Учебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины»





НазваниеУчебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины»
страница1/14
Дата публикации07.04.2015
Размер2.08 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Федеральное агентство по образованию
ГЛАЗОВСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(филиал) государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет»


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

IX – начало XX в.


Учебно-методическое пособие

Глазов 2010


ББК63.3(2)я73

О-82

Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» ГИЭИ (филиала) ГОУ ВПО ИжГТУ, протокол № 1 от 19.02.2009 г.



Отечественная история. IX – начало XX в.: Учебно-методическое пособие. – Глазов: Глазовский инженерно-экономический институт, 2010. – 140 с.


Составители: ст. преподаватель Л.С. Дубяго,

ст. преподаватель О.В. Беккер
Рецензент: канд. истор. наук, доцент кафедры

социально-гуманитарных наук Глазовского

государственного педагогического института

им. В.Г. Короленко С.В. Заверкин

Пособие содержит конспективный курс лекции по истории отечества в период с IX в. до начала ХХ в., методические указания и варианты контрольных работ.

Адресовано студентам первого курса заочной формы обучения всех специальностей.
© ГИЭИ (филиал) ГОУ ВПО ИжГТУ, 2010



Оглавление

Введение 5

Конспективный курс лекций 7
Тема 1. Теории изучения исторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества 7

Тема 2. Восточные славяне 17

Тема 3. Образование Древнерусского государства 20

Тема 4. Социально-политический строй Древнерусского государства 21

Тема 5. Последствия феодальной раздробленности для Руси. Борьба с иноземцами в XII в. 25

Тема 6. Возникновение российского единого государства: причины, альтернативные варианты, этапы, особенности (ХIV–XVI вв.) 27

Тема 7. Правление Ивана III: территориальные приобретения, идеология и государственное устройство 29

Тема 8. Иван IV Грозный. Реформы Избранной рады. Опричнина 31

Тема 9. Эпоха Смутного времени (конец XVI – XVII в.) 35

Тема 10. Начало нового периода российской истории XVII в.: политический строй и государственное устройство. Соборное уложение 1649 г. 36

Тема 11. Внешняя политика России в XVII в. 39

Тема 12. Сущность и значение реформ Петра I 41

Тема 13. Внешняя политика Петра I 46

Тема 14. Правление императрицы Екатерины II. Просвещенный абсолютизм 47

Тема 15. Поиск путей либерального реформирования России при императоре Александре I 50

Тема 16. Общественная жизнь России в 1-й половине XIX в. 53

Тема 17. Внутренняя политика императора Николая I

(1825–1855 гг.) 55

Тема 18. Внешняя политика России в 1-й половине XIX в. 57

Тема 19. Общественная жизнь в России во 2-й половине ХIX в. (народничество, либерализм, марксизм и рабочее движение) 58

Тема 20. Внешняя политика России во 2-й половине ХIX в. 62

Тема 21. Буржуазные реформы Александра II 64

Тема 22. Контрреформы Александра III 80-х – начала 90-х гг. XIX в. 66

Тема 23. Специфика социально-экономического развития России в начале ХХ в. 67

Тема 24. Содержание и значение реформаторской деятельности С.Ю. Витте и П.А. Столыпина 77

Тема 25. Особенности формирования политических партий в России в начале ХХ в. 79

Тема 26. Внутренний кризис в начале ХХ в. Революция

1905–1907 гг. 83

Тема 27. Россия в Первой мировой войне 93

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И Методические

рекомендации ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ 97
Методические указания по оформлению контрольной работы 97

Темы рефератов 100

Варианты контрольных работ 102

Список рекомендуемой литературы 115
Приложение 1. Образец реферата 117
Приложение 2. Основные даты истории России 126



Введение
Цель данного учебно-методического пособия, подготовленного для студентов, изучающих курс истории Отечества заочно, состоит в том, чтобы попытаться дать целостное представление об историческом пути России, познакомить с политическим, экономическим и социальным развитием страны с момента расселения восточных славян по территории Русской равнины до начала ХХ в., обеспечить понимание принципов функционирования социально-политической системы России, основ экономических явлений и процессов на разных исторических этапах, содержания социально-культурных изменений, происходивших в переломные периоды истории нашей страны. В ходе изучения исторических процессов студенты заочного обучения должны овладеть навыками сравнительного и критического анализа событий, происходивших в прошлом, для того чтобы иметь четкое, научно обоснованное представление о современных социально-политических, экономических и социально-культурных процессах в России. В целом, знание дисциплины «Отечественная история» позволит свободно ориентироваться в современных общественно-политических процессах, выбирать наиболее оптимальное решение при решении профессиональных задач. Изучение дисциплины «Отечественная история» должно базироваться на научных основах понимания общества, общечеловеческих ценностях, принципах гуманизма, диалектического развития и исторического подхода.

В результате изучения истории России студенты должны:

знать:

    • основные исторические даты и события, определившие ход и направление развития российской истории;

    • наиболее известных государственных, военных, политических, хозяйственных деятелей, знаменитых ученых и деятелей культуры и искусства, внесших неоценимый вклад в развитие российской цивилизации;

    • основные исторические закономерности и особенности развития России как особой цивилизации;

    • политические процессы в России, ее место и статус в современном мире;

уметь:

    • видеть причинно-следственные связи между историческими явлениями, фактами и событиями;

    • объяснять внутреннюю логику исторического процесса, соотносить процессы, происходившие на мировой политической арене и в России;

    • аргументировать свое мнение, используя фактические данные и современные теоретические достижения в области истории и других гуманитарных дисциплин;

    • обосновывать и отстаивать государственные интересы и свои взгляды и убеждения;

    • анализировать проблемы политического характера;

иметь представление:

    • об истории как специфическом способе познания мира;

    • о месте и роли истории в формировании общественного сознания и государственной идеологии;

    • о процессах в современной международной политической жизни, геополитической обстановке;

иметь навыки:

    • критического подхода к любой информации;

    • работы с текстами учебных пособий и документами;

    • оперирования историческими датами, специальными терминами при организации диспутов и семинаров.

Учебно-методическое пособие состоит из двух частей.

Первая часть – краткий курс лекций по истории России с древнейших времен до начала ХХ в. В лекциях уделяется внимание изучению реформ и контрреформ в истории страны, прогрессивных и регрессивных процессов в обществе, возможных альтернатив социально-экономического и политического развития, появляющихся на переломных этапах истории. История Отечества рассматривается в контексте европейской истории.

Вторая часть пособия содержит методические указания и варианты контрольных работ для студентов первого курса заочного обучения. Методические указания включают в себя требования, предъявляемые к содержанию, объему и оформлению контрольной работы, варианты контрольных работ со списком литературы, перечень вопросов для самостоятельной подготовки к экзамену по дисциплине.

Также пособие имеет два приложения: образец реферативной работы и основные даты в истории России.



Конспективный курс лекций


Тема 1

Теории изучения исторического процесса.

Формационный и цивилизационный подходы

к изучению общества
Формационный подход к изучению общества

Данный подход принадлежит марксистской школе обществознания, которая подразумевает материалистическое понимание истории (К. Маркс, Ф. Энгельс). Ключевым его понятием является такая категория, как «общественно-экономическая формация».

Формация – исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ, это определенная ступень в развитии исторического процесса по восходящей линии.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconУчебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения...
Ш 34 Швелидзе В. Б английский язык. Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения. Пятигорск: кмвис фгбоу...
Учебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconУчебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной...
Ч 44 Чепукова А. Б. История экономических учений. Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения...
Учебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию»
Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит»
Учебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию»
Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит»
Учебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconУчебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной...
Ч 44 Чепукова А. Б история экономики. Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления...
Учебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Краеведение» предназначен...
Методическое пособие утверждено на заседании кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Учебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconМетодическое пособие по практике устной и письменной речи английского...
Методическое пособие обсуждено и утверждено на заседании кафедры английской филологии факультета филологии и журналистики Ростовского...
Учебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Управление взаимоотношениями с клиентами»
Учебно-методическое пособие разработано на основании гос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент» от 20. 05. 2010 №544
Учебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconУчебная программа дисциплины дпп. 02. Картография с основами топографии...
Утверждено на заседании Утверждено на заседании Совета егф кафедры географии егф (протокол №9 от 17. 06. 2010 г.)
Учебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconУчебно-методическое пособие предназначено для студентов всех форм...
Одобрено к изданию кафедрой «Гуманитарные и экономические дисциплины» (филиал ргупс в г. Туапсе)
Учебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconОбщие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной...
Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г
Учебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconОбщие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной...
Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г
Учебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconУчебно-методическое пособие составлено на основе Государственного...
Учебно-методическое пособие составлено на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Учебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине международное право окружающей...
Ст преподаватель кафедры Л. Н. Тукаева Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «06» октября 2010 г
Учебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconУчебно-методическое пособие для подготовки к практическим занятиям...
Л 61 Липовая Т. Б. Экономика организаций(предприятий). Учебно-методическое пособие для подготовки к практическим занятиям / Пятигорск:...
Учебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» icon1. Гражданская война
Учебно-методическое пособие составлено на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск