Скачать 0.53 Mb.
|
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Социологический факультет Кафедра социологии культуры, воспитания и безопасности Москва- 2009 Федулова А.В. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Учебно-методический комплекс УДК 316:303.4 ББК 60.56 Теория и практика социальной работы Федулова А.В. Учебно-методический комплекс. -М.:МГУ, 2009. Учебно-методический комплекс содержит программу курса «Теория и практика социальной работы», методические рекомендации по изучению дисциплины, контрольные вопросы и задания для самостоятельного контроля, тематику рефератов и курсовых работ, вопросы к зачету, списки основной и дополнительной литературы, краткий словарь терминов, изучаемых в данном курсе. Предназначен в помощь для усвоения курса «Теория и практика социальной работы» студентам, обучающимся по специальности 040201.65 Социология. СОДЕРЖАНИЕ 1.Организационно-методические рекомендации…………………………………………. 4 2. Учебно-тематические планы…………………………………………………………….8 3. Программа курса «Теория и практика социальной работы»……………………………10 4.Планы семинарских занятий …………………………………………………………...... 26 5. Тематика рефератов и курсовых работ………………………………………………….. 35 6. Вопросы для подготовки к зачету……… ……………………………………………… 36 1. Организационно-методические рекомендации Характеристика курса. Данный курс посвящен теориям и методам социальной работы, которые имеют актуальное значение для подготовки профессионалов в данной области. В современных российских условиях огромное количество людей нуждается в экстренной социальной помощи и защите. В подготовке социальных работников социология занимает одно из ведущих мест. Поскольку социология изучает все общество в целом с учетом его системной структуры, а социальная работа имеет универсальный, многопрофильный характер, можно говорить о близости объектов и предметов социологии и социальной работы. Теоретико-методологический уровень социологии тесно связан с философией, что обуславливает методологический характер социологии по отношению к социальной работе и позволяет рассматривать социологию как основу социальной работы. Особым уровнем социологического знания выступают эмпирические исследования, где важную роль играют разработка программы социологического исследования, его организация, методы и техника сбора и обработки информационного полученного материала. При этом эмпирический уровень социологического знания выступает связующим звеном между теоретической социологией и социальной работой как наукой и специфическим видом деятельности. Социологические методы и техника изучения проблем социальной работы выполняют как функцию расширения и углубления социологического и социального образования в целом, так и получения важной первичной информации, необходимой для анализа практической социальной работы, накопления опыта, его обобщения и в целом эффективности социальной работы. Данный курс предназначен для социологов старших курсов и знакомит с основами социальной работы. Сложность преподавания данного курса заключается в дискуссионном характере предметного языка социальной работы с одной стороны и необходимостью отражать не только идеальные модели социальной работы, но и реальные, существующие на практике. В основе разработанного курса новые требования Государственного образовательного стандарта 42-б «Социальная работа». Данный курс содержит различные модели социальной работы и технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Студенты ознакомятся с различными видами помощи населению, особенно незащищенным его слоям, составляющим группы риска и находящимся в трудной жизненной ситуации. Это, прежде всего дети-сироты, дети-инвалиды, пенсионеры, лица, страдающие тяжелыми соматическими и психическими расстройствами, лица с последствиями острого и хронического стресса, женщины, пережившие насилие. В рамках данного курса изучаются темы, посвященные социальной помощи военнослужащим и их семьям, безработным, школьникам, социальной работе с лицами девиантного и делинквентного поведения, в том числе находящимися в пенитенциарных учреждениях, имеющими нарушения социальной адаптации. Ознакомление студентов с механизмами, фактами разных видов неравенства и дискриминации незащищенных членов общества в ситуации анализа степени их трудности на социальном, классовом, психологическом, физическом, половозрастном, этническом, региональном уровне различий поможет им выбрать эффективные модели распределения экономических ресурсов в соответствии с выявляемыми потребностями, а также определить пути и меры исправления ситуации. Знание принципов, механизмов, уровней защиты населения (профилактика, поддержка, представительство) и различных форм социального обслуживания: стационарные, полустационарные, нестационарые (разнообразная помощь на дому) поможет своевременно обеспечить преемственность выбранных видов социального обслуживания (права человека, государственные гарантии, равные возможности, пенсионное обеспечение, различные льготы). Изучение курса завершается зачетом по содержанию дисциплины. Основные виды учебных занятий по дисциплине – лекции, семинары, подготовка рефератов, практические работы. Лекции читаются по основным вопросам курса и раскрывают теоретическое содержание дисциплины, дополненное практическими исследованиями современных авторов. Семинары предназначены для углубления и закрепления полученных знаний. Методика преподавания строится на активном вовлечении студентов в проведение каждого занятия: рефераты, эссе, доклады, «круглые столы», дискуссии по проблемам, имитации и анализ конкретных ситуаций и т.д. Практические работы позволяют студентам овладеть приемами психологического консультирования клиентов, обучения их приемам саморазвития, самозащиты, самосохранения, самообучения, самоорганизации. Требования к уровню освоения содержания курса Изучив курс «Теория и практика социальной работы» студент осваивает следующие компетенции:
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; - способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны. 1.2. Инструментальные: - использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; - умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; - умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинства и устранения недостатков; - умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; 1.3. Социально-личностные: - стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; - готов к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе.
2.1. Общепрофесиональные: - готов к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития обществ; - способен целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии социальной работы; - готов решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил и ресурсов клиента; - готов к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости. 2.2.Специально-профессиональные: - способен к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите; - способен к организационно-управленческой работе в подразделениях социальных учреждений и служб; - готов к координации социальной работы различных организаций, учреждений и предприятий; а также деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения; - способен учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы - готов к посреднической, социально-профилактической, консультационной деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации. Формы текущего и итогового контроля знаний органически включены в учебный процесс. Организованность и равномерность учебной нагрузки определяются тем, что итоговая зачетная оценка зависит от следующего:
2. Учебно-тематические планы. 2.1. Учебно-тематический план для студентов по специальности 040201.65 – социология очной формы обучения
2.2. Учебно-тематический план для студентов по специальности 040201.65 – социология очно-заочной формы обучения
ЛЕКЦИИ. Введение. Предмет, цели и задачи курса «Теория и практика социальной работы» Краткая история социальной работы. Помощь как особый вид социальных отношений. Модель филантропической помощи в период античности. Система праздников, пиров в условиях социального неравенства как мера компенсации, натурального перераспределения материальных благ, Меценатство в Древнем Риме. Идеи милосердия в иудаизме, христианстве, мусульманстве. Модель общественной благотворительности, связанная с деятельностью церкви и развитием самоуправления в городах, формированием государственных законов, регламентирующих помощь различным сословиям. Модель социального обеспечения как превентивная мера в деле локализации профессионального нищенства. Гуманизм эпохи Возрождения. Связь благотворительности с миссионерской деятельностью. Начало социальных исследований. Создание социального законодательства. Профессиональная помощь нуждающимся и создание организационных структур. Отечественные модели социальной помощи. Модель княжеского и церковно-монастырского попечения. Модель государственно-законодательного регламентирования. Модель общественного призрения. Модель общественно-территориального распределения. Модель социального обеспечения. Модель переходного периода. Институционализация области социальной работы. Социальная работа как наука, учебная и практическая деятельность Проблемное поле институционализации социальной работы. Общефилософские принципы социальной работы: детерминизм, отражение, развитие. Общие принципы социальных (общественных) наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость. Специфические принципы социальной работы: Содержательные: гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение. Психолого-педагогические: эмпатия (сочувствование), аттракция (привлекательность), доверие. Методические: дифференцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность. Организационные: всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность, субсидарность (вспоможение). Понятийно-категориальный аппарат социальной работы: методы социальной работы, социальные технологии, социальная защита, социальная поддержка, социальная помощь, социальный диагноз, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальный контроль, социальное страхование, социальные гарантии, социальное управление, социальный работник (соционом). Объекты и субъекты социальной работы. Основные направления социальной работы. Социальная работа и ее междисциплинарный статус. Модуль I. История и теория социальной работы |
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной работы» «Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной работы» «Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной... «Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Теория и практика... Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы мггу | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Теория и практика... Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы мгпу | Теория социальной работы Теория социальной работы: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. В. И. Рузанов. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 46 с | ||
Программа дисциплины «Теория и практика информационно-аналитической работы» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600. 62 "Реклама... | Высшая лига 24-26 апреля 2009 года «Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания... | ||
Соглашение о сохранении белых медведей (Осло, 15 ноября 1973 г.) «Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания... | Раковой Валерии Александровны, пгниу европа начинается с Перми «Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания... | ||
Игр ii-го (финального) тура Чемпионата России по флорболу среди женских команд, сезон 2008 «Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и практика... Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Социальных наук» | ||
Кафедра немецкого языка теория и практика перевода учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Теория и практика перевода» с другими дисциплинами специальности 050303. 65-Иностранный... | Рабочая программа дисциплины «Теория и практика деловых коммуникаций» Программа и методические указания по выполнению контрольных заданий учебной дисциплины «Теория и практика деловых коммуникаций» для... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... База: циклы математических дисциплин (алгебра и теория чисел, геометрия, математический анализ); курсы теория и методика обучения... | Рабочая программа дисциплины «Теория и практика предупреждения преступности» Целями освоения дисциплины «Теория и практика предупреждения преступности» являются |