МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «МАЙКОПСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет
| Информационных систем в экономике и юриспруденции
|
|
| Кафедра
| Истории государства и права
|
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
______________О.В. Иванова
«_____»__________ 20 ____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
| ОПД. Ф. 01 Теория государства и права
|
по специальности
| 030501 Юриспруденция
|
Факультет
| Технологический
|
МАЙКОП
Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана МГТУ по специальности 030501 Юриспруденция
Составитель рабочей программы
Ст. преподаватель
(должность, ученое звание, степень)
| ____________
подпись
| Куваева А.А.
ф.и.о.
| Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
истории государства и права
___________________________________________________________________________
(наименование кафедры)
| Заведующий кафедрой
«___»________20 __г.
| ____________
подпись
| Кудаева С.Г.
ф.и.о.
| Одобрено научно-методической комиссией факультета
(где осуществляется обучение) «___»_______20 _г.
| Председатель
научно-методического совета
направления (специальности)
(где осуществляется обучение)
| ____________
подпись
| _____________
ф.и.о.
| Декан факультета
(где осуществляется обучение)
«___»________20 __г.
| ____________
подпись
| Схаляхов А.А.
ф.и.о.
| СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»________20 __г.
| ____________
подпись
| Бушманова Н.В.
ф.и.о.
| Зав. выпускающей кафедрой
по направлению (специальности)
«___»________20 __г.
| ____________
подпись
| Курбанова Е.М.
ф.и.о.
|
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель изучения дисциплины – глубокое освоение студентами понятийного и категориального аппарата, выработанного теорией государства и права как общетеоретической юридической наукой, для получения возможности дальнейшего изучения отраслевых и прикладных юридических дисциплин.
Задачи:
- уяснение первичных правовых понятий, необходимых для эффективного изучения других юридических дисциплин;
- овладение знаниями, имеющими базовое значение для профессиональной подготовки будущих юристов;
- формирование у обучаемых юридического мировоззрения, общеправовой ориентировки, правовой культуры, способности принимать обоснованные, юридически грамотные решения в процессе правоприменительной деятельности;
- активизация интереса к избранной специальности, выработка стремления к повышению профессиональной квалификации.
Студент должен иметь представление:
- о сложном и многогранном характере таких общественных явлений как право и государство, от общетеоретического осмысления которых зависит структура всего комплекса юридических наук;
- о праве и правовых явлениях в их историческом развитии.
знать:
- предмет и объект теории государства и права, методологические основы научного понимания государственно-правовых явлений; закономерности исторического движения и функционирования государства и права;
- понятие и сущность государства и права; их взаимосвязь с иными сферами общественной жизни;
- содержание основных понятий и категорий теории государства и права;
- основы эволюции и соотношение основных государственных и правовых систем;
- основные проблемы современного понимания государства и права;
- основы реализации права;
уметь:
- владеть понятийным аппаратом теории государства и права; разбираться в содержании основной государственно-правовой терминологии;
- анализировать юридические нормы и правоотношения;
- анализировать государственно-правовую практику;
- оценивать юридическое значение актов, принимаемых различными государственными органами;
- логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по государственно-правовой проблематике, свободно оперировать юридическими понятиями и категориями;
владеть навыками:
- работы с основными видами теоретических источников;
- анализа вопросов отраслевых наук на основе знаний и умений, полученных при изучении теории государства и права.
1.2. Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе
Дисциплина «Теория государства и права» раскрывает важнейшие вопросы, касающиеся методологических основ научного понимания государственно-правовых явлений, закономерностей их возникновения, развития и функционирования. Положения и выводы этой дисциплины составляют исходные знания, имеющие решающее значение для глубокого понимания других юридических наук.
Назначение данной дисциплины определяется задачей формирования личности юриста обладающим гражданской зрелостью, глубоким уважением к закону, к достоинству гражданина, бережным отношением к социальным ценностям правового государства, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей, высокой общественной активностью, профессиональной этикой и правовой культурой.
1.3. Связь с предшествующими дисциплинами
Для формирования устойчивых представлений о теории государства и права, об условиях формирования и существования правового государства изучение курса предполагает его связь с предшествующими дисциплинами – обществознанием, основами государства и права, которые, так или иначе, освещали вопросы, связанные с теорией государства и права.
1.4. Связь с последующими дисциплинами
Учитывая то обстоятельство, что студенты технологического факультета по специальности «Юриспруденция» в последующих семестрах изучают отраслевые юридические дисциплины, философию и политологию, составитель программы считает целесообразным сделать акцент на изучении процесса возникновения и развития первых государств, первых правовых источников.
2. Распределение часов учебных занятий по семестрам
Номер семестра
| Учебные
| Форма итоговой
аттестации
(зачет, экзамен)
| Количество часов в неделю
| Общий объем
| Аудиторные
| СРС
| Лекции
| Практические
| Лабораторные
| Всего
| Лекции
| Практические
(Семин.)
| Лабораторные
| 1
(ОФО)
| 120
| 68
| 34
| 34
|
| 52
| зачет
| 2
| 2
|
| 2
(ОФО)
| 120
| 54
| 18
| 36
|
| 66
| экзамен
| 1
| 2
|
| 2
(ЗФО)
| 120
| 16
| 6
| 10
|
| 104
| зачет
|
|
|
| 3
(ЗФО)
| 120
| 8
| 4
| 4
|
| 112
| экзамен
|
|
| -
|
3. Содержание дисциплины
|