НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ЭЛЕКТРОМЕХАНИКИ
“УТВЕРЖДАЮ”
Декан ЭМФ Н.И.Щуров
“___ ”______________2006 г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Сертификация и лицензирование
ООП 140600 - электротехника, электромеханика и электротехнологии, специальность 140601 - электромеханика: инженерная подготовка.
Факультет ЭМФ
Курс 5, семестр 9
Лекции 17 ч.
Практические (семинарские) занятия 17 ч.
Лабораторные работы 17 ч.
РГР 9 семестр
Самостоятельная работа 40 ч.
Зачет 9 семестр
Всего 91 ч.
Новосибирск
2006 г. Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 654500 – электротехника, электромеханика и электротехнологии, квалификация – инженер, специальность 140601 электромеханика
Регистр. № 207 тех/дс утвержден 27.03.2000 г.
Шифр ГОС ДС.01 – дисциплина специализации
Шифр дисциплины по учебному плану________
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Электромеханика», протокол № 5 от 31 августа 2006 г.
Программу разработал
Доцент, к.т.н.______________________________ Шаншуров Г. А.
Заведующий кафедрой
Проф., д.т.н. ______________________________Шевченко А.Ф.. Ответственный за основную
образовательную программу
_______________________________
1. Внешние требования
Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста «Электротехника, электромеханика и электротехнологии» квалификации – инженер по курсу «Электромеханика».
ДС.01 Сертификация и лицензирование: основные разделы. Взаимосвязь метрологии, стандартизации и сертификации; структура и состав нормативно-технической документации сертификации; правовые основы сертификации, сертификация как процедура подтверждения соответствия, техническое регулирование и технические регламенты, современные системы качества; разработка технических условий на электромагнитные устройства и электромеханические преобразователи в соответствии с требованиями безопасности, качества и экологии.
Инновационный процесс создания новой техники, объекты интеллектуальной и промышленной собственности, их лицензирование; правила оформления документации по защите промышленной собственности, правила и объем патентных исследований.
Содержание курса
Таблица 1
Шифр дисциплины
| Содержание учебной дисциплины | Часы | ДС.01
| Лекции
| 17
| Практические (семинарские) занятия
| 17
| Лабораторные работы
| 17
| Расчетно-графическая работа
| 9 семестр
| Самостоятельная работа
| 40
| Зачет
| 9 семестр
| Всего
| 91
|
2. Особенности (принципы) построения дисциплины
Таблица 2
Особенность (принцип)
| Содержание | Основание для введения дисциплины в учебный план направления или специальности
| Рабочая программа составлена на основани Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 654500 «Электротехника, электромеханика и электротехнологии» специальности 140601 (180100) «Электромеханика». Регистр. № 207тех/дс утвержден 02.03.2000 г. Шифр ГОС ДС.01 – дисциплина специализации
| Адресат курса
| Для направления подготовки дипломированного специалиста 654500 «Электротехника, электромеханика и электротехнологии» специальности 140601 (180100) «Электромеханика»
| Компетенции, которые повысит обучающийся
Цели дисциплины
| После окончания изучения дисциплины студент научится принимать решения в области разработки инновационной продукции на этапах проектирования и технологической подготовки производства (электромеханичеких устройств и преобразователей) с учетом требований технических регламентов , экологии и последних достижений науки и техники.
После успешного изучения материала дисциплины студент будет знать о правилах поставки инновационной продукции (электромеханических устройств и преобразователей ) на производство с учетом требований систем качества, экологии и безопасности и способах защиты интеллектуальных разработок, приобретения и продажи лицензий на объекты промышленной собственности.
| Ядро дисциплины (основные блоки, разделы, темы)
| Основные темы изучения дисциплины:
Правовые основы и организационная структура сертификации;
Качество, безопасность и экология – основные понятия и реализация в конкретной продукции и услугах;
Инновационный процесс при создании новой техники, патентные исследования, защита интеллектуальной и промышленной собственности, лицензирование.
| Связи с другими учебными дисциплинами основной общеобразователь-ной программы
| Дисциплина связана с другими дисциплинами подготовки специалиста, используя следующие знания и умения: «Теоретические основы электротехники» – принципы расчета электромагнитных процессов в электромеханических устройствах и преобразователях при определении их качественных свойств и уровня безопасности .
«Материаловедение» – представление о современных изоляционных и электротехнических материалах, классах изоляции, нагревостойкости, и прочих свойствах, определяющих технологичность, надежность, безопасность и качественные показатели электромеханических устройств и преобразователей .
«Прикладная механика» – знание основных технических устройств и стандартных изделий, входящих в состав электромагнитных устройств и преобразователей, методов расчета механических устройств на прочность и долговечность при эксплуатации. «Электрические машины» – знание всех типов электрических машин и трансформаторов, принципа их действия, конструктивных особенностей, методов расчета и проектирования, способов охлаждения и особенностей эксплуатации в различных технических устройствах.
«Специальные главы высшей математики» - знание основ теории вероятности и математической статистики, основ теории надежности технических изделий.
«Метрология, стандартизация, сертификация» - сертификация, ее роль в повышении качества продукции и развитие на международном, региональном и национальном уровнях. Правовые основы стандартизации. Международная организация по стандартизации (ИСО). Основные положения государственной системы стандартизации (ГСС). Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов. Основные цели и объекты сертификации. Термины и определения в области сертификации.
| Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся
| Предшествующий уровень образования – успешная аттестация за предыдущие 8 семестров обучения
| Особенности организации учебного процесса по дисциплине
| Изучение дисциплины строится на основе сочетания разнообразных форм учебного процесса: лекции, практические (семинарские) и лабораторные занятия; самостоятельная работа студентов при выполнении индивидуальных заданий по РГР с использованием различных видов контроля знаний. Курс рассчитан на 91 час, из которых на лекции отводится 17 ч., на практические (семинарские) занятия – 17ч., на лабораторные занятия – 17ч., на самостоятельную работу – 40 ч.
Разработана тематика практических (семинарских) занятий, на которых студенты в соответствии с темой занятия делают сообщения по проблемам, которые нашли отражения в научно-технических журналах за последний год.
Разработана авторская программа лабораторных работ, проводимых на базе фондов научно-технической информации ГПНТБ СО РАН, которые оформляются отчетом ( РГР ) и защищаются при собеседовании с преподавателем.
| 3. Цели учебной дисциплины После изучения дисциплины «Сертификация и лицензирование»
студент будет:
Таблица 3
Иметь представление:
| 1 2
3 4
5
| О взаимосвязи сертификации с метрологией и стандартизацией;
о сертификации продукции, услуг и систем качества;
о гармонизации законов в области интеллектуальной собственности;
об эргономике и эстетике как части технического прогресса;
об объектах интеллектуальной и промышленной собственности.
| Знать:
| 6
7 8 9
| порядок проведения работ по поставке продукции на производство в соответствии с системой стандартов ГОСТ Р и технических регламентов;
законы о техническом регулировании и защите интеллектуальной ( промышленной ) собственности ;
правила составления заявок на объекты промышленной собственности;
виды лицензионных договоров на передачу промышленной собственности.
| Уметь:
| 10 11 12 13
| Формулировать основные технико – экономические требова-ния к исследуемой технической системе;
сделать выбор показателей качества продукции и методов ее оценки;
использовать стандарты , владеть справочным аппаратом по стандартизации и поиску объектов новой техники;
организовать и развивать изобретательскую деятельность.
| Владеть: | 14
15
| справочным аппаратом по международной и национальной классификации при проведении патентных исследований в соответствии с ГОСТ Р 15.011 СППП. Патентные исследования;
практическими навыками работы с базами данных при проведении патентных исследований.
|
4. Содержание и структура учебной дисциплины Содержание лекционных занятий
Таблица 4
Блок, модуль, раздел, тема
| Часы | Ссылки на цели
| Инновационный процесс при создании новой техники.
Введение: виды научной инженерной деятельности при разработке новой продукции: жизненный цикл технических систем, петля качества и требования международных и национальных стандартов. Инновационный процесс и этапы создания технических систем: функциональные исследования, информационный этап, поисковый этап, внедрение результатов в промышленность. Поиск, оценка и отбор инновационных идей.
Методы технического творчества: пассивный и активный поиск инновационных идей. Объект творчества - техническая задача. Приемы технического творчества: творческое воображение, фонд знаний, эвристические приемы, методы контрольных вопросов и списков. Обзор методов творчества: морфологический анализ, мозговой штурм (брейнстроминг и брейнрейтинг) и синектика; алгоритмизация процедур и операций поиска новых технических решений; функционально-стоимостной анализ (ФСА). Приемы развития творческих способностей: ежедневное выделение времени для мышления, необходимость публикации своих достижений, умение ставить себе цель, наука сосредотачиваться, тренинг в ломке стереотипов и уходе от шаблонов, запись своих мыслей, расширение общения с людьми других профессий, духовный голод и жажда деятельности, выработка чувства моды, пополнение словарного запаса, обогащение воображения, умение владеть своими силами. | 4
| 2,6,13
|
Защита интеллектуальной и промышленной собственности.
Интеллектуальная и промышленная собственность.
Понятие интеллектуальной собственности. Виды интеллектуальной собственности, промышленная собственность. Правовая охрана объектов интеллектуальной и промышленной собственности. Патентное и авторское право. Патентный закон о изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах. Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименование мест происхождения товаров. Закон об авторских и смежных правах.
Новые объекты интеллектуальной собственности и их правовая защита в России: топология интегральных микросхем, программы ЭВМ и базы данных, ноу-хау. Понятие недобросовестной конкуренции, коммерческой тайны.
Международные соглашение об охране интеллектуальной и промышленной собственности. Организационное обеспечение государственного управления в области интеллектуальной собственности.
Организационная структура и основные функции этих структур. Российское агентство по патентам и товарным знакам ( Роспатент); Российское агентство по охране программ для ЭВМ, баз данных и интегральных микросхем; Апелляционная палата; Всероссийский научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы; Всероссийский институт промышленной собственности и инноватики. Оформление патентных прав. Российское патентное ведомство. Виды охраняемой интеллектуальной и промышленной собственности. Процедура оформления патентных прав. Правила составления и подачи заявок на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования места происхождения товаров, программы для ЭВМ и баз данных.
Институт патентного поверенного. Служебные заявки. Исключительное право на изобретение, полезную модель и промышленный образец. Права и обязанности автора и патентообладателя. Права и обязанности третьих лиц.
| 10
| 3, 4, 5, 7, 8, 12
| Договорная практика и лицензирование в области иннтеллектуальной и промышленной собственнос-ти.
Использование объектов промышленной собственности .
Лицензии на использование промышленной собственности. Основные понятия: лицезия, лицензиар, лицензиат. Виды лицензий и лицензионных договоров: патентная и беспатентная лицензии, лицезия на сбыт, лицензия предприятия, концерна и личная, сублицензия, лицензия на производство, продажа патента; Исключительная и единоличная лицензии, неисключительная ( простая ) и принудительная лицензии.
Виды платежей за лицензии: на базе роялти, паушальные и комбинированные платежи. Стоимость лицензии на объекты промышленной собственности.
| 3
| 5, 7, 9
|
Содержание семинарских занятий
Таблица 5
Темы семинарских занятий
| Учебная деятельность (тематика рефератов и докладов студентов)
| Часы
| Ссылки на цели
| Тема 1. Правовые основы и организационная структура сертификации:
Цели, задачи и основные правила сертификации
Законодательная база сертификации
Субъекты и участники сертификации
| 1. Политика в области качества. Основные факторы, , влияющие на формирование поли гики в области качества.
2. Цели, задачи и основные правила сертификации продукции и услуг.
3. Участники сертификации.
4. Функции органа по сертификации .
| 4
| 1, 3
| Тема2.Сертификация продук-ции и услуг :
Этапы сертификации Система сертификации
Особенности сертификации услуг
Реализация идей TQM в международных стандартах ИСО 9000:2001
| 5. Системы обязательной сертификации?
6. Задачи нового закона «О техническом регулировании».
7. Аккредитация органа по сертификации и испытательной лаборатории
* Особенности сертификации услуг.
* Схемы сертификации работ и услуг.
* Добровольная сертификация и ее отличия от обязательной.
| 2
| 2
| Тема 3. Качество, безопасность и экология – основные понятия и реализация в конкретной продукции и услугах.
Философский подход к качеству. 38
Инструменты контроля качества. Экономические проблемы качества :Конкурентоспособность и качество;
Затраты на качество(классификация зат-рат, анализ затрат, методы для снижения затрат на качество ).
| 8. Квалиметрия и методы оценки уровня качества продукции.
9. Виды, формы и организацию контроля качества и испытания продукции.
10. Определения понятия «качество» с различных точек зрения
11. Анализ и классификация затрат на качество.
12. Конкурентоспособность и качество.
* Эволюции понятия качества .
* Основные принципы ТQМ.
* Методы для снижения затрат на качество и удовлетворения требований потребителя.
| 2
| 7, 10
| Тема 4. Методы оценки качества: общие сведения о квалиметрии.
Идентификация продукции как объекта стандартизации и сертификации.
Классификация и выбор оценочных показателей качества продукции:
*классификационные и оцночные,
*функциональные, ресурсосберегаю-щие и природоохранные.
Классификация и выбор методов оценки качества.
Нормирование требований к безопасности иэкологичности продукции.
| 13. Основные тенденции современного менеджмента качества?
14. Реализуются идеи ТQМ в международных стандартах ИСО 9000:2000.
15. Статистические методы анализа и управления процессами?
16. Статистических методов регулирования технологических процессов.
* Требования к метрологическому обеспечению на этапах жизненного цикла продукции. "Государственный метрологический надзор и контроль, метрологические службы и органишц.
| 2
| 1, 11
| Тема 5. Сертификация систем менеджмента качества 369
Организация работ по сертификации СК в системе ГОСТ Р 369
Проведение сертификации систем менеджмента качества 372
Сертификация на соответствие стандарту QS-9000
| 17. Сертификация систем менеджмента качества на соответствие требованиям ИСО 9000-2000.
18. Самооценка деятельности компании в области качества * Способы непрерывного улучшения качества и их особенности.
* На чем основан новый стандарт ИСО 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000:2001).
| 2
| 2, 6
| Тема 6. Премии в области качества как оценка качества организации
Премия Э. Деминга (Япония),
Премия М. Болдриджа (США), Европейская премия по качеств,
Премия Правительства РФ в области качества.
| 19. Премии в области качества .
* Задачи нового закона « О техническом регулировании».
* Что такое сертификация соответсвия ?
| 3
| 2
|
Содержание лабораторных занятий
Таблица 6
Лабораторные занятия на тему: «Патентные исследова-ния»
| Учебная деятельность: перечень лабораторных работ
| Часы
| Ссылки на цели
| 1. Промышленная ( интеллек-туальная ) собственность.
| Работа №1. Изобретения и полезные модели.
| 2
| 5, 8, 14
|
| Работа №2. Промышленные образцы.
| 2
| 4, 5, 7, 14
|
| Работа №3.Товарные знаки и знаки услуг. Фирменные наименования.
| 2
| 5, 7, 14
| 2. Объекты авторского и смежного права ( интеллектуальная собственность ).
| Работа №4. Первичная научно-техническая информация в фондах библиотек.
| 2
| 5, 12, 14
|
| Работа №5. Вторичная, реферативная в фондах библиотек.
| 2
| 5, 12, 14
|
| Работа №6. Программы для ЭВМ и базы данных
| 2
| 5, 12, 14, 15
| 3. Нормативно – техническая информация
| Работа №7. Стандарты
| 2
| 12, 14
|
| работа №8. Промышленные каталоги
| 3
| 12, 14
|
Структура курса «Сертификация и лицензирование» Дисциплина состоит из трех модулей:
*Модуль 1 – Правовые основы и организационная структура сертификации;
*Модуль 2 – Качество, безопасность и экология – основные понятия и реализация в конкретной продукции и услугах;
*Модуль 3 – Инновационный процесс при создании новой техники, патентные исследования, защита интеллектуальной и промышленной собственности, лицензирование.
Учебная деятельность
* В ходе изучения дисциплины обучающиеся выполняют лабораторные работы [ 1, 2 ] в библиотеках НГТУ и ГПНТБ СО РАН. Работы оформляются в виде отчета по РГЗ. Занятия с обучаемыми осуществляется в форме деловой игры "Научно – техническая информация о жизненном цикле технических систем, продукции, товара на стадии обеспечения качества при проектировании ( согласно ИСО 9000 – 2000 г.)".
Цель работы: Получить представление о конкретных объектах интеллектуальной и промышленной собственности, овладеть справочным аппаратом по международной и национальной классификации этих объектов и осуществить поиск по конкретной теме исследования. Тематика исследований, как правило, совпадает с темой выпускной квалификационной работы.
Содержание работы полностью отражено в методических пособиях [ 1, 2 ].
Семинарские занятия предполагают выступления студентов по заранее определенным темам и призваны отразить современное состояние проблем в области сертификации, которое в связи с перестройкой экономики страны находятся в постоянном развитии. С этой целью прелагается готовить сообщения по журнальным статьям в этой области. Перечень рекомендуемых изданий:
Журнал "Стандарты и качество ",
Журнал " Методы менеджмента качества",
Журнал " Партнеры и конкуренты ,"
Журнал " Мир измерений",
Журнал " Европейское качество",
Журнал " ИСО 9000 + 14000".
Правила аттестации студентов по учебной дисциплине
Критериями определения итоговой оценки по учебной дисциплине являются:
выполнение и защита отчета по лабораторным работам ( РГЗ ), предусмотренных учебным планом по специальности, связанная с приобретением знаний и навыков, предусмотренных лабораторными занятиями, а также зачетом по семинарским занятиям ( по результатам доклада по выбранной теме ) и дисциплине.
Список литературы
Основной список
1. Патентные исследования:Часть 1. Работа с патентной информацией (методическое пособие) / Под ред. Г.А. Шаншурова.- Новосибирск: НГТУ, 2003.
2. Шаншуров Г.А. Патентные исследования: Часть 2. Правила проведения патентных исследований (методическое пособие).- Новосибирск: НГТУ, 2003.
3. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник.-3-е изд., перераб. И доп.-М.: Юрайт-Издат, 2004.-330 с.
4. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской федерации: Учебник.- М.: ТК Велби, 2004. Дополнительный список 5. Баздырева Т.В., Винникова О.А. Интеллектуальная собственность: Библиографический указатель.-Новосибирск: НГТУ, 2003.
6. Стандарты:
- ГОСТ Р 9000 – 2001, ГОСТ Р 9001 – 2001 . Системы менеджмента качества
- ГОСТ Р 15.011-96 СРППП. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения. -М: Издательство стандартов, 2001, 28с.
7. Сергеев А. Г. Метрология. Стандартизация. Сертификация : учебное пособие для вузов / А. Г. Сергеев, М. В. Латышев, В. В. Терегеря.-М.: Логос, 2001.- 525 с.
8. Стародубцева О.А. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие.- Новосибирск: НГТУ, 2000.
Контролирующие материалы для аттестации студентов по дисциплине
*отчета по лабораторным работам ( РГЗ)
*доклад на семинарском занятии
*устный опрос по вопросам к зачету. Вопросы к зачету
1.Определения понятия «качество» с различных точек зрения
2. Эволюции понятия качества .
3. Основные принципы TQM.
4. Основные тенденции современного менеджмента качества?
5. Способы непрерывного улучшения качества и их особенности.
6. Реализуются идеи TQM в международных стандартах ИСО 9000:2001.
7. Статистические методы анализа и управления процессами?
8. Анализ и классификацию затрат на качество.
9. Методы для снижения затрат на качество и удовлетворения требований потребителя.
10. Виды, формы и организацию контроля качества и испытания продукции.
11. Квалиметрия и методы оценки уровня качества продукции.
12. Премии в области качества вам известны.
13. Самооценка деятельности компании в области качества
14. Цели, задачи и основные правила сертификации продукции и услуг.
15. Особенности сертификации услуг.
16. Схемы сертификации работ и услуг.
17. Сертификация систем менеджмента качества на соответствие требованиям ИСО 9001.
18. Политика в области качества. Основные факторы, влияющие на формирование политики в области качества.
19. Аккредитация органа по сертификации и испытательной лаборатории.
20. Добровольная сертификация и ее отличия от обязательной.
21. Участниками сертификации.
22. Функции органа по сертификации .
23 Системы обязательной сертификации?
24. Задачи нового закона «О техническом регулировании». Пример задания к устному опросу:
1.Определения понятия «качество» с различных точек зрения
2. Схемы сертификации услуг. |