МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОЛОГИИ»
Вопросы и задания для самоконтроля
Раскройте понятие педагогической технологии в истории педагогической мысли.
Что такое технологический процесс?
Охарактеризуйте критерии педагогической технологии.
Рассмотрите понятие "педагогическая технология" с различных сторон:
— научной,
— процессуально - описательной,
— процессуально - действенной.
Охарактеризуйте соотношение педагогической технологии и профессионального мастерства педагога.
Обоснуйте место педагогической технологии в рамках педагогического процесса в вузе.
Каково место педагогического воздействия в педагогической технологии?
Поразмышляйте над проблемой: что нужно делать, чтобы стать педагогом мастером?
Какова роль методологического знания для преподавателя теологических дисциплин?
Охарактеризуйте основные компоненты методологической культуры преподавателя.
Можно ли говорить о специфике методологической культуры преподавателя теологии, в чем она заключается?
Тематика рефератов
Учение мужей апостольских и их ближайших приемников о воспитании.
Воспитательное значение Дидахе («Учение 12 апостолов»).
«Пастырь» Ерма о воспитании детей.
Учение Отцов и Учителей Церкви 3 века о воспитании.
Педагогические воззрения свт. Иоанна Златоуста.
Священное писание об устроении семьи.
Священное Писание о таинстве брака.
Православное понятие дисциплины.
Проблема личности и тайна Святой Троицы.
Педагогические идеи Р. Штейнера в свете православной педагогической мысли.
Критика прот. В. Зеньковским антропософского учения о человеке.
Педагогические воззрения К. П. Победоносцева.
Педагогические воззрения С. А. Рачинского.
Н. И. Ильинский о русской народной школе.
Воспитательное значение Синайского законодательства.
Средневековый учебный план, его оформление и развитие.
Братские школы в Литве и Речи Посполитой (16-17 в.).
Преподавание религии в светских и церковноприходских школах в дореволюционный период.
Педагогические воззрения свт. Филарета митрополита Московского.
Педагогические воззрения епископа Феофана Вышенского Затворника.
Педагогические воззрения святого праведного Иоанна Кронштадского.
Дидактика Фадея (Успенского).
Протоиерей В. Зеньковский об основных направлениях педагогики.
«Живая тайна воспитания» в работах И. А. Ильина.
Понятие «личность» в психологии и православной педагогики.
Отношение христианства к языческому образованию (Тертуллиан, св. Киприан, епископ карфагенский, Климент Александрийский, Ориген).
Учение о воспитании в творениях Отцов 4 века (Василий Великий, Григорий Богослов, свт. Иоанн Златоуст).
Ветхозаветное учение о воспитании.
Русская религиозная философия о характере просвещения в России и Европе.
Взгляды А. С. Хомякова на общественное воспитание в России.
Вальдорфская педагогика как направление педагогической мысли.
Православная педагогика о возрастных особенностях духовного становления человека.
Основы христианского воспитания детей в семье.
Соотношение индивидуальности и личности как проблема христианской педагогики и антропологии.
Онтологические и нравственные границы свободы личности.
Свобода как условие и результат нравственного самоопределения человека.
Проблема свободы и воспитания в свете православной педагогической мысли.
Основные течения педагогической мысли в свете христианского мировоззрения.
Образование как восстановление образа Божия в человеке.
Принципы православной педагогики.
Становление педагогики классического Средневековья (Петр Абеляр, Гуго Сен-Викторский, Феофилакт Эфеский).
Педагогическая культура христианского Средневековья.
Церковные монастырские школы раннего Средневековья.
Организация учебного процесса в Средневековых университетах.
Пустынножительство как педагогический феномен.
Сирийская, Византийская, Древнерусская и Западноевропейская школа: сходства и различия.
Типология личности в педагогике Отцов Церкви.
Влияние советской власти на духовное образование РПЦ.
Педагогическая мысль в историографии РПЦ.
Вопросы образования в работах историков русской церкви (А. В. Карташёв, И. Д. Тальберг, И. Д. Смолич).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего профессионального образования. М.,1983.
Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980.
Бородина А.В. Основы православной культуры: Учебник для средней и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Изд. 2-е, переработ. доп. Под обшей редакцией иеромонаха Киприана (Ященко). – М.: Покров, 2003.
Гершунский Б.С. Образование в 3 тысячелетии: гармония знания и веры // Педагогика.1998, №2, с.48-57.
Загвязинский В.И. Дидактика высшей школы: текст лекции. Челябинск. 1990.
Кудаева Л.А. Религиозно-нравственное просвещение в общеобразовательных учреждениях России // Педагогика, 1998, №8.
Мигиренко Г.С. Педагогика высшей школы. Новосибирск, 1992.
Основы Православной культуры: Программа курса для дошкольников и начальных классов общеобразовательной школы / Под. ред. прот. Виктора Дорофеева. – Изд. 3 // Воскресная школа. – Москва, 2001. - № 2 (170). – С. 6 – 27.
Основы христианской культуры: Сборник учебных программ для общеобразовательных учреждений и средних специальных учебных заведений. – Екатеринбург: Б. и., 2001.
Шестун Евгений, священник. Православная педагогика: Исторические психолого-педагогические очерки. – Самара: Б. и., 1998.
Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: Уч.пособие для школьников и студентов. – 3-е издание, испр. и доп. – М.: Про-Пресс, 2000.
Дополнительная литература
Андриади И.П. Основы пед. мастерства. М., 1999.
Анисимов Н.М. Обучение студентов решению инновационных задач // Педагогика, 1998, № 4, с. 59-62.
Безрукова B. C. Педагогика. Екатеринбург, 1994.
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.,1991.
Володченко В. Игры нашего двора: Сборник / Худ. И. Челмодеев. – М.: Дом: Российская газета, 1998.
Воронов В.В. Формы представления знаний в педагогическом образовании // Педагогика, 1999, № 3, с.67-73.
Гапонов Н.М. Лекция в высшей школе. Воронеж, 1977.
Гомаюнов Н.М. Самостоятельная работа студентов. Л.. 1988.
Громкова М.Т. Педагогика образования взрослых. М., 1995.
Закон Божий: Руководство для семьи и школы / Сост. прот. Серафим Слободской. – СПб.: САТИСЪ, 1997.
Залетова Т. В. Уроки нравственности по материалам русских народных сказок: Экспериментальная программа для учащихся 1 класса общеобразовательной школы. – С-Пб.: Б. и., 1999.
Игумен Иоанн (Экономцев). Православное образование в России // Педагогика, 1999, №4, с. 15-21.
Кабанов А.Л. Тестирование студентов: достоинства и недостатки // Педагогика, 1999,№2,с.66-68.
Ковалева В. Студент и преподаватель глазами друг друга // Высшее образование в России, 1996, №3.
Коджиаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. М.. 1994.
Козаржевский А.Ч. Мастерство устной речи лектора. М., 1983.
Кошмина И.В. Основы русской православной культуры: Уч.пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
Лещенко В. Ю. Семья и русское православие XI – XIX вв. – С-Пб.: Изд. Фроловой Т. В., 1999.
Мальцева В. Опыт приобщения к христианским ценностям воспитания // Педагогика, 1998, №2, с.114-115.
Методика воспитательной работы: Учебное пособие для педагогических училищ / Под ред. В. М. Кротова. – М.: Просвещение, 1990.
Никандров Н.Д. Воспитание и религия // Сов. педагогика, 1991, №12.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полот. - М., 1999.
Окомков О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России, 1994, №2.
Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. М, 1986.
Отечественное образование: тенденции и перспективы развития // Педагогика. 1998, №8, с.3-24.
Панкеев И. А. Русские праздники и игры. – М.: Яуза: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999.
Педагогика и психология высшей школы. - Ростов, 1998.
Плеухова Л.Ф., Ситников Ю.К. Познавательная деятельность студентов в условиях компьютерного обучения // Педагогика, 1999, №7, с.34-38.
Попков В.А. Опыт рейтинговой оценки знаний студентов // Педагогика, 1998, №8.с.51-55.
Разумный В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры // Педагогика, 1998, №5, с.17-22.
Рогонов П. Не знанием единым // Высшее образование в России. 1996, № 2.
Розман Г. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России, 1995, №1, с.112-115.
Рябцев Ю. С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XVIII-XIX вв. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России, 1994, № 2.
Сборник программ по Закону Божию для церковно-приходских воскресных школ. – М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1999.
Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. - М., 1995.
Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. - М., 1988.
Чернов Е.Д. Совершенствование самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России, 1994, № 4, с.76-79.
Ширский С. И. О преподавании Закона Божия. - Ярославль, 1998.
Школа и педагогика в культуре Древней Руси: Историческая хрестоматия / Сост. О. Е. Кошелева, Л. В. Мошкова. – М.: Б. и, 1992.
Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2001.
Янушкевич Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. М., 1984.
|