Скачать 257.43 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Специальность 030501.65 «Юриспруденция» Форма обучения очная, заочная Барнаул 2011 При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены: 1) ГОС ВПО по специальности 030501.65 «Юриспруденция», утвержденный Министерством образования РФ 27 марта 2000 г. 2) Учебный план подготовки специалиста по профессиональной образовательной программе 030501.65 «Юриспруденция», утвержденный 15 мая 2000 г. Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры теории и истории государства и права 21 февраля 2011 г. (Протокол № 16) Заведующий кафедрой _____________________ Сорокин В.В. Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета 15 марта 2011 г. протокол № 6. Председатель методической комиссии _____________________Гринченко Н.Я. 1. Введение Система высшего юридического образования ориентирует на подготовку высокообразованных, квалифицированных специалистов. Само звание юриста и характер его социально-публичной деятельности предполагает отказ от узкопрофильного, «ремесленного» подхода к его подготовке. Поэтому изучение юриспруденции не только начинается с такой фундаментальной дисциплины как теория государства и права, но и завершается курсом «Проблемы теории государства и права». В настоящее время Россия переживает период глубоких преобразований во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере образования. Исторический опыт показывает, что российское общественное сознание всегда чутко реагировало на запросы жизни, но, к сожалению, часто «увлекалось» тенденциями и не знало меры в масштабах и глубине преобразований – вместе «с водой выплескивало и ребенка». Бесспорным является требование усиления прикладной (практической) направленности российской науки и образования. Это тем более правомерно в отношении такой науки как юриспруденция. Но стремление приблизить науку к реальной жизни не должно приводить к сужению кругозора и превращению высшего образования в «ремесло». В предложениях сократить перечень и объем обязательных для изучения теоретико-исторических дисциплин и проявляется этот узкий кругозор и отношение к юриспруденции как «ремеслу»; примечательно, что от юристов-практиков с опытом работы редко услышишь слова о бесполезности теории государства и права. Если же говорить о значении историко-правовых дисциплин, то в настоящее время становится ясно, что ошибки наших реформаторов 90-х гг. во многом объясняются поверхностным и идеологизированным (и идеализированным) представлением о социально-экономическом и политико-правовом развитии «эталонных» западных стран, то есть во многом стали результатом плохого знания истории государства и права. Особое положение теории государства и права в системе российского юридического образования является результатом не только воли законодателя, устанавливающего федеральные государственные образовательные стандарты, но и следствием определенных исторических традиций. В своих основных чертах российское право относится к романо-германской правовой системе, сформировавшейся в ходе восприятия (рецепции) римского права. Еще в средневековых университетах студенты изучали римскую правовую доктрину как идеальную форму права вообще. В результате сложился особый стиль юридического мышления – дедуктивный, решение конкретного юридического вопроса или случая должно основываться на общей норме, принципе, доктрине. Поэтому предложение перенять, например, американскую систему юридического образования основано на недоразумении, так как это право относится к англо-саксонской правовой семье, для юристов которой характерен индуктивный стиль мышления – решение конкретного правового вопроса основывается на схожем случае, прецеденте. Поэтому России ближе система юридического образования стран континентальной Европы, в которой признание прикладного характера юриспруденции не приводит к отрицанию значения общетеоретических дисциплин. Допустимо ставить вопрос о содержании науки теории государства и права, но не о самой целесообразности существования этой науки. Цели и задачи курса. Теория государства и права играет двоякую роль: во-первых, теоретического введения в юриспруденцию, изучение ее основных понятий и конструкций как необходимое условие и предпосылка усвоения отраслевых и специальных юридических дисциплин; во-вторых, изучения проблем теории государства и права с учетом и на основе изученного студентами 5 курса материала отраслевых и специальных дисциплин, что должно способствовать преодолению фрагментарности знаний и формированию целостного представления о юриспруденции как единой науке. Важным является обсуждение спорных вопросов о предмете теории государства и права, о ее структуре, связи с отраслевыми и специальными юридическими науками, о деидеологизации правовой науки и т.д. Невозможно за небольшой промежуток времени рассмотреть все общетеоретические проблемы правовой науки, но важно при анализе отдельных тем осознать, что юриспруденция – единая наука, в основе которой лежат общие для всех правовых наук принципы, подходы, цели. Требования к уровню изучения. Студент должен 1) знать «азбуку права», то есть свободно владеть юридической терминологией и уметь выявлять общетеоретические аспекты решения спорных вопросов отраслевых и специальных юридических наук; 2) знать проблемы теории государства и права, их содержание, значение и основные подходы к их разрешению. Соответственно экзаменационный ответ предполагает, с одной стороны, краткое изложение устоявшихся и общепринятых положений теории государства и права, и, c другой – развернутый анализ содержания и основных подходов к разрешению проблемных и спорных в правовой науке вопросов. Опыт преподавания проблем теории государства и права убеждает в возможности и необходимости включения в программу этой дисциплины основных тем общей теории государства и права, так как к 5 курсу большинство студентов приобретают навык самостоятельной работы. Одни темы рассматриваются на лекциях, другие на семинарах, а оставшиеся – самостоятельно. Это тем более целесообразно, так как этот предмет опосредованно выполняет функцию «генеральной репетиции» сдачи государственного выпускного экзамена по теории государства и права. 2. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов 2.1. Содержание программы по Проблемам теории государства и права. ПРОГРАММА КУРСА «ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА» Раздел 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. 1.1. Предмет теории государства и права. Деление наук на гуманитарные, технические и естественные. Понятие объекта и предмета научного исследования: своеобразие объекта и предмета гуманитарных наук. Дискуссия о предмете и структуре науки теории государства и права. Проблема отграничения предмета теории государства и права от предмета иных гуманитарных наук – философии государства и права, политологии, социологии права. Своеобразие истории и общая характеристика современного состояния науки теории государства и права в России, проблема ее деидеологизации. Система юридических наук, место в ней теории государства и права. 1.2. Метод теории государства и права. Обыденное и научное восприятие мира. Понятие метода научного исследования. Своеобразие методологии гуманитарных наук. Общенаучные, частные и специальные методы исследования государства и права. Нетрадиционные методы в теории государства и права – синергетика, феноменология, герменевтика. Раздел 2. Теория государства. 2.1. Понятие государства. Определение общества и социального регулирования. Власть как социальное явление. Определение и признаки государства. Проблема определения сущности государства. Подходы общесоциальный и классовый. Социальная ценность государства. Государство и государственный суверенитет в условиях глобализации. 2.2. Функции и механизм государства. Понятие и виды функций государства. Историческая эволюция функций государства. Развитие функций современного российского государства: основные направления, достижения и деформации. Влияние научно-технического прогресса и глобальных проблем на функции государства. Формы реализации функций государства. Определение и признаки механизма государства. Связь между функциями государства и его механизмом. Современное состояние механизма российского государства и направления совершенствования. Бюрократия и бюрократизм. Способы борьбы с бюрократизмом и коррупцией. Содержание принципа разделения властей, проблемы его реализации. 2.3. Формы и типы государства. Дискуссия об определении формы государства. Факторы, определяющие форму государства. Элементы формы государства. Общая характеристика формы современного российского государства. Эволюция российской республики – президентская или парламентская? Проблемы российского федерализма. Политический режим в современной России. Посттоталитаризм, олигархия, конструктивный («мягкий»)авторитаризм, демократия. Проблемы становления демократии в России. Влияние особых условий (исторических, духовных, геополитических, социальных, климатических и т.д.) на форму российского государства. Соотношение элементов формы государства. Понятие типа государства. Подходы к типологии государства: формационный и цивилизационный – достоинства и недостатки. Понятие переходного типа государства. Теория социального государства. Личностный подход к типологии государства. Геополитический аспект типологии государства. 2.4. Правовое государство. Проблема соотношения государства и права: различные подходы. Истоки теории правового государства. Определение правового государства, его основные признаки. Гражданское общество как предпосылка правового государства. Проблема универсальности концепции правового государства. Закрепление основных принципов правового государства в Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Проблемы построения правового государства в России. Раздел 3. Теория права. 3.1. Определение, признаки и сущность права. Причины и условия происхождения права. Формальное определение права и его внешние признаки. Связь признаков права и государства. Содержательное определение права. Различные подходы к пониманию сущности права. Внутренние и внешние аспекты права. Общая характеристика теории естественного права, «исторической» школы права, нормативизма, социологического направления в юриспруденции, психологической теории права. Достоинства и недостатки «широкого» и «узкого» понимания права. Социальная ценность и назначение права. Функции права. Содержание основных функций права. Проблема определения принципов права. Роль принципов права в механизме правового регулирования и их виды. 3.2. Право в системе нормативного социального регулирования. Понятие социальной нормы. Ее отличие от естественных и технических норм. Соотношение правовых и технических норм. Понятие технико-юридических норм. Повышение их роли в условиях научно-технического прогресса. Понятие и значение норм морали в нормативном регулировании. Сходство и различие норм морали и права. Проблема взаимодействия и противоречий норм права и морали. Право и религия. Понятие корпоративных норм, их связь с правом. Источники корпоративных норм, требования к их содержанию. Роль обычаев в современном нормативном регулировании. Способы взаимодействия обычаев и норм права. 3.3. Правовое регулирование и его механизм. Правовое регулирование как особый вид социального регулирования. Определение предмета правового регулирования. Признаки общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования. Проблема определения пределов правового регулирования. Соотношение понятий «правовое регулирование» и «правовое воздействие». Понятие способа, типа и метода правового регулирования. Проблема оптимального сочетания методов централизации (субординации) и децентрализации (координации) в правовом регулировании. Стадии и механизм правового регулирования. 3.4. Понятие формы (источников) права. Многозначность термина «источник права» – в материальном, идеологическом, познавательном и иных смыслах. Форма права – внешняя и внутренняя. Правовой обычай. Правовой прецедент. Вопрос о правоположениях как источнике российского права. Принципы права как источник права. Религиозные тексты. Правовая доктрина. Определение и признаки нормативно-правового договора. Нормативно-правовой акт – основной источник российского права. Достоинства и признаки нормативно-правового акта как источника права. Классификация нормативно-правовых актов: законы и подзаконные акты. Конституция в системе российского законодательства. Определение правотворчества и его стадии. Законотворчество как особый вид правотворчества. Принципы правотворчества и проблемы их реализации. Определение юридической техники. Характеристика основных элементов юридической техники. Требования юридической техники и проблемы их реализации. Понятие и необходимость систематизации правовых норм. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Проблемы обеспечения в России единого правового пространства. 3.5. Система права и система законодательства. Понятие системы права. Норма права как первичный элемент системы права. Критерии выделения в праве структурных частей. Право публичное и частное: понятие и проблемы соотношения. Предмет и метод правового регулирования. Понятие отрасли и института права. Классификация отраслей права. Проблема соотношения внутригосударственного и международного права. Понятие системы законодательства. Горизонтальное, вертикальное и федеративное строение российского законодательства. Общая характеристика основных отраслей российского права. Дискуссия о соотношении системы права и системы законодательства. Основные тенденции и проблемы развития системы современного российского права и законодательства. 3.6. Правоотношение. Правоотношение как центральный элемент механизма правового регулирования. Определение правоотношения: различные подходы. Виды правоотношений. Структура правоотношения. Понятие юридических фактов. Фактический состав. Юридические фикции и презумпции. 3.7. Реализация права. Реализация права как завершающая стадия правового регулирования. Формы реализации права. Правоприменение как особый вид реализации права. Признаки правоприменения. Стадии правоприменения. Содержание принципов правоприменения. Понятие юридической квалификации. Понятие и виды актов правоприменения, требования к ним. Понятие принципов правоприменения. Проблема совмещения различных принципов правоприменения. Понятие и необходимость толкования права. Подходы к проблеме пределов толкования норм права. Виды толкования норм права. Правовая природа актов толкования высших судебных органов. Понятие пробелов в праве, причины их появления. Аналогия закона и аналогия права как способы восполнения пробелов в праве. Пределы их применения. Понятие правового «вакуума». 3.8. Правонарушение и юридическая ответственность. Понятие правового поведения. Определение правомерного поведения и его виды. Определение правонарушения в социальном и юридическом аспектах. Признаки правонарушения. Понятие состава правонарушения. Казус. Понятие объективно противоправного деяния. Классификация правонарушений. Определение и признаки преступления. Понятие и виды проступков. Определение злоупотребления правом, проблема юридической квалификации и способы преодоления. Причины и условия совершения правонарушений. Состояние правонарушаемости в России. Понятие социальной ответственности в позитивном и негативном смыслах. Основные подходы к определению юридической ответственности. Признаки юридической ответственности, ее цели и функции. Содержание принципов юридической ответственности и проблемы их соотношения. 3.9. Правосознание и правовая культура. Общее определение культуры. Правовая культура как часть культуры в целом. Характеристика элементов правовой культуры. Проблема критериев оценки уровня развития правовой культуры. Правовое воспитание. Право как часть духовной жизни общества. Определение правосознания. Правовая идеология и правовая психология: понятие, роль и соотношение в правосознании. Функции и виды правосознания. Виды деформированного правосознания. Соотношение правового идеализма и правового нигилизма. Особенности российской правовой культуры и правосознания. Влияние исторических условий. Истоки правового нигилизма. Пути формирования в России высокой правовой культуры. 3.10. Законность и правопорядок. Законность как важнейшая категория юриспруденции. Законность и реализация права. Подхода к трактовке законности. Требования и принципы законности. Общие условия и специальные средства как гарантии законности. Определение правопорядка и его основные принципы. Проблемы и направления обеспечения законности и правопорядка в России. 3.11. Типология правовых систем. Определение правовой системы общества. Элементы правовой системы общества, их связь между собой. Исторические типы правовых систем. Подходы к типологии правовых систем мира. Основные черты романо-германской, англосаксонской, мусульманской правовых систем. Своеобразие систем традиционного права. Место российского права в современной типологии правовых систем мира. 2.2. Тематический план курса
3. Планы семинарских занятий 3.1. Тематика семинарских и практических занятий Тема 1. Общетеоретическая характеристика государства (2 часа) 1. Понятие государства: признаки и подходы. 2. Функции государства: понятие, классификация. 3. Типология государств: основные подходы. 4. Форма государства: понятие, разновидности. Тема 2. Понятие права (2 часа) 1. Типы правопонимания: общая характеристика. 2. Рабочее определение права. 3. Право в объективном и субъективном смысле. Тема 3. Механизм правового регулирования (6 часов) 1. Понятие механизма правового регулирования. 2. Нормы права: понятие, классификация. 3. Юридические факты: понятие, классификация. 4. Правоотношения: понятие, классификация. 5. Реализация права: понятие, формы. Тема 4. Правонарушение и юридическая ответственность (4 часа)
4. Формы и материалы для текущего, промежуточного и итогового контроля КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫдля подготовки к экзамену
5. Требования к сдаче Государственного экзамена по теории государства и права Теория государства и права является фундаментальной юридической наукой, позволяющей юристу овладеть как основополагающими, так и узкоотраслевыми правовыми знаниями: знание закономерностей, выявленных данной наукой, позволяет осуществлять правотворческий и правоприменительный процессы. Каждый юрист–практик, независимо от того, где он работает – в суде, адвокатуре, прокуратуре либо ином государственном или общественном учреждении (предприятии) – постоянно оперирует в своей деятельности данными науки теории государства и права. В соответствии с общей характеристикой специальности 021100 – «Юриспруденция», содержащейся в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (2000 г.), юрист в рамках своей специальности получает фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции. Юрист должен уметь:
Юрист должен:
Формирование указанных профессиональных качеств современного юриста невозможно без глубокой теоретической подготовки. Вот почему выпускники, прошедшие обучение по программе подготовки юриста сдают не менее двух государственных экзаменов (первый из них – теория государства и права). Предлагаемые методические рекомендации по подготовке государственного экзамена по теории государства и права окажутся полезным фактором успешной итоговой аттестации студентов юридического факультета. ОБЩИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Методологические основы научного понимания государства и права, государственных явлений; закономерности исторического движения и функционирования государства и права; взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества и человека; понятийный и категорийный аппарат теории государства и права; эволюция и соотношение современных государственных и правовых систем. Основные проблемы современного понимания государства и права; общая характеристика современных политико-правовых доктрин. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Государственный экзамен по теории государства и права проходит на открытом заседании государственной экзаменационной комиссии. В состав ГЭК входят председатель (представитель другого государственного вуза или правоохранительного органа) и два преподавателя юридического факультета, читающих курс по теории государства и права. Студентам подгруппы необходимо являться на государственный экзамен без опозданий всем к назначенному в расписании часу. После получения экзаменационного билета и специальных проштампованных листов для «черновика» каждый студент готовится в течение 1 часа. Затем в порядке очередности студенты устно излагают ответы на вопросы полученных билетов. Поскольку юрист должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, ответ студента юридического факультета на государственном экзамене по теории государства и права должен отражать:
При этом рекомендуется соблюсти баланс во времени ответа на первый и второй вопросы билета. Общая же продолжительность ответа студента по вопросам экзаменационного билета не должна превышать 15 минут. По окончании ответа студента, члены ГЭК, а также лица, присутствующие на государственном экзамене, задают студенту вопросы (число которых не ограничивается). Студент должен давать краткие, аргументированные ответы на каждый вопрос. На этом процедура государственного экзамена для данного студента заканчивается. Выслушав всех студентов, государственная экзаменационная комиссия остается на совещание по поводу оценок результатов экзамена. После обсуждения результаты ГЭК объявляются студентам данной подгруппы публично. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
46. Понятие злоупотребления правом и объективно-противоправного поведения.
По итогам овладения системой знаний по указанным вопросам курса теории государства и права у студента сформируется целостное представление о главных, базовых аспектах современной юриспруденции. |
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы... Г. А. Ахмина; начальник учебно-методического управления М. В. Савушкин; начальник учебной части Н. А. Уткина; декан экономического... | Утверждаю декан юридического факультета История и теория конфликтологии. Типология конфликтов. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура конфликта.... | ||
Деканат юридического факультета Декан (3852) 68-11-73 V значение жестов, связанных с прикосновением рук к различным частям лица 34 | Декан Юридического факультета Дисциплина Гражданско-правовое регулирование недвижимости и институты гражданского права (сравнительно-правовой аспект) | ||
Рекомендовано к изданию оргкомитетом международной конференции Декан юридического факультета Уральского института – филиала ранхиГС, к ю н., доцент социального права Иванчина Ю. В | Г. В. Плеханова кафедра Налогов и налогообложения «Утверждаю» «Утверждаю»... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
«утверждаю» Декан факультета политологии мгу имени М. В. Ломоносова Направленность программы – «Политическая регионалистика. Этнополитика» (23. 00. 05) | «утверждаю» Декан факультета политологии мгу имени М. В. Ломоносова Направленность программы – «Политические институты, процессы и технологии» (23. 00. 02) | ||
Аппарат Государственной Думы Аналитическое управление Отдел аналитического... Аналитического управления Оробец В. М, доктор юридических наук, профессор; Баринов Д. О., стажёр практикант юридического факультета... | «утверждаю» Декан факультета политологии мгу имени М. В. Ломоносова Рабочая программа дисциплины (модуля) «Актуальные проблемы политической глобалистики» | ||
Юридический факультет утверждаю ... | Юридический факультет утверждаю ... | ||
Фгбоу впо «Калмыцкий государственный университет» Гуманитарный факультет... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 030600 История | Методические рекомендации по организации и контролю самостоятельной... Печатается по решению Учебно-методической комиссии юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета от... | ||
Санкт-Петербургский Государственный Университет Технологии и Дизайна Сурженко Е. Я., декан фитм энтин В. Я., директор иоги просвирницын А. В., декан факультета прикладной химии и экологии Новоселов... | Учебно-методическое пособие для курсантов юридического профиля подготовки Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском... |