Педагогические условия подготовки выпускника вуза к предпринимательской деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования





Скачать 414.88 Kb.
НазваниеПедагогические условия подготовки выпускника вуза к предпринимательской деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования
страница1/3
Дата публикации18.08.2013
Размер414.88 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3
На правах рукописи

Лапа Елена Альбертовна

Педагогические условия подготовки выпускника вуза к предпринимательской деятельности

13.00.08 Теория и методика профессионального образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Чита – 2011

Работа выполнена на кафедре педагогики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им.Н.Г. Чернышевского»


Научный руководитель:




доктор педагогических наук, профессор Клименко Татьяна Константиновна


Официальные оппоненты:




доктор педагогических наук, профессор Чечель Ирина Дмитриевна
доктор психологических наук, профессор Нургалиев Владимир Султанович


Ведущая организация




ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»




Защита состоится «23» марта 2011 г. в 14:30 на заседании объединенного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 212.069.01 при ГОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского» по адресу: 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского» по адресу: 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129.

Автореферат разослан 19 февраля 2011 г.



Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, доцент

Д.Ц. Дугарова



Введение
Актуальность исследования.

Современные условия развития общества и образования актуализировали необходимость обеспечения согласованности интересов личности, государства, государственной системы подготовки кадров и рынка труда. Одной из задач профессионального образования является развитие профессиональной мобильности выпускников вузов в изменяющихся условиях на рынке труда, которые потребуют от вчерашних студентов самостоятельно решать как типовые, так и нестандартные проблемы; уметь строить межличностные отношения в коллективе; совмещать при необходимости управленческие и исполнительские функции; брать ответственность за качество и результаты труда; быть готовыми к инновациям и созданию собственного дела.

Развитие рыночной экономики стимулировало теоретическое осмысление современных проблем отечественного предпринимательства. В России анализ предпринимательской деятельности и ее субъектов в настоящее время приобретает значимость в связи с переходом к этапу активной практики аналогичной формы хозяйствования и исследований в этой области. Активизация процесса изучения отечественными учеными феномена предпринимательства вообще и особенностей его становления в нашей стране, в частности, началась одновременно с формированием рыночных отношений и связанного с этим процессом легализации предпринимательской деятельности. За сравнительно короткий период (с 90-х годов XX века) отечественной наукой накоплен довольно значительный материал по данной тематике. Вопросы теории и истории предпринимательской деятельности изложены в работах Л. И. Абалкина, Т.И. Заславской., В.В. Радаева, Г.А. Явлинского и др.

В зарубежной экономической теории развитие предпринимательства имеет вековую историю и связано с трудами с Р. Кантильона, А. Тюрбо, Ф. Кенэ, А. Смита, Ж. Б. Сэем, а также К. Маркса, И. Шумпетера, А. Маршалла, Ф. Хайека, Л. Мизеса, И. Кирцнера, М. Вебера, В. Зомбарта, П. Дракера и других исследователей. Возглавляемые этими учеными научные школы определили характеристики предпринимательства: деятельность в условиях риска и экономической неопределенности (Р. Кантильон и Ф. Найт); выведение системы из состояния равновесия и приведение ее к этому состоянию (Л. Мизес и Ф. Хайек); революционная смена факторов производства (Ж. Б. Сэй и И. Шумпетер);практическая реализация новаторской идеи (И. Тиммонс и П. Дракер, Ф. Тоссиг и Г. Шмоллер); использование в процессе производства различных инноваций в целях увеличения разницы в величине индивидуальной и рыночной стоимости товара (К. Маркс).

Проблемы российского и зарубежного предпринимательства исследуются философами, социологами, экономистами, юристами, педагогами, психологами и представителями других наук.

В педагогической науке формирование предпринимательских качеств, предпринимательских компетенций рассмотрены в диссертационных исследованиях М.Х. Гатиятуллина, Г.А. Павлючкова, В.А.Шмидта, Т.А.Сливиной, Г.А. Угляница, В.В. Ускова, Е.В. Астапенко; в психологии - А.С. Мироновой-Тихомировой, Ю.Э. Клейменова.

Исследования последних десятилетий меняют направленность от теоретической к практической: разрабатываются варианты программы дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» (для различных специальностей), предлагаются одноимённые курсы, отличающиеся как по содержанию, так и по структуре. В основе предлагаемых курсов заложены идеи развития предприимчивости как одного из важных современных качеств личности, мотивации предпринимательской деятельности, воспитания нравственного потенциала и социальной ответственности, осуществления поддержки деятельности начинающих предпринимателей (И.В. Брызгалов, Д.В. Коняев, И.А. Сасова, Л.М. Фуксон, С.Д. Чуркин и др.). Параллельно формируются основы методики подготовки выпускников вузов к предпринимательской деятельности.

Вместе с тем актуальной остается необходимость специальной подготовки выпускников вуза к предпринимательской деятельности, которая определяется рядом противоречий:

    • между сложившейся государственной системой профессиональной подготовки выпускников вузов и отсутствием системы государственного распределения и трудоустройства;

    • между традиционной системой подготовки выпускников вузов к профессиональной деятельности и необходимостью учета современных тенденций развития экономики и предпринимательства, рынка труда и требований работодателей;

    • между потребностью формирования профессиональной мобильности у современных выпускников вузов, способности к инновационным технологиям и методам, в том числе к предпринимательству, и отсутствием специально разработанной системы формирования и развития этих качеств.

Отсутствие специальных исследований и сформулированные противоречия обусловили проблему: каковы возможные условия подготовки выпускников вузов к предпринимательской деятельности? Особенность данной работы обусловлена уменьшением доли государственного сектора экономики и увеличением доли предпринимательства. Большая часть выпускников после окончания вуза будут заняты либо как наемные работники в сфере предпринимательства, либо сами будут создавать собственное дело. Необходимо учитывать, что выпускники неэкономических специальностей вузов практически не получают знаний по основам организации и ведения предпринимательской деятельности.

Обозначенные противоречия и сформулированная проблема обусловили тему исследования: «Педагогические условия подготовки выпускников вуза к предпринимательской деятельности».

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить совокупность педагогических условий подготовки выпускников вуза к предпринимательской деятельности.

Объект исследования: процесс подготовки выпускников вузов к предпринимательской деятельности.

Предмет исследования: педагогические условия подготовки выпускников вузов к предпринимательской деятельности.

Осмысление проблемы и цель исследования позволяют выдвинуть следующую гипотезу: подготовка выпускников вуза к предпринимательской деятельности – это процесс освоения знаний, умений, навыков и способов деятельности, формирование качеств личности, нравственного поведения, свойственных субъекту современной проектно-практической деятельности в сфере предпринимательства.

Этот процесс будет эффективным, если обеспечивается реализация совокупности педагогических условий: обогащено содержание традиционных дисциплин блока (ОПД) материалами по предпринимательской деятельности; разработано содержание и обеспечена реализация специального курса «Основы предпринимательской деятельности и бизнес-планирования» для студентов неэкономических специальностей вузов; осуществлено включение выпускников вуза в социально-экономические отношения по реализации проектно-практической деятельности в сфере предпринимательства при информационном сопровождении и поддержке субъектов предпринимательской деятельности.

Задачи исследования:

  • раскрыть теоретические основы подготовки выпускников вузов к предпринимательской деятельности; выявить сущность понятий предпринимательство, предпринимательская деятельность, предприимчивость, выпускник вуза;

  • проанализировать профессионально-личностный потенциал выпускников вузов как будущих субъектов предпринимательской деятельности;

  • выявить тенденции развития системы подготовки выпускников вузов к предпринимательской деятельности в условиях высшего профессионального образования;

  • разработать структурно-функциональную модель системы подготовки к предпринимательской деятельности выпускников вузов;

  • выявить и реализовать педагогические условия разработанной системы подготовки к предпринимательской деятельности выпускников вуза;

  • провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы по подготовке выпускников вузов к предпринимательской деятельности, мониторинг готовности выпускников вузов к предпринимательской деятельности.

Методологическую основу исследования составили системный подход (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, Э.Н. Гусинский, В.В. Краевский, Э.Г.Юдин и др.); личностно-деятельностный подход, обеспечивающий процессы образования и самореализации личности и рассматривающий деятельность главным условием развития личности (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, Л.И.Новикова, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.). Данные подходы позволяют рассматривать процесс подготовки выпускников вузов к предпринимательской деятельности как совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом и выступающих как единое целое в конкретной деятельности.

Теоретические основы исследования базируются на педагогических идеях, положениях, концепциях и теориях:

  • концепции, обосновывающие сущность предпринимательской деятельности в категориях деятельности, профессионального самоопределения и развития в работах Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, Н.С. Пряжникова; Л.А. Кандыбович, Л.С. Нерсесян и др.

  • положения педагогики личности (Л.И.Анциферова, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, С.В. Кульневич, Л.Н.Куликова, В.В.Сериков и др.);

  • концепции личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.В.Сериков, И.С. Якиманскаяи др.);

  • теории учебной деятельности (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);

  • теории профессиональной подготовки (В.А Адольф, М.Н. Ахметова, Л.А. Бордонская, В.И.Ваганова, Н.И. Виноградова, Д.Ц. Дугарова, Т.К. Клименко, Г.Ц. Молонов, А.В. Рогова, Н.В. Чекалева, К.Г. Эрдынеева, М.Ю. Швецов и др.);

  • исследования феномена карьеры в трудах отечественных и зарубежных учёных (Е.А. Мигилевкина, Е.Г. Молл, С.В. Рудакова, А.М. Шевелева, Д. Сьюпер, Э. Шейн и др.).

В соответствии с предметом и логикой педагогического исследования, сущностью изучаемого феномена использовались методы научного исследования: теоретические (анализ, синтез, классификация, моделирование и др.); эмпирические (педагогическое наблюдение, устные опросы, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, диагностические измерения и др.); математические методы (методы математической статистики, ранжирование, корреляционно-регрессионный анализ, регистрация полученных данных и др.). Данные методы легли в основу экспериментальной работы и обеспечили целостность исследования в соответствии с поставленными целями и задачами.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в ГОУ ВПО «Читинский государственный университет» и ГОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского».

Исследование осуществлялось с 2006 по 2010 годы и проводилось в три этапа.

На первом этапе (2006 – 2007 гг.) анализировалась общая и специальная литература; определялись предмет, цель, задачи исследования; формулировалась научная гипотеза; осуществлялось комплексное изучение сущности и научных предпосылок предпринимательской деятельности; выявлялись и обосновывались структура, механизмы, факторы системы подготовки к предпринимательской деятельности; обосновывалась необходимость использования специальных учебных курсов в подготовке к предпринимательской деятельности; осуществлялось теоретическое моделирование процесса подготовки выпускников вузов к предпринимательской деятельности; разрабатывалась критериально-диагностическая матрица исследования эффективности педагогических условий подготовки выпускников вузов к предпринимательской деятельности, положенная в основу изучения актуального состояния проблемы исследования.

На втором этапе (2008 – 2009 гг.) планировалась и осуществлялась опытно-экспериментальная работа, направленная на практическое осуществление подготовки к предпринимательской деятельности и оценивалась эффективность данного процесса.

На третьем этапе (2009 – 2010 гг.) обрабатывались результаты опытно-экспериментальной работы, уточнялись выводы, выявлялась зависимость уровня подготовки к предпринимательской деятельности от созданных педагогических условий, материалы исследования оформлялись в текст диссертации.

Научная новизна исследования:

  • выявлены возможности образовательного процесса вуза в целях подготовки выпускников вуза к предпринимательской деятельности; определены понятия, предпринимательская деятельность выпускника вуза, готовность выпускников вуза к предпринимательской деятельности. Новизна позиции автора отражает подход к понятию выпускника вуза как результата образовательного процесса в вузе, начиная с момента поступления в вуз до его окончания, а готовность выпускника вуза к предпринимательской деятельности рассмотрена как одна из форм возможного построения карьерной траектории;

  • определено и обосновано содержание подготовки выпускников вузов к предпринимательской деятельности. Новизна позиции автора состоит в рассмотрении подготовки выпускников вуза к предпринимательской деятельности как длительного процесса, в основе которого лежит мотивация выпускника к предпринимательской деятельности, обучение основам предпринимательской деятельности через обогащение содержания учебного материала дисциплин блока ОПД, изучение специального курса «Основы предпринимательской деятельности и бизнес-планирования» и включение в предпринимательскую деятельность на завершающем этапе подготовки;

– разработана структурно-функциональная модель процесса подготовки выпускников вуза к предпринимательской деятельности в виде многокомпонентной структуры. Новизна позиции автора заключается в том, что представленная структурно-функциональная модель позволяет рассматривать подготовку выпускников вуза к предпринимательской деятельности как многокомпонентную структуру, включающую мотивационно-ценностный, когнитивный и проектно-деятельностный компоненты, целевой блок, педагогические условия, этапы, уровни и критерии оценки подготовки. В модели отражен процесс подготовки к предпринимательской деятельности выпускников вузов, включающий информационный, алгоритмический и творческий этапы; критерии оценки готовности выпускников вузов к предпринимательской деятельности: мотивационно-ценностный, когнитивный, проектно-деятельностный; определены особенности организации образовательной деятельности, предполагающие отбор специфики содержания через усиление экономической составляющей подготовки, использование таких практико-ориентированных технологий, как деловые игры, решение ситуационных задач или технология «кейс-стади», проведение тренингов по формированию коммуникативных и лидерских качеств, по командопостроению или «тимбилдиг», а также разработку бизнес-плана или бизнес-проекта выпускниками вузов;

  • выявлены и экспериментально подтверждены педагогические условия эффективной подготовки выпускников вузов к предпринимательской деятельности: обогащено содержание учебного материала дисциплин блока ОПД знаниями по предпринимательской деятельности; разработан и реализован элективный курс «Основы предпринимательской деятельности и бизнес-планирования»; осуществлено формирование активно-деятельностной позиции выпускников вуза посредством включения в практическую предпринимательскую деятельность. Новизна позиции автора состоит в отборе содержания учебного материала по различным аспектам предпринимательства с целью использования его в качестве дополнения дисциплин блока ОПД для студентов неэкономических специальностей, в разработке учебно-методического сопровождения элективного курса «Основы предпринимательской деятельности и бизнес-планирования», во включении в проектно-предпринимательскую деятельность в период подготовки выпускников вузов к предпринимательской деятельности, что является определяющим условием формирования готовности выпускников вузов к предпринимательской деятельности;

  • разработана критериально-диагностическая матрица эффективности реализации педагогических условий подготовки выпускников вуза к предпринимательской деятельности. Новизна позиции автора заключается в том, что использование данной матрицы позволяет выявить эффективность реализации педагогических условий подготовки выпускников вузов к предпринимательской деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты расширяют и конкретизируют современное представление о сущности процесса подготовки выпускников вузов к предпринимательской деятельности и развивают теорию профессиональной педагогики. В исследовании:

  • доказана возможность и необходимость подготовки выпускников вузов к предпринимательской деятельности как одного из факторов социализации в условиях изменяющегося современного рынка труда;

  • спроектирована структурно-функциональная модель подготовки выпускников вузов к предпринимательской деятельности в процессе получения ими высшего профессионального образования;

  • обоснованы критерии (мотивационно-ценностный, когнитивный, проектно-деятельностный) и показатели готовности (наличие положительной мотивации, наличие знаний по предпринимательской деятельности, сформированность умений и навыков предпринимательской деятельности) выпускников вузов к предпринимательской деятельности на различных этапах подготовки;

– теоретически обоснована совокупность педагогических условий: обогащено содержание традиционных дисциплин блока (ОПД) материалами по предпринимательской деятельности; разработано содержание и обеспечена реализация специального курса «Основы предпринимательской деятельности и бизнес-планирования» для студентов неэкономических специальностей вузов; осуществлено включение выпускников вуза в социально-экономические отношения по реализации проектно-практической деятельности в сфере предпринимательства при информационном сопровождении и поддержке начинающих субъектов предпринимательской деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования содержащихся в нем теоретических положений и выводов для научно-методического обеспечения процесса подготовки выпускников вузов к предпринимательской деятельности в учреждениях профессионального, а также в системе дополнительного профессионального образования: при подготовке и повышении квалификации. Разработанные авторские программы и методические рекомендации по подготовке выпускников вузов к предпринимательской деятельности могут быть использованы в учебном процессе, самостоятельной работе студентов, в производственной практике.

На основе созданной модели подготовки выпускников вуза к предпринимательской деятельности могут быть созданы модели процесса подготовки предпринимателей, как для технических, так и для гуманитарных сфер. Разработанный специальный курс «Основы предпринимательской деятельности и бизнес-планирования» может быть использован преподавателями лицеев, колледжей, вузов, курсов повышения квалификации, а также действующими предпринимателями, специалистами служб занятости, специалистами отделов трудоустройства выпускников различных учебных заведений.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогические условия подготовки выпускника вуза к предпринимательской деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки...
«Теория и методика профессионального образования» по направлению подготовки 44. 06. 01 – Образование и педагогические науки составлена...
Педагогические условия подготовки выпускника вуза к предпринимательской деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования iconПедагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных...
Введение федерального государственного образовательного стандарта в Липецкой области
Педагогические условия подготовки выпускника вуза к предпринимательской деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования iconПояснительная записка Поступающий в аспирантуру по направлению подготовки...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города москвы
Педагогические условия подготовки выпускника вуза к предпринимательской деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования iconПри поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование...
При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки (Профиль: «Теория и методика профессионального...
Педагогические условия подготовки выпускника вуза к предпринимательской деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)»
Педагогические условия подготовки выпускника вуза к предпринимательской деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования iconНаправление подготовки и уровень образования
Последующие: теория и методика физической культуры, теория и методика обучения базовым видам спорта, повышение профессионального...
Педагогические условия подготовки выпускника вуза к предпринимательской деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования iconФормирование здравоведческой культуры студентов колледжа
Специальность 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования (Педагогические науки)
Педагогические условия подготовки выпускника вуза к предпринимательской деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования iconПрограмма вступительного экзамена «теория и методика обучения физике»
Вступительный экзамен является традиционной формой аттестации специальной и методической подготовки аспирантов и соискателей педагогического...
Педагогические условия подготовки выпускника вуза к предпринимательской деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине...
Направленность (профиль) программы аспирантуры Теория и методика профессионального образования
Педагогические условия подготовки выпускника вуза к предпринимательской деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования iconВозможности виртуального образования и условия их реализации в профессиональной...
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования
Педагогические условия подготовки выпускника вуза к предпринимательской деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры социально-культурной...
Педагогические условия подготовки выпускника вуза к предпринимательской деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования iconФормирование ценностных ориентаций студентов аграрного вуза в процессе...
Агафонова Н. В. Прогресс и традиции в науке. М. Изд-во мгу, 1991. Анчишкин А. И. Наука, техника, экономика. М.: Экономика, 1986
Педагогические условия подготовки выпускника вуза к предпринимательской деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования iconПрогнозирование развития предпринимательской деятельности
Республике Беларусь, проведён корреляционно-регрессионный анализ данных по предпринимательской деятельности Республики Беларусь,...
Педагогические условия подготовки выпускника вуза к предпринимательской деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования iconОсновная образовательная программа обсуждена на заседании ученого...
Характеристика профессиональной деятельности выпускника вуза по направению подготовки 8
Педагогические условия подготовки выпускника вуза к предпринимательской деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Теория и методика профессионального образования» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры информатики и информационных...
Педагогические условия подготовки выпускника вуза к предпринимательской деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования iconРабочая Учебная программа дисциплины «Налогообложение предпринимательской деятельности»
«Налогообложение предпринимательской деятельности» для студентов направления подготовки


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск