МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт права, социального управления и безопасности УТВЕРЖДАЮ
_______________________
«______» ________________20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Теория государства и права
Направление подготовки
030900.62 «Юриспруденция»
Специальность 031001 «Правоохранительная деятельность» Профиль подготовки
все профили
Степень выпускника
БАКАЛАВР Форма обучения
очная, заочная Ижевск 2013
1. Цель и задачи освоения дисциплины Основные виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисциплины: нормотворческая, правоприменительная, правоохранительная, экспертно-консультационная, педагогическая. Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится студент: нормотворческая деятельность, участие в подготовке нормативно-правовых актов, правоприменительная деятельность, обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершенствование действий, связанных с реализаций правовых норм, составление юридических документов, правоохранительная деятельность, обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства, охрана общественного порядка, предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений, защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, консультирование по вопросам права, осуществление правовой экспертизы документов, педагогическая деятельность, преподавание правовых дисциплин, осуществление правового воспитания. Помимо общих профессиональных задач, в процесс изучения курса «Теория государства и права» студент должен: знать: объект, предмет, методологию теории государства и права, место теории государства и права с системе социальных и юридических наук; природу и сущность государства и права; основные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции; теоретические подходы в исследовании возникновения государства и права, теории происхождения права и государства; механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права; особенности государственного и правового развития России; роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни; уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы;
выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений; планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений; выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения; владеть: юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками: анализа различных правовых и иных социальных явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина; методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла ООП бакалавриата. Дисциплина адресована первому году обучения Изучению дисциплины предшествуют: дисциплины школьной программы - обществознание, история. Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы компетенции: Ок-1, Ок-3, Ок-4, Пк-2, Пк-15
на пороговом уровне.
Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению отраслевых дисциплин базовой части и дисциплин профильной подготовки.
Программа дисциплины построена линейно-хронологически.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
Осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3); способность логически верно аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2); способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем
и формируемых компетенций Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 часа.
Очная форма обучения нормативные сроки + специальность «Правоохранительная деятельность».
№
п/п
|
Разделы, темы дисциплины
|
Неделя
семестра
| Виды учебной работы
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
|
Формируемые
компетенции (код)
| Всего компетенций
| Л.
| Пр.
| Сам.
раб.
| Ок-1
| Ок-3
| Ок-4
| Пк-2
| Пк-15
|
| Семестр I
| 1.
| Тема 1 Предмет и методология теории государства и права
|
| 2
| 4
| 2
|
| +
| +
| +
|
|
| 3
| 2.
| Происхождение государства и права
|
| 2
| 4
| 2
|
|
| +
| +
|
|
| 2
| 3.
| Понятие права. Проблемы Правопонимания. Принципы и функции права.
|
| 4
| 4
| 2
|
| +
| +
| +
|
| +
| 4
| 4.
| Право в системе социально-правового регулирования.
|
| 2
| 2
| 2
|
| +
| +
| +
|
|
| 3
| 5.
| Нормы права
|
| 2
| 4
| 4
|
| +
| +
| +
| +
| +
| 5
| 6.
| Источники (формы) права.
|
| 2
| 4
| 4
|
| +
|
| +
| +
|
| 3
| 7.
| Правотворчество. Систематизация права
|
| 2
| 4
| 2
|
| +
| +
| +
| +
|
| 4
| 8.
| Юридическая техника.
|
| 2
| 2
| 2
|
| +
| +
| +
| +
|
| 4
| 9.
| Система права и система законодательства.
|
| 2
| 6
| 4
|
| +
| +
| +
| +
|
| 4
| 10.
| Правовые отношения.
|
| 4
| 4
| 2
|
| +
| +
| +
| +
| +
| 5
| 11.
| Реализация права. Пробелы и коллизии в праве.
|
| 4
| 4
| 2
|
| +
| +
| +
| +
| +
| 5
| Форма промежуточной аттестации – контрольная работа по проверке остаточных знаний студентов
| Семестр II
| 12.
| Толкование права.
|
| 2
| 2
| 2
|
| +
| +
| +
| +
|
| 4
| 13.
| Правомерное поведение. Правонарушение.
|
| 2
| 4
| 2
|
| +
| +
| +
| +
| +
| 5
| 14.
| Юридическая ответственность.
|
| 4
| 4
| 4
|
| +
| +
| +
| +
| +
| 5
| 15.
| Правовое сознание и правовая культура.
|
| 2
| 4
| 2
|
| +
| +
| +
| +
| +
| 5
| 16.
| Законность и правопорядок.
|
| 2
| 2
| 2
|
| +
| +
| +
| +
| +
| 5
| 17.
| Механизм правового регулирования.
|
| 2
| 2
| 2
|
| +
| +
| +
| +
| +
| 5
| 18.
| Права человека.
|
| 2
| 2
| 2
|
| +
| +
| +
| +
| +
| 5
| 19.
| Право и государство. Право и другие социальные институты.
|
| 2
| 2
| 2
|
| +
| +
| +
| +
| +
| 5
| 20.
| Правовые системы современности.
|
| 2
| 4
| 2
|
| +
| +
| +
| +
| +
| 5
| 21.
| Понятие государства. Функции государства.
|
| 2
| 4
| 2
|
| +
| +
| +
| +
| +
| 5
| 22.
| Типология государства: эволюция и соотношение современных государственных систем.
|
| 2
| 4
| 2
|
| +
| +
| +
| +
| +
| 5
| 23.
| Форма государства.
|
| 2
| 4
| 2
|
| +
| +
| +
| +
| +
| 5
| 24.
| Механизм государства.
|
| 2
| 4
| 2
|
| +
| +
| +
| +
| +
| 5
| 25.
| Государство в политической системе общества.
|
| 2
| 4
| 2
|
| +
| +
| +
| +
| +
| 5
| 26.
| Правовое государство. Социальное государство.
|
| 2
| 4
| 2
|
| +
| +
| +
| +
| +
| 5
| Форма промежуточной аттестации – экзамен
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Темы и их аннотации
|