Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №504 РАССМОТРЕНО
| СОГЛАСОВАНО
| УТВЕРЖДАЮ
| на заседании НМС
| Заместитель директора по УВР
| Директор ГБОУ Лицей №504
| Протокол №
| __________________________
| ___________А.М. Корягин
| от « » августа 2013 г.
| « » августа 2013 г.
| Приказ от 2013г. №
|
Рабочая программа
Наименование учебного предмета Музыка
Класс 7
Уровень общего образования
Учитель Колесниченко Елена Николаевна
Срок реализации программы, учебный год - 1 год
Количество часов по учебному плану - 34 часа
всего - 34 часа в год; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе Примерной программы общего образования по музыке, федерального компонента государственного стандарта общего образования и авторской программы «Музыка. 7 класс» Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой
(название, автор, год издания, кем рекомендовано)
Учебник «Музыка. 7 класс» М.: Просвещение, 2009
(название, автор, год издания, кем рекомендовано)
Рабочую программу составил (а) Колесниченко Е.Н.
подпись расшифровка подписи
Пояснительная записка. Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Государственного общеобразовательного стандарта общего образования по искусству, Примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 7 класс» авторов Е.Д. Критской и Г. П. Сергеевой.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего – 34 часа.
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией педагогов
Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. В содержание рабочей программы для 7 класса введен компонент «Героическая тема в русской музыке». Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мир.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, устный и письменный опрос, пение ансамблем и сольно.
Рабочая программа для 7 класса составлена на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта
Примерной программы основного общего образования по музыкальному искусству;
Авторской программы «Музыка. Искусство 5 – 7 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской –
М.: Просвещение, 2009;;
Базисного учебного плана;
Учебного плана ГБОУ лицея № 504 на 2012-2013 учебный год.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры - наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, развивающих духовный опыт поколений;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
воспитание музыкальности, художественного вкуса, потребности в общении с искусством;
освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы.
Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Структуру программы 7 класса составляют разделы, в которых обозначены содержательные основные линии, указаны музыкальные произведения.
Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, года. В программе данного класса два раздела: «Особенности драматургии сценической музыки» и «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки». Содержательный стержень программы – «Классика и современность». Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях разных жанров.
Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки. Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте и др. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам.
« Данная программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри триместра, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности».
В календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 7 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест, творческие работы учащихся. Виды организации учебной деятельности:
- конкурс;
- викторина;
- самостоятельная работа;
- творческая работа (кроссворд, презентации или сообщение);
- пение в ансамбле или хоре.
Краткая характеристика обще-учебных умений и навыков учащихся 7 класса на начало учебного года. Учащиеся умеют различать:
лирические, драматические, эпические музыкальные образы;
анализируют различные трактовки музыкальных произведений;
знают имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводят примеры их произведений;
определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;
иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
исполнять сольно и ансамблем современные, народные песни под аккомпанемент фортепиано;
|
Календарно-тематическое планирование учебного материала
По музыке 7 класс
на 2013-2014 учебный год.
Программа
| Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская
| Основная литература
| Базовый учебник
| «Музыка. 7 класс» (М.: Просвещение, 2009)
| Методическое пособие для учащихся
| Тетрадь для ведения конспектов и выполнения творческих заданий.
| I. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16 часов).
№ ур п/п
| № ур
п/т
| Раздел и тема урока
| Практическая, лабораторная, контрольная и пр. работа
| Тип урока
| Элементы обязательного минимума образования
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Д/з
| Дата
| 1
| 1
| Классика и современность. Символы России.
| Беседа, слушание музыки, хоровое пение.
| вводный
| Значение слова «классика». Понятия «классическая музыка», «классика жанра», «стиль». Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки.
| Знать понятия:
-классика,
классическая музыка, классика жанра, интерпретация, обработка. Разновидности стиля.
Уметь приводить примеры.
| Закрепление полученных знаний.
|
| 2
| 2
| В музыкальном театре. Опера.
| Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.
| Расширение и углубление полученных знаний.
| Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере.
| Знать понятия:
-опера, виды опер, этапы сценического действия, либретто, составляющие оперы:
-ария, речитатив, дуэт, ансамбль, действие, каватина, сцена.
Уметь:
-приводить примеры оперных жанров;
-называть имена известных певцов, дирижеров, режиссеров;
-определять роль оркестра в опере.
| Запись в тетрадь опер и музыкальных жанров, характеризующих действующих лиц по рубрикам:
«Увертюра»,
«Арии», «Песни»,
«Хоры», «Оркестровые номера».
|
| 3
| 3
| Русский композитор М.И. Глинка и первая русская опера.
| Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.
| Расширение и углубление полученных знаний.
| Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Русский композитор М. И Глинка.
Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя».
| Знать:
-драматургию развития оперы;
-то, что музыкальные образцы могут стать воплощением каких-либо исторических событий.
Уметь:
-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.
| Рисунки с эскизами костюмов героев и декорации, творческая работа.
|
| 4
| 4
| Историческая опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»
| Устный опрос.
Слушание музыки.
| Урок закрепления знаний (викторина).
| Более глубокое изучение оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и польской)
Музыкальные образы оперных героев.
| Уметь:
-обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
-осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве – традиции и современности, понимать их неразрывную связь.
| Запись в тетрадь основных понятий урока.
|
| 5
| 5
| Русский композитор А.П. Бородин. Эпическая опера «Князь Игорь».
| Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Вокально-хоровое интонирование.
| Сообщение
и усвоение новых знаний.
| Русский композитор А.П. Бородин. История создания оперы «Князь Игорь». Драматургия оперы – конфликтное противостоя-ние двух сил (русской и половецкой).
| Знать:
-особенности творчества композитора А.П. Бородина;
-произведения композитора;
-либретто и сюжет оперы;
-номера оперы и действующих лиц
| Запись в тетрадь основных понятий урока. Характеристику творчества композитора, музыкальные номера оперы.
|
| 6
| 6
| Опера А.П. Бородина «Князь Игорь».
| Слушание музыки. Опрос учащихся, хоровое пение.
| Урок закрепления (викторина)
| Русская эпическая опера «Князь Игорь» Музыкальные образы оперных героев.
| Знать:
-особенности творчества композитора А.П. Бородина;
-произведения композитора;
-либретто и сюжет оперы;
-номера оперы и действующих лиц.
| Рисунки с эскизами костюмов действующих лиц оперы, творческое задание.
|
| 7
| 7
| В музыкальном театре. Балет.
| Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение.
| Расширение и углубление полученных знаний.
| Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балет (фрагменты балетов П. И. Чайковского, К. Хачатуряна, и др)
| Знать понятия:
-балет, типы балетного танца;
-пантомима, па-де-де, па-де-труа, гранд-па, адажио.
| Запись названий балетов и их авторов, имен известных артистов балета и балетмейстеров.
|
| 9
| 9
| Героическая тема в советской музыке. Кантата
С. С. Прокофьева «Александр Невский».
| Беседа. Слушание музыки. Хоровое пение.
| Повторение и закрепле-
ние пройден-
ного
| С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский». Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма.
| Уметь:
-приводить примеры музыкальных произведений, в которых отражена героическая тема;
-рассуждать на поставленные проблемные темы;
-проводить сравнительный анализ музыкальных и художественных произведений;
-называть полные имена композиторов, в творчестве которых отражена героическая тема.
| Запись названий художественных произведений, в которых отражены образы героических защитников Отечества прошлого и настоящего. Творческие работы.
|
| 10
| 10
| Сюжеты и образы западноевропейской духовной музыки. И.С. Бах.
| Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Выявление средств музыкальной выразительности.
| Расширение и углубление полученных знаний.
| Музыка И. С. Баха – язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха.
Хорал, месса.
| Знать понятия:
-месса, всенощная. Уметь:
-называть полные имена композиторов, особенности их творчества;
-знать понятие интерпретация, хорал.
| Письменное рассуждение о словах немецкого композитора Л.В. Бетховена о И. С. Бахе «Не ручей – море ему имя». Творческое задание.
|
| 11
| 11
| Сюжеты и образы западноевропейской духовной музыки.
| Урок-беседа.
Слушание музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение.
| Расширение и углубление полученных знаний.
| Музыка И. С. Баха – язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха.
Хорал, месса.
| Понимать роль музыки в жизни человека.
Уметь:
-аргументированно рассуждать о роли музыки в жизни человека;
-проявлять навыки вокально-хоровой работы.
| Запись в тетрадь основных положений темы урока. Творческая работа.
|
| 12
|
12
| Неоклассицизм или возрождение Баха.
| Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение.
| Расширение и углубление полученных знаний.
| Эйтор Вилла-Лобос – выдающийся композитор и дирижер. Ария из «Бразильской бахианы».
| Знать:
-характерные черты и образы творчества композитора;
-многообразие музыкальных способов их развития;
Уметь:
-использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования.
| Запись в тетрадь основных понятий урока, художественных произведений, в которых отражены образы героических защитников Отечества прошлого и настоящего.
|
| 13
| 13
| Сюжеты и образы русской духовной музыки. С.В. Рахманинов,
П.И. Чайковский,
П. Чесноков.
| Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое исполнение песен.
| Закрепление знаний.
| «Высокая месса» - вокально-драматический жанр. Музыкальное «зодчество» России в творчестве С.В. Рахманинова, П. Чеснокова, П.И. Чайковского.
| Знать:
-что такое духовная музыка;
-Проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
-выявлять средства музыкальной выразительности.
| Творческая работа по теме.
|
| 14
| 14
| Опера Ж. Бизе «Кармен»
| Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение.
| Сообще-
ние и усвоение новых знаний.
| Знакомство с французским композитором Ж.Бизе и его оперой «Кармен» - самой популярной оперой в мире. Драматургия
оперы – конфликтное противостояние
| Знать:
-драматургию развития оперы;
-то, что музыкальные образцы могут стать воплощением каких-либо жизненных событий.
| Словесное описание образа Кармен; отличие образов главных героев в литературном и музыкальном произведениях.
|
| 15
| 15
| Опера Ж. Бизе «Кармен»
| Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение.
| Закреп-
ление знаний (викторина)
| Музыкальные образы героев оперы Ж.Бизе «Кармен».
| Уметь:
-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
-знать особенности жизни и творчества композитора Ж. Бизе.
| Запись в тетрадь основных понятий урока.
|
| 16
| 16
| Балет Р.Щедрина
«Кармен-сюита»
| Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Вокально- хоровое интонирование.
| Сообщение и усвоение новых знаний.
| Знакомство с балетом Р. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж.Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета.
| Знать:
-драматургию развития балета;
-понятие транскрипция. Уметь:
-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
-называть полные имена композиторов и балерины М. Плисецкой.
| Творческое задание – мои впечатления от музыки балета «Кармен-сюита» Р. Щедрина.
|
|
II. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 часов).
| 17
| 17
| Два направления музыкальной культуры. Светская музыка.
| Урок-беседа. Слушание музыки. Выявление средств музыкальной выразительности.
| Расширение и углубление полученных знаний.
| Фортепианная музыка П.И. Чайковского.
Фортепианный
Концерт № 1, «Детский альбом», Цикл «Времена года».
| Знать особенности претворения вечных тем искусства в произведениях различных жанров и стилей.
Уметь:
-эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической музыки.
| Запись в тетрадь основных положений темы урока. Творческая работа.
|
| 18
| 18
| Два направления музыкальной культуры. Светская музыка.
| Урок-беседа. Слушание музыки. Выявление средств музыкальной выразительности.
| Расширение и углубление полученных знаний.
| Фортепианная музыка
С. В. Рахманинова – концерт для фортепиано
№ 2 (1-2 части), прелюдии, этюды-картины.
| Знать особенности претворения вечных тем искусства в произведениях различных жанров и стилей.
Уметь:
-эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической музыки.
| Запись в тетрадь основных положений темы урока. Творческая работа.
|
| 19
| 19
| Камерная инструментальная музыка, этюд.
| Урок-беседа. Слушание музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение.
| Расширение и углубление полученных знаний.
| Углубление знаний о музыкальном жанре – этюде. Жанр концертного этюда в творчестве романтиков
Ф. Шопен.
| Знать понятие:
-этюд;
Уметь:
-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
-называть имена композиторов и характеристику творчества;
-проявлять навыки вокально-хоровой работы.
| Запись в тетрадь основных положений темы урока. Творческая работа.
|
| 20
| 20
| Камерная инструментальная музыка русских композиторов.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Расширение и углубление полученных знаний.
| Инструментальные произведения русских композиторов. А.П. Бородин «Струнный квартет».
| Уметь:
-обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
-осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве – традиции и современности, понимать их неразрывную связь.
| Запись в тетрадь основных положений темы урока. Творческая работа.
|
| 21
| 21
| Музыкальная драматургия – развитие музыки.
| Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение.
| Закрепление и углубление знаний.
| Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке – развитие. Принципы музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Вариации для виолончели в стиле рококо.
П.И. Чайковского
| Знать
-основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры;
-проявлять навыки вокально-хоровой работы.
| Запись в тетрадь основных положений темы урока. Творческая работа.
|
| 22
| 22
| Транскрипция. Ф.Лист.
| Урок-беседа. Слушание музыки. Вокально-хоровое пение.
| Сообщение и усвоение новых знаний.
| Транскрипция – переложение музыкальных произведений. Транскрипция – наиболее популярный жанр концертно-виртуозных произведений. «Этюды» Ф.Листа по каприсам Н.Паганини. Рапсодии.
| Знать значение слова транскрипция, рапсодия;
Уметь различать:
жанры и стили.
Уметь выявлять: особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
-проявлять навыки вокально-хоровой работы.
| Запись в тетрадь основных положений темы урока.
|
| 23
| 23
| Симфоническая музыка. Й. Гайдн.
| Устный опрос. Беседа. Хоровое пение.
| Изучение и закрепление первичных знаний.
| Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере симфонии № 103 Й. Гайдна.
| Знать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях различных жанров.
Уметь выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусств.
| Творческое задание.
|
| 24
| 24
| Сонатная форма.
| Устный и письменный контроль. Беседа. Слушание музыки. Определение приемов музыкального развития. Хоровое пение.
| Расширение и углубление полученных знаний.
| Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Строение сонатной формы.
«Сонаты» В.А.Моцарта и Л.В. Бетховена.
| Знать понятия:
-соната, сонатная форма.
Уметь:
-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; называть полные имена композиторов и название их произведений, прослушанных на уроке.
-проявлять навыки вокально-хоровой работы.
| Запись в тетрадь основных положений темы урока.
|
| 25
| 25
| В.А. Моцарт и его жизненный путь. Характеристика творчества.
| Беседа. Слушание музыки.
| Закрепление полученных знаний.
| Реквием. Особенности написания посмертного произведения.
| Знать:
-что такое реквием;
-характерные черты жанра музыки;
-приемы музыкального развития.
| Творческое задание.
|
| 26
| 26
| Симфоническая музыка.
В. А. Моцарт.
| Устный опрос. Беседа. Хоровое пение.
| Изучение и закрепление первичных знаний.
| Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере экспозиции симфонии № 40 В.А. Моцарта.
| Знать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях различных жанров.
Уметь выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусств.
| Творческое задание.
|
| 27
| 27
| Симфоническая музыка. Л. В. Бетховен.
| Устный опрос. Беседа. Хоровое пение.
| Изучение и закрепление первичных знаний.
| Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере
симфонии № 5
Л. В. Бетховена
| Знать о роли музыки в жизни человека;
-особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
-эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения;
-проявлять навыки вокально-хоровой работы.
| Творческое задание.
|
| 28
| 28
| Симфоническая музыка. В.Калинников и Ф. Шуберт
| Устный опрос. Беседа. Хоровое пение.
| Изучение и закрепление первичных знаний.
| Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере Симфонии № 1
В. Калиникова и «Неоконченной симфонии» № 8 Ф. Шуберта.
| Знать о роли музыки в жизни человека;
-особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
-эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения;
-проявлять навыки вокально-хоровой работы.
| Творческое задание.
|
| 29
| 29
| Симфоническая музыка.
П.И. Чайковский.
| Устный опрос. Беседа. Хоровое пение.
| Изучение и закрепление первичных знаний.
| Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере Симфонии № 6
П. И.Чайковского.
| Знать о роли музыки в жизни человека;
-особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
-эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения;
-проявлять навыки вокально-хоровой работы.
| Творческое задание.
|
| 30
| 30
| Симфоническая музыка.
Д.Д. Шостакович.
| Устный опрос. Беседа. Хоровое пение.
| Изучение и закрепление первичных знаний.
| Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере Симфонии № 7
Д.Д.Шостаковича.
| Знать о роли музыки в жизни человека;
-особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
-эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения;
-проявлять навыки вокально-хоровой работы.
| Творческое задание.
|
| 31
| 31
| В музыкальном театре. А.Рыбников «Юнона и Авось».
| Беседа. Слушание музыки. Хоровое пение.
| Сообщение и
усвоение
новых знаний.
| А.Рыбников «Юнона и Авось». История создания первой русской рок-оперы. Либретто и режиссер-постановщик.
| Знать:
-жизнь и творчество композитора А.Рыбникова.
-драматургию развития рок-оперы «Юнона и Авось»
-основные характеристики героев и музыкальные номера оперы;
-уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки
| Запись в тетрадь основных положений темы урока.
|
| 32
| 32
| В музыкальном театре. А.Рыбников «Юнона и Авось».
| Беседа. Слушание музыки. Хоровое пение.
| Сообщение и усвоение
новых знаний (викторина)
| А.Рыбников «Юнона и Авось». История создания первой русской рок-оперы. Либретто и режиссер-постановщик, действующие лица.
| Знать:
-жизнь и творчество композитора А.Рыбникова.
-драматургию развития рок-оперы «Юнона и Авось»
-основные характеристики героев и музыкальные номера оперы.
| Творческое задание.
|
| 33
| 33
| Инструментальный концерт.
Дж. Гершвин.
| Слушание музыки. Беседа. Определение особенностей музыки.
| Расширение и углубление знаний.
| Знакомство с творчеством американского композитора
Дж.Гершвина «Рапсодия в стиле блюз».
| Знать понятия:
-джаз, симфоджаз, мюзикл и их отличительные черты.
Уметь:
-проводить интонационно-образный анализ музыки;
Выявлять жанровую принадлежность.
| Закрепление полученных знаний, творческое задание.
|
| 34
| 34
| В музыкальном театре «Мой народ – американцы», опера «Порги и Бесс»
| Беседа. Слушание музыки. Хоровое пение.
| Сообщение и усвоение
новых знаний.
| Особенности творчества американского композитора Дж. Гершвина – первооткрывателя джаза, первой американской оперы «Порги и Бесс».
| Знать:
-жизнь и творчество композитора Дж. Гершвина;
-драматургию развития оперы «Порги и Бесс»;
-основные характеристики героев и музыкальные номера оперы;
Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки
| -
|
| Всего: 34 часа.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса на конец учебного года. Обучение музыкальному искусству в 7 классе должно обеспечить учащимся возможность:
иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;
совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель);
понимать роль музыки в жизни человека;
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей (опера, балет, мюзикл, рок-опера,, симфония, инструментальный концерт, сюита, кантата, оратория, месса);
иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки;
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;
интерпретировать содержание музыкального произведения, ориентируясь в нотной записи как в средстве фиксации музыкальной речи;
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования;
выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
совершенствовать умения и навыки самообразования.
Содержание программы предмета «Музыка» 7 класс.
Содержательный стержень программы – «Классика и современность». Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях разных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки.
Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам.
|