РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ КАФЕДРА ПЕРЕВОДА И ПЕРЕВОДОВЕДЕНИЯ
Куниловская М.А.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИЗУЧАЕМЫХ ЯЗЫКОВ:
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов специальности 031202.65 Перевод и переводоведение.
Форма обучения – очная
Тюменский государственный университет
2009
Куниловская М.А. Теория и история изучаемых языков: теоретическая грамматика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031202.65 Перевод и переводоведение. Форма обучения - очная. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2009, 16 стр.
Рабочая учебная программа предназначена для ознакомления со структурой содержанием курса цикла ОПД «Теория и история изучаемых языков: теоретическая грамматика». Издание содержит необходимые понятия по каждой лекции в тематическом плане, примерные задания к семинарским занятиям, примерные вопросы для итогового контроля, осуществляемого в форме экзамена, список литературы для самостоятельной работы.
Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Теория и история изучаемых языков: теоретическая грамматика [электронный ресурс] / http://www.umk.utmn.ru. Режим доступа: свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой перевода и переводоведения.
Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного
университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: В.Д. Табанакова, д. ф. н., профессор
© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2009
© Куниловская М.А., 2009
1. Пояснительная записка.
Требования Государственного образовательного стандарта по направлению подготовки дипломированного специалиста 031200 – Лингвистика и межкультурная коммуникация, квалификации "Лингвист, переводчик", специальности 031202.65 – Перевод и переводоведение.
ОПД.Ф.02.4 Теоретическая грамматика
Грамматический строй изучаемого языка. Основные разделы грамматики – морфология и синтаксис, их соотношение. Методы описания грамматического строя.
Морфология. Основные единицы морфологического уровня: словоформа, морфема. Особенности морфемики изучаемого языка.
Части речи, их классификация. Грамматические категории частей речи.
Синтаксис. Основные единицы синтаксического уровня: словосочетание, предложение, текст.
Простое предложение. Главные и второстепенные члены. Синтагматические и парадигматические связи. Моделирование простого предложения. Категории предложения. Коммуникативное членение предложения.
Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения. Их классификация.
Текст, его единицы: высказывание, сверхфразовое единство. Семантическая, структурная, коммуникативная целостность текста.
Категории текста. Категория дискурса. Необходимой теоретической основой для усвоения курса являются базовые знания в области языкознания, практической грамматики английского и русского языка, практической базой курса является удовлетворительный уровень владения английским языком. Курс ведется полностью на английском языке.
Цель курса – дать студентам систематические и углубленные знания о грамматическом строе современного английского языка и, опираясь на современные достижения в этой сфере, раскрыть наиболее важные и сложные проблемы теоретической грамматики в целом. Такие знания являются частью профессиональной подготовки переводчика, обусловливая как глубокое понимание иностранного текста, так и способность грамотно выражать мысль на нем, что, в свою очередь, является важнейшей предпосылкой успешного перевода.
Задачи:
изложить и закрепить теоретические основы грамматики английского языка с учетом новейших исследований в данной области, систематизация на теоретической основе нормативных знаний по грамматике английского языка, приобретенных студентами в предшествующие годы на практических занятиях;
сформировать у студентов научное представление о формальной и смысловой структуре единиц и средств, образующих грамматический строй английского языка, об их функционировании в тексте;
научить анализировать научную литературу, критически оценивать различные научные концепции, сопоставлять точки зрения ученых по проблемным вопросам теоретической грамматики;
научить раскрывать сущность рассматриваемого грамматического явления, четко обосновывать свою точку зрения, грамотно используя термины изучаемой науки;
дать представление о соотношении грамматических систем русского и английского языков;
научить применять полученные знания при переводческом анализе текста, при комментировании чужих и собственных переводов.
Курс лекций рассчитан на 38 лекционных и 38 часов семинарских занятий, а также 76 часов самостоятельной и индивидуальной работы студента, и предусмотрен программой в 7-ом семестре. Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена. В качестве одной из форм текущего контроля предусмотрено выполнение контрольной работы. 2. Структура и трудоёмкость дисциплины
Таблица 1.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
| 7
| Аудиторные занятия (всего)
| 76
| 76
| Из них:
|
|
| Лекции
| 38
| 38
| Практические занятия (ПЗ)
| 38
| 38
| Самостоятельная работа (всего)
| 76
| 76
| Вид промежуточной аттестации
|
| экзамен
| Общая трудоёмкость
| 152
| 152
|
Тематический план изучения дисциплины
Таблица 2.
№
|
Тема
| недели семестра
| Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| Итого часов по теме
| Итого количество баллов
| Лекции
| Семинары
| Самостоятельная работа
| Из них в интерактивной форме
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| Модуль 1. Грамматика как часть теории языка
| 1-3
|
|
|
|
|
|
| 1.1
| Введение в теоретическое изучение грамматики английского языка
| 1
| 2
| 2
| 6
| 1
| 10
| 0-6
| 1.2
| Основные понятия и методология грамматики
| 2
| 2
| 2
| 6
| 2
| 10
| 0-6
| 1.3
| Основные вехи в развитии грамматического описания английского языка
| 3
| 2
| 2
| 8
| 3
| 12
| 0-13
| Всего
|
| 6
| 6
| 20
| 6
| 32
| 0-25
| Модуль 2. Морфология
| 4-11
|
|
|
|
|
|
| 2.1
| Морфема, основные виды грамматической формы и категориальная структура слова
| 4
| 2
| 2
| 2
| 0
| 6
| 0-4
| 2.2
| Теории частей речи
| 5
| 2
| 2
| 4
| 1
| 8
| 0-5
| 2.3
| Знаменательные части речи: имя существительное
| 6
| 2
| 2
| 4
| 2
| 8
| 0-5
| 2.4
| Знаменательные части речи: глагол (общая характеристика)
| 7
| 2
| 2
| 4
| 2
| 8
| 0-4
| 2.5
| Знаменательные части речи: глагол (морфологические категории)
| 8
| 2
| 2
| 4
| 2
| 8
| 0-5
| 2.6
| Знаменательные части речи: имя прилагательное и наречие
| 9
| 2
| 2
| 4
| 1
| 8
| 0-4
| 2.7
| Знаменательные части речи: числительное, местоимение
| 10
| 2
| 2
| 4
| 2
| 8
| 0-4
| 2.8
| Служебные части речи
| 11
| 2
| 2
| 4
| 1
| 8
| 0-4
| Всего
|
| 16
| 16
| 30
| 11
| 62
| 0-35
| Модуль 3. Синтаксис
| 12-19
|
|
|
|
|
|
| 3.1
| Характеристика синтаксиса как раздела теорграмматики и основные синтаксические теории
| 12
| 2
| 2
| 3
| 1
| 7
| 0-5
| 3.2
| Теория словосочетания
| 13
| 2
| 2
| 3
| 1
| 7
| 0-5
| 3.3
| Предложение: понятие, члены предложения
| 14
| 2
| 2
| 3
| 2
| 7
| 0-5
| 3.4
| Предикация, предикативность и модальность как основные характеристики предложения
| 15
| 2
| 2
| 4
| 2
| 8
| 0-5
| 3.5
| Структурные типы предложения
| 16
| 2
| 2
| 3
| 1
| 7
| 0-5
| 3.6
| Высказывание и его информативная структура, коммуникативные типы
| 17
| 2
| 2
| 4
| 1
| 8
| 0-5
| 3.7
| Грамматика текста
| 18
| 2
| 2
| 3
| 1
| 7
| 0-5
| 3.8
| Дискурс и его основные категории
| 19
| 2
| 2
| 3
| 1
| 7
| 0-5
| Всего
|
| 16
| 16
| 26
| 10
| 58
| 0-40
| Итого (часов, баллов):
|
| 38
| 38
| 76
| 22
| 152
| 0 – 100
|
Балльная оценка текущей успеваемости студента
Таблица 3.
№ Темы
| Формы текущего контроля
| Итого количество баллов
| Посещение лекций
| Работа на семинаре
| Контр. раб
| Реферат/
доклад
| Тест по дисциплине
| Модуль 1. Грамматика как часть теории языка
| 1.1
| 0-2
| 0-3
| -
| -
| -
| 0-5
| 1.2
| 0-2
| 0-3
| -
| -
| -
| 0-5
| 1.3
| 0-2
| 0-3
| 0-5
| 0-5
| -
| 0-15
| Всего:
| 0-6
| 0-9
| 0-5
| 0-5
| -
| 0-25
| Модуль 2. Морфология
| 2.1
| 0-1
| 0-3
| -
| -
| -
| 0-4
| 2.2
| 0-1
| 0-3
| -
|
| -
| 0-4
| 2.3
| 0-1
| 0-3
| -
| -
| -
| 0-4
| 2.4
| 0-1
| 0-3
| -
| -
| -
| 0-4
| 2.5
| 0-1
| 0-3
| -
| -
| -
| 0-4
| 2.6
| 0-1
| 0-3
| -
|
| -
| 0-4
| 2.7
| 0-1
| 0-3
| -
| -
| -
| 0-4
| 2.8
| 0-1
| 0-3
| -
| -
| 0-3
| 0-7
| Всего:
| 0-8
| 0-24
| 0-0
| 0-0
| 0-3
| 0-35
| Модуль 3. Синтаксис
| 3.1
| 0-2
| 0-3
| 0-5
| -
| -
| 0-5
| 3.2
| 0-2
| 0-3
| -
|
| -
| 0-5
| 3.3
| 0-2
| 0-3
| -
| -
| -
| 0-5
| 3.4
| 0-2
| 0-3
| -
| -
| -
| 0-5
| 3.5
| 0-2
| 0-3
| -
| -
| -
| 0-5
| 3.6
| 0-2
| 0-3
| -
|
| -
| 0-5
| 3.7
| 0-2
| 0-3
| -
| 0-5
| -
| 0-10
| 3.8
| 0-2
| 0-3
| 0-5
| -
| 0-10
| 0-20
| Всего:
| 0-16
| 0-24
| 0-10
| 0-5
| 0-10
| 0-65
| Итого
| 0-14
| 0-50
| 0-14
| 0-15
| 0-7
| 0-100
|
Подведение итогов:
100 - 91 – отлично
90 - 76 – хорошо
75 - 61 – удовлетворительно
менее 60 – неудовлетворительно
Содержание дисциплины
Модуль 1. Грамматика как часть теории языка
|