;

  • изучение самого малого (явлений микромира);

  • самого далекого (объектов мегамира),

  • самого сложного (возникновения и развития жизни и мышления, законов функционирования сознания).

Роль естествознания в миропонимании и формировании мировоззрения.

Корпускулярная и континуальная концепции описания природы как проявление диалектического закона единства и борьбы противоположностей разви­тие идей атомистического (дискретного, квантового) строения материи и континуального (непрерывного, предельно однородного) пространства. Корпускулярно-волновой дуализм как проявление закона диалектики (единство и борьба противоположностей). Вещество и поле как два вида материи с дискретной и непрерывной структурой.
Тема №2. Порядок и беспорядок в природе; хаос.

Порядок и беспорядок в природе, упорядоченное устройство Вселенной (Космос) как противоположность первозданному всеобщему беспорядку (Хаос). Порядок и беспорядок в мире атомов, ближний и дальний порядок, его связь с агрегатным состоянием вещества. Взаимосвязь между поряд­ком и беспорядком.
Тема №3. Структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии.

Структурные уровни организации материи: микромир, макромир и мегамир. Основные теории, описывающие физические свойства объектов на этих уровнях: квантовая механика, классическая механика и теория относительности.

Концепции абсолютных и относительных пространства и времени И.Ньютона и Г.Лейбница.

Современная концепция пространства и времени – специальная и общая теория относительности А.Эйнштейна.

Проблемы описания явлений микромира с позиции классических пред­ставлений о пространстве и времени. Принцип суперпозиции состояний и принцип дополнительности Бора, как основополагающие постулаты квантовой механики.

Ограниченность делимости пространства и времени, соотношение неопределенностей В.Гейзенберга, его физический и философский смысл.

Принцип относительности и другие принципы инвариантности (симметрии) законов природы. Взаимосвязь принципов симметрии с зако­нами сохранения энергии, импульса, момента количества движения и со свойствами пространства и времени.
Тема №4. Законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие.

Законы сохранения как принципы запрета в макромире и принципы разрешения в микромире («все, что не запрещено законами сохранения, обязательно происходит»).

Взаимодействие как действие тел друг на друга, приводящее к измене­нию их состояния. Концепция дальнодействия Ньютона и близкодействия Фарадея; виды взаимодействий - гравитационное, электромагнитное, сла­бое и сильное, их свойства.

Виды фундаментальных взаимодействий: гравитационное, слабое, электромагнитное и сильное. Состояние физических объектов и его характеристики.
Тема №5. Состояние, принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе.

Принцип суперпозиции состояний, его физический и философский смысл.

Принцип дополнительности, его значение для естествознания и науки в целом.

Соотношение неопределенностей, его физический и философский смысл;

Динамические и статистические закономерности в природе и виды научных законов, им соответствующие. Виды и особенности статистических законов.

Механика Ньютона и электромагнитная теория Максвелла как при­мер описания динамических закономерностей в природе, характерных для относительно простых систем или индивидуальных объектов. Динамиче­ские закономерности как выражение связи между разными состояниями объекта или состояниями разных объектов.

Статистические закономерности как проявление свойств совокупности или множества объектов, выступающих в виде единого целого (сложных систем). Проявление статистических закономерностей при взаимодейст­вии ансамбля однородных объектов - звезд, макроскопических тел, моле­кул, атомов, элементарных частиц и т.д.

Типы статистических закономерностей:

  • законы, характеризующие совокупность однородных объектов, но не имеющие смысла по отношению к отдельным элементам совокупности, например, законы термодинамики, макроэкономики и др.;

  • законы, характеризующие совокупность однородных объектов на основе характеристик отдельных элементов совокупности, например, законы общественного развития, в том числе - юридические;

  • законы, характеризующие совокупность однородных объектов, но применимые к отдельным элементам совокупности с определенной долей ве­роятности, например, законы квантовой физики.

Соотношение динамических и статистических закономерностей в при­роде как одна из наиболее важных философских проблем современного естествознания.

Особенности статистических законов, действующих в обществе, учет особенностей статистических законов в профессиональной деятельности юриста.
Тема №6. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии.

Принцип относительности и другие принципы инвариантности (симметрии) законов природы. Взаимосвязь принципов симметрии с зако­нами сохранения энергии, импульса, момента количества движения и со свойствами пространства и времени.

Законы сохранения как принципы запрета в макромире и принципы разрешения в микромире («все, что не запрещено законами сохранения, обязательно происходит»).

Начала термодинамики.

Виды энергии, особенности тепловой энергии. Закон сохранения энергии в макроскопических процессах. Первое и второе начала термодинамики. Энтропия как мера хаоса, принцип возрастания энтропии в замкнутых системах. Особенности термодинамических систем, определение направления времени по возрастанию энтропии в замкнутых системах.
Тема №7. Химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли.

Предмет химии: элементы (атомы), вещества (молекулы) и законы их превращений, их превра­щения и законы этих превращений. Периодический закон Д.И. Менде­леева - один из фундаментальных законов природы, его первоначальная и современные формулировки. Зависимость реакционной способности эле­ментов от их положения в Периодической системе.

Химическая реакция как процесс изменения состава, структуры или заряда участвующих в процессе частиц при неизменности химической природы атомов. Уравнение химической реакции - отражение законов со­хранения вещества и заряда.

Числовая характеристика скорости химической реакции - константа скорости - фундаментальная характеристика, не имеющая аналогии в механике.

Отличие химических процессов от физических.

Связь реакционной способности веществ и их свойств с типом химиче­ской связи в молекулах. Типы химической связи - ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая, водородная.

Энергия активации как энергетический барьер химический реакции, профили экзотермической, эндотермической, обратимой и каталитической реакций.

Энергия активации и каталитические процессы.

История геологического развития Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора.
Тема №8. Современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы.

История геологического развития Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Современные концепции развития геосферных оболочек: атмосферы и гидросферы.

Литосфера как абиотическая основа жизни, ее экологические функции – ресурсная, геофизическая, геохимическая и геодинамическая.

Влияние внешних и внутренних геологических процессов и человеческой деятельности на формирование географической оболочки Земли.

Литологический, стратиграфический и палеонтологический методы изучения земной коры. Основные периоды (эры) геологической истории: архейская, протерозойская, палеозойская, мезозойская, кайнозойская.

Этапы развития Земли: докембрийский, раннепалеозойский, позднепалеозойский, мезозойский, кайнозойский.

Тема №9. Ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи.

Географическая оболочка Земли и проблемы этнологии. Ресурсная функция литосферы и Мирового океана. Геодинамическая, геофизическая и геохимическая функции геосферных оболочек.

Отличие живой материи от неживой. Определение жизни как свойства открытой системы. Возникновение учения о биосфере. Биосфера как оболочка Земли, свя­занная с жизнью; границы биосферы. Биотоп биосферы – верхняя часть литосферы, гидросфера, тропосфера. Типы веществ биосферы по В.И.Вернадскому. Биогеохимические функции живого вещества - газовые, концентрационные, окислительно-восстановительные, биохимические и биогеохимические. Диссимметрия как признак живого вещества.

Ноосфера как новое состояние биосферы; связь ноосферы с Космосом. Влияние космических циклов (всплесков солнечной активности) на твор­ческую активность людей, на циклическую повторяемость общественного раз­вития.

Развитие концепции пространства и времени в работах В.И. Вер­надского. Основные качественные признаки времени в биосферных про­цессах - необратимость и однонаправленность. Причина эволюции био­сферы - способность живого вещества к трансформированию солнечной энергии. Единичный акт фотосинтеза как квант биологического простран­ства - времени и как времяобразующий фактор.
Тема №10. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция.

Особенности биологического уровня организации материи.

Взаимосвязь между физическими, химическими и биологическими процессами. Особое свойство живой материи – развитие во времени (эволюция). Обмен веществом, энергией и информацией между живой и неживой природой как необходимое условие существования жизни.

Определение жизни как формы существования макроскопических гетерогенных открытых систем. Особенности диссипативных структур.

Иерархические уровни организации живой материи:

клеточный, органо-тканевый, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биогеоценотический, биосферный.

Многообразие живых организмов (комплементарность) – основа организации и устойчивости биосферы.

Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; генетика и эволюция.

Основные носители свойств, присущих жизни: белки, их строение свойства, функции, механизм синтеза белковых молекул; нуклеиновые ки­слоты, основные свойства и функции, принцип создания точной копии (репликация) ДНК.

Эволюционная теория Дарвина, ее основные положения:

  • неопределен­ная изменчивость как первое звено эволюции;

  • наследственность как фак­тор передачи признаков и свойств организмов последующим поколениям,

  • естественный отбор как направляющий фактор эволюции.

Типы изменчивости - наследственная или генетическая; ненаследст­венная или модификационная; онтогенетическая. Синтетическая теория эволюции (СТЭ) как синтез дарвинизма, генетики и экологии.

Основное положение СТЭ: элементарной единицей эволюции является не вид (дарвиновская концепция), а популяция. Два типа эволюции: микроэволюция (изменение генофонда популяции) и макроэволюция (филогенез).

Многообразие живых организмов биогеоценозов, усложняющее и уд­линяющее трофические цепи, - необходимое условие устойчивости и жизнеспособности сложных систем.

Элементарные эволюционные факторы - мутации, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Вида отбора: стабилизирующий, движущий и дизруптивный.
Тема №11. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы.

Homo sapiens, класс, отряд, семейство, предки. Физиология человека и ее связь со здоровьем.

Эмоции как реакция человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей. Виды эмоций, их влияние на фи­зиологические функции человека, самосохранение, обучение, работоспо­собность. Взаимосвязь эмоций с деятельностью мозговых структур, эмо­ции и память.

Творчество как деятельность по созданию новых материальных и ду­ховных ценностей. Необходимые составляющие творчества - потребность в самоактуализации, воображение, интуиция, способности, знания и уме­ние. Стадии творческого процесса - подготовка, созревание, озарение и проверка.

Человек как биологическое и социальное существо, зависимость между работоспособностью и физиологическими процессами в организме. Взаимосвязь между здоровьем, эмоциями и творческими способностями.

Влияние космических циклов (годичных, циркадианных) - на жизнедеятельность человека. Биологические ритмы как периодически повторяющиеся изменения интенсивности биологических явлений. Физиологические ритмы и их по­вторяемость (суточные, годичные, лунные, приливные). Нарушение био­логических ритмов как причина десинхронизации физиологических функ­ций живых организмов.

Антропогенное воздействие на биосферу, переход биосферы в ноосферу. Антропный принцип.

Биоэтика, возникновение и основные проблемы. Медицинская практи­ка как специфический тип нравственных отношений врача и пациента. Морально-этические проблемы экспериментирования на человеке и жи­вотных, генной инженерии, трансплантации органов, новых технологий деторождения, эвтаназии и др.

Биоэтика и экологическая этика, основные принципы, необходимость их применения для сохранения устойчивости биосферы.

Охрана природы и рациональное природопользование как главный способ решения глобальных экологических проблем.
Тема №12. Ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

Ноосфера.

Ноосфера как новое состояние биосферы; связь ноосферы с Космосом. Влияние космических циклов (всплесков солнечной активности) на твор­ческую активность людей, на циклическую повторяемость общественного раз­вития.

Развитие концепции пространства и времени в работах В.И. Вер­надского. Основные качественные признаки времени в биосферных про­цессах - необратимость и однонаправленность. Причина эволюции био­сферы - способность живого вещества к трансформированию солнечной энергии. Единичный акт фотосинтеза как квант биологического простран­ства - времени и как времяобразующий фактор.

Универсальный эволюционизм

Универсальный эволюционизм как современная научная парадигма. Принципы универсального эволюционизма: изменчивость наследственность, отбор. Необратимость времени как результат действия термодинамических, космологических и психологических законов.

Путь к единой культуре – ненасильственное сотрудничество, коэволюция человека и биосферы. Путь к единой культуре: исключение войн из жизни общества, откры­тие новых источников энергии, охват надежными средствами связи и об­мена всего земного шара, постепенное выравнивание уровня жизни во всех государствах; равноправие всех народов и наций.

Диссипативные структуры. Процессы самоорганизации

Самоорганизация как процесс, присущий сложным системам, элементы которых связаны вероятностными отношениями. Условия протекания процессов самоорганизации. Типы процессов самоорганизации - самозарождение, гомеостаз, самосовершенствование и саморазвитие. Проблемы самоорганизации в живой и неживой природе и в обществе.

Механизм процессов самоорганизации - чередование эволюционных и бифуркационных процессов.

Процессы самоорганизации во Вселенной как переход
Хаос Порядок. Самоорганизация в неживой природе (образование упорядоченных космических объектов из газопылевых облаков), живом веществе (биологическая эволюция) и в обществе (структурирование социума).

Список рекомендуемой литературы

Основная учебная литература:

  1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Курс лекций. М., Центр, 2007 – 208 с.

  2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2007. – 383 с.

  3. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания: Учебн. пособие для вузов.-М.:Аспект Пресс, 2007. –256 с.

  4. Дубнищева Т.Я., Пигарев А.Ю. Современное естествознание. Уч. пособие.-М. «Маркетинг», 2007. – 160 с.

  5. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник.-М. Высшая школа. 2007. - 334 с.

  6. Клинк Н.Ю. Краткий конспект лекций по КСЕ.-  кафедра современного естествознания СПб ИНЖЭКОН ( филиал  в г.Чебоксары), 2009.

  7. Конспект лекций по КСЕ. – Сост. Ревская Н.В.- СПб: Альфа. 2008.-160 с.

  8. Концепции современного естествознания. - Под ред. В.Н.Лавриненко.: М.ЮНИТИ, 2008.- 303 с.

  9. Концепции современного естествознания.: учебник для вузов под ред.С.И.Самыгина.- Ростов-н-Д.: Феникс, 2008, 2003.-576 с.

  10. Липовко П.О. Практикум по естествознанию – Ростов-на-Дону/ Феникс. 2008.- 320 с.

  11. Лось В.А. Основы современного естествознания. Уч. пособие. М., ИНФРА, 2007. – 192 с.

  12. Масленникова И.С., Дыбов А.М., Шапошникова Т.А. Концепции современного естествознания. - СПб, СПбГИЭУ. 2008.-283 с.

  13. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М.:Высшая школа, 2009.

  14. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов.-М.:ЮНИТИ,2009.-287 с.

  15. Торосян В.Г. Концепции современного естествознания. М.:Высшая школа, 2009.- 208 с.

Дополнительная литература:

  1. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учеб.пособие для студентов вузов. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и образование»,  2003. – 592с.

  2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 670с.

  3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. - Основной курс в вопросах и ответах: Учебное пособие. 2-е изд. испр. и доп. – Новосибирск: Сиб-е ун-е изд-во, 2005. – 592с.

  4. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000, 2005. – 287с.


ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
- www.findlaw.com – Поисковый юридический сайт

- www.lwionline.org – Правила написания юридических документов (Legal Writing Institute)

- www.worldcourts.com - Информация о международных судах

- http://www.zaprava.ru - Официальный сайт общероссийского Общественного движения «За права человека».

- www.cedr.co.uk - Центр по урегулированию споров (Centre for Dispute esolution)

- http://law.edu.ru/- Сайт Юридическая Россия. Образовательно-правовой портал

- http://www.advokatrus.ru. - Интернет-портал «Адвокатура в России»

- http://www.rsl.ru/ - Сайт Российская государственная библиотека

- http://juristlib.ru/- Электронная юридическая библиотека «ЮристЛиб»

- internet-law.ru - "Интернет и право" (повышение уровня юридической грамотности пользователей Интернета)

- russianlaw.net - "Право и Интернет"

- www.academtext.com – библиотека

- http://www.alldocs.ru/ - Коллекция электронных документов

- http://www.hro.org/ - Права человека в России

- http://interlaw.dax.ru/ - Юридический мегапортал

- http://www.yurclub.ru/ - Виртуальный клуб юристов

- http://www.allpravo.ru/ - «Право России»

- http://www.aspirantura.ru/bibl.php - Электронные библиотеки и энциклопедии

- http://www.portalus.ru/ - Научная онлайн-библиотека Порталус

- http://pravo.eup.ru/ - Юридическая электронная библиотека


Мультимедийные презентации по темам курса



  1. Тема. Вселенная

  2. Тема. Солнечная система

  3. Тема. Происхождение и эволюция жизни.

  4. Тема. Происхождение и эволюция человека

  5. Тема. Биосфера



II. Рабочая программа дисциплины
Введение
Программа является рабочей учебной программой по дисциплине «Концепции современного естествознания» для студентов всех форм обучения ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная академия права» и отражает специфику и профиль подготовки компетентных специалистов. Она определяет структуру и содержание курса, общий объем знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник. В программе определяется перечень тем, последовательность их изучения с учетом логической взаимосвязи между собой и содержание всех видов учебных занятий согласно бюджету времени, предусматриваемому учебными графиками.

Рабочая программа курса содержит исходные данные для организации подачи учебного материала в виде лекций и семинарских занятий.

Для студентов очной формы (5 лет обучения) обучения отводится 60 часов, из которых на лекционные занятия – 28 часов, на самостоятельную работу – 32 часа; форма контроля - зачет.

Для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) отводится 68 часов. Из них самостоятельная работа - 68 часов;

Для студентов заочной формы обучения (4 года обучения) отводится 68 часов. Из них лекционных – 6 часов, семинарских – 4 часа, самостоятельная работа - 58 часа;

Для студентов заочной формы обучения (6 лет обучения) отводится 54 часов. Из них лекционных – 4 часа, семинарских – 2 часа, самостоятельная работа - 48 часов.

Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к циклу естественнонаучных, входит в федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и является обязательной для изучения. Усвоение основных положений этой дисциплины обеспечивает фундаментальную общеобразовательную подготовку выпускников.

Рекомендации по использованию информационных и педагогических технологий
Материал дисциплины «Концепции современного естествознания» изучается на лекциях, семинарах, а также в процессе самостоятельной работы студентов.

На лекциях рассматриваются основные теоретические положения курса, основополагающие, наиболее актуальные и практически значимые вопросы темы.

Во вводной (первой) лекции необходимо 10-15 минут уделить освещению организационных моментов: в общих чертах изложить цели и задачи курса, его структуру, практическую значимость, сроки изучения, установленные формы занятий и контроля знаний студентов, ответить на возникшие вопросы студентов;

В начале каждой лекции необходимо активизировать память студентов, тезисно перечислив вопросы, рассмотренные на предыдущей лекции, а так же озвучить вопросы, входящие в план предстоящего лекционного материала по теме.

В ходе чтения лекций по курсу следует логично и последовательно излагать материал, в соответствии с утвержденным учебно-методическим планом и содержанием разделов курса. При изложении лекционного материала рекомендуется активно использовать предметнонаглядное сопровождение с применением интерактивных мультимедийных технологий (в форме презентаций и т.п.) или без таковых.

Интерактивные мультимедийные технологии рекомендуется применять в каждой лекции.

Материал с применением таких технологий должен быть наглядным, доступным, понятным, дополняющим и поясняющим теоретические положения освещаемой темы;

Освещая вопросы темы, следует акцентировать внимание студентов на практической значимости излагаемой проблемы, сопровождать теоретический материал примерами из практики.

Давая в ходе лекции теоретические положения по темам курса, следует логично и последовательно излагать материал, периодически выясняя у студентов о существовании проблемных моментов в усвоении материала; при выявлении таких проблем следует их устранить альтернативной и более доступной интерпретацией изложенного материала.

В конце каждой лекции необходимо подвести итог по освещенным положениям, а так же ответить на возникшие у студентов вопросы по изложенным материалам темы.

При проведении семинарских занятий:

– на вводном (первом) семинаре следует осветить организационные вопросы предстоящих занятий: их общее количество, виды работ на предстоящих занятиях и

правила оценки знаний студентов;

– в ходе проведения семинарского занятия следует придерживаться вопросов тем, установленных учебно-методическим планом и содержанием разделов курса;

– в начале каждого семинара следует огласить вопросы, предстоящие обсуждению на занятии, а так же довести до сведения студентов формы предстоящей работы на занятии (просмотр видеофильма, презентация по теме и т.п.)

– перед рассмотрением вопросов рекомендуется тезисно побеседовать со студентами по материалам лекций по данной теме, ответив, в случае необходимости, на возникшие вопросы, а так же обозначить связь положений, изложенных на лекции с вопросами предстоящими обсуждению на предстоящем занятии;

– в ходе проведения семинара следует призывать студентов к активной работе на занятиях в различных формах (устные ответы, выступление с докладами, ответ с использованием презентаций и т.п.), а так же к участию в дискуссиях по обсуждаемым вопросам тем семинарских занятий;

– при рассмотрении теоретических положений на занятии необходимо так же обеспечить (по возможности) наглядно-предметными материалами по теме (цифровые фотоаппараты, камеры, портативные принтеры и т.п.);

– в случае существования возможности обеспечения наглядно-предметными материалами по теме следует активно их использовать в учебном процессе; перед использованием таких материалов следует довести до сведения студентов основные правила по их эксплуатации;

– при рассмотрении вопросов по темам следует активно использовать учебные фильмы при рассмотрении тем семинарских занятий, предусмотренные учебно-методическим комплексом по курсу;

– в конце каждого семинара необходимо ответить на возникшие вопросы у студентов по теоретическим и практическим аспектам проведенного занятия, а так же подвести его итоги, огласив оценки знаний проявленных студентами и отметив показавших наиболее активную работу на занятии.

Достижение необходимой степени усвоения учебного материала по дисциплине «Концепции современного естествознания» возможно путем сочетания методов дискуссии, деловой игры, анализа проблемной ситуации с традиционными формами обучения (опроса, обсуждения и защита курсовых работ, подготовленных по актуальным проблемам теоретической и практической направленности, и пр.).

На семинарских занятиях на ряду с теоретическими рассматриваются и практические вопросы. Большинство занятий носит интегративный характер, сочетает в себе черты семинара и практического занятия. Целью таких занятий не только проверить, закрепить и углубить знания, полученные студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы, но развить способность к творческому мышлению в ходе обсуждения вопросов на занятии, приобрести умение и навыки применения современных средств и методов.

При подготовке к каждому занятию студент должен ознакомиться с планом, изучить конспект лекций и рекомендуемую литературу, по контрольным вопросам самостоятельно проверить свои знания, полностью выполнить домашнее задание, данное преподавателем на предыдущем занятии.

При необходимости студент может получить консультацию у преподавателя. В планы отдельных занятий включены основные вопросы изучаемой темы по программе дисциплины.

По каждой теме дается перечень основной и дополнительной литературы, которая имеется в основном фонде библиотеки СГАП. Вместе с тем, студенту рекомендуется пользоваться периодической печатью.

В планах занятий приведена примерная тематика докладов и рефератов, которые согласовывается с преподавателем, ведущим занятия в группе. Время доклада на занятии 8-10 минут. В докладе рекомендуется использовать наглядное пособие (схемы, фото, видеофильмы, снимки и т. п.). Отдельным студентам может быть поручено рецензирование рефератов и оппонирование на семинаре, каждому студенту целесообразно принимать активное участие в дискуссии. Для проверки закрепления студентами полученных знаний к каждому занятию приведены контрольные вопросы. Проверка знаний может быть осуществлена как путем опроса безмашинного способа, так и с применением компьютеров. На заключительном этапе занятий возможно проведение конкурсов, олимпиад и т. п.

Самостоятельная работа предполагает индивидуальное изучение студентами теоретического материала по конкретной теме и подготовку к семинарским и практическим занятиям, а также к промежуточной аттестации.

Залогом успешного освоения материалов курса является: активное научно-исследовательская работа студента, постоянное ознакомление с практической деятельностью правоохранительных органов во внеучебное время и добросовестная самостоятельная работа.

Инновационные методы: чтение лекций и проведение семинарских занятий с демонстрацией слайдов, показом учебных видеофильмов и использованием раздаточного материала; проведение практических занятий с использованием интерактивной доски (демонстрация слайдов, показ учебных видеофильмов и др.), современного программного обеспечения, научно-технических средств. Кроме того, возможно проведение семинарских занятий с привлечением практических работников прокуратуры, государственных органов, органов местного самоуправления и представителей общественных организаций.

Контроль успеваемости студентов проводится с целью определения уровня их теоретической подготовки и степени их подготовки к решению последующих практических задач.

Текущий контроль успеваемости осуществляется на каждом занятии и может проводиться как в письменной форме путем тестирования, решения задач и др., так и в устной формах.

Итоговый контроль изучения курса осуществляется путем сдачи зачета. При подготовке к сдаче зачета следует руководствоваться вопросами для подготовки к зачету, экзамену, приведенными в учебно-методическом комплексе.

Средства обеспечения освоения дисциплины (материально-техническое обеспечение дисциплины): мультимедийное сопровождение лекций (мультимедийный проектор); презентации; учебные видеофильмы; иллюстративные таблицы; раздаточный учебный материал.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (5 лет обучения)

Цель:

Категория слушателей:

Срок обучения:
Форма обучения:
Режим занятий:


Итоговый контроль:

подготовка специалистов в соответствии с требованиями Государственного стандарта
студенты 1 курса филиала ГОУ ВПО «СГАП» в г. Астрахани
2 семестр
очная
лекции – 34 часа

семинарские занятия – 0 часов

самостоятельная работа – 34 часа
зачет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы к зачету iconВопросы к зачету/экзамену Требования к зачету
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Вопросы к зачету iconМетодические рекомендации и вопросы к зачету для студентов заочной...
Право интеллектуальной собственности: Методические рекомендации и вопросы к зачету для студентов заочной формы обучения/ Авт сост...
Вопросы к зачету iconРасшифровка подписи Вопросы к зачету По дисциплине: «История»
Вопросы рассмотрены и утверждены на заседании Ц/К «Общеобразовательные и общепрофессиональные дисциплины»
Вопросы к зачету iconМетодические рекомендации и вопросы к зачету для студентов заочной...
Адвокатура: Методические рекомендации и вопросы к зачету для студентов заочной формы обучения / Авт сост. Иванов А. И. – г. Калининград:...
Вопросы к зачету iconКонтрольные вопросы по дисциплине в целом (вопросы к зачету) 26 Цель и задачи дисциплины
А. А. Лекомцева – к экон н., доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита фгбоу впо пермской гсха
Вопросы к зачету iconМетодические рекомендации по их выполнению. 21 Вопросы для подготовки к зачету. 22
Охватывает основные вопросы сложившейся практики по организации и технике совершения операций финансового лизинга в зависимости от...
Вопросы к зачету iconКонтрольные вопросы по каждой теме, а также примерные тестовые задания и вопросы к зачету
Ф 76 Компьютерные технологии в правовой практике: Учеб пособие / Юж. Рос гос техн ун-т. – Новочеркасск: юргту, 2005. – 60 с
Вопросы к зачету iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Заранее готовятся и вывешиваются вопросы к зачету для учащихся. Далее вопросы группируются учителем и готовятся карточки
Вопросы к зачету iconКонтрольная работа №1 Контрольная работа №2 Вопросы к зачету Вопросы к экзамену
Приложение. Задания для практических занятий и самостоятельной работы
Вопросы к зачету iconПредставление команд. Интеллектуальная разминка Команды за 1 минуту...
Вопросы к зачету по дисциплине «Методология и организация научных исследований» для магистратуры 2011\12 уч г
Вопросы к зачету iconВопросы к зачету
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вопросы к зачету iconВопросы к письменному зачету по теоретической социологии в 3 семестре...

Вопросы к зачету icon2. Философия права в системе наук, ее основные вопросы и функции...
Вопросы для подготовки студентов к зачету по дисциплине «Философия права» по специальности «Юриспруденция»
Вопросы к зачету iconТесты для текущего контроля знаний. 25 11. 2 Примерные вопросы к...
Дисциплина входит в перечень дисциплин профессионального цикла фгос впо (Б. 3), в вариативную часть. Дисциплина имеет предшествующие...
Вопросы к зачету iconКонтрольные вопросы к зачету
Специальные методы психотерапии: психоанализ, аутогенная тренировка, трудотерапия
Вопросы к зачету iconВопросы для подготовки к зачету
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск