Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере международных отношений через призму их конституционно-правового статуса





Скачать 113.88 Kb.
НазваниеПолномочия субъектов Российской Федерации в сфере международных отношений через призму их конституционно-правового статуса
Дата публикации11.04.2015
Размер113.88 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы


Семинар

03.12.2012 г.

Актуальные проблемы

международного сотрудничества и правовое развитие приграничных субъектов Российской Федерации.
Тема доклада: Полномочия субъектов Российской Федерации

в сфере международных отношений через призму их конституционно-правового статуса.
Статья первая действующей Конституции России провозглашает, что Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Поэтому, среди основных принципов государственного устройства современной России выступает федерализм. Федеративное устройство Российской Федерации - основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также равноправия субъектов Российской Федерации между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1996 года № 16-П , по вопросу равноправия субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд РФ, в частности, указывает, что оно выражается «в единообразии конституционного подхода к распределению предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и диктует установление федеральным законодательством единых правил взаимоотношений федеральных органов государственной власти со всеми субъектами федерации». Вместе с этим подчеркивается, что «правовое равенство субъектов Российской Федерации не означает равенства их потенциалов и уровня социально-экономического развития, во многом зависящих от территории, географического положения, численности населения, исторически сложившейся структуры народного хозяйства и т.д. Учет региональных особенностей является необходимым условием соблюдения баланса интересов и внедрения общегосударственных стандартов во всех сферах жизнедеятельности субъектов Российской Федерации».1

Одним из ярких примеров в разграничении компетенций и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов является сфера международных и внешнеэкономических связей. Входящие в состав Российской Федерации республики, края, области в последнее время активно выходят на международную арену, и постепенно международные связи регионов становятся все более заметной и значимой составляющей в международных отношениях России.

Вместе с тем выход регионов на международную сферу сотрудничества сравнительно новое явление в общественно-политической жизни Российской Федерации.2  

С принятием новой Конституции Российской Федерации от 1993 года и заключением Федеративного договора, субъекты Российской Федерации как уже отмечено пробуют самостоятельно выступать в международных отношениях, заключают соглашения с субъектами зарубежных федераций и административно-территориальными единицами, обмениваются с ними представительствами и образуют соответствующие положения в своем законодательстве.

Конституция России, в отличие от Федеративного Договора, прямо не закрепляет государственный суверенитет республик в составе Российской Федерации, но статья 5 п.2 Федеральной Конституции наделяет республики статусом государств. А государственный суверенитет, как известно, неотъемлемый атрибут любого государства.3

Субъекты Российской Федерации обладают конституционно-правовым статусом, который определяет ряд совокупных признаков, таких как обладание, собственной территорией, равноправием среди субъектов федерации, наличием наименования субъекта, собственной системы  органов государственной власти, правовой системы, официальной символики, также субъекты Российской Федерации являются  участниками международных и внешнеэкономических связей не смотря на отсутствие суверенитета.

Очевидно, что отсутствие суверенитета не позволяет рассматривать республику (государство), края, область в составе Российской Федерации как самостоятельные субъекты международных отношений. С другой стороны, субъекты Российской Федерации, обладают определенной международной правосубъектностью, ограниченной по своему характеру, являясь «специфическим субъектом международного права». Касаясь же объема этой провосубъектности, специалисты отмечают, что он, как правило, определяется самой федерацией.4

Территории субъектов Российской Федерации, являясь составной частью государства, находятся под его особой защитой и неприкосновенны на основании принципа единства территории Российской Федерации, они граничат не только между собой, но и граничат с сопредельными иностранными государствами по сухопутным и водным границам. Географическое положение приграничных субъектов Российской федерации обуславливает их специфику. Поэтому при таком пространстве закономерно возникают жизненно важные вопросы международного сотрудничества субъектов Российской Федерации в различных сферах. На современном этапе развития человеческого общества сферы международного соприкосновения, например с государствами Союза Независимых Государств (СНГ), европейскими странами и странами азиатского региона, широки, они касаются внешней политики, экономики, экологии, культурных связей, права и других направлений. Таким образом, международное сотрудничество на основе совместного решения возникших вопросов по упомянутым сферам, способствует созданию и эффективному развитию экономической и социальной инфраструктуры особенно приграничных территорий.

В пределах полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством  и договорами, субъекты РФ обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций.

Принципиальное значение имеет вопрос о том, как определены полномочия субъектов Российской Федерации в сфере международных отношений и какое значение специфика решения этого вопроса имеет для регионального конституционного процесса.

Конституция Российской Федерации относит внешнюю политику и международные отношения Российской Федерации, ее международные договоры, внешнеэкономические отношения Российской Федерации, а также вопросы войны и мира к исключительному ведению самой Федерации (п.п. «к», «л» ст. 71 Конституции Российской Федерации). В тоже время в перечне предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов закреплены такие вопросы, как координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнения международных договоров Российской Федерации (п. «о» ст. 72 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, в вопросе о международной деятельности субъектов Российской Федерации Конституция Российской Федерации фактически передает эстафету правового регулирования федеральному законодательству, которое, по смыслу ее статьей 72 и 76 (части 2) в этом случае имеет приоритет над соответствующими правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Сформированный в этой связи на федеральном уровне механизм правого регулирования представлен в настоящее время тремя базовыми законами:

  1. Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»5 (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 318-ФЗ);

  2. Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»6 (в ред. Федерального закона от 11 июля 2011 года № 200-ФЗ);

  3. Федеральным законом от 4 января 1999 года № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».7

Согласно правилам Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» объем участия субъекта Российской Федерации в деятельности по заключению международных договоров Российской Федерации ограничивается следующими полномочиями:

1) согласовывать международный договор Российской Федерации, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению заинтересованного субъекта Федерации;

2) направлять предложения на проект международного договора, затрагивающего полномочия субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

3) участвовать в подготовке проекта международного договора, если он затрагивает полномочия субъекта Российской Федерации или предметы совместного ведения;

4) давать рекомендации и предложения по вопросу заключения, прекращения и приостановления действия международных договоров Российской Федерации (ст.ст. 4, 35,36).

Вышеназванный Федеральный закон никак не регламентирует собственно договорную деятельность субъектов Российской Федерации, воспроизводя, вместе с тем, конституционную норму, обязывающую субъекты Российской Федерации в пределах своих полномочий выполнять международные договоры Российской Федерации (ст. 32).

Если роль Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», заключается в более четком определении полномочий и механизма участия субъектов Российской Федерации во внешнеэкономической деятельности, то Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» в ряду вышеуказанных правовых актов занимает особое место. Данный акт дает определение международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, под которыми понимаются - осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях связи с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели (ч.1 ст.1)..

Внутреннее законодательство Российской Федерации в части, регулирующей международную деятельность регионов не отличается гибкостью, что создает трудности для нормального функционирования системы международных отношений и для упорядочения отношений внутри Федерации.

Соответствующая деятельность субъекта Российской Федерации обусловлена необходимостью получать согласие Правительства Российской Федерации. В то время как реализация права субъектов Российской Федерации вести переговоры и заключать соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, сопряжена с требованием, заблаговременно уведомлять соответствующие федеральные органы исполнительной власти о вступлении в переговоры по этому вопросу, а проекты таких соглашений должны предоставляться в Министерство иностранных дел для согласования.

Общий порядок такого согласования, определенный положениями упомянутого Федерального закона, дополняется Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 года № 91 «О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласии на осуществление субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей органами государственной власти иностранных государств».8 Согласно названному акту, Правительство Российской Федерации принимает соответствующее решение на основании обращений, содержащих обоснование необходимости осуществления таких связей, а также при наличии положительного заключения не только Министерства иностранных дел, но также Министерства юстиции и других федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

Но даже в том случае, если требуемое согласие Правительства Российской Федерации получено, заключенные органами власти субъекта Российской Федерации соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, «независимо от формы, наименования и содержания» не будут, согласно статье 7 упомянутого Федерального закона, являться международными договорами.

В такой особенности законодательного регулирования международной деятельности субъектов Российской Федерации, некоторые правоведы склонны видеть необоснованное ограничение конституционных положений. Свою позицию они основывают на части 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации, согласно которой субъекты Российской Федерации могут осуществлять собственное правовое регулирования вне пределов ведения Российской Федерации, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Из чего делается вывод, что правовое регулирование вне пределов ведения Российской Федерации предполагает также принятие субъектами Российской Федерации нормативных актов в области международной деятельности и внешнеэкономических связей.9

Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе заключать и международные договоры в рамках своих полномочий, тому пример, что в последние десятилетия наблюдается устойчивая тенденция роста международной активности субъектов РФ в самых разнообразных формах, таких как подписание договоров с иностранными государствами и субъектами других федераций, открытие зарубежных представительств, участие в деятельности международных организаций и конференций.

Разнообразие международного сотрудничества закономерно порождает необходимость гибкости законодательства на уровне субъектов федерации включающую в себя соразмерную свободу в зависимости от сферы международного сношения.

В условиях построения правового федеративного государства процесс непосредственного участия регионов России в международных делах стал настолько существенным фактором, что речь может идти лишь о содействии субъектам Федерации в повышении эффективности этой деятельности и создании оптимальной системы ее законодательного регулирования. Это обуславливается тем, что имеется проблема в недостаточности международно-правовой базы для деятельности членов федеративных союзов (федерации) на внешней арене и требует дальнейшей разработки. В науке международного права присутствуют различные мнения по вопросу международной провосубъектности членов федераций - от категорического ее отрицания, в связи с отсутствием у субъектов полного территориального суверенитета, ограниченного рамками федеральной конституции, до признания за ними международной провосубъектности.

В этой связи требуют своего разрешения с учетом специфики субъектов РФ вопросы, касающиеся объема их международной деятельности, правовой статус договоров субъектов федераций и ответственность участников отношений. На современном этапе международное право не только регулирует отношения между государствами, но и выполняет другую, не менее важную функцию способствования унификации внутреннего права государства.

В перспективе, международная деятельность субъектов федераций в общем, и статус таких образований вполне может стать объектом международно-правового регулирования. Опять же в этом нельзя видеть только негатив, как угрозу целостности государства в связи с самостоятельными международными связями субъектов Российской Федерации. Для этого полагаю, важное значение имеет соблюдение имеющейся иерархии правовых норм. Практичной стороной конструктивного взаимодействия между федеральной властью и властью субъектов Российской Федерации является то, что международные и внешнеэкономические связи регионов чаще используются для решения задач, которые нецелесообразно ставить на межгосударственном уровне.
В настоящее время, проблемой является выработка целей государственной стратегии развития субъектов РФ (регионального развития), которая должна быть фундаментальна, долгосрочна и не подвержена конъюнктурным влияниям. Среди них - это сохранение целостности государства, единства его конституционно-правового, экономического и социального пространства, обеспечение геостратегических и геополитических интересов России в векторе регионального развития. В этой связи, работа над устойчивой правовой основой внешних связей субъектов Федерации, будет способствовать их упорядочению и повышению эффективности международного сотрудничества. В конечном итоге, всё это отвечает интересам регионов и государства в целом, также укрепит международный авторитет Российской Федерации.
Докладчик,
Председатель

Конституционного суда

Республики Тыва А.П. Саая


1 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1996 года № 16-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1 и пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года «О дорожных фондах в Российской Федерации»» // СЗ РФ. – 1996. - № 29. - Ст. 3543.

2 Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1997, с. 69.

3 Евдокимов В.Б. О Конституциях и Уставах субъектов Российской Федерации // ЧиновникЪ № 398 (3).

4 Пустогаров, В.В. Члены федерации как субъекты международного права / В.В. Пустогаров // Советское государство и право. – 1992. - № 1. – С. 47. Так же см.: Толстых, В.Л. Международная деятельность субъектов Российской Федерации / В.Л. Толстых. – М.: Международные отношения, 2004. – С. 18.

5 СЗ РФ. – 1995. – 3 29. – Ст. 2757.

6 СЗ РФ. – 2003. - № 50. – Ст. 4850.

7 СЗ РФ. – 1999. - № 2. – Ст. 231.

8 СЗ РФ. – 2000. - № 6. – Ст. 771.

9 Игнатенко, Г.В. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации / Г.В. Игнатенко // Российский юридический журнал. – 1995. - № 1. – С. 9,11.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере международных отношений через призму их конституционно-правового статуса iconКонспект лекции по теме 1 «Права человека и современное национальное...
Понятие и содержание конституционно-правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации
Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере международных отношений через призму их конституционно-правового статуса iconМеждународных отношений (университет) мид россии
Холопов анатолий Васильевич, д э н., профессор кафедры Экономической теории, декан факультета Международных экономических отношений...
Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере международных отношений через призму их конституционно-правового статуса iconТеоретические и практические проблемы правового регулирования несостоятельности...
I. особенности правового статуса должников особых категорий в конкурсных отношениях
Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере международных отношений через призму их конституционно-правового статуса iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Автор: доктор политических наук, профессор кафедры международных отношений и американистики вгуэс шинковский М. Ю
Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере международных отношений через призму их конституционно-правового статуса iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Составитель: доктор политических наук, профессор кафедры международных отношений и американского регионоведения вгуэс шинковский...
Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере международных отношений через призму их конституционно-правового статуса iconСправка об итогах мониторинга реализации государственной национальной...
Стратегическим нормативным актом в сфере межнациональных отношений на федеральном уровне является Концепция государственной национальной...
Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере международных отношений через призму их конституционно-правового статуса iconЗаседание Правительства Российской Федерации
Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования...
Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере международных отношений через призму их конституционно-правового статуса iconПравительство российской федерации федеральное государственное автономное...
Тема институты непосредственной демократии. Конституционно-правовое регулирование избирательного процесса и статуса политических...
Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере международных отношений через призму их конституционно-правового статуса iconКонституционно-правовое регулирование установления и изменения границ...
Владимир Иннокентьевич Коренев начальник департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, заместитель председателя...
Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере международных отношений через призму их конституционно-правового статуса iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере международных отношений через призму их конституционно-правового статуса iconАннотация рабочей программы дисциплины
Цель дисциплины: дать студентам базовые знания о системе современных международных экономических отношений и тенденциях ее развития,...
Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере международных отношений через призму их конституционно-правового статуса iconПрограмма вступительных испытаний для поступающих в аспирантуру Направление...
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный...
Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере международных отношений через призму их конституционно-правового статуса iconАпробация работы
Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования...
Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере международных отношений через призму их конституционно-правового статуса iconРоссийская федерация федеральный закон
Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования...
Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере международных отношений через призму их конституционно-правового статуса iconФедеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в связи с многочисленными...
Российской Федерации, принимающих беженцев из Украины, по вопросам порядка прохождения процедуры допуска к медицинской и фармацевтической...
Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере международных отношений через призму их конституционно-правового статуса iconВысшего профессионального образования «российская правовая академия...
Целью освоения дисциплины является изучение студентами вопросов наследственного права: правового регулирования наследования, оснований...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск