Избирательный процесс – сравнительная характеристика российского и украинского законодательства о выборах





Скачать 169.59 Kb.
НазваниеИзбирательный процесс – сравнительная характеристика российского и украинского законодательства о выборах
Дата публикации12.04.2015
Размер169.59 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Право > Закон


Студент второго курса факультета МП

Брескаленко Богдан Геннадиевич
Избирательный процесс – сравнительная характеристика российского и украинского законодательства о выборах

Сравнивая законодательство по вопросам проведения выборов в парламенты (Федеральное Собрание Российской Федерации и Верховную Раду Украины) можно обратить внимание на идентичность положений основных законодательных актов двух стран, а также отметить различия отдельных его положений.

Российская Федерация.

Политическая система современной России определяется Конституцией, которая принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, в соответствии со ст. 1 которой Российская Федерация - это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Федеративное устройство России находит свое отражение в структуре ее представительного и законодательного органа - Федерального Собрания, состоящего из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Именно для России, учитывая её огромные территории, большое количество регионов, последовательный федерализм является оптимальной политико-юридической формой сочетания главных интересов Российской Федерации в целом и составляющих ее субъектов.

Рассматривая исторический путь становления выборной системы России, можно отметить следующее. Например, с 1993 по 2011 год в рамках проводимых выборов применялись различные избирательные системы: смешанная 1993, 1995, 1999, 2003 гг. и полностью пропорциональная избирательная система в 2007 и 2011 гг. соответственно. Каждой из них были присущи как позитивные, так и негативные моменты.

Переход в 2005 году к пропорциональной избирательной системе в сочетании с Федеральным законом № 95-ФЗ «О политических партиях» гарантировал усиление значимости политических партий в Государственной Думе и обеспечил им монополизацию права на выдвижение кандидатов на выборах депутатов в Государственную Думу.

На сегодня Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.1

Организация работы Государственной Думы обозначена в Регламенте, который был принят постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года № 2134-II ГД (с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии со ст. 28 Регламента депутатское объединение в Госдуме именуется фракцией, наименование которой соответствует наименованию политической партии, в составе федерального списка кандидатов которой были избраны соответствующие депутаты.2

Депутаты Государственной Думы, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов Государственной Думы (ст. 16).

Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении (ст. 18).

Важным органом избирательной системы России является Центральная избирательная комиссия (ЦИК).

К полномочиям ЦИК относятся определение результатов выборов и назначение повторных выборов, признание результатов выборов недействительными, в том числе по решению суда (ст. 82 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).3 Она имеет право назначать повторные выборы в порядке, установленном этим же Федеральным законом (ст. 84).4

Касаясь вопроса формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, можно отметить следующее. Федеральным Законом от 3 декабря 2012 года № 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации", который вступил в силу с 3 января 2013 года, установлены новые правила формирования Совета Федерации.5

Первым и главным отличием от старого закона стала поправка о порядке формирования верхней палаты парламента, согласно которой теперь Совет Федерации - это не партийная организация и в ней более не будет разрешения о создании партийных объединений и фракций.

Установлены также условия для отзыва кандидата на пост члена Совета Федерации: губернатор области, от которой выступает в Совете представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и любой законодательный орган этой же области не смогут более его отозвать.

Участники круглого стола на тему «Проблема совершенствования законодательства о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ», который состоялся в Юридической школе ДВФУ 16 апреля 2013 акцентировали внимание на необходимости комплексных изменений в системе формирования верхней палаты власти. Главной целью таких изменений они считают создание сильной верхней палаты, представляющей интересы субъектов РФ. Предлагается проводить выборы сенаторов путем избрания населением в регионах — это самый демократичный вариант, но он требует внесения изменений в Конституцию РФ. Общее мнение форума: изменение избирательной системы — это лишь часть реформы. Необходимо также комплексное реформирование системы формирования Совета Федерации, который станет оптимально сочетать в себе принципы федерализма и демократизма и отвечать критериям правового государства.

Украина.

Одной из важных особенностей украинского парламента является его однопалатность. Однопалатная структура украинского парламента обусловлена прежде всего тем, что Украина является унитарным государством (ст. 2 Конституции).

Если проанализировать динамику избирательного процесса в Украине, отмечается следующее.

Парламентские выборы 1998 года проводились по пропорционально-мажоритарной системе, а уже в 2002 году проходили в новой политической ситуации: борьбу вели три политические силы: правые, центристы и левые.

30 сентября 2007 года на Украине прошли внеочередные парламентские выборы в Верховную Раду по пропорциональной системе в общегосударственном избирательном округе.

28 октября 2012 года состоялись очередные выборы в Верховную Раду по новому законодательству: они проводились по смешанной системе - 225 депутатов избирались от разных политических сил по партийным спискам, 225 - по мажоритарным округам.

Сегодня Верховная Рада Украины состоит из 450 народных депутатов (ст. 76 Конституции), которые избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет, и является полномочной при условии избрания не менее двух третей от ее конституционного состава (ст. 82).6

Порядок проведения выборов установлен законом «О выборах народных депутатов Украины» (ст. 77).7

Назначение очередных и внеочередных выборов в органы местного самоуправления являются одним из главных полномочий Верховной Рады (ст. 85), а организация и порядок проведения выборов определяются исключительно законами Украины (ст.92).

Законом Украины «О Регламенте Верховной Рады Украины» предусмотрено (ст. 59), что минимальное количество народных депутатов для формирования депутатской фракции должно составлять не менее 15 народных депутатов. Народный депутат может входить в состав только одной депутатской фракции политической партии (избирательного блока политических партий). 8

Внефракционные народные депутаты могут объединяться в депутатскую группу народных депутатов (далее - депутатская группа). Минимальное количество для формирования депутатской группы должно составлять не менее 15 народных депутатов.

Зарегистрированная депутатская группа имеет права депутатской фракции.

Межфракционное депутатское объединение не имеет прав депутатской фракции (депутатской группы), предусмотренных Регламентом (ст. 60).

Таким образом, сравнительный анализ показывает, что по большинству положений законопроектов по вопросам функционирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Верховной Рады Украины, а также положений Регламентов порядок их работы во многом схож.

Одновременно можно констатировать, что в российских документах более четко изложены положения о выборах народных депутатов.

Например, некоторые неопределенности в украинском законодательстве привели к правовым коллизиям при подведении итогов голосование на прошедших выборах в Верховную Раду Украины: в одномандатных округах избрано 220 депутатов из 225 по Закону.

Какие же правовые акты действуют в Украине по вопросам избирательного права?

Законом Украины «О выборах народных депутатов Украины» (ст. 30-32) к полномочиям Центральной избирательной комиссии (ЦИК) относятся функции назначения повторных и промежуточных выборов, а также признание голосования на избирательном участке недействительным в случаях, предусмотренных данным законом.9

Вместе с тем, не урегулирован механизм выполнения ЦИК функций окружной избирательной комиссии в вопросе установления результатов голосования, прежде всего в случае ее бездеятельности.

Кроме того, 5 ноября 2012 года ЦИК признала невозможным установить результаты выборов народных депутатов в 5 одномандатных округах. Верховная Рада рекомендовала ЦИК назначить повторные выборы в этих округах, однако на сегодня ЦИК не имеет полномочий назначить повторные выборы в проблемных округах.

Возникшая проблема (аd hoc - с латинского "исключительно с целью") - аномального характера и по своей природе не вписывается в стандартный избирательный процесс, поэтому должна регулироваться отдельным законом.

Предполагается, что выход из сложившейся правовой коллизии может быть только в принятии дополнений в действующий закон или принятие нового закона о выборах в Украине.

На этом фоне можно отметить, что в настоящее время в России осуществляются меры по совершенствованию правовой регламентации вопросов выборов в органы, государственной власти и органы местного самоуправления.

Так, в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года было внесено предложение о возвращении к смешанной системе выборов в Государственную Думу по партийным спискам и по одномандатным округам с целью обеспечения равного доступа всех политических партий к участию в выборах.

Поэтому Президентом РФ был внесен законопроект "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ", который Госдума РФ 16.04.2013 приняла в первом чтении.

Анализ основных статей законопроекта свидетельствует о следующем.

Основные положения законопроекта являются анализом развития практики применения действующего закона о выборах депутатов Государственной Думы. Предлагается замена пропорциональной системы, при которой в выборах участвуют партии, на мажоритарно-пропорциональную: выборы депутатов Государственной Думы будут проводиться на основе смешанной избирательной системы, в соответствии с которой половина депутатов избирается по одномандатным избирательным округам (один депутат – один округ), другая половина – по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.

Для проведения выборов депутатов Государственной Думы, избираемых по одномандатным избирательным округам, на территории Российской Федерации образуются 225 одномандатных избирательных округов и формируются окружные избирательные комиссии.

Законопроектом расширены права наблюдателей и представителей средств массовой информации осуществлять в помещении для голосования фото- и видео съемку, а также предоставлено право представителям средств массовой информации требовать заверения копии протокола и приложенных к нему документов (статьи 33 и 35 законопроекта).

Внесена также статья о запрете баллотироваться в Госдуму осужденным за тяжкие и особо тяжкие преступления, даже если у них прошел срок судимости.

Как видим, Россия приходит к такой же системе выборов, которая действует в Украине.

Представляет интерес характеристика и оценка итогов прошедших выборов в Госдуму РФ и Верховную Раду Украины представителями международных организаций и наблюдателей.

Российская Федерация.

После прошедших выборов, 5 декабря 2011 г. было опубликовано совместное "Заявление о предварительных результатах и выводах" ОБСЕ (ОБСЕ/БДИПЧ), ПА ОБСЕ, ПАЧЕ.10

Как отмечается в заявлении, в техническом отношении подготовка к выборам в Госдуму была хорошо организована, но сами выборы характеризовались тесным слиянием государственных органов власти и правящей партии. Отказ в регистрации некоторым политическим силам сузил пространство для политической конкуренции.

Законодательная база была в некоторых аспектах улучшена. Она является всеобъемлющей и предоставляет соответствующую основу для проведения выборов. Однако Законы, гарантирующие свободу собраний, в некоторых случаях применялись ограничительно. Законодательство о выборах и способы его применения ограничили количество международных наблюдателей и их деятельность в некоторых аспектах.

Указано, что качество процесса подсчета голосов ухудшилось. Более чем на одной трети избирательных участков, на которых велось наблюдение, не были представлены для ознакомления подписанные протоколы.

В целом международные наблюдатели делают оценку, что с технической точки зрения выборы в России были проведены должным образом, с соблюдением избирательными комиссиями всех установленных законом сроков.
Украина.

На этом фоне, выборы в Верховную Раду характеризуются следующим.

По мнению представителя Госдепартамента США М. Тонера, парламентские выборы в Украине представляли собой шаг назад от того прогресса, который наблюдался в ходе предыдущих парламентских выборов и выборов президента в 2010 году, обеспокоенность вызывают использование правительственных ресурсов для того, чтобы поддержать близких власти кандидатов, вмешательство в возможность СМИ получать доступ к информации и преследования оппозиционных кандидатов. Такую же позицию занимали Президент Европейского парламента М. Шульц, Наблюдательные миссии от Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, Парламентской ассамблеи ОБСЕ, ПАСЕ, Европейского парламента и Парламентской ассамблеи Организации Североатлантического договора (НАТО).11

Глава делегации наблюдателей от Парламентской ассамблеи совета Европы (ПАСЕ) Андреас Гросс напомнил, что Венецианская комиссия и ПАСЕ рекомендовали Украине закрепить пропорциональную систему выборов с открытыми списками в своей Конституции.

Если сравнивать законодательную базу России и Украины по статусу наблюдателей, можно отметить следующее.

В Российской Федерации определения понятия избирательные права граждан дано в Статье 2 Федерального Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".12 Оно включает так же и право участвовать в наблюдении за проведением выборов, за работой избирательных комиссий. Так что наблюдатель - один из элементов осуществления избирательных прав и необходимый участник избирательного процесса.

В законе также предусмотрено, что по требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана выдать копии протокола об итогах голосования или заверить копии, изготовленные наблюдателем.

Вместе с тем, он несет и определенные обязательства: при нарушении наблюдателем требований закона он может быть удален из помещения для голосования, но только по мотивированному решению участковой комиссии.

Согласно положений Федеральных законов от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» право самостоятельного направления приглашений иностранным (международным) наблюдателям в настоящее время есть только у Президента РФ, Правительства РФ, обеих палат Федерального Собрания и у Центральной избирательной комиссии РФ.13

В Украине, в соответствии со статьей 77 Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины», в избирательном процессе могут принимать участие официальные наблюдатели от партий, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в общегосударственном округе, официальные наблюдатели от кандидатов в депутаты в одномандатном округе и официальные наблюдатели от общественных организаций, также за ходом избирательного процесса могут вести наблюдение официальные наблюдатели от иностранных государств и международных организаций.14

Вместе с тем Законом установлено и ограничение деятельности официальных наблюдателей от общественных организаций.

В соответствии со статьей 77 Закона установлены права и обязанности официальных наблюдателей от иностранных государств, международных организаций.

Обобщая, можно отметить идентичность законодательных актов по данному вопросу, но и обратить внимание на более детальную формулировку прав наблюдателей в украинском акте.

Видеонаблюдение — одно из мероприятий, направленных на предотвращение фальсификаций на выборах.

Российская Федерация. Впервые видеонаблюдение было введёно в России на президентских выборах 2012 года. На всех избирательных участках были установлены веб-камеры, изображение с которых транслировалось в Интернет. Все желающие могли наблюдать за ходом голосования и следить за тем, имеются ли нарушения.

Системой видеомониторинга в России было охвачено 91 400 участковых избирательных комиссий. На каждом избирательном участке было установлено по две камеры. Одна передавала общий план, вторая — непосредственно урну для голосования. Таким образом, всего было установлено 182 800 камер.

Украина. Порядок осуществления видеонаблюдения на избирательных участках с использованием средств видеонаблюдения, доступа и контроля за функционированием системы видеонаблюдения во время проведения выборов народных депутатов Украины 28 октября 2012 года, в соответствии с Законом Украины «Об особенностях обеспечения открытости, прозрачности и демократичности выборов народных депутатов Украины 28 октября 2012», был утвержден постановлением ЦИК от 13 сентября 2012 № 892. Этим Порядком регламентируются вопросы осуществления видеонаблюдения на избирательных участках с использованием средств видеонаблюдения, доступа и контроля за функционированием системы видеонаблюдения во время проведения выборов народных депутатов. Средства видеонаблюдения устанавливаются таким образом, чтобы избежать возможности осуществления контроля за волеизъявлением избирателя. Запрещается вести видеонаблюдение за местами, предназначенными для заполнения бюллетеней, выключать систему видеонаблюдения с момента проведения ее тестирования.

Система видеонаблюдения была задействована в 32 192 избирательных участках. Веб-трансляция должна обеспечивать регистрацию, подключение не менее 5 миллионов пользователей и возможность осуществления не меньше 10 тысяч одновременных просмотров с одной камеры.

Объекты видеонаблюдения: места выдачи избирателям избирательных бюллетеней и проведения работ со списками избирателей (камера № 1) и стационарные ящики для голосования (камера № 2).

Запрещалось вести видеонаблюдение в местах, которые предназначены для заполнения бюллетеней, за заполненными бюллетенями до начала подсчета голосов.

Вместе с тем, по мнению представителей Комитета избирателей Украины, применение видеокамер не помогло сделать выборы в Украине более прозрачными.15

Сравнивая стоимость установки и эксплуатации видеооборудования для наблюдения за выборами в России и Украине можно сделать следующие выводы.

В Российской Федерации на установку видеооборудования по всей России выделили из федерального бюджета около 17 млрд. руб. (для сравнения - в пересчете это 4,25 млрд. грн.) на 91,4 тыс. избирательных пунктов, то есть на оснащение камерами одного участка было затрачено около 186 тыс.руб. (45 тыс. грн.).

В Украине было выделено около 1 млрд. грн., или чуть больше 29 тыс. грн. на один участок. А по расчетам специалистов, затраты за единицу системы видеонаблюдения составляют максимум 10 тыс. грн. (учитывая объем и сложность заказа в случае с Центризбиркомом).

Учитывая такие расчеты, оппозиция и в России, и в Украине осталась недовольна использованием бюджетных средств на указанные мероприятия.

Ещё одним из перспективных направлений эффективности проведения выборов, кроме совершенствования законодательной базы, является система Интернет.

Несмотря на то, что до настоящего времени технологии интернет-голосований широко не применялись при проведении государственных выборов, системы голосований с использованием Интернет разрабатываются в ряде стран, а в некоторых уже имеются их законченные реализации. Так, в марте 2000 года впервые в мире применялось интернет-голосование на предварительных выборах Демократической партии США в Аризоне. Более 40% от всех участников голосовали через Интернет.16

В 2002 году на парламентских выборах в Великобритании в ряде графств допускалось голосование через Интернет, а в 2003 году так проводились выборы в органы местного самоуправления: голосовать за своего кандидата можно было через Интернет.

В январе 2004 года безуспешные попытки внедрения голосования через Интернет предприняла Эстония.

По мнению специалистов IT США, интернет-голосование для американских граждан является чрезвычайно опасным. "Сейчас нет ни одной системы интернет-голосования, которая бы являлась полностью безопасной, а электронная почта для голосования - это вообще одна из наиболее уязвимых способов", - уверен Дэвид Джефферсон (Карлсбад, штат Калифорния).17

Как заявил председатель ЦИК России Владимир Чуров, Центральная избирательная комиссия решила, что в ближайшем будущем россияне не смогут голосовать через Интернет. Интернет - голосование начнет применяться тогда, когда «…исчезнет последний хакер и когда система интернета будет столь же надежной, как и бумажный подсчет голосов» - сказал он.18

Таким образом, в настоящее время ни одно из государств не готово применять вариант проведения голосования через Интернет. Причинами этого являются: общедоступные каналы и технологии Интернета могут быть использованы как кибертеррористами, так и специальными службами различных государств; голосования через Интернет требуют повышенного и гарантированного уровня безопасности; голосование в настоящее время не позволяет обеспечить анонимность электората, что является серьезным препятствием и противоречит существующим нормам проведения.

Выводы.

Сравнительный анализ основных правовых актов Украины и Российской Федерации свидетельствует об их идентичности по основным положениям, но различии в части формулировок выборов народных депутатов в Государственную Думу Российской Федерации и Верховную Раду Украины.

В результате несовершенства некоторых положений действующего законодательства о выборах, при подведении итогов выборов народных депутатов в Украине наблюдались правовые коллизии, которые на сегодня законодательно не урегулированы.

Как в России, так и в Украине результатами выборов остались недовольными значительное количество избирателей. И основная причина этого – несоответствие в предварительных и окончательных итогах голосования. На многих участках в обеих странах подсчет голосов избирательными комиссиями затягивался, итоговые протоколы с "мокрыми" печатями передавались в центральные избирательные комиссии с опозданиями. Наблюдатели не имели возможностей ознакамливаться с протоколами. Предвыборная агитация проводилась с использованием административных ресурсов.

В результате многими международными наблюдателями и представителями от официальных структур ЕС и других организаций вынесены негативные оценки выборов в России и в Украине.

Одной из причин такого положения дел является, по моему мнению, несовершенство законодательной базы о выборах, которое дает возможность оправдывать пробелы и упущения, как в ходе избирательной кампании, так и при проведении выборов.

1 Конституция Российской Федерации, ст. 95. http://zakonprost.ru/konstitucija-rf/

2 Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (с изм.). Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД http://duma2.garant.ru/reglam/index.htm

3 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ (с изм.) http://duma.consultant.ru

4 Там же.

5 Федеральный Закон от 3 декабря 2012 г. N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации" http://base.consultant.ru/cons/cgi/


6 Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР Украины), 1996, № 30, Закон от 01.02.2011 № 2952-VI http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/2952-vi

7 Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР Украины), 2010, № 14-15, № 16-17.

8 http://portal.rada.gov.ua/rada/control/ru/publish

9 Закон Украины "О выборах народных депутатов Украины" от 17 ноября 2011 г. http://news.liga.net/themes/550686-vibori_v_verhovnyu_rady_2012/zakon-o-vyborah.htm

10 www.OSCE.org/ru

11 Выборы в Украине были нечестными – координатор краткосрочной миссии ОБСЕ. "Интерфакс-Украина", 30.10.2012

12 Официальный сайт ЦИК РФ http://www.cikrf.ru/law/federal_law/comment/

13 Официальный сайт ЦИК РФ http://www.cikrf.ru/law/federal_law/comment/

14 Вестник ЦИК Украины № 2 (23), 2012

15 Видеонаблюдение не помогло сделать выборы более прозрачными. Газета "Дело", 12.11.2012

16 Костышин М. Проведение государственного голосования в Интернет. http://www.nestor.minsk.by/sr/2004/02/40211.html

17 Будущее интернет-голосования - опаснее ли оно традиционной системы? 03/11/12 http://security.ua/articles/thematic/index.php?ELEMENT_ID=8227

18 ГЛОНАСС может заменить Интернет - выборы. http://www.pda.cnews.ru/news/index.shtml?top/2007/08/15/262665



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Избирательный процесс – сравнительная характеристика российского и украинского законодательства о выборах iconУрок учителя моу сош №19 Андреевой-Люксембургской Е. Б. «Избирательный процесс»
Задачи урока: На теоретическом и практическом уровнях рассмотреть избирательный процесс и его роль в политической жизни
Избирательный процесс – сравнительная характеристика российского и украинского законодательства о выборах iconПояснительная записка Программа «Избирательное право и избирательный процесс»
При подготовке рабочей программы использовалась авторская программа элективного курса Брикез М. А., Гончар Э. В. Рукавишниковой О....
Избирательный процесс – сравнительная характеристика российского и украинского законодательства о выборах iconРабочая программа учебной дисциплины избирательное право и избирательный...
В рамках учебной дисциплины «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации» обучающийся готовится решать следующие...
Избирательный процесс – сравнительная характеристика российского и украинского законодательства о выборах icon1. Публичные финансы и публичная финансовая деятельность
Российской Федерации, умению выявлять тенденции развития российского бюджетного, валютного законодательства, а также законодательства...
Избирательный процесс – сравнительная характеристика российского и украинского законодательства о выборах iconРеферат по экономической географии на тему «Сравнительная характеристика...
«Сравнительная характеристика Центрального и Северо-Кавказского экономических районов»
Избирательный процесс – сравнительная характеристика российского и украинского законодательства о выборах iconРеферат по дисциплине “Международные экономические отношения” Тема:...
Тема: Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика
Избирательный процесс – сравнительная характеристика российского и украинского законодательства о выборах iconРабочая программа дисциплины «Гражданский процесс»
Целями освоения «Гражданский процесс» дисциплины являются формирование навыков, умений в области российского гражданского процесса,...
Избирательный процесс – сравнительная характеристика российского и украинского законодательства о выборах iconТема «Избирательный процесс»
Провести 23-30 марта 2012 года соревнования Камчатского края по баскетболу памяти В. А. Корячихина
Избирательный процесс – сравнительная характеристика российского и украинского законодательства о выборах iconНезабытое наследие информ-блок
Выпуск посвящается 165-й годовщине со дня рождения украинского и российского этнографа, фольклориста, антрополога
Избирательный процесс – сравнительная характеристика российского и украинского законодательства о выборах iconИзбирательное право и избирательный процесс
Сычева Ю. В. – соискатель кафедры общетеоретических правовых дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия
Избирательный процесс – сравнительная характеристика российского и украинского законодательства о выборах iconПрограмма курса «Избирательные системы и избирательный процесс: сравнительный анализ»
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии
Избирательный процесс – сравнительная характеристика российского и украинского законодательства о выборах iconТемы по физиологии на 4 семестр 8
Общая характеристика системы пищеварения; сравнительная характеристика полостного и пристеночного пищеварения; пищеварение в различных...
Избирательный процесс – сравнительная характеристика российского и украинского законодательства о выборах iconСравнительная характеристика творчества эсхила и еврипида в комедии аристофана лягушки
«сравнительная характеристика творчества эсхила и еврипида в комедии аристофана «лягушки»
Избирательный процесс – сравнительная характеристика российского и украинского законодательства о выборах iconПрограмма курса «Избирательные системы и избирательный процесс: сравнительный анализ»
Программу курса разработала к полит н., доц кафедры сравнительной политологии Мелешкина Е. Ю
Избирательный процесс – сравнительная характеристика российского и украинского законодательства о выборах iconТехническое задание. Частотный датчик уровня 2 Сравнительная характеристика...
Сравнительная характеристика датчиков обоснование выбора рекомендованного способа измерения, его достоинства и недостатки, а также...
Избирательный процесс – сравнительная характеристика российского и украинского законодательства о выборах iconПрактическая работа: сравнительная характеристика эгп стран. 5 22-27....
Практическая работа: характеристика эгп одной из азиатских стран (по выбору учителя) по картам атласа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск