Методические указания к самостоятельной работе





НазваниеМетодические указания к самостоятельной работе
страница1/7
Дата публикации06.04.2015
Размер1.08 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7



политология
Методические указания

к самостоятельной работе

Составители: Л. В. Касаева, Н. В. Кавинская, И. В. Скяева,

Д. Э. Пилиева, Г. Б. Мециева, Ж. А. Дзахова

Владикавказ 2013

Министерство образования и науки рф
Северо-Кавказский горно-металлургический институт

(государственный технологический университет)
Кафедра социологии и политологии


политология
Методические указания

к самостоятельной работе

Составители: Л. В. Касаева, Н. В. Кавинская, И. В. Скяева,

Д. Э. Пилиева, Г. Б. Мециева, Ж. А. Дзахова

Допущено редакционно-издательским советом
Северо-Кавказского горно-металлургического
института (государственного технологического

университета)


Владикавказ 2013

УДК 32

ББК 66

К28


Рецензент:

кандидат философских наук, доцент СКГМИ (ГТУ) Д. Т. Лолаева

К28 Политология: Методические указания к самостоятельной работе / Сост. Л. В. Касаева, Н. В. Кавинская, И. В. Скяева, Д. Э. Пилиева, Г. Б. Мециева, Ж. А. Дзахова; Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). – Владикавказ: Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). Изд-во «Терек», 2013. – 76 с.
УДК 32

ББК 66
Редактор: Иванченко Н. К.

Компьютерная верстка: Цишук Т. С.

 Составление. Северо-Кавказский

горно-металлургический институт

(государственный технологический университет), 2013

 Касаева Л. В. и др., составление, 2013

Подписано в печать 10.09.2013. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс». Печать на ризографе. Усл. п.л. 4,42. Тираж 20 экз. Заказ № .

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). Издательство «Терек».

Отпечатано в отделе оперативной полиграфии СКГМИ (ГТУ).

362021, г. Владикавказ, ул. Николаева, 44.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПОЛИТОЛОГИЯ»
Основная цель курса – ознакомить студентов с предметом, основной терминологией дисциплины, современными научными подходами и концепциями, основными закономерностями функционирования политической системы и социально-политических процессов.

Задачи

  1. рассмотреть методические основы политологии;

  2. рассмотреть основные принципы и законы функционирования политической системы;

  3. рассмотреть особенности современной политической культуры, политического сознания и политического поведения;

  4. рассмотреть динамику современных политических процессов в России и странах мира.

1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина входит в состав вариантной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин подготовки бакалавра (Б.1.2). Для успешного освоения учебного курса" Политология" студенту необходимо обладать следующими компетенциями:

    • владеть культурой мышления, иметь способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

    • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией, быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).

Студент должен обладать следующими входными знаниями, полученными в процессе изучения таких основополагающих дисциплин, как философия, социология, отечественная история, экономика.

Студент должен обладать следующими умениями: владеть основными методами научного познания, уметь работать с компьютером и проводить поиск информации в глобальных информационных сетях.

Дисциплины, для которых политология является предшествующей:

  • Мировая экономика и международные экономические отношения,

  • История экономических учений,

  • Экономика России,

  • Государственное регулирование экономики.

2. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • владеть культурой мышления, иметь способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

  • уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

  • уметь находить организационно-управленческие решения и быть готовым нести за них ответственность (ОК-8);

В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:

  • закономерности развития общества;

  • основы теории государства и права;


Уметь:

  • применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных наук в профессиональной и социальной деятельности;

  • ориентироваться в мировом политическом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

  • выражать и обосновывать свою позицию по отношению к политике;


Владеть:

  • навыками публичной речи, аргументации, ведение дискуссии;

  • владеть основами политических методов, уметь анализировать современные тенденции.

3. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.


ВВЕДЕНИЕ
Современная концепция высшего образования предусматривает, чтобы выпускник был политически зрелым человеком. Это вызвано следующими обстоятельствами.

Задача образования состоит в том, чтобы помочь обучающемуся раскрыть себя, прежде всего так, каким он сам себя видит. Современному обществу с высокой степенью разделения труда нужны самые разные специалисты, и адекватно этому образовательные учреждения реализуют учебные программы широкого профиля, куда входит и курс политологии.

Россия традиционно является страной политизированной; о политике говорят все и во всех сферах общественной жизни. Задача политологии – придать этому интересу научную основу, чтобы интересующиеся четко и адекватно представляли себе, о чем они говорят, чтобы беседы о политике стали более продуктивными.

Одним из парадоксов российского политического сознания состоит в том, что при высоком уровне политизированности наблюдается низкий уровень политической культуры – люди много говорят о политике, но зачастую их восприятие политики отличается от действительного устройства политической системы. Задача преподавания политологии в высшей школе – если не устранить это несоответствие, то снизить его распространенность.

Независимо от того, какой политический курс берет правительство, граждане будут чувствовать себя более уверенно, зная основы политического устройства страны: что уже имеется, на что в ближайшее время рассчитывать не стоит. Зная политическое устройство, понимая политику, людям будет проще действовать в своей повседневной жизни, соприкасаясь с миром политики, проще отстаивать свои интересы, обращаясь к государственным органам и другим политическим силам. Вместе с тем современный человек должен знать политическое устройство не только своей страны, но и мира, чтобы знать глобальные тенденции и положение своей страны в мире и среди проходящих в нем процессов.

С этих позиций студентам предлагается для изучения курс: «Политологии».

Что же такое политология? Единого подхода к ее содержанию нет; можно выделить разные традиции. Англо-американская традиция, на которую сильное влияние оказал бихевиоризм, полагает, что политология в отличие от политической философии, политической этики, политической истории и международной политики изучает только те фрагменты политики, которые поддаются точному, рациональному эмпирическому анализу.

В континентально-европейской и российской традиции такого деления не придерживаются и считают политологию интегральной наукой о политике. Политология рассматривает политическую жизнь во всех ее проявлениях, начиная от сущности власти и завершая формами проявления политики и их организационными оформлениями.
Объем дисциплины и отдельные виды учебной работы

Вид учебной работы

Форма обучения

очная

заочная

Аудиторные занятия (всего)

36

6

В том числе:







Лекции

20

2

Практические занятия (ПЗ)

16

4

Самостоятельная работа (всего)

36

66

В том числе:







Реферат

14

20

Контрольная работа

14

16

Работа на семинарах

8

30

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Зачет

Зачет

Общая трудоемкость дисциплины (часы)

72

72

Зачетные единицы

2

2


Система балльно-рейтинговой оценки

самостоятельной работы студентов

Оценка знаний по 100-балльной шкале проводится в соответствии с нормативными документами и реализуется следующим образом:

– реферат – 10–20 баллов,

– работа на семинарах – 5–10 баллов,

– рейтинг – 1–25 баллов,

– менее 51 балла – «неудовлетворительно» («незачет»),

– от 55 до 64 баллов – «удовлетворительно» («зачет»),

– от 65 до 85 баллов – «хорошо» («зачет»),

– свыше 86 баллов – «отлично» («зачет»).

Максимум баллов за самостоятельную работу студента составляет 100.

Лекции читают или по конкретным темам, или в обобщенном, проблемном, установочном плане в зависимости от количества учебных часов.


Самостоятельная работа студентов

Зарабатывается в семестре

Количество баллов

минимум

максимум

Рейтинг 1

1

25

Рейтинг 2

1

25

Реферат

14

20

Работа на семинарах

8

30

Итого

25

100


Предлагаемые далее краткие сведения по темам позволят познакомиться с изучаемыми политологией проблемами, расширить свои знания, если воспользоваться лекциями, собственной работой на семинарских занятиях и самостоятельным чтением предлагаемой литературы. Помните, пожалуйста, о важности всех названных компонентов работы – недостатки на одном направлении не компенсируются достоинствами на другом.
Тема 1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПОЛИТОЛОГИИ.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
Независимо от подхода к широте и глубине политологии, ее места среди других наук о политике, можно говорить об ее четкой структуре. Существует 3 основные части:

1. Борьба за власть – политические конфликты, субъекты политики, идеологии (politics);

2. Удержание власти – организация политической системы; режимы, институты (polity);

3. Использование власти – принятие политической системой решений (policy).

Если проанализировать историю политической мысли, то наблюдается следующая зависимость: ранее центр тяжести приходился на последний этап; достаточно вспомнить классическое определение Аристотеля: «Политика – искусство управления государством». По мере демократизации политического процесса число его участников многократно выросло, и центр тяжести приходится теперь на первый этап, для многих политиков он становится и последним.

Также в структуре политической науки можно выделить и уровни:

  • мегауровень (наднациональный) – здесь политические процессы идут медленно и осторожно;

  • макроуровень – государство, политическая система; основная часть polity;

  • микроуровень – организации – фрагменты системы и внешние агенты, ведущие борьбу за власть; основная часть politics.

Также можно выделить прикладную политологию. Результаты ее работы конкретны, связаны с интересами и действиями конкретных агентов. Ее выводы более определенные и касаются конкретных ситуаций. Занимаются этим не теоретики-политологи, а практики.

Основные темы прикладной политологии

  • процесс принятия политических решений;

  • управление политическими конфликтами;

  • ведение переговоров;

  • проведение избирательных кампаний.

Политика – наиболее общее, интегральное понятие для политологии. Зная содержание и структуру политологии, можно логически вывести следующее определения политики:

«Политика – борьба за власть с целью использовать ее в своих интересах».

Из трех этапов политического процесса здесь пропущено удержание власти, но оно подразумевается само собой, когда борются за власть для ее использования. Для политологии важен образ удержания власти, а не сам факт. Подразумевается, что политик может использовать власть и в интересах системы, но в любом случае он будет реализовывать свои интересы; это является признаком, а предыдущее качество (у Аристотеля – положительность, правильность власти) – свойством политики.

Если рассматривать множество определений политики, то предлагаемое будет относиться к субстанциональным, которые так или иначе восходят к Веберу.

Все прочие определения политики не столько показывают содержание этого явления (что является логической функцией операции определения), сколько указывают на некоторые ее свойства. Например, экономические – на связь с экономикой, стратификационные – на конфликты интересов разных фрагментов общества; правовые – на обеспечение прав человека или, наоборот, на продвижение права сверху.

Институциональный подход – политика как деятельность институтов (государство, партии). Такой подход допустим, так как он не искажает содержание, но он неудобен – не показывает содержание, отсылает к другой теме – «Политические институты», из-за чего не виден базис явления политики.

Антропологический подход, восходящий к Аристотелю, характеризует политику как деятельность человека. Это правильно, но чрезмерно расширяет и размывает грани явления.

Основные характеристики политики связаны с ее взаимодействием с другими социальными подсистемами. Это эффективность (с экономикой) и оперативность (пожалуй, более всего зависит от состояния экономики, но здесь будет очень силен человеческий фактор).

Политика и экономика – близкие подсистемы в структуре общества; их интеграция усиливается. Также близки и непосредственно соприкасаются их основные функции: целеполагание и адаптация. Экономика отвечает за адаптацию общества к его среде – природе и другим обществам, она обеспечивает контакт с ресурсами. Политика организует эти процессы, задает им цели и приоритеты. От уровня развития экономики во многом зависит устройство политической системы. Развитым странам с инновационным ростом экономики, как правило, присущ демократический режим, многим странам периферии с сырьеориентированной экономикой и крайне неравномерным распределением прибылей – авторитарный режим с резким разделением между элитой и массами. Но встречается и обратный эффект – попытка политиков перестроить экономику под себя. В частности, к этому относится «структурная перестройка».

Напротив, политика и этика обладают весьма похожими друг на друга свойствами, что делает их взаимодействие более сложным. Этика консервативна, абстрактна, индивидуальна. Нормы касаются всех ситуаций, неизменны и слабо поддаются контролю, оставаясь внутренним делом человека. Политика оперативна, ситуационна, коллективна. Политика, будучи непохожей на этику, пытается управлять ею за счет ресурсов и оперативности. Политика выборочно относиться к этике, усиливая выгодные ей компоненты и игнорируя остальные. Политика не может игнорировать этику полностью, но может, игнорировать отдельные её части. Политикам выгодно обозначать свои шаги как этичные, а шаги конкурентов – как неэтичные.

В политической теории присутствует множество весьма разнообразных подходов к понятию власти. Так, Гоббс определяет власть как стремление достичь блага, Рассел – как производство намеренных результатов, Арон – как потенциал для установления отношений с другими людьми, Лассуэл – участие в принятии решений, Гидденс – как способность менять порядок вещей, Парфонс – как систему ресурсов, при помощи которых достижимы общие цели. При всем этом многообразии складывается впечатление, что показывается не сущность власти, а отдельные характеристики этого явления, которые могут быть и переменными. Оптимальным представляется ставший классическим подход Вебера: принуждение к повиновению или, более подробно, в более современной версии Даля: А имеет власть над Б в той мере, в какой мере она может заставить Б сделать то, что Б в ином случае не стал бы делать. Использование веберского подхода позволяет отличить отношения власти от управления, влияния, лидерства.

Отношения власти существуют на всех уровнях социальных отношений, от национального до межличностного. Они абсолютно необходимы для организации общественной жизни. Власть выполняет функции целеполагания, нормотворчества, поддержания порядка, управления конфликтами, интеграции, включая принуждение во имя достижения поставленных целей.

Вопрос о наличии политической власти от остальных форм власти проработан в теории четко. Политическая власть отличается:

  • легальностью – политическая власть способна преподносить свои решения в виде законов, в случае правового государства равных для всех;

  • верховенством над остальными формами – также может названо как суверенитет; выражается в монополии на использование насилия;

  • публичностью – решения опубликовываются, транслируются, доводятся до масс, в современной практике вступают в силу с момента опубликования;

  • системностью – обладающие политической властью организации объединяются в политическую систему. Имея монополию на насилие, они должны координировать свои шаги;

  • многообразием ресурсов – политические власти недостаточно иметь один ресурс в большом количестве, необходимо обладать практически всеми. Обладание одним ресурсом не компенсирует необладание другим.

Политическая власть использует следующие ресурсы: экономические, статусные, информационные (включая пропаганду и дезинформацию), силовые и демографические. По существу, демографический ресурс также силовой, но он многофункционален, способный производить другие виды ресурсов.

Власть, в том числе и политическая, возникает там, где желание приказывать встречает готовность повиноваться. Элементами властного отношения выступают приказ, подчинение, наказание и нормирование. Мотивами властвования выступают желание удовлетворить собственные интересы (власть как средство), желание удовлетворить властные амбиции (власть как самоцель), реже – желание изменить мир или удовлетворить интересы других людей (подобная ситуация рассматривается в теории при моделировании политического рынка). Мотивами подчинения выступают привычка, страх, вера в особые качества властителя, выгода. Страх в этом ряду занимает особое место, он способен вытеснять другие мотивы; политики часто прибегают к запугиванию и сторонников, и противников, независимо от формы правления и политического режима. Пугачев и Соловьев считают, что подчинение зависит от объекта власти, от предъявляемых к нему требований, от средств воздействия и от восприятия объектом субъекта.

Выше были рассмотрены свойства, присущие любой политической власти. Помимо этого есть переменные свойства: концентрация, легитимность и эффективность. Поскольку от концентрации власти зависит форма политической системы, эта ее переменная будет рассмотрена в соответствующей теме.

Легитимность политической власти – ее признанность объектом в качестве нормальной и справедливой. Иногда добавляют «правильной», но на обыденном уровне политического сознания доминирующие оценки более простые. Источником легитимности выступает объект, а субъект должен заслужить это признание.

Легитимность ни в коем случае нельзя путать с легальностью. Легальная власть может быть и нелегитимной, а незаконная власть (узурпация) может быть легитимной. Легальность – свойство политической власти, легитимность – свойство и приоритет для любой власти. В принципе, легальность не является для политической власти проблемой: даже самая нелегитимная и неэффективная власть преподносит свои действия как законы, на то она власть. А легитимность, получение поддержки от народа, проблемой является.

Традиционная – основана на мотиве подчинения, «привычка» является наиболее прочной; такую легитимность практически не нужно захватывать. Она типична для традиционного общества, где между элитой и массами существует большая дистанция взаимодействия. В современном обществе такая легитимность встречается эпизодами; одни из таких интересных случаев присутствует в парламентских монархиях, где монарх, сам политику не делая, как носитель традиции воспроизводит традиционную легитимность, которая распространяется и на другие органы политической системы, в результате чего та становится устойчивой.

Харизматическая – основана на мотиве подчинения «вера». Так как вера относится к чувствам, то данная легитимность наименее устойчива; лидеру приходится постоянно внушать, что он обладает сверхспособностями (свойство внушать это и называется харизмой). Харизматическая легитимность становится распространенной в массовом обществе со «сломанными перегородками», когда пространственная дистанция между элитой и массами уже минимальна, а социокультурная – еще огромная. Также такое происходит с периоды кризисов и трансформаций, когда происходит деформация политических ожиданий.

Легальная (рациональная) – основана на мотиве подчинения «выгода», на рационально понятном интересе. Вообще не устойчиво, так как интересы индивидуальны и динамичны, но все же устойчивее харизматической, так как имеет логичный мотив. Построена на политическом участии. При ней фигура субъекта не имеет значение; важен образ его действия. Власть обезличивается.

Эффективность политической власти – это ее результативность, способность достигать поставленной цели (независимо от ее положительности или отрицательности) с наименьшими затратами. Затратами выступают ушедшие на достижение цели властные ресурсы, к которым добавляется еще один, пожалуй, самый важный, временной. Если власть – умение добиваться от подчиненных выполнение поставленной цели, то эффективность, насколько быстро и дешево удалось это сделать.

Легитимность и эффективность – показатели далекие, даже трудно стыкуемые. Легитимность базируется на согласии власти с ценностями масс; статичной власти вероятней быть легитимной. Эффективность как оперативное целедостижение – с динамичностью. Все же в современном обществе эффективность действий власти приводит к росту ее легитимности; рост легитимность, напротив, может успокоить власть и снизить ее эффективность. Для органов власти оба показателя являются актуальными, и положительные значения обоих говорят о высоких шансах политиков удержать свои позиций.

В рамках изучения вопроса «В чьих интересах осуществляется власть» необходимо обратить внимание на социальную структуру и социальное самочувствие граждан.
ЛИТЕРАТУРА


  1. Баранов Н. А. Легитимность власти: политический опыт России // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 1. С. 18–29.

  2. Беляева Л. А. Динамика отношения Россиян к социально-экономическим и политическим изменениям // Социс. 2011. № 10. С. 11–25.

  3. Вебер М. Харизматическое господство // Социс. 2009. № 5.

  4. Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. Ростов н/Д, 1996. С. 7–61.

  5. Дибиров А. Н. Устарела ли концепция легитимности Вебера // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 3.

  6. Дилигенский Г. Г. Люди среднего класса. М., 2002.

  7. Доган М. Эрозия доверия в развитых демократиях // МЭиМО. 1999. № 5. С. 85–93; № 6.

  8. Замолеев А. Ф., Осипов И. Д. Русская политология: обзор основных направлений. СПб., 1994.

  9. Ирхин Ю. В. Политология: учебник. – 2-е изд., доп. М: Изд-во «Экзамен», 2007.

  10. Кабаченко А. П., Павлов Ю. М. Методологические и исторические основы современной политологии // Вестник Московского университета. Сер. 12 «Политические науки». 1999. № 3.

  11. Кравченко Н. Н. Политика и мораль // Вопросы философии. 1995. № 3.

  12. Киселев И. Ю. Политический истеблишмент: психологические аспекты практики и властвования. М., 2000.

  13. Кордонский С. Б. Рынки власти: административные рынки СССР и России. М., 2006.

  14. Коукли Дж. Двухпалатность и разделение властей в современных государствах // Полис. 1997. № 3.

  15. Крамник В. В. Социально-психологический механизм политической власти. Л., 1991. С. 6–8, 82–144.

  16. Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: уч. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003.

  17. Ледяев В. Г. Власть: концептуальный аспект // Полис. 2000. № 1.

  18. Мухаев Р. Т. Политология: учеб. для студ. вузов. 3-е изд. перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

  19. Ноговицын О. Н. Современные теории власти. СПб., 2006.

  20. Никитина А. Политика и политология // Общественные науки и современность. 1995. № 6.

  21. Основные категории политической науки // Полис. 1996. № 4.

  22. Пляйс Я. А. Отечественная политология на рубеже 20 и 21 веков // Полис. 2002. № 2. С. 175–180.

  23. Политология в США // Полис. 1996. № 4.

  24. Пригожин А. И. Что есть политика? // Общественные науки и современность. 1996. № 4.

  25. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 2002. Гл. 1–3.

  26. Тоффлер О. Проблемы власти на пороге 21 века // Свободная мысль. 1992. № 2.

  27. Уфимцев А. В. Легитимация политической власти в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 4.

  28. Хомелева Р. А. Природа политической власти. СПб., 1995.

  29. Хомелева Р. А., Хомелев Г. В. Основы общей политической теории. СПб., 1995. С. 7–17.

  30. Чуланов Ю. Г. Политология. М., 2010.

  31. Чуланов Ю. Г. Власть и политическая оппозиция в современной России. Спб., 1999.


  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к самостоятельной работе iconМетодические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия)
Б 545 Безопасность жизнедеятельности: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост. О. А гусейнов. – Красноярск:...
Методические указания к самостоятельной работе iconМетодические указания к самостоятельной работе Красноярск
Человек: основы антропологии: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский...
Методические указания к самостоятельной работе iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов содержат...
М 20 Математическое моделирование биотехнологических процессов: Методические указания к самостоятельной работе [Текст] / сост. П....
Методические указания к самостоятельной работе iconМетодические указания по самостоятельной работе Красноярск
...
Методические указания к самостоятельной работе iconМетодические указания по самостоятельной работе красноярск 2013 удк...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400....
Методические указания к самостоятельной работе iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Антропология»
Антропология: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский федеральный...
Методические указания к самостоятельной работе iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Вторичные метаболиты растений»...
Методические указания к самостоятельной работе iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Избранные главы экологической...
Методические указания к самостоятельной работе iconМетодические указания к самостоятельной работе Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»
Методические указания к самостоятельной работе iconМетодические указания к самостоятельной работе Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия»
Методические указания к самостоятельной работе iconМетодические указания по самостоятельной работе
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...
Методические указания к самостоятельной работе iconМетодические указания по самостоятельной работе красноярск 2011 Разработчик: А. В. Бухаров
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания к самостоятельной работе iconМетодические указания по самостоятельной работе
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология...
Методические указания к самостоятельной работе iconМетодические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: В. А. Кратасюк
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания к самостоятельной работе icon«Особенности учета в торговле» Методические указания по проведению...
Методические указания по проведению практических занятий и самостоятельной работе студентов
Методические указания к самостоятельной работе iconМетодические указания к самостоятельной работе студентов Специальность...
Денисова Т. Ю. Мировой опыт художественной культуры в связях с общественностью: Методические указания к самостоятельной работе студентов....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск