Реферат «Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших школьников. Целостная категория Родина.» воспитатель гпд удовкина Татьяна Ивановна Московская область, Воскресенский район, д. Ратчино, ул. Некрасова,д. 13-а моу «Ратчинская сош»





Скачать 179.5 Kb.
НазваниеРеферат «Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших школьников. Целостная категория Родина.» воспитатель гпд удовкина Татьяна Ивановна Московская область, Воскресенский район, д. Ратчино, ул. Некрасова,д. 13-а моу «Ратчинская сош»
Дата публикации17.04.2015
Размер179.5 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
Реферат

«Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших школьников. Целостная категория Родина.»

воспитатель ГПД Удовкина Татьяна Ивановна

Московская область, Воскресенский район, д.Ратчино, ул.Некрасова,д.13-а

МОУ «Ратчинская СОШ»

СОДЕРЖАНИЕ.

Титульный лист…………………………………………………………………..1 стр.

Содержание………………………………………………………………………..2 стр.

Введение……………………………………………………………………………..3 – 4 стр.

1.Система духовно-нравственных ценностей…………………….4 – 7 стр.

2.Ценностная категория Родина…………………………………………..7 – 11 стр.

3.Объяснение младшим школьникам суть ценностей……..11 – 15 стр.

Заключение………………………………………………………………………….15 – 16 стр.

Литература…………………………………………………………………………...16 стр.

Введение.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей псевдонаукой “валеология”, отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей; резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при полной неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к формированию вредных привычек у детей. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть духовно-нравственное развитие ребёнка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и сложных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых в умениях предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля, в необходимости слушать совесть и хранить её чистой.

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно.

Система духовно-нравственных ценностей

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, семейных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции приведена система базовых национальных ценностей. Критерием систематизации и разделения по определённым группам этих ценностей приняты источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, систему общественных отношений. Приоритетными объектами воспитания целостного отношения у школьников являются:

– свобода – личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство; возможность проявления субъектом своей воли на основе познания законов развития природы и общества; независимость, отсутствие ограничений, связывающих общественно-политическую, экономическую деятельность людей, всего общества;

– семья – группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплочённых общими интересами; любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

– труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей; занятие, работа, требующая затраты физической и умственной энергии, усилия, направленное к достижению какой-либо цели; уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

–вера – духовность, религиозная жизнь человека, ценность религиозного мировоззрения, толерантность. Вера всегда связана с будущим человека, именно с верой связано достижение «желаемого будущего». Не зря издавна вере приписывали необъяснимую мистическую силу. С этой точки зрения, важна идея об осуществлении веры, потому что человек склонен осуществлять свою веру в жизни. Воплощение веры в жизни, и в деятельности человека - необходимый элемент, существующий во всех сферах жизни.

– культура – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие; это коллективное программирование человеческого разума, которое отличает членов данной группы людей от другой». Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

–любовь – чувство самоотверженной и глубокой привязанности (к родине, детям, музыке, искусству и т.д.) испытывать чувство привязанности, основанное на общности интересов , идеалов, симпатии.

–мир – совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная; дружеские связи, согласие между кем-либо, отсутствие войны.

–совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом; быть честными, откровенными, делать что-либо добросовестно; внутренний судья или «голос Бога». Совесть обычно трактуется как способность человека различать добро и зло, как внутренний голос, говорящий нам о нравственной правде, о высших ценностях, о нашем достоинстве. Человек не просто “имеет совесть”, но “сам есть совесть” (С.Фейджин).

–добро –всё положительное, хорошее, полезное; желать добра всем, отзывчивость, преданность; добро – понятие сугубо нравственное, а только нравственное и делает человека человеком.

–истина – то, что существует в действительности, правда, суждение, утверждение; учить поступать правильно; адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно.

–родной язык – для человека родным языком является тот язык, на котором он говорит с детства. Язык воспитывает сознание народа, привносит свой неповторимый колорит в мышление людей. Язык называют душой нации, потому что если гибнет душа, гибнет и человек. Язык хранит и соединяет в себе таинственным образом всю душу, всё прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы всего народа.

–Родина – любовь к своему краю, своему народу, служение Отечеству (любовь, защита);страна, в которой родился человек и гражданином, которой он считается, гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе, закон и правопорядок, доверие к людям.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению в духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности на ступени начального общего образования.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознавающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной программы начального общего образования.

Ценностная категория Родина.

Во все времена высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость, так как смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Под влиянием западной культуры произошла переоценка духовных и нравственных ценностей. Сила негативного влияния, исходящая от телевидения, Интернета, улицы, где большую часть времени проводит ребёнок, во много раз превзошла влияние школы . Да и ни в каждой семье учат умению сострадать, быть доброжелательным, приветливым, заботливым, внимательным к окружающим. И как результат – в нашем обществе наблюдается распространение таких явлений, как равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству, к его символике. Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьёй, коллективом, обществом, Отечеством.

Воспитание ценностного отношения у школьников является одной из самых дискуссионных и актуальных тем педагогики. В отечественной педагогической науке последних десятилетий оно рассматривалось как патриотическое воспитание и являлось частью идейно-патриотического, нравственного, гражданского воспитания или выступало как самостоятельное направление (Н.Е.Щуркова, В.А.Сластенин и др.).Традиционно патриотическое воспитание предлагало формирование таких качеств личности, как любовь к Родине, бережное отношение к отечественной истории и культуре, готовность защищать интересы своей страны..

Исследованием ценностной проблематики с середины 20 века в отечественной науке занимались Л.И.Божович , Н.Е.Щуркова, В.А.Сухомлинский. Кроме того, в 20 веке в рамках личностно-ориентировочной парадигмы образования сформировался подход к младшему школьнику субъекту деятельности и поведения (Ш.А.Амонашвили, К.В.Зелинский, Н.Ф.Голованова). Эта позиция предполагает, что ребёнок способен проявлять активность и самостоятельность в накоплении социального опыта отношений, осознавать собственную позицию, оценивать и корректировать свою деятельность. Роль организаторов воспитательного процесса заключается в создании педагогических условий для накоплении детьми собственного опыта деятельности, выражающего ценностное отношение к Родине.

Чувство любви к Родине сродни чувству к родному дому. Роднит эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищённости. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране. Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины.

Организация процесса воспитания нравственных ценностей младших школьников. Ценностная категория Родина:

В педагогике ценность определяется как предмет, явления и их свойства, которые нужны членам определённого общества или отдельной личности в качестве средств удовлетворения своих материальных и духовных потребностей и интересов, направленных на достижение общественных целей.

Однако в трудах известных педагогов ценности, ценностные ориентации и идеи трактуются по-разному. В качестве высших ценностей выдвигаются разные категории: у Я.А.Коменского – это любовь к Богу, 10 заповедей Христа, внутренний нравственный закон, благополучие человечества; у В.А.Сухомлинского – патриотизм, любовь к родителям, к матери, к «самому святому и прекрасному в жизни человека», у А.С.Макаренко – «умение видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью»; у К.Д.Ушинского – Родина, родной язык; У Б.С. Гершунского и Р.Шейермана свобода в нравственном выборе и генерирующая ценностная сила частной собственности: красота, справедливость, любовь и т.д.

Отсутствие у детей достаточного социального опыта отношения к Родине убеждает в необходимости формирования обширного, разностороннего и многозначного образа Родины, а значит и более дифференцированного ценностного отношения. Наполнение когнитивного компонента должно происходить за счет уточнения, дополнения и систематизации знаний о Родине, которое происходит в диалектике многоуровневой структуры образа Родины, а также за счёт включения родиноведческого содержания в материалы уроков и внеурочной деятельности. Традиционно задачи воспитания любви к Родине решались через содержание таких предметов как русский язык, литература и окружающий мир. Эти предметы сохранили приоритет и в наши дни. Курсы русского языка частично реализуют задачу воспитания ценностного отношения к Родине за счёт того, что в качестве учебных текстов часто используются образцы русского фольклора и тексты русских писателей и поэтов. «Русский язык» - обучение грамоте В.Г.Горецкого, В.А.Корюшкина в составе задач содержит такие как – «воспитывать… любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам», а также «усвоение общечеловеческих моральных ценностей». Программа Т.Г.Рамзаевой – в качестве задач выдвигает стремление воспитывать гражданские качества. Большинство учебных текстов взято из произведений русских и советских писателей, часто встречается фольклорный материал. Важно отметить , что автор, ставя перед собой серьёзные обучающие задачи, ориентирует и на воспитание ценностного отношения к Родине. Учебники рассматривались с точки зрения их влияния на развитие ценностного отношения на разных уровнях:

–рациональном, который реализуется в таких видах работ, как чтение, анализ текстов о Родине;

–уровне чувственного восприятия, отражённом в языке (зрительные, слуховые, обонятельные и др. ощущения;

–эмоциональном, что предполагает внимание к лексике, в которой оценка является компонентом лексического значения слова (радость, гнев, возмущение и др.)

Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Чувство любви к Отечеству присуще всем нациям. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. К.Д.Ушинский считал, что идеал человека каждого народа соответствует национальному характеру, что народность является единственным источником жизни народа в истории и, следовательно, прирождённой наклонностью, на которую может рассчитывать воспитание: «Обращаясь к народности, воспитание всегда найдёт ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, укорённой одним страхом наказаний. Патриотическому воспитанию он приводит одно из главных мест среди нравственных чувств. Ушинский говорит о долге гражданина-патриота, который заключается не только в том, чтобы быть готовым сражаться в «битвах с внешними врагами», но в каждодневном служении Отечеству – «Долг патриота – осознавать общественные недостатки российской действительности и во что бы то ни стало активно помогать родине выйти на лучшую дорогу. К.Д.Ушинский подчеркивает особую роль семьи в национальном воспитании, так как уже даже на генетическом уровне – «организм родителей со всеми его характеристическими прирождёнными особенностями и со всеми изменениями, внесёнными в него духовной жизнью человека, в разнообразнейших комбинациях передаётся детям и составляет для них весь объём прирождённых наклонностей». Он придаёт большое значение родному языку, так как в нём одухотворён народ к Родине.

Вопросы патриотического воспитания были подробно рассмотрены В.А.Сухомлинским, который считал его основным в системе всестороннего воспитания и назвал любовь в Родине «сердцевиной человека». Он развил идею народности К.Д.Ушинского особое внимание в воспитании любви к Родине уделил родному языку, подчеркнул необходимость патриотического воспитания с раннего детства – отсюда и особая роль семьи в формировании образа Родины: любовь к родным – «вот первая школа дорогим и святым – Родиной». В.А.Сухомлинский рассматривал патриотическое воспитание как процесс воспитания отношения и особо выделял в нём эмоциональную составляющую и впервые чётко определил все компоненты ценностного отношения к Родине: «Воспитание гражданина-патриота – это гармония разума, мысли, идей чувств, духовных порывов, поступков. Это и воспитание убеждений, и воспитание сердца.

Объяснение младшим школьникам суть ценности.

Методы патриотического воспитания чаще всего включают в себя беседы, походы по родному краю. В своей практике я использую следующие виды работы по духовно-нравственному воспитанию. Ценностная категория Родина:

Анкета , которая выявляет точность и обобщенность знаний детей о Родине.

Полученные данные свидетельствуют: дети четко осознают, что Родина – это место их рождения или настоящего жительства. Дети неплохо определяют понятия «Родина», «родной край», «страна». У них проявляется эмоционально-ценностное отношение к этим понятиям, но нет ещё чётких представлений о государственной символике, затруднения вызывают такие понятия, как «гражданин», «патриот», «национальность».

  1. Урок России – начальное представление о государственной символике.

Ознакомление детей с символами своего государства (гербом, флагом, гимном)является одним из элементов воспитания в духе здорового патриотизма, при котором происходит непосредственное прикосновение к отечественной истории. На этом уроке главными вопросы являются: «Как называется государство в котором мы живём? Что для нас значит Россия?» Далее опираясь на знания детей, учитель объясняет, что такое герб (изображение всадника – святого всадника Георгия Победоносца, который победил чудовище и спас девушку, двуглавый орёл – единство страны – он показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия могучая страна. Во время рассказа о флаге особое внимание обратить на цвета – белый цвет означает мир, чистоту, синий – небо , верность и правду, красный – храбрость. Из ткани этих цветов шили национальные русские костюмы. Гимн – это торжественная песня или просто мелодия, исполняется в особых, торжественных случаях, при которых мы встаём и гордимся за свою Родину.

  1. Праздник села: «Вот моя деревня»

Форма общения людей, приближённая к быту и культуре нашего народа. Любовь к родному краю, желание видеть свою деревню хорошеющей и расцветающей. Воспитывать чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине. На этом занятии дети узнали почему наша деревня получила такое название, предложили почитать стихи поэтов, которые живут на территории нашего совхоза. Гордость вызывают ветераны, которые защищали нашу Родину (к сожалению их осталось очень-очень мало).Ежегодно их поздравляют дети с праздником. В школе имеется музей боевой и трудовой славы, а около школы установили памятник воинам, которые не вернулись с поля боя. На эти мероприятия приглашаются почётные гости нашей местности. Дети пьют чай, водят хороводы, поют частушки, им нравится петь русские народные песни.

  1. Рисование на тему: «Моя Родина»

Изображая Родину, дети чаще всего обращаются к картинам природы. Почти все рисунки содержат солнце, которое ярко светит, голубое небо, прекрасные деревья и травы, разноцветные цветы, на полях урожай пшеницы и крикливый клин гусей и уток. Но важно, чтобы дети на своих рисунках изображали родные дома, где они счастливы. Очень хорошо наблюдать в рисунках детей дом и семью, что чаще всего и происходит на детских рисунках. Побуждать детей к выражению своих чувств через изобразительную деятельность.

  1. Устный журнал: «Воскресенск – мой город родной»

Устный журнал начинается с чтения стихотворений и песен о любимом городе Воскресенске. Формировать представление об историческом и культурном прошлом родного края.

  1. На что имеют право наши дети?

Ребёнок с первых дней пребывания в школе должен усвоить права, которые формируют его самоуважение как неповторимой и значимой для общества индивидуальности. Это компоненты, формирующие структуру самосознания, осмысливаемые как право на имя; право на уважительное отношение других; право на отношение к себе как представителю определённого пола; право на своё прошлое, настоящее, будущее; право на долг перед другими, которое можно сформулировать как право быть обязанным. Право быть обязанным обществу выносит личность «за свои пределы» и обращает её к другим людям. Только соблюдая этот принцип воспитания (от личности ребёнка к обществу), можно формировать человека, способного заботиться о благо других, патриота.

На этом занятии детям даются элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России, возможность почувствовать себя гражданином своей страны.

  1. День Конституции.

Воспитание патриотизма, Чувства долга, готовности защищать Родину, уважительное отношение к защитникам Отечества.

  1. С чего начинается Родина?

Расширение знания о своем крае. Формирование у детей образа родной стороны и чувства Родины, чувства гордости за достижения своего края, страны. Формировать у чувство патриотизма путём осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина. Продолжать учить детей находить прекрасное в работах великих русских художников. Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству.

  1. Игра : «Зарничка»

Развивающий эффект патриотического воспитания младших школьников состоит в формировании знаний о защите Отечества, сопровождающегося формированием их нравственного, эмоционально-волевого отношения к Родине, деятельности по ее защите, особенно организованной в виде игры. Наша задача заключалась в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость ребят, познакомить их с героической историей нашей Родины, развить чувство любви к ней, ее защитникам, вызвать желание в будущем встать в их ряды. Понятие «патриотизм» трактуется в научной литературе как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Проблема воспитания патриотизма приобретает особую значимость для российского общества в период системного кризиса, охватившего самые разнообразные сферы его жизнедеятельности.

  1. Ордена и медали Великой Отечественной войны.

Боевые награды — ярчайшие памятники нашей военной истории, напоминающие о славных страницах борьбы с врагами Отечества. Познакомить с орденами и медалями, которыми награждались самые смелые, храбрые, мужественные люди. Почётное звание удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а также, в виде исключения, и в мирное время.

  1. Конкурсы стихотворений и рисунков: «Этих дней не смолкнет слава».

Воспитание любви к защитникам Родины, уважительное отношение к историческому прошлому Родины, гордость за своё Отечество, ответственность за судьбу Родины, гуманизм, милосердие. Героико-историческое направление патриотического воспитания ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за победу в Великой Отечественной Войне и за деяния героических предков. Историческая память народа выступает основой героико-исторического воспитания школьников.

  1. Русские народные подвижные игры.

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Народные игры являются неотъемлемой частью физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.

У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

Заключение.

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – человек, любящий свою Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Как система качеств личности патриотизм включает три основных структуры:

- Чувственно-эмоциональную (любовь к малой Родине, веру в силы и возможности своего народа, гордость за принадлежность к своей нации, осознание величия и роли Отечества в истории, любви к национальной культуре, готовности к защите Родины, сопричастности к проблемам государства и народа);

- Духовно-ценностную (высокую жертвенность на благо Отечества, способность ставить интересы Отечества выше личных, глубокое уважение к духовно-нравственному наследию народа; преобладание ценностей общегосударственного уровня);

- Практически-деятельную, включающую практические действия личности, отражающие ее патриотическое сознание, готовность реально защищать интересы Отечества с риском для жизни, конкретное выражение патриотической позиции в ходе проведения выборов, опросов, референдумов, соответствие практических действий декларируемым ценностям и чувствам.

Роль элементов первой структуры играют чувства, элементами второй являются духовные ценности; третьей - действия, практически реализующие вышеуказанные ценности и чувства.

Литература.

–Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе.

–Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.

–Мухина В.С. Детская психология.

–Космачёва Н.В. Трактовка нравственных ценностей как формирование личности.

– Амонашвили Ш.А. Школа жизни.

–Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию.

–Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь.

–Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни,

а также Зуев М.Н. , Ковалев В.Е., Печень Н.А., Пчелов Е.В., Ушинский К.Д., Сухомлинский В.А., Горецкий В.Г., Голованова Н.Ф., Минскин Е.М., Коменский Я.А., Макаренко А.С., Рамзаева Т.Г.и др.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат «Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших школьников. Целостная категория Родина.» воспитатель гпд удовкина Татьяна Ивановна Московская область, Воскресенский район, д. Ратчино, ул. Некрасова,д. 13-а моу «Ратчинская сош» iconСинергетический подход в формировании семейных ценностей у младших школьников
Автор: Ценных св., учитель начальных классов, I квалификационная категория, моу круглоподполенская сош
Реферат «Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших школьников. Целостная категория Родина.» воспитатель гпд удовкина Татьяна Ивановна Московская область, Воскресенский район, д. Ратчино, ул. Некрасова,д. 13-а моу «Ратчинская сош» iconПунтусова Татьяна Ивановна мбу сош №89 г о. Тольятти Автозаводский район
Пути повышения мотивации и эффективности обучения школьников в процессе коллективно-групповой деятельности на уроках музыки
Реферат «Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших школьников. Целостная категория Родина.» воспитатель гпд удовкина Татьяна Ивановна Московская область, Воскресенский район, д. Ратчино, ул. Некрасова,д. 13-а моу «Ратчинская сош» iconКрасногорский муниципальный район Московская область Муниципальное...
План-график мероприятий по организации предпрофильной подготовки учащихся моу сош №15
Реферат «Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших школьников. Целостная категория Родина.» воспитатель гпд удовкина Татьяна Ивановна Московская область, Воскресенский район, д. Ратчино, ул. Некрасова,д. 13-а моу «Ратчинская сош» iconФилиппова Капиталина Ивановна Высшая категория
Ноосферно экологическое образование младших школьников в рамках интегрированного курса «Природа и человек»
Реферат «Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших школьников. Целостная категория Родина.» воспитатель гпд удовкина Татьяна Ивановна Московская область, Воскресенский район, д. Ратчино, ул. Некрасова,д. 13-а моу «Ратчинская сош» iconУрок математики в 5 классе
...
Реферат «Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших школьников. Целостная категория Родина.» воспитатель гпд удовкина Татьяна Ивановна Московская область, Воскресенский район, д. Ратчино, ул. Некрасова,д. 13-а моу «Ратчинская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Родине, воспитания любви и уважения к родному городу и людям, живущим в нем, формирования творческих способностей учащихся, становления...
Реферат «Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших школьников. Целостная категория Родина.» воспитатель гпд удовкина Татьяна Ивановна Московская область, Воскресенский район, д. Ратчино, ул. Некрасова,д. 13-а моу «Ратчинская сош» iconКурсовая работа по теме: «Нравственное воспитание младших школьников...
России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии,...
Реферат «Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших школьников. Целостная категория Родина.» воспитатель гпд удовкина Татьяна Ивановна Московская область, Воскресенский район, д. Ратчино, ул. Некрасова,д. 13-а моу «Ратчинская сош» iconПубличный доклад моу л-конобеевская сош за 2011-2012 учебный год Общая характеристика
Образовательное учреждение Лесно-Конобеевская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Шацкий муниципальный...
Реферат «Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших школьников. Целостная категория Родина.» воспитатель гпд удовкина Татьяна Ивановна Московская область, Воскресенский район, д. Ратчино, ул. Некрасова,д. 13-а моу «Ратчинская сош» iconВопросы к экзамену Дисциплина: Методика обучения и воспитания младших...
Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младшего школьника. Неравномерность развития. Учет индивидуальных особенностей...
Реферат «Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших школьников. Целостная категория Родина.» воспитатель гпд удовкина Татьяна Ивановна Московская область, Воскресенский район, д. Ратчино, ул. Некрасова,д. 13-а моу «Ратчинская сош» iconПубличный доклад моу коменская сош за 2007-2008 уч год Общие сведения...
Юридический адрес: 623502, Свердловская область, Богдановичский район, село Коменки, улица зо лет Победы, 14
Реферат «Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших школьников. Целостная категория Родина.» воспитатель гпд удовкина Татьяна Ивановна Московская область, Воскресенский район, д. Ратчино, ул. Некрасова,д. 13-а моу «Ратчинская сош» iconИнновационного опыта
Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения и воспитания
Реферат «Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших школьников. Целостная категория Родина.» воспитатель гпд удовкина Татьяна Ивановна Московская область, Воскресенский район, д. Ратчино, ул. Некрасова,д. 13-а моу «Ратчинская сош» iconМоу «Шадринская средняя общеобразовательная школа» 2010 2011 учебный год
Функции учредителя моу «Шадринская сош» выполняет Администрация Муниципального образования Байкаловский муниципальный район. Место...
Реферат «Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших школьников. Целостная категория Родина.» воспитатель гпд удовкина Татьяна Ивановна Московская область, Воскресенский район, д. Ратчино, ул. Некрасова,д. 13-а моу «Ратчинская сош» iconВнеурочная деятельность школьников как средство формирования духовно-нравственных...

Реферат «Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших школьников. Целостная категория Родина.» воспитатель гпд удовкина Татьяна Ивановна Московская область, Воскресенский район, д. Ратчино, ул. Некрасова,д. 13-а моу «Ратчинская сош» iconДуховно-нравственное развитие младших школьников
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение...
Реферат «Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших школьников. Целостная категория Родина.» воспитатель гпд удовкина Татьяна Ивановна Московская область, Воскресенский район, д. Ратчино, ул. Некрасова,д. 13-а моу «Ратчинская сош» iconПедагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций...
Фгбоу впо «Забайкальский государственный университет», кафедра теории и методики дошкольного и начального образования, заведующий...
Реферат «Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших школьников. Целостная категория Родина.» воспитатель гпд удовкина Татьяна Ивановна Московская область, Воскресенский район, д. Ратчино, ул. Некрасова,д. 13-а моу «Ратчинская сош» iconИтоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов
«сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск