Конструирование социальной проблемы здоровья и болезни средствами массовой коммуникации: институциональные и дискурсивные контексты





НазваниеКонструирование социальной проблемы здоровья и болезни средствами массовой коммуникации: институциональные и дискурсивные контексты
страница1/6
Дата публикации28.03.2015
Размер0.84 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4   5   6
На правах рукописи


САВЕЛЬЕВА Жанна Владимировна

конструирование социальной проблемы здоровья

и болезни средствами массовой коммуникации: институциональные и дискурсивные контексты
Специальность 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора социологических наук


Казань - 2012

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО

«Казанский национальный исследовательский технологический университет»


Научный консультант:

доктор социологических наук, профессор




Бурганова Лариса Агдасовна







Официальные оппоненты:

Григорьева Ирина Андреевна,




доктор социологических наук, профессор,




Санкт-Петербургский государственный университет, профессор кафедры теории и практики социальной работы факультета социологии




Мухарямова Ляйсан Музиповна,




доктор политических наук, профессор,




Казанский государственный медицинский университет, зав. кафедрой истории, философии и социологии




Ясавеев Искэндэр Габдрахманович,




доктор социологических наук, доцент,




Казанский (Приволжский) федеральный университет, зам. декана факультета журналистики и социологии по научной работе, доцент кафедры социологии


Ведущая организация: Алтайский государственный медицинский университет

Защита состоится «28» декабря 2012 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.25 при ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д.35 (2-й корпус), конференц-зал научной библиотеки.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского КФУ (г. Казань, ул. Кремлевская, д.35, корп.2). Электронная версия автореферата опубликована на официальном сайте ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» http://www.kpfu.ru.
Автореферат разослан «___» ______________ 2012 года





Ученый секретарь диссертационного

совета




С.А. Ахметова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Высокие показатели заболеваемости и смертности россиян, низкая продолжительность жизни, отсутствие культуры самосохранительного поведения являются острой проблемой современного российского общества и областью поисков для науки1.

Негативные тенденции в сфере здоровья наблюдаются на фоне возрастающей роли массовой коммуникации, медиатизации социальной реальности. Средства массовой коммуникации, помимо явных функций по информированию и развлечению аудитории, поставляют образы и способы осмысления различных объектов социальной реальности. В том числе, это касается социальных представлений о здоровье и болезни, объяснения причин данной социальной проблемы и способов ее решения. Человек через коммуникацию погружается в различные формы понимания мира. Содержащиеся в ней дискурсы здоровья и болезни конституируют способы действия. Новостные и рекламные медиа конструируют образы реальных и потенциальных угроз здоровью, находят «виновников», дают «рецепты» решения проблемы, влияя тем самым на поведение людей. СМК выступают ключевым субъектом в процессе создания «карьеры» той или иной социальной проблемы, они обусловливают повышение и спад внимания к здоровью и определенным болезням вне зависимости от уровня объективной угрозы и количества жертв (например, свиной грипп).

Если различие культур здоровья и болезни – это общеизвестный факт, исследованный социальными антропологами, то в нынешних условиях чрезвычайно важным становится вопрос о содержании медиатизированной культуры здоровья, который еще не изучен. Носители данной культуры ответ на вопрос о том, что считать нормальным, а что патологичным в телесных и душевных состояниях, находят скорее в когнитивно-доступной для повседневного опыта среде масс-медиа, нежели в экспертном мнении медика, которое, во-первых, в силу коммерциализации медицины не всем доступно, во-вторых, в условиях поздней современности дискредитировало себя (У.Бек) и становится интердискурсивным. (Массовые опросы россиян свидетельствуют о снижении авторитета медицины и распространении практик самолечения.)

Ученые – как медики, так и социологи – сетуют на отсутствие идеологии здоровья, деструктивное влияние СМИ, агрессивное воздействие фарминдустрии посредством рекламы на сознание человека. Известный отечественный онколог А.Н. Махсон так оценивает сложившуюся ситуацию: «Мы всё говорим о санпросвете, но его нет. И люди пытаются лечиться по Интернету, по рекламе, идущей на радио, телевидении, в газетах и журналах. Страшное дело!»2. Ему вторит известный специалист в области социологии здоровья И.В.Журавлева: «Объективная значимость СМИ как канала информации и высокая субъективная оценка его респондентами различных социально-демографических групп обусловливают необходимость анализа того, как отражаются проблемы общественного здоровья в прессе. Исследований подобного рода очень мало»1.

Необходимо также учитывать тот факт, что болезни, от которых страдают люди в обществах индустриального и постиндустриального типа, преимущественно носят не инфекционный, а хронический характер. Для борьбы с хроническими неинфекционными заболеваниями неэффективны узкомедицинские технологии, контролирующая сила системы здравоохранения ограниченна, поскольку здесь важной составляющей здоровья становится стиль жизни, который, в свою очередь, зависит от образно-имиджевой составляющей, задаваемой СМК.

Особую актуальность изучение конструирования социальной проблемы здоровья и болезни приобретает в связи с декларируемой сменой социальных практик в области здоровья с медицинской (патерналистской) на гуманистическую модель участия, где за пациентом признается право выбора. Процесс идет параллельно с коммерциализацией как медицины, так и СМК, что ведет к появлению множества сложных вопросов, связанных с навязыванием избыточных медицинских услуг и всевозможных оздоравливающих продуктов. Очевиден тот факт, что агенты поля журналистики становятся новыми агентами медикализации/антимедикализации социальной реальности, конструкторами образов здоровья и болезни.

Согласован ли курс на гуманизацию, эндогенизацию здоровья и смену медицинского контроля на социальный с субъективной и символической реальностью, создаваемой, в том числе, и СМК? Очевидно, что масс-медийные репрезентации представляют социальную проблему деформированно. Области, степень, причины, способы рассогласования объективной и медиареальности являются важной научно-практической проблемой исследования, изучение которой и разработка рекомендаций будут способствовать устранению сложившегося разрыва. Отсутствие социологического знания о процессе социального конструирования здоровья и болезни идет вразрез с наличной потребностью в нем общества в целях решения теоретико-практических задач, связанных с более объективным освещением проблемы в СМК, а шире – с повышением уровня информированности и культуры здоровья россиян. Восполнение данного пробела выступает значимой научной проблемой как в методологическом, так и в практическом плане, делает ее актуальной темой для диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы. Формулировка проблемы диссертационного исследования задает необходимость обследования комплекса предметных областей социологической науки – социологии здоровья, социологии массовых коммуникаций, конструктивистской методологии и исследований социальных проблем. Определение степени научной разработанности, с одной стороны, позволяет поднять пласт научных разработок, без опоры на которые невозможно полное раскрытие темы, с другой – задает границы неисследованной области, обнаруживает белые пятна (В.А.Ядов), придавая исследованию новизну.

Сама постановка проблемы стала возможной благодаря развитию социального конструктивизма в различных его вариантах – феноменологическом (П.Бергер, Т.Лукман), структурном (П.Бурдье, П.Шампань, Р.Ленуар), операциональном (Н.Луман) и др. Конструктивистское направление в социологии развивают К.Гриньон, Ж.-К.Пасрон, М.Добри, А.Сикурел, М.Коллон, Б.Латур, Ф.Коркюф, М.Буравой, Дж.Ваттимо, Л.А.Бурганова, Ю.Л.Качанов, В.Г.Немировский, С.А.Кравченко1 и др.

В рамках классической социологии наиболее заметны работы по анализу социальных проблем социологов У.Томаса, Ф.Знанецкого, Я.Щепаньского (концепция социальной дезорганизации), Т.Парсонса, Р.Мертона, Р.Нисбета (функционалистский подход), К.Маркса, Р.Дарендорфа, Р.Миллса, Р.Куини, Э.Плата, У.Чамблисса, В.И.Куценко2 (критический подход). Субъективный подход к анализу социальных проблем применен такими авторами, как К.Кэйс, Л.Франк, Р.Фуллер, Р.Майерс (концепция ценностного конфликта), Э.Лемерт, Г.Беккер, И.Гоффман3 (концепция наклеивания ярлыков).

Неклассическая социология социальных проблем сегодня развивается в рамках конструктивизма. Импульсом для конструкционистских исследований социальных проблем служили труды таких исследователей, как Г.Блумер, Дж.Бест, Дж.Китсьюз, М.Спектор, С.Хилгарнер, Ч.Л.Боск, Д.Полач, Дж.Гасфилд, С.Вулгар, П.Ибарра, Р.Ленуар4. В последние годы идеи социального конструкционизма в отношении социальных проблем стали активно использоваться в работах отечественных социологов И.Г.Ясавеева, Г.Еремичевой, Ю.Симпуры, В.Н.Мининой, О.И.Иванова, П.Мейлахса, Т.М.Симоновой5 и др.

Зарубежными и отечественными социологами проводятся исследования, посвященные конструированию таких социальных проблем, как преступность (Дж.Дэвис, М.Фишман, С.Коэн, Ю.Ю.Комлев, И.Г.Ясавеев), экология (А.К.Сконфельд, Р.Ф.Мейер, Р.Дж.Гриффин), терроризм и война (П.В.Романов, В.В.Щебланова, П.А.Корнилов и др.), безработица, контрацепция и самоубийства (Д.Мерлье), бедность (М.З.Ярмиев), ВИЧ/СПИД (Э.Альберт, И.Г.Ясавеев, Е.Вовк), наркотизм (П.Мейлахс), инвалидность (Е.Р.Ярская-Смирнова, П.В.Романов, Э.К.Наберушкина, Е.А.Худоренко, Е.Н.Ким, М.Н.Реут, М.Ю.Суслова и др.), здоровый образ жизни (Н.И.Белова)6. Символическое конструирование социальной реальности СМК в сфере политики и госуправления находит отражение в трудах М.Эделмана, Т.Е.Кука, в работах казанской социологической школы – Л.А.Бургановой, П.А.Корнилова, Н.В.Натаповой, Р.Н.Мингалеева, А.В.Аляева, С.В.Батайкиной; масс-медийное конструирование идентичности исследовано Л.В.Сагитовой, Е.А.Ходжаевой и др. 1

Вторую группу научных разработок составляют социологические исследования массовых коммуникаций. Процессы взаимодействия СМК с обществом в выбранном нами конструктивистском ключе делали объектом исследования классики новейшей социологии – П.Бурдье и Н.Луман. Вопросы влияния информатизации на состояние социальной реальности в своих работах поднимают Ю.Хабермас, Э.Гидденс, М.Кастельс, М.Маклюэн, Т.Х.Эриксен, Д.Тапскотт, Е.Я.Дугин, В.Л.Силаева2. Проблемы формирования информационной политики и медиатизации власти анализируют Р.Мюнх, У.Бек, М.А.Безносов, П.Н.Киричек, Г.В.Лысенко.

Классические версии объяснения процессов конструирования социальной реальности в форме манипуляции, фабрикации находим в трудах Т.Адорно, М.Хоркхаймера, А.Грамши, Л.Альтюссера, Г.Маркузе, а также Б.Ю.Кагарлицкого, И.А.Рисмухаметова, А.А.Даниловой, Р.П.Баканова, Г.Г.Почепцова, В.П.Ситникова, А.Д.Сычева и др.3

Особый интерес для диссертационного исследования представляет группа авторов, делающих акцент на рутинных практиках журналистской организации, принципы которой препятствуют объективному представлению той или иной информации о социальной проблеме, среди них М.Шадсон, Х.Молотч, М.Лестер, Д.Л.Элтейд, И.Дж.Эпштейн, Е.Ю.Кольцова, А.М.Сосновская, Н.В.Колесник, Л.А.Васильева, С.А.Дацюк4.

Латентные идеологические контексты СМК, в том числе на уровне семиологических систем, выявляют Дж.Б.Томпсон, С.Холл и др.5 В целом семиологические и дискурсивные аспекты конструирования социальной реальности объектом исследования делают Р.Барт, П.Серио, У.Эко, Л.Филлипс, М.Йоргенсен, Дж.Серл, Р.О.Якобсон, Л.Бенуас, Л.А.Бурганова, М.Л.Макаров, А.Ю.Шевченко, А.В.Дука, И.А.Мальковская, И.В.Силантьев, Ю.В.Ватолина, Т.Елаева, Е.Ю.Виноградова, И.Н.Барыгин, Н.Б.Кириллова, А.А.Дерябин, О.А.Кармадонов, А.А.Залевская, В.И.Карасик, И.И.Климова, Э.В.Будаев, А.П.Чудинов, А.А.Романов, Е.И.Шейгал, Н.Д.Арутюнова, С.В.Ильясова, Л.П.Амири и др.1 Социокультурные и феноменологические аспекты масс-медиа рассматривают П.Ксаннелл2, Л.Гриндстафф, Е.Н.Юдина и др. Повседневность, в том числе в сфере массовых коммуникаций и здоровья, изучает группа санкт-петербургских исследователей – Ю. Симпура, Г.Еремичева, Е.Евдокимова, С.Маннила, А.Серебренникова, Т.Носова и др.

Важными с точки зрения понимания методик изучения масс-медиа были работы в области семиотики. Использование семиологического подхода в свете изучения текстов массовой коммуникации, прежде всего в отношении этнических и гендерных проблем, характерно для трудов Р.Барта, У.Эко, Т.А.Ван Дейка, Р.Водак, С.Холла, Э.Лакло, Ш.Муфф, С.Клеймана, М.В.Гавриловой, А.А.Даниловой, А.Р.Тузикова, Д.П.Гавра, Н.А.Ипатовой и др.3

Необходимо отметить, что методики классического контент-анализа и качественного анализа интервью были разработаны на основе методических рекомендаций крупнейших социологов-прикладников (как «количественников», так и «качественников»): В.А.Ядова, И.Ф.Девятко, Ю.Н.Толстовой, В.В.Ильина, И.Е.Шейнберга, Л.Н.Федотовой, А.С.Готлиб, З.В.Сикевич и ряда др.4 Удачную систематизацию концепций СМК западных социальных мыслителей применительно к российским условиям проводят М.М.Назаров, В.П.Терин, Л.М.Землянова, Е.Г.Дьякова, А.Д.Трахтенберг5.

Общество постсовременности, специфику масс-медиа, разрушение метаидеологий (в том числе медицины) в условиях неореальности анализируют Ж.Бодрийяр, Ж.Липовецки, Г. Дебор, Дж.Фиск, Дж.Хартли, М.Виттинг, Дж.Ваттимо, А.Ю.Согомонов, Л.Г.Ионин, Л.А. Бурганова, В.Ватолина и др.6 Медиаобразы и репрезентации в СМК изучают О.Аронсон, В.В.Зверева, П.А.Корнилов, Т.Дашкова, И.Б.Кузнецова-Моренко и др.1 Исследование визуальных коммуникаций в форме фотографии предпринято в работах В.Л.Круткина, О.Ю.Бойцовой, А.Е.Корнеевой, в форме кинопродукции – в работах Е.Р.Ярской-Смирновой, П.В.Романова, В.О.Чистяковой. Отдельно отметим исследование кино-репрезентации такого аспекта социальной проблемы здоровья и болезни, как алкоголизм, Г.Г.Карповой2.

С целью исследования образов здоровья в рекламной коммуникации возникла необходимость изучения имеющихся разработок в данной области следующих специалистов: М.Шадсона, Г.Мердока, И.Гоффмана, Л.О.Савельевой, А.В.Крыловой, Н.Б.Маньковской, А.Левинсона, О.А.Феофанова, Л.Н.Федотовой, В.Л.Музыкант, В.П.Коломиец, Ф.И.Шаркова, В.В.Ученовой, Н.В.Старых, Е.В.Егорова-Гантман, В.В.Зирки и др.3 Эффекты воздействия СМК на аудиторию, состоящие в формировании общественного мнения по тем или иным социальным проблемам, проанализированы такими учеными, как Э.Ноэль-Нойман, Д.Шоу, М.Маккомс, Ф.Кук, Г.Эдвард, Х.Молотч, В.Ванта, Р.Харрис, Г.С.Мельник, И.А. Полуэхтова, А.В.Шариков, А.И.Пишняк, С.В.Толмачева, Е.Евдокимова4. Особый интерес представляют разработки В.Л.Спириной и В.А.Одиноковой в области воздействия социальной рекламы на здоровье5.

Важными для достижения цели диссертационного исследования явились труды специалистов в области теории журналистики. Институционально-структурные аспекты функционирования СМИ и журналистики освещены в работах Я.Н.Засурского, И.И.Засурского, И.М.Дзялошинского, С.М.Гуревича, А.С.Запесоцкого и др.6 Социология журналистики разрабатывается такими учеными, как С.Г.Корконосенко, В.А.Сидоров, В.П.Прохоров, С.М.Виноградова, И.Шмерлина, А.М.Сосоновская, С.К.Шайхитдинова, Н.А.Романович, Л.Г.Свитич, Г.С.Мельник и др.7 Для целостного понимания журналистской деятельности потребовалась опора на работы по этике журналистики В.И.Бакштановского, Ю.В.Согомонова, А.Ю.Согомонова и др.8

Помимо блоков исследований в рамках конструктивистской методологии и социологии МК, выделяется группа работ, посвященных социологическому исследованию здоровья. Поскольку в истории становления данной отрасли важное место занимала социология медицины, необходимо отметить ее видных представителей, среди которых А.В.Решетников, Ю.А.Добровольский и др.1 Социология медицины на ранних этапах в России развивалась в социал-гигиенистской перспективе. Ее представители – И.Царегородцев, А.М. Изуткин, И.В.Давыдовский, В.П.Петленко, В.Ф.Сержантов, Г.Х.Шингаров, А.В.Сахно, В.М.Лупандин, Н.К.Барсукова, А.Х.Яруллин, В.А.Медик, Г.А.Баткис, Л.Г.Лекарев, Ю.А.Добровольский, Н.А.Виноградов, З.П.Соловьев, Ю.П.Лисицын, Е.И.Кальченко, П.П.Петров и др.2

В рамках медико-социального подхода важное место занимают демографические аспекты социальной проблемы здоровья, которые исследуют М.С.Бедный, А.Я.Боярский, Т.В.Грабовская, Н.М.Римашевская, С.П.Ермаков, В.Мей, М. Андреас, У. Брасс, Л.С.Каминский, С.А.Томлин, Е.М.Андреев, С.М.Мягков, В.В.Фраузер, В.А.Борисов, А.Г.Вишневский, К.Ш.Зыятдинов, Г.Е.Сабирзянова, Л.М.Хайруллина, Н.И.Ловцова, Л.Л.Рыбаковский, Д.З.Борохов, Б.П.Бруй, В.И.Стародубов, Ю.М.Михайлова, Г.Н. Евдокушкниа, А.Е.Иванова и др.3

Состояние, социальные аспекты функционирования здравоохранения и его оценки, отраженные в общественном мнении, исследуются такими учеными, как Н.А.Виноградов, Л.С.Шилова, А.В.Решетников, Т.М.Максимова, А.П.Дворянчикова, В.Кабалина, Е.Н.Репин, Н.Л.Антонова, Л.Ю.Иванова, П.Аронсон, А.С.Доронин, А.И.Дубинина, А.К.Демин, А.Р.Тузиков, Л.Ю.Иванова, С.В.Соловьева, Ш.Ляйбольд, В.В.Бодрова, И.А.Гареева, Л.В.Колпина, В.В.Потомский и др.4

Управленческие аспекты системы охраны здоровья сделали объектом своего исследования Н.С.Григорьева, И.М.Шейман, Ю.Немец, С.И.Колесников, А.Н.Бритов, А.Д.Деев, А.К.Витязев, И.С.Тимченко, Л.А.Дартау, Н.Р.Гор, В.Н.Захаров, А.К.Демин, А.Г.Вишневский, Я.И.Кузьминов, В.И.Шевский, С.В.Шишкин, Л.И.Якобсон, Е.Г.Ясин, И.А.Денисова, Т.В.Чубарова, В.Э.Бойков и др.1 Среди татарстанских исследователей проблемой управления здравоохранением занимаются Л.М.Мухарямова, В.Ю.Кулькова, И.Б.Кузнецова-Моренко, Л.С.Аберхаева, Р.И.Бурганова и др.2

Экономические аспекты проблемы здоровья и вопросы неравенства исследуют В.Э.Бойко, А.В.Решетников, С.А.Ефименко, В.М.Алексеева, Л.В.Панова, Н.Л.Русинова, Е.В.Фахретдинова, С.В.Шишкин3.

Социальное взаимодействие врача и пациента изучены в работах таких социологов, как С.Блюм, Т.Парсонс, Х.Холлендер, К.Н.Хабибуллин, С.А.Ефименко, Б.П.Красовский, И.Гофман, Н.Л.Русинова, Дж.В.Браун.

Смежные подотрасли социологического знания разрабатываются отечественными учеными С.А.Ефименко, Б.П.Красовским, Н.Л.Антоновой, Н.Н.Богачинской (социология пациента), Е.А.Андрияновой, И.Г.Иориной, С.В.Тихоновой (PR медицины) и др.4 Медики как социально-профессиональная группа характеризуются в трудах следующих исследователей: Н.Н.Богачинская, Н.С.Тимченко, О.Н.Мамонова, В.А.Мансуров, О.В.Юрченко, А.Д.Доника, Е.П.Сало, М.Е.Волчанский, Т.К.Фомина и др.5

Ряд социологов, среди которых М.Е.Позднякова, Ф.Э.Шереги, В.И.Красильников, О.А.Лобкарев, А.Н.Грязнов, Ю.Ю.Комлев, И.Н.Гурвич, Л.А.Цветкова, Н.В.Щур, В.Т.Лисовский, В.Е.Пелипас, Л.Н.Рыбакова, В.Д.Менделевич, В.В.Киржанова, Г.И.Саганенко, А.В.Немцов, Д.А.Халутрина, А.В. Коротаев, изучают различные аспекты отдельных видов социально опасных заболеваний, прежде всего алкоголизма и наркотизма1.

Исследования здоровья различных демографических групп и ареалов предприняты С.Леду, М.Шоке, И.В.Журавлевой, М.Ю.Абросимовой, В.Ю.Альбицким, Э.Р.Валеевой, А.Н.Галиуллиным, Ю.П.Лежниной, И.Б.Назаровой, Н.Е.Русановой, В.Р.Кучмой, Е.И.Шубочкиной, В.Я.Шклярук, Т.В.Ващаловой, Т.Г.Исламшиной, Ф.А.Ильдархановой и др.2 Социальная проблема здоровья в контексте вопросов питания населения поднимается в работах таких ученых, как В.С.Михайлов, К.С.Петровский, Э.Р.Валеева, И.В.Степанова, О.Р.Радченко, О.В.Сабитова, Р.А.Файзуллина, А.М.Хасанова, Е.В.Федорова, З.С.Шангареева, В.И.Погорельцев, С.В.Мальцев, М.С.Савина, Н.В.Гончарова и др.3 Взаимосвязь здоровья с экологией исследуется Н.А.Агаджаняном, Ф.Ф.Даутовым, Р.С.Рахмановым, А.В.Покровским, А.А.Дюдяковым и др.4

К классикам психологии здоровья относят З.Фрейда, Дж.Холлидея, К.Юнга, А.Адлера, В.Райха, К.Роджерса. А.Маслоу Э.Фромма и др.5 Психическое здоровье изучается в работах Х.Данбара, Дж.Уолкера, Т.Б.Дмитриевой, Б.С.Положнего, А.В.Федорова, Н.В.Репиной, Д.В.Воронцова, И.И.Юматовой и др.6 Социально-психологические аспекты здоровья анализируют Д.Майерс, Х.Грем, Э.Оукли В.В.Гафаров, И.Н.Гурвич, И.Б.Бовина, В.А.Ананьев, О.С.Васильева, Ф.Р.Филатов и др.7 Педагогические аспекты внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс разрабатывают А.К.Демин, Ф.Ф.Харисов, И.Ш.Мухаметзянов, С.Г.Добротворчкая, Н.А.Рыбачук, А.В.Беляева, Л.В.Филиппова, Ю.А.Лебедев, А.Г.Комков, Г.М.Соловьев, Т.М.Резер и др.1

Собственно социологию здоровья в науке об обществе развивают С.Неттлтон, И.В.Журавлева, Л.С.Шилова, Е.В.Дмитриева и др.2 Важной составляющей данной отрасли социологии является изучение социальных представлений о здоровье, которым посвящены труды Д’Уто, Р.Гегена, М.Филда, Э.Аннандейл, М.Стейси, О.В.Озеровой, С.А.Судьина, С.В.Туманова и др.3 Самосохранительное поведение и валеоустановки россиян исследуют А.И.Антонов, И.В.Журавлева, Л.С.Шилова, Н.С.Тимченко, А.А.Ковалева, А. Серебренникова, Г.А.Ивахненко, А.Е.Иванова и др.4 Важное (с точки зрения темы) исследование по восприятию опасности угроз здоровью в контексте объективной статистики предпринимает группа французских исследователей, среди которых Ж.-П.Моатти, В.Даб, С.Бастид, Л.Абенем, Ф.Фаньяни5.

Обыденные концептуализации здоровья и социальную обусловленность различий в уровне здоровья в контексте историко-культурных и стратификационных факторов различных групп российского общества изучает группа санкт-петербургских исследователей – Н.Л.Русинова, Л.В.Панова, О.Н.Бурмыкина, В.В.Сафронов6. Гендерные различия в отношении к здоровью исследуют С.Арбер, О.Н.Бурмыкина, Л.С.Шилова, Н.С.Григорьева, Т.В.Чубарова и др.

Социально-философский анализ социальной проблемы здоровья и болезни предпринимают Б.Г.Юдин, А.В.Баранов, Г.Е.Векуа, П.Д.Тищенко, Ю.М.Резник, В.Э. Войцехович, В.Ж.Келле, В.М.Розин, Д.В.Реут, Л.В.Фесенкова, И.Т.Шаталов и др.; этический – И.В.Сиулянова, Л.Ф.Курило и др.7 С позиции рискологического подхода здоровье рассматривают Э.Гидденс, Л.С.Шилова, О.Н.Яницкий, К.Н. Хабибуллин, А.О.Барг, Н.А.Несевря1. Валеологический взгляд на проблему здоровья развивают И.И.Брехман, В.А.Ананьев, Е.В.Сунгурова, Э.М.Казин, Н.Г.Блинова, Н.А.Литвинова, Э.Н.Вайнер, В.П.Казначеев, Г.Л.Билич, Л.В.Назарова, Л.Г. Татарникова, В.А.Бароненко, А.П.Степанов и др.2

Важными с точки зрения цели диссертации оказались исследования историко-культурных, антропологических аспектов медицины и социальной проблемы здоровья Ю.Шлюмбома, М.Хагнера, И.Сироткиной, Р.Портера, Й.Лахмунда, К.Тиммермана, П.Вайдлинга, Н.И.Костомарова, М.Б.Мирского, М.С.Киселева3. Болезнь как семиологическую систему анализируют Р.Барт, У.Эко, С.Тотман, А.Ш.Тхостов, Ю.В.Верименко4. Относительно новую тему в науке об обществе – социологию тела – разрабатывают С.Жижек, В.Хёсле, Э.Гидденс, Ж.Бодрийяр, Р.Барт, К.Леви-Стросс, Р.Чиприани, И.Варга, Б.М.Пирани, Н.В.Романовский, В.А.Суковатая, П.В.Романов, Е.Р.Ярская-Смирнова, О.Гурова, А.Н.Фатенков, Е.Омельченко, Е.И.Викулина, Ю.Епанова и др.5 В условиях роста альтернативных практик лечения важными являются исследования нетрадиционной медицины, которые проводят Е.Р.Ярская-Смирнова, О.Григорьева, А.А.Касьянова, Т.А.Самарская, Г.А.Тепер, Я.В.Чеснов, Ю.В.Бромлей, А.А.Воронов, Ю.Е.Арнаутова и др.6

Политэкономическую и постмодернистскую интерпретацию института медицины с критикой тенденций медикализации предлагают М.Фуко, Т.Сас, И.Иллих, П.Конрад, В.Наварро, Н.Харт, Э.Фридсон, Л.Пайер, М.Лок, Д.В.Михель, С.В.Степухович7. Медикализация в сфере дискурса и повседневности стала объектом внимания С.В.Чабанова, А.Н.Боязитовой, С.Т.Краснобаевой, Л.М.Алексеевой, С.Л.Мишлановой и др.1 Геронтологические аспекты медикализации рассматриваются в работах А.А.Смолькиной, А.В.Михалевой, а процессы медикализации репродуктивного, сексуального здоровья – в работах И.Михель, Ю.Градсковой, А.А.Темкиной, Е.А.Здравомысловой, А.Мейлахс, А.Е.Звонаревой, Т.П.Резниковой2.

Вопросы социальной коммуникации по поводу здоровья и болезни – тема работ Е.В.Дмитриевой. Роль СМИ в формировании валеоустановок раскрывается в статьях О.А.Шаповаловой, А.А.Шабуновой3, роль СМИ в формировании облика медиков – в статьях М.Д.Ковалевой, А.В.Кузнецова4. Однако данные работы выполнены в объективистской перспективе и не включают анализ врагов объективности (Е.Ю.Кольцова), то есть механизмов, принципов и стратегий медиапроизводства здоровья и болезни, отстраняющих образ социальной проблемы от объективной реальности.

Как показал анализ разработанности проблемы, вопросы конструирования социальной проблемы здоровья и болезни средствами массовой коммуникации, несмотря на всю остроту вопросов медиапроизводства здоровья/болезней, пока не стали предметом специального социологического исследования. Восполнение данного пробела представляется актуальной научной проблемой, решению которой посвящено данное исследование.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конструирование социальной проблемы здоровья и болезни средствами массовой коммуникации: институциональные и дискурсивные контексты iconРеферат социально-политические аспекты проблемы «толерантность и сми»
Мальковская и. А. Знак коммуникации. Дискурсивные матрицы. М.: КомКнига, 2005. 240 с
Конструирование социальной проблемы здоровья и болезни средствами массовой коммуникации: институциональные и дискурсивные контексты iconПлан проведения Всероссийской информационной кампании против насилия...
В средствах массовой информации и других средствах массовой коммуникации на территории
Конструирование социальной проблемы здоровья и болезни средствами массовой коммуникации: институциональные и дискурсивные контексты iconЗаседания
Воспитание и социализация средствами массовой информации и коммуникации в условиях Башкирской гимназии интернат
Конструирование социальной проблемы здоровья и болезни средствами массовой коммуникации: институциональные и дискурсивные контексты icon«Глобальные проблемы XXI века» очень актуальна на сегодняшний день....
Ирония истории – полное несовпадение целей человечества в социальной сфере и полученных им результатов
Конструирование социальной проблемы здоровья и болезни средствами массовой коммуникации: институциональные и дискурсивные контексты iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изучение курса заканчивается проектной работой ученика. Занятия включают вопросы, которые исследуются в современной науке и широко...
Конструирование социальной проблемы здоровья и болезни средствами массовой коммуникации: институциональные и дискурсивные контексты iconРеферат по культурологии на тему: "Кино как новый элемент художественной культуры"
Естественно, что к нему привлечено внимание социологов, эстетиков, искусствоведов, теоретиков культуры всех, кого интересуют проблемы...
Конструирование социальной проблемы здоровья и болезни средствами массовой коммуникации: институциональные и дискурсивные контексты iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие полноценной личности немыслимо без сохранения и поддержания здоровья. Отсутствие здоровья часто лежит в основе отчуждения,...
Конструирование социальной проблемы здоровья и болезни средствами массовой коммуникации: институциональные и дискурсивные контексты iconРабочая программа дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы...
Дисциплина «Актуальные проблемы социальной истории России» включена в структуру цикла общекультурного блока базового высшего образования...
Конструирование социальной проблемы здоровья и болезни средствами массовой коммуникации: институциональные и дискурсивные контексты iconПрограмма по внеурочной деятельности учащихся «Математика и конструирование»
Программа по курсу «Математика и конструирование» представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей...
Конструирование социальной проблемы здоровья и болезни средствами массовой коммуникации: институциональные и дискурсивные контексты iconПрограмма учебной дисциплины основы теории коммуникации направление подготовки
Охарактеризовать на уровне теоретических обобщений феномен коммуникации, структуру взаимодействия сми и аудитории; расширить понимание...
Конструирование социальной проблемы здоровья и болезни средствами массовой коммуникации: институциональные и дискурсивные контексты iconСпид- реальность или миф?
Задачи: ознакомить старшеклассников с информаци­ей о болезни спид; формировать у них адекватность по­нимания проблемы существования...
Конструирование социальной проблемы здоровья и болезни средствами массовой коммуникации: институциональные и дискурсивные контексты iconТемы рефератов со списком литературы и кратким содержанием реферата...
Предмет социальной психологии. Место социальной психологии в системе социальных наук. Проблематика социальной психологии. Прикладные...
Конструирование социальной проблемы здоровья и болезни средствами массовой коммуникации: институциональные и дискурсивные контексты iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Её преимущества и издержки. Зависимость человека...
Конструирование социальной проблемы здоровья и болезни средствами массовой коммуникации: институциональные и дискурсивные контексты iconЧеловечество всегда стремилось к прогрессу и с древних времён искало...
Люди пытались излечивать болезни разными способами если в XX веке умели решать проблемы на клеточном уровне, то в наше время уже...
Конструирование социальной проблемы здоровья и болезни средствами массовой коммуникации: институциональные и дискурсивные контексты iconЗдоровьесберегающие технологии и их использование в начальной школе
Проблемы здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государственных...
Конструирование социальной проблемы здоровья и болезни средствами массовой коммуникации: институциональные и дискурсивные контексты iconРеспублики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными,...
О коллегии Министерства Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск