Государственный образовательный стандарт





НазваниеГосударственный образовательный стандарт
страница1/5
Дата публикации05.03.2015
Размер0.58 Mb.
ТипОбразовательный стандарт
100-bal.ru > Право > Образовательный стандарт
  1   2   3   4   5
Документ предоставлен КонсультантПлюс


Утверждаю

Заместитель

Министра образования

Российской Федерации

В.Д.ШАДРИКОВ

27 марта 2000 года
Номер государственной

регистрации

260гум/сп
Вводится в действие

с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 021100 - ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ЮРИСТ
1. Общая характеристика специальности

021100 - Юриспруденция
1.1. Специальность 021100 "Юриспруденция" утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.

1.2. Квалификация выпускника - юрист (специалист юриспруденции). Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки юриста по специальности 021100 - Юриспруденция при очной форме обучения - 5 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

Юрист в рамках специальности 021100 получает фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции.

Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

- события и действия, имеющие юридическое значение;

- правовые отношения, возникающие в сфере функционирования государственных институтов;

- правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами.

Юрист должен уметь:

- толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;

- обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

- разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

- вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Юрист должен:

- обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

- понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.

1.4. Возможности продолжения образования.

Юрист подготовлен к продолжению образования:

- в магистратуре по направлению 521400 - магистр юриспруденции;

- в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриентов
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе

подготовки юриста по специальности 021100 - Юриспруденция
3.1. Основная образовательная программа подготовки юриста разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки юриста, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки юриста формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студентов в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки юриста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

цикл ДС - дисциплины специализации;

цикл ФТД - факультативы

и итоговую государственную аттестацию.

3.5. Содержание национально-регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы подготовки юриста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом. Перечень дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, указанный в настоящем государственном образовательном стандарте, носит рекомендательный характер.
4. Требования к обязательному минимуму содержания

основной образовательной программы подготовки юриста

по специальности 021100 - Юриспруденция


Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего

часов

ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-экономические

дисциплины

1800

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

1260

ГСЭ.Ф.01

Иностранный язык

Специфика артикуляции звуков, интонации, ак-

центуации и ритма нейтральной речи в изучаемом

языке; основные особенности полного стиля

произношения, характерные для сферы профессио-

нальной коммуникации; чтение транскрипции.

Лексический минимум в объеме 4000 учебных

лексических единиц общего и терминологического

характера.

Понятия дифференциации лексики по сферам

применения (бытовая, терминологическая,

общенаучная, официальная и др.).

Понятие о свободных и устойчивых слово-

сочетаниях, фразеологических единицах.

Понятие об основных способах словообразования.

Грамматические навыки, обеспечивающие коммуни-

кацию общего характера без искажения смысла при

письменном и устном общении; основные граммати-

ческие явления, характерные для профессиональ-

ной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официально-

деловом, научном стилях, стиле художественной

литературы. Основные особенности научного

стиля.

Культура и традиции стран изучаемого языка,

правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь

с использованием наиболее употребительных и

относительно простых лексико-грамматических

средств в основных коммуникативных ситуациях

неофициального и официального общения. Основы

публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и

монологической речи в сфере бытовой и

профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические

тексты и тексты по широкому и узкому профилю

специальности.

Письмо. Виды речевых произведений: аннотация,

реферат, тезисы, сообщения, частное письмо,

деловое письмо, биография

340

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура

Физическая культура в общекультурной и профес-

сиональной подготовке студентов. Ее социально-

биологические основы. Физическая культура и

спорт как социальные феномены общества. Законо-

дательство Российской Федерации о физической

культуре и спорте.

Физическая культура личности.

Основы здорового образа жизни студентов.

Особенности использования средств физической

культуры для оптимизации работоспособности.

Общая физическая и специальная подготовка в

системе физического воспитания.

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или

систем физических упражнений.

Профессионально-прикладная физическая подготов-

ка студентов. Основы методики самостоятельных

занятий и самоконтроль за состоянием своего

организма

408

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического знания.

Методы и источники изучения истории. Понятие

и классификация исторического источника.

Отечественная историография в прошлом и

настоящем: общее и особенное. Методология и

теория исторической науки. История России -

неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения

народов. Проблема этногенеза восточных славян.

Основные этапы становления государственности.

Древняя Русь и кочевники. Византийско-древне-

русские связи. Особенности социального строя

Древней Руси. Этнокультурные и социально-

политические процессы становления русской

государственности. Принятие христианства.

Распространение ислама. Эволюция восточно-

славянской государственности в XI - XII вв.

Социально-политические изменения в русских

землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы

взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и

Азии. Специфика формирования единого россий-

ского государства. Возвышение Москвы. Формиро-

вание сословной системы организации общества.

Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и

особенности складывания российского абсолю-

тизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического

развития России. Эволюция форм собственности

на землю. Структура феодального землевладения.

Крепостное право в России. Мануфактурно-

промышленное производство. Становление

индустриального общества в России: общее и

особенное. Общественная мысль и особенности

общественного движения России XIX в. Реформы

и реформаторы в России. Русская культура XIX

века и ее вклад в мировую культуру.

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализа-

ция общественных процессов. Проблема экономи-

ческого роста и модернизации. Революции и

реформы. Социальная трансформация общества.

Столкновение тенденций интернационализма и

национализма, интеграции и сепаратизма,

демократии и авторитаризма.

Россия в начале XX в. Объективная потребность

индустриальной модернизации России. Российские

реформы в контексте общемирового развития в на-

чале века. Политические партии России: генезис,

классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенациона-

льного кризиса. Революция 1917 г. Гражданская

война и интервенция, их результаты и последст-

вия. Российская эмиграция. Социально-экономи-

ческое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Форми-

рование однопартийного политического режима.

Образование СССР. Культурная жизнь страны в

20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране

и его последствия. Социально-экономические пре-

образования в 30-е гг. Усиление режима личной

власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй

мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-

политическая жизнь, культура, внешняя политика

СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и

экономических реформ.

НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание

кризисных явлений. Советский Союз в 1985 -

1991 гг. Перестройка. Попытка государственного

переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР.

Беловежские соглашения. Октябрьские события

1993 г.

Становление новой российской государственности

(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной

социально-политической модернизации. Культура

в современной России. Внешнеполитическая

деятельность в условиях новой геополитической

ситуации




ГСЭ.Ф.04

Культурология

Структура и состав современного культуроло-

гического знания. Культурология и философия

культуры, социология культуры, культурная

антропология. Культурология и история мировой

культуры; история культуры России; школы,

направления и теории в культурологии; охрана

и использование культурного наследия.

Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура,

цивилизация, морфология культуры, функции

культуры, культурогенез, динамика культуры,

язык и символ культуры, культурные коды,

межкультурные коммуникации, культурные ценности

и нормы, культурные традиции, культурная

картина мира, социальные институты культуры,

культурная самоидентичность, культурная

модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная,

элитарная и массовая культура. Восточные и за-

падные типы культур. Специфические и "середин-

ные" культуры. Локальные культуры. Тенденции

культурной универсализации в мировом

современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество.

Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и

социализация




ГСЭ.Ф.05

Политология

Объект, предмет и метод политической науки.

Функции политологии.

Политическая жизнь и властные отношения. Роль

и место политики в жизни современных обществ.

Социальные функции политики.

История политических учений. Российская

политическая традиция: истоки, социокультурные

основания, историческая динамика. Современные

политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение

и особенности. Особенности становления

гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политичес-

кая власть. Политическая система. Политические

режимы, политические партии, электоральные

системы.

Политические отношения и процессы. Политические

конфликты и способы их разрешения. Политические

технологии. Политический менеджмент. Политичес-

кая модернизация.

Политические организации и движения. Политичес-

кие элиты. Политическое лидерство.

Социокультурные аспекты политики.

Мировая экономика и международные отношения.

Особенности мирового политического процесса.

Национально-государственные интересы России

в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности.

Парадигмы политического знания. Экспертное

политическое знание; политическая аналитика

и прогностика. Сравнительная политология




ГСЭ.Ф.06

Логика

Логика и язык права. Суждение и норма.

Вопросно-ответные ситуации. Понятие. Опреде-

ление и классификация. Дедукция, индукция и

аналогия. Логические основы аргументации.

Формы развития знания: проблема, гипотеза,

судебно-следственная версия, теория




ГСЭ.Ф.07

Русский язык и культура речи

Стили современного русского литературного

языка. Языковая норма, ее роль в становлении

и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы

общения. Устная и письменная разновидности

литературного языка. Нормативные, коммуника-

тивные, этические аспекты устной и письменной

речи.

Функциональные стили современного русского

языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элемен-

тов различных языковых уровней в научной речи.

Речевые нормы учебной и научной сфер деятель-

ности. Официально-деловой стиль, сфера его

функционирования, жанровое разнообразие.

Языковые формулы официальных документов.

Приемы унификации языка служебных документов.

Интернациональные свойства русской официально-

деловой письменной речи. Язык и стиль

распорядительных документов. Язык и стиль

коммерческой корреспонденции. Язык и стиль

инструктивно-методических документов. Реклама

в деловой речи. Правила оформления документов.

Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых

средств в публицистическом стиле. Особенности

устной публичной речи. Оратор и его аудитория.

Основные виды аргументов. Подготовка речи:

выбор темы, цель речи, поиск материала, начало,

развертывание и завершение речи. Основные

приемы поиска материала и виды вспомогательных

материалов. Словесное оформление публичного

выступления. Понятливость, информативность

и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных

разновидностей русского литературного языка.

Условия функционирования разговорной речи, роль

внеязыковых факторов. Культура речи. Основные

направления совершенствования навыков

грамотного письма и говорения




ГСЭ.Ф.08

Социология

Предыстория и социально-философские предпосылки

социологии как науки. Социологический проект

Конта. Классические социологические теории.

Современные социологические теории. Русская

социологическая мысль.

Общество и социальные институты. Мировая

система и процессы глобализации. Социальные

группы и общности. Виды общностей. Общность и

личность. Малые группы и коллективы. Социальная

организация. Социальные движения. Социальное

неравенство, стратификация и социальная

мобильность. Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отноше-

ния. Общественное мнение как институт граждан-

ского общества. Культура как фактор социальных

изменений. Взаимодействие экономики, социальных

отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный

контроль и девиация. Личность как деятельный

субъект.

Социальные изменения. Социальные революции

и реформы. Концепции социального прогресса.

Формирование мировой системы. Место России

в мировом сообществе.

Методы социологического исследования




ГСЭ.Ф.09

Философия

Предмет философии. Место и роль философии

в культуре. Становление философии. Основные

направления, школы философии и этапы ее

исторического развития. Структура философского

знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистичес-

кие концепции бытия, самоорганизация бытия. По-

нятия материального и идеального. Пространство,

время. Движение и развитие, диалектика. Детер-

минизм и индетерминизм. Динамические и статис-

тические закономерности. Научные, философские

и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа.

Общество и его структура. Гражданское общество

и государство. Человек в системе социальных

связей. Человек и исторический процесс;

личность и массы, свобода и необходимость.

Формационная и цивилизационная концепции

общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие.

Свобода и ответственность. Мораль, справед-

ливость, право. Нравственные ценности. Пред-

ставления о совершенном человеке в различных

культурах. Эстетические ценности и их роль в

человеческой жизни. Религиозные ценности и

свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и

личность. Познание, творчество, практика. Вера

и знание. Понимание и объяснение. Рациональное

и иррациональное в познавательной деятельности.

Проблема истины. Действительность, мышление,

логика и язык. Научное и вненаучное знание.

Критерии научности. Структура научного позна-

ния, его методы и формы. Рост научного знания.

Научные революции и смены типов рациональности.

Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы

современности. Взаимодействие цивилизаций

и сценарии будущего



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственный образовательный стандарт iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт
Государственный образовательный стандарт по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», утвержденный 27 марта 2000...
Государственный образовательный стандарт iconФедеральный государственный образовательный стандарт
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее – фгос спо) представляет...
Государственный образовательный стандарт iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт
Разработан кафедрой регионологии фгбоу впо «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова»
Государственный образовательный стандарт iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт
Разработан кафедрой вычислительных систем и информационной безопасности фбгоу впо «Алтайский государственный технический университет...
Государственный образовательный стандарт iconХахулин Александр Анатольевич тел.: 3-20-61 Заместитель директора...
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 180403 Судовождение...
Государственный образовательный стандарт iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего образования...
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных...
Государственный образовательный стандарт iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт
Стандарт дисциплины разработан на основании фгос впо направления подготовки 080500 Бизнес-информатика (квалификация (степень) "бакалавр"),...
Государственный образовательный стандарт iconВ чём заключается новизна фгос по сравнению со стандартом 2004 г.?
Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый документ для отечественной школы. Мы предлагаем для сравнения...
Государственный образовательный стандарт iconГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Государственный образовательный стандарт iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт
Стандарт дисциплины разработан на основании фгос впо по направлению подготовки (специальности) 080101 «Экономическая безопасность»,...
Государственный образовательный стандарт iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт
Формы и содержание текущей аттестации и итоговой оценки по дисциплине
Государственный образовательный стандарт iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт
«Строительство уникальных зданий и сооружений» (квалификация (степень) «специалист»)
Государственный образовательный стандарт iconПрограмма по специальности 080105. 65 Финансы и кредит государственный...
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, рабочие учебные программы дисциплин
Государственный образовательный стандарт iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт
«Продукты питания животного происхождения» (заочная форма обучения) от 21 декабря 2009 г. №741
Государственный образовательный стандарт iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт
...
Государственный образовательный стандарт iconОбразовательный стандарт реализации программ
Образовательный стандарт разработан в соответствии с требованиями, утверждёнными приказом первого проректора по учебной и научной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск