МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет»
филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» в г. Камень-на-Оби
среднее профессиональное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Информационные технологии в профессиональной деятельности
(наименование учебной дисциплины) Уровень основной образовательной программы базовый
(базовый, повышенный)
Специальность 080110 «Банковское дело»
Форма обучения очная
(очная, заочная)
Срок освоения ОПОП 1 год 10 месяцев
(нормативный или сокращенный срок обучения)
При разработке программы в основу положены:
1) ФГОС СПО по специальности 080110 «Банковское дело»
утвержденный Министерством образования и науки РФ «24 » июня 2010 г.
2) Учебный план одобрен Ученым советом ФГБОУ ВПО «АлтГУ» от « 01» февраля 2011г., протокол № 7 от 26.01.2011г.
Программа одобрена на заседании УМС филиала АлтГУ в г. Камень-на-Оби
от «___» ________20__г., протокол № ___
Разработчики:
преподаватель филиала АлтГУ в г.Камень-на-Оби К.В. Величинский
( занимаемая должность ) (подпись) Рецензенты:
_____________________________________________ ____________
( занимаемая должность ) (подпись)
Председатель учебно-методического совета: Директор филиала ______________ О.А. Иванова
(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6
| условия реализации учебной дисциплины | 10
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11
|
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080110 «Банковское дело». 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл основной профессиональной образовательной программы ОПОП СПО базовой подготовки. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации;
обрабатывать текстовую и табличную информацию;
использовать деловую графику и мультимедиа-информацию;
создавать презентации;
применять антивирусные средства защиты информации;
читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения, находить контекстную помощь, работать с документацией;
применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки банковской информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями;
пользоваться автоматизированными системами делопроизводства;
применять методы и средства защиты банковской информации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации;
назначение, состав, основные характеристики компьютера;
основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия;
назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения;
технологию поиска информации в Интернет;
принципы защиты информации от несанкционированного доступа;
правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения;
основные понятия автоматизированной обработки информации;
направления автоматизации банковской деятельности;
назначение, принципы организации и эксплуатации банковских информационных систем;
основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося - 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 30 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 90
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 60
| в том числе:
|
| практические занятия
| 34
| контрольные работы
|
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 30
| в том числе:
|
| Внеаудиторная самостоятельная работа:
Подготовка доклада и написание тезисов доклада: Классификация программного обеспечения.
Подготовка доклада и написание тезисов доклада: Информационное противоборство и техническая защита информации.
Поиск необходимой информации через Интернет. Работа с электронной почтой.
Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа: Общие правила оформления документов управления
Изучение аналогов продукта: Сравнительная характеристика приложений MS Excel и OOo Calc
Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа: Настройка отдельных элементов презентации.
Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа: Базы данных в электронных таблицах.
Написание реферата по направлению правового сопровождения профессиональной деятельности
| 18
12
| Итоговая аттестация в форме зачета
| 2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
«Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
|
Раздел 1.
|
Информационные системы и технологии в экономике
| 24
|
| Тема 1.1
Возникновение информационных технологий. Понятие экономической информации
| Содержание учебного материала
| 2
2
| 1
| Информационные системы. Автоматизированное рабочее место
| 1
| Практические занятия. Организация АРМ. Установка и отладка ПО.
|
| Тема 1.2. Техническое обеспечение информационных технологий
| Содержание учебного материала
|
| 1
| Базовая аппаратная конфигурация компьютера. Устройства хранения данных. Микросхема ПЗУ и система BIOS.
| 2
2
| 1
| Практические занятия
1. Сетевые средства операционной системы Windows 95/98: доступ к общим ресурсам, работа с электронной почтой, копирование файлов, совместная работа с документами. Модемы. Способы использования модемов
2. Поиск информации в Интернет, характеристики поисковых машин, синтаксис языка запросов.
|
| Самостоятельная работа обучающихся.
| нет
| Тема 1.3. Программное обеспечение информационных технологий
| Содержание учебного материала
|
| 1
| Виды операционных систем. Современные технологии программирования.
| 2
4
4
| 2
| Практические занятия
Локальные вычислительные сети (ЛВС). Классификация ЛВС. Топологии ЛВС. Одноранговые и централизованные ЛВС. Рабочие станции и серверы: назначение и сравнительные характеристики.
Локальные и разделяемые ресурсы. Сетевые аппаратные средства. Организация обмена информацией. Протоколы. Программное обеспечение ЛВС. Обеспечение безопасности информации в ЛВС.
|
| Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовка доклада и написание тезисов доклада: Классификация программного обеспечения.
| Тема 1.4. Обеспечение безопасности информационных систем
| Содержание учебного материала
|
| 1
| Правовое обеспечение и охрана автоматизированных информационных систем. Социальная инженерия и социальное хакерство
| 2
2
2
| 2
| Практические занятия
Контрольные работы. Вопросы тем 1.1 – 1.4
|
| Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовка доклада и написание тезисов доклада: Информационное противоборство и техническая защита информации.
|
Раздел 2.
|
Сетевые технологии обработки информации
| 6
| Тема 2.1. Информационные технологии в локальных и глобальных сетях. Корпоративные сети
| Содержание учебного материала
|
| 1 Технология «Клиент – сервер». Интранет.
Практические занятия
|
2
-
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся
| Тема 2.2. Глобальная сеть Интернет. Электронная почта. Поиск информации
| Содержание учебного материала
|
| 1 Основы Интернета. Виды доступа к Интернету. Передача данных в глобальных сетях.
Практические занятия
|
2 2
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся.
Поиск необходимой информации через Интернет. Работа с электронной почтой.
|
Раздел 3.
|
Офисные информационные технологии.
| 28
|
| Тема 3.1. Программное обеспечение офисных информационных технологий
| Содержание учебного материала
|
| 1
| Развитие офисной автоматизации. Состав пакета электронного офиса.
| 2 2
-
| 2
| Практические занятия. Общие элементы интерфейса приложений, входящих в состав пакета электронного офиса.
|
| Самостоятельная работа обучающихся
| Тема 3.2.
Обработка текстовой информации
| Содержание учебного материала
|
| 1
| Оформление текстовых документов в соответствии с ГОСТом
| 2 2 2
| 2
| Практические занятия. Оформление текстовых документов в соответствии с ГОСТом
|
| Самостоятельная работа обучающихся. Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа: Общие правила оформления документов управления
| Тема 3.3.
Работа с таблицами
| Содержание учебного материала
|
| 1
| Финансовые расчеты в среде электронных таблиц
| 2 2 2
| 2
| Практические занятия
Контрольные работы. Использование логических функций в электронных таблицах
|
| Самостоятельная работа обучающихся. Изучение аналогов продукта: Сравнительная характеристика приложений MS Excel и OOo Calc
| Тема 3.4.
Деловая графика. Электронные презентации
| Содержание учебного материала
|
| 1
| Основные требования к содержанию и оформлению деловой презентации
| 2 2 2
| 2
| Практические занятия. Создание деловой презентации в соответствии с основными требованиями.
|
| Самостоятельная работа обучающихся. Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа: Настройка отдельных элементов презентации.
| Тема 3.5. Технологии работы с системами управления базами данных
| Содержание учебного материала
|
| 1
| Структура баз данных. Связанные таблицы. Проектирование баз данных.
| 2 2
2
| 2
| Практические занятия.
Создание учебной базы данных
|
| Самостоятельная работа обучающихся. Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа: Базы данных в электронных таблицах.
|
Раздел 4.
|
Информационные системы в экономике
| 32
| Тема 4.1.
Справочно-правовые информационные системы
| Содержание учебного материала
|
|
| 1
| Справочно-правовая система «Консультант-плюс»
| 2 2 12
| 1
| Практические занятия
Работа в СПС «Консультант-плюс»
|
| Самостоятельная работа обучающихся.
Написание реферата по направлению правового сопровождения профессиональной деятельности
| Тема 4.2.
Системы автоматизации делопроизводства и документооборо-та
| Содержание учебного материала
|
| 1
| Основные функциональные подсистемы современной системы автоматизации делопроизводства и документооборота
| 2 2
| 1
| Практические занятия
Общие правила оформления документов управления
|
| Тема 4.3. Автоматизация бухгалтерского учёта
| Содержание учебного материала
|
| 1
| Знакомство с программой «1С – бухгалтерия»
| 2
4
2
| 2
| Практические занятия
Знакомство с программой «1С – бухгалтерия»
|
| Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка доклада и написание тезисов доклада по теме 4.3
| Тема 4.4. Технологии и системы электронной коммерции
| Содержание учебного материала
|
| 1
| Общее описание систем электронной коммерции.. Технологии Интернет в системах электронной коммерции
| 2 -
| 1
| Практические занятия
|
| Самостоятельная работа обучающихся
| Тема 4.5. Автоматизация банковской деятельности
| Содержание учебного материала
|
| 1
| Основные направления и принципы автоматизации банковской деятельности.
| 2 2
| 1
| Практические занятия
Контрольные работы по вопросам 4 раздела
|
| Самостоятельная работа обучающихся.
| Всего:
| 90
| Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета, оснащенного компьютерной техникой. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экран. Программное обеспечение:
Компьютерный класс (12 рабочих мест, оснащенных компьютерами типа Pentium II, Pentium III, Pentium Celeron) с установленным Офисным пакетом OpenOffice.org, (Writer, Calc, Impress, Base, Draw, Math.
Справочно-правовая система «Консультант Плюс», включающая в себя следующие разделы: Законодательство, Судебная практика, Финансовые и кадровые консультации, Консультации для бюджетных организаций, Комментарии законодательства, Формы документов, Законопроекты, Международные правовые суды, Правовые акты по здравоохранению, Технические нормы и правила;
Графический редактор Gimp 2;
Браузер: Mozilla Firefox, IE 8 (и более ранние версии);
Программы для просмотра файлов .pdf, djvu и прочих: STDU Viewer , Adobe Acrobat.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
С.В. Симонович и др. Информатика для юристов и экономистов: СПб,: Питер, 2006.
Экономическая информатика под ред. П.В. Конюховского, Д.Н. Колесова: СПб,: Питер, 2001.
Ю.К. Щипин и др Информатика для гуманитарных вузов: М.: МГУ, Ростов-н/Д, Феникс, 2004.
Дополнительные источники:
Ю.А. Шафрин. Информационные технологии. М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.
Е.В. Михеева. Информатика. М.: Академия, 2004.
С.В. Симонович и др. Информатика. Базовый курс. СПб,: Питер, 2001.
Е.В. Михеева. Информационные етехнологии в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера: М.: Академия, 2010.
Интернет университет информационных технологий. http://www.intuit.ru.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации;
обрабатывать текстовую и табличную информацию;
использовать деловую графику и мультимедиа-информацию;
применять антивирусные средства защиты информации;
читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения, находить контекстную помощь, работать с документацией;
применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки банковской информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями;
пользоваться автоматизированными системами делопроизводства;
применять методы и средства защиты банковской информации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации;
назначение, состав, основные характеристики компьютера;
основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия;
назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения;
технологию поиска информации в Интернет;
принципы защиты информации от несанкционированного доступа;
правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения;
основные понятия автоматизированной обработки информации;
направления автоматизации банковской деятельности;
назначение, принципы организации и эксплуатации банковских информационных систем;
основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности.
|
Практические занятия
Наблюдение на практических занятиях, при выполнении самостоятельной работы за решением задач. Анализ решения прикладных задач в области профессиональной деятельности. Практические занятия
Наблюдение на практических занятиях, при выполнении самостоятельной работы за решением задач. Анализ решения прикладных задач в области профессиональной деятельности. Практические занятия
Наблюдение на практических занятиях, при выполнении самостоятельной работы за решением задач. Анализ решения прикладных задач в области профессиональной деятельности. Практические занятия
Наблюдение на практических занятиях, при выполнении самостоятельной работы за решением задач. Анализ решения прикладных задач в области профессиональной деятельности. Проанализировать результаты своей практической работы по изученной теме
Фронтальный и индивидуальный опрос во время аудиторных занятий Практические занятия
Наблюдение на практических занятиях, при выполнении самостоятельной работы за решением задач. Анализ решения прикладных задач в области профессиональной деятельности.
Практические занятия
Наблюдение на практических занятиях, при выполнении самостоятельной работы за решением задач. Анализ решения прикладных задач в области профессиональной деятельности.
Проанализировать результаты своей практической работы по изученной теме Текущий контроль в форме защиты практических заданий
Подготовить доклады
Подготовить доклады
Подготовить доклады
Текущий контроль в форме защиты практических заданий Подготовить доклады
Подготовить доклады
Фронтальный и индивидуальный опрос во время аудиторных занятий
Подготовить реферат
Фронтальный и индивидуальный опрос во время аудиторных занятий
Подготовить доклады
|
Вопросы для зачёта:
Системный блок компьютера: основные элементы задней панели.
Описание основных разделов операционной системы. Организация данных в операционной системе.
Стандартные программы Windows. Элементы панели запуска «Пуск».
Найти, открыть, переименовать, копировать и удалить файл с помощью «Проводника» в Windows.
Операция поиска файла в системе: поиск файлов по расширению, по имени, по дате последнего изменения.
Основные элементы рабочего стола Windows. Навыки работы с графическим интерфейсом Windows. Реорганизация окон.
Навыки работы с компьютерными сетями (локальной и глобальной)..Нормативно-правовая база информатики и информатизации.
Компьютерные системы. ИС, виды, назначение. Структура ИС: техническое, программное, информационное, организационное, правовое обеспечение.
Программное обеспечение ПК. Системное программное обеспечение: состав, назначение системных программ. Прикладное программное обеспечение.
Обзор пакета прикладных программ "1С:Бухгалтерия".
Современные информационные технологии в документационном обеспечении управления (ДОУ). Организация делопроизводства и документооборота с использованием средств электронных коммуникаций. ЭЦП: назначение, средства реализации.
Интернет – основные приложения ОС, обеспечивающие работу в среде WWW. Использование Интернета для поиска профессиональной информации. Принципы сетевой безопасности.
Интерфейс программы Microsoft Word – основные элементы.
Ввод и обработка (форматирование) правовой информации с помощью программы Microsoft Word.
Создание документов с помощью шаблонов: письма, факсы, отчеты и т.п.
Работа в Excel: систематизация и обработка правовой информации. Обработка данных средствами электронных таблиц Microsoft Excel.
Абсолютная и относительная ссылка в Excel. Решение задач с использованием функций.
Проведение статистического анализа (расчета) с помощью таблицы Excel. Построение графика функции с помощью таблицы Excel. Работа с диаграммами.
Создание компьютерной модели. Решение задач с использованием надстроек «Поиск решения», «Подбор параметра».
Мастер презентаций Microsoft PowerPoint: назначение, возможности. Объекты электронной презентации и типовые действия над ними. Использование .эффектов мультимедиа и средств автоматизации при подготовке презентации.
Программа обработки электронной почты Microsoft Outlook. Работа с адресной книгой вOutlook. Добавление нового адресата.
Компьютерные сети (КС). Локальные, глобальные сети: назначение, структура. Сетевое оборудование. Сетевые программные средства. Службы Интернет. Электронная почта: назначение, возможности, работа с почтой. Работа в среде браузера Internet Explorer.
Настройте параметры безопасности для пользователя локального/сетевого компьютера.
Запустите антивирусную программу. Проверьте носитель/папку/файл на наличие вирусов.
Программное обеспечение профессиональной деятельности. Обзор АИС БУ. 1С: Бухгалтерия: Назначение, возможности.
Создание публикаций в Microsoft Publisher. Мастер публикаций Microsoft Publisher: назначение, возможности, особенности использования в проф. деятельности.
Информационно-справочные системы: назначение, технология поиска. Справочные правовые системы (СПС): назначение, возможности, рынок СПС.
Критерии оценки:
Оценка «зачтено», если студент владеет знаниями теории и практики, показывает достаточное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений. Оценка «незачтено», если имел место неправильный ответ, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов, неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы.
|