Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей





НазваниеСовременное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей
страница1/61
Дата публикации11.03.2015
Размер7.83 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Пензенский государственный университет

Педагогический институт имени В. Г. Белинского

Факультет педагогики, психологии и социальных наук
Физико-математический факультет
Посвящается 350-летию г. Пензы

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ, ОПЫТ,

ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ

(ПО ИТОГАМ ix всероссийской научно-практической

конференции с международным участием

«Артемовские чтения»)

Пенза 2013

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Пензенский государственный университет

Педагогический институт имени В. Г. Белинского

Факультет педагогики, психологии и социальных наук
Физико-математический факультет
Посвящается 350-летию г. Пензы

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ, ОПЫТ,

ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ

(ПО ИТОГАМ ix всероссийской научно-практической

конференции с международным участием

«Артемовские чтения»)

Пенза 2013

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Пензенского государственного университета

Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: Сборник научных статей по итогам IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Артемовские чтения» (16-17 мая 2013 года) / Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора М.А. Родионова – Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 2013. – 292 с.
Ориентация современного образования на «свободное развитие человека», на формирование готовности к проявлению творческой инициативы, самостоятельности, мобильности и конкурентноспособности выпускников разных типов и уровней образовательных учреждений вызывает необходимость реализации нового подхода к проектированию целевого, содержательного, процессуально-технологического и результативного компонентов образовательного процесса. Такой подход, основанный на компетентностной модели учащегося применительно к различным дисциплинам и профилям обучения, положен в основу большинства материалов настоящего сборника.

Сборник адресован учителям, преподавателям вузов и научным работникам в области педагогики и методики обучения различным дисциплинам.

Редакционная коллегия: к. п. н., доцент Л. Д. Мали; к. п. н., доцент Н. Н. Осипова (зам. гл. ред.), д. фил. н., доцент И. В. Замятина, к. фил. н., доцент Е. Л. Бабичева, к. п. н., доцент С. А. Климова.


Рецензенты:

Гребенев И. В. – д.п.н., профессор ГОУ ВПО "Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского";

Боликова Л. Ю. – к.п.н., доцент ГОУ ВПО "Пензенский государственный университет".

ISBN

© Пензенский государственный университет, 2013

КЛЮЧЕВЫЕ ДОКЛАДЫ

«СУМЕРКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ» ИЛИ ПОИСК СМЫСЛА ОБРАЗОВАНИЯ?

В. В. Сохранов-Преображенский (Пенза)

В последние двадцать с лишним лет жизнедеятельность каждого человека, являющегося гражданином России, изменилась кардинально. Существовавшая в ХХ веке система образования проходит очередной период существенных преобразований. Изменились все компоненты образования: от целеполагания до его результатов. На смену специалистов приходят бакалавры и магистры. Информатизация, бально-рейтинговые модели аттестации, внешний и внутренний аудит и так далее – новые термины, новое содержание самоопределения и самореализации личности. В чем суть образовательного ковчега, плывущего между «Сциллой» и «Харибдой», между культурой духовности и культурой полезности? Иметь или быть? Спасет ли наше образование идея Э. Фромма: «Быть, но, имея!». Или же совершается деяние, не осмысленное по цели, содержанию и результатам содеянного? Ответы на эти и другие вопросы даст время. Однако, многовековой опыт отечественной школы, психолого-педагогической науки и собственный многолетний опыт педагогической деятельности позволяют высказать некоторые предположения.

Изменение парадигмы образования взаимосвязано и осуществляется в контексте инновационных подходов к его структуре и содержанию. В Законе об образовании 2012 г. отмечается, что «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Представленное понимание ключевой дефиниции формирования и развития личности на современном этапе функционирования высшей профессиональной школы раскрывает стремление власти к учету происходящих в обществе изменений [1; 3].

С другой стороны, одним из главных принципов реализации принятого Закона об образовании является «свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания»[1; 4].Тем самым провозглашается субъектность образования личности, предполагающая ее готовность к компетентному осознанию и реализации акмеологического варианта получения знаний и саморазвития необходимого для самореализации опыта учебной, социальной и профессиональной деятельности.

Осуществление названного принципа встречается с объективными трудностями образования обучающихся. В их число можно включить маркетизацию, медикализацию и маргинализацию связей и отношений. Человек попадает в ситуацию дефицита социального и профессионального опыта. На протяжении жизни одного поколения происходит смена ценностей, стереотипов самовыражения и социальных правил, определяющих комфортное соотнесение индивидуального и признанного обществом типа поведения и стиля деятельности. Фактически личность попадает в ситуацию, когда знание предыдущих поколений не помогает ей. В этом случае, по мнению М. Мамардашвили, она идет в направлении смысла. В этом и состоит основное назначение современного образования. Оно должно развить готовность каждого человека к смыслообразующей познавательной деятельности в процессе образования, которая подтверждает индивидуальные характеристики человека, способствует нравственно-этической и гуманной самореализации универсальности каждой личности и позволяет ей состояться в образе самодостаточной и результативной личности, выступающей в социально и профессионально признанной роли компетентного работника, порядочного семьянина и ответственного гражданина.

Если это так, то процесс образования должен характеризоваться следующими признаками: акмеологичность, аксиологичность, мотивационная осмысленность взаимодействия участников образовательного процесса; готовность к саморазвитию; критическая и творческая направленность, проектная основа образования.

Каждый из признаков раскрывает определенную структурную и содержательную характеристику инновационных основ образовательного процесса и, прежде всего, имеет смыслообразующее значение. Так, акмеологичность образования предполагает изменение позиции обучающихся и обучающих. Предыдущий социально-исторический этап развития образовательной системы позволял личности получить образование на определенном уровне и на весь период активной социальной и профессиональной деятельности. Современные условия социальной и профессиональной социализации личности побуждают ее к непрерывному образованию и самообразованию на основе саморазвития. Образовательный процесс сопровождает личность на протяжении всего периода ее жизнедеятельности.

Аксиологичность современного образования проявляется неоднозначно. Во-первых, она реализуется на групповом уровне, что не позволяет определить механизм личностного социального и профессионального значения приобретаемого знания и переводит образование на индивидуально смысловой уровень реализации. Во-вторых, ценность образования определяется мотивационной осмысленностью взаимодействия участников образовательного процесса. Внешняя обусловленность перехода общества с культуры духовности к культуре полезности приводит к неполному замещению, к соотнесению внешней и внутренней мотивационной основы взаимодействия участников образовательного процесса на всех этапах его реализации: от постановки цели, до коррекции получаемых результатов.

Обозначенная противоречивость образовательного процесса вуза дополняется проблемой перевода образования от «знаниевой парадигмы» к парадигме «системно-деятельностного осуществления на компетентностной основе». Уровень «владения…» требует готовности участников образовательного процесса к реализации модели «социальный опыт – дидактическое взаимодействие – социально-профессииональное самоопределение» и достигается в случае готовности педагогов и обучающихся к саморазвитию; реализации критической и творческой направленности участия в образовательном процессе и проектной основы образования.

Снятие обозначенного противоречия возможно на культурной основе. В своих работах («Бегство от свободы», «Иметь или быть») Э. Фромм отмечал, что результативность устремлений личности в любом процессе имеет культурную основу и качественно в случае самоопределения человека в информационном потоке, суть которого можно выразить фразой: «быть, но, имея!». В этом и кроется позитивная и деструктивная компонента образования.

Как показывает проведенное исследование, «культурное образование», позволяющее личности преодолеть внутреннюю противоречивость социализации в информационном поле культур, характеризуется следующими особенностями реализации. Оно должно быть опережающим, открытым, информационно насыщенным, саморегулируемым, сопровождающим индивидуальное развитие личности, адаптивным, здоровьесберегающим, независимо сертификационным, инклюзивным и индивидуально пенитенциарным.

Технология обозначенного процесса основывается на мониторинге достижения; постановке операционной цели; реализации модели взаимного саморазвития участников образовательного процесса; индивидуально-адекватном определении набора компетенций; готовности студентов к социально востребованной самопрезентации.

Литература:

1. Закон об образовании (2012 г.). М., РГ. 2013. С. 3-4.

2. Сохранов В.В., Лупанова Н.А., Стенякова Н.Е. Особенности подготовки студентов к профессиональной деятельности в процессе изучения дисциплин педагогического цикла ПГПУ им. В.Г. Белинского, Пенза, 2007.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей iconТулина Л. А. Использование аутентичных видеоматериалов в обучении...
Тулина Л. А. Использование аутентичных видеоматериалов в обучении страноведению в вузе//Российское предпринимательство: современное...
Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н 35 Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы: Сборник научных статей и докладов VII...
Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей iconРефераты публикуемых статей
Лебедева Л. С, Андреева Е. В. – Исследования, разработки, испытания и опыт эксплуатации высоковольтных тиристорных преобразователей...
Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей iconПроблемы компетентностного подхода в системе общего и профессионального образования
Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции 3 декабря 2008 года
Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей iconСборник статей и тезисов «Модернизация исторического и обществоведческого...
Модернизация исторического и обществоведческого образования в условиях перехода на фгос: опыт, проблемы // состав. Некрасова Л. И....
Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей icon«уфимский государственный колледж радиоэлектроники» проблемы качества образования сборник статей
Сборник статей преподавателей Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники №7 Под ред к т н зам директора по учебно-методической...
Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей iconСтатья опубликована журнале Физическое образование в вузах, 2011, Т. 17, N 1, с. 59-67
Серия научных статей, отражающих новые подходы к преподаванию физики на базе цифровых технологий в контексте реализации национальной...
Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей iconЕжегодная научно-практическая международная конференция: «Современное...
Участники: работники образования разных типов и видов образовательных учреждений
Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей iconИтоги и перспективы энциклопедических исследований сборник статей...
История России и Татарстана: итоги и перспективы энциклопедических исследований: сборник статей итоговой научно-практической конференции...
Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей iconТезисы доклада на Всероссийской конференции «Российское профессиональное...
Авторы: ректор Федоров Игорь Борисович, проректор по учебной работе Москаленко Валерий Осипович
Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей iconРефераты публикуемых статей
Разработка координированной системы противоаварийной автоматики на уровне еэс. Богомолова И. А., Кац П. Я., Кощеев Л. А., Садовский...
Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей iconИтоги и перспективы энциклопедических исследований сборник статей...
История России и Татарстана: Итоги и перспективы энциклопедических исследований: сборник статей итоговой научно-практической конференции...
Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей iconВсероссийская научно-практическая интернет-конференция «Новые образовательные...
Всероссийская научно-практическая интернет-конференция Новые образовательные технологии: опыт, проблемы, перспективы
Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей iconПрограмма межведомственного круглого стола «Высшее образование инвалидов...
Высшее образование инвалидов по зрению: проблемы и перспективы [Текст] : сб докладов и информ материалов межвед круглого стола (30...
Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей iconНепрерывное профессиональное образование казачества: содержание,...
Бочан С. А., канд филос наук, доцент каф теории государства и права и отечественной истории
Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей iconСборник статей
Дидактика художественного текста: Сборник статей / Под ред. А. В. Татаринова. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2007....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск