Скачать 447.16 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ЕВРАЗИЙСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ПРОБЛЕМ ПРАВА Образование и наука. Право Познавательные (вспомогательные) источники права ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМНОМУ ИЗУЧЕНИЮ Форма, содержание и порядок выполнения работ Education and Science. Law Cognitive (Accessary) Sources of Law GENERAL REQUIREMENTS TO SYSTEMATIC STUDY Form, Contents and Order of the Works Execution Введены впервые Дата введения: 2014-05-05 Утверждаю Директор _______________ М. С. Шайхуллин 05 мая 2013 г. Москва-Уфа Предисловие 1 РАЗРАБОТАНЫ доцентом кафедры земельного и экологического права Российской академии правосудия ВС РФ и ВАС РФ, членом Центрального Совета Российского экологического союза, к.ю.н. Е. А. Высторόбцем (measure@mail.ru) и доцентом кафедры земельного и экологического права Саратовской государственной юридической академии, заместителем руководителя Центра интерэкоправа ЕврАзНИИПП, к.ю.н., доцентом Е. Н. Абаниной (elena-abanina@yandex.ru). 2 ВНЕСЕНЫ Центром интерэкоправа совместно с Центром международно-правовых исследований ЕврАзНИИПП 3 УТВЕРЖДЕНЫ Директором ЕврАзНИИПП М. С. Шайхуллиным 05 мая 2013 г. 4 В настоящих методических рекомендациях реализованы нормы и правила согласно Приложению Б федеральных законов Российской Федерации: от 23.08.1996 № 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике” в ред. от 02.11.2013; от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”; нормативно-технических, инструктивно-методических документов, разработок, стандартов и правил: государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 03050165 Юриспруденция (квалификация “специалист”); федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция (квалификация (степень) “магистр”); федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) “бакалавр”); федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031900 Международные отношения (квалификация (степень) “магистр”); федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031900.62 Международные отношения (квалификация (степень) “бакалавр”); федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование (квалификация (степень) “бакалавр”); государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности (квалификация “специалист”); государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация “специалист”); государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031003 Судебная экспертиза (квалификация “специалист”). 5 Методические рекомендации соответствуют стандартизированным правилам в части требований к построению, изложению и оформлению 6 При разработке методических рекомендаций использованы издания согласно Приложению А 7 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ 8 ПЕЧАТНОЕ ИЗДАНИЕ. Декабрь 2013 г. © Евразийский НИИ проблем права, 2013 © Е. Н. Абанина, 2013 © Е. А. Высторόбец, 2013 Настоящие методические рекомендации не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированы и распространены в качестве официального издания без разрешения Евразийского НИИ проблем права, иных правообладателей. Настоящие методические рекомендации устанавливают общие требования к системному изучению познавательных (вспомогательных) источников права. Специфические требования к изучению отдельных видов познавательных источников права в методических рекомендациях не рассматриваются. Методические рекомендации обязательны для сотрудников, внештатных сотрудников, сторонников Центра интерэкоправа, лиц и организаций, производящих продукцию, оказывающих услуги, участвующих в изучении познавательных (вспомогательных) источников права по заказу Евразийского НИИ проблем права. Примечание: Все гиперссылки на электронные источники информации активны, их работа проверена. Для доступа пробелы, сделанные в целях форматирования, следует удалять. Содержание Титульный лист 625 Предисловие 626 Содержание 627 Введение 628 Наименование 629 1 Область применения 629 2 Методические ссылки 630 3 Определения 631 4 Обозначения и сокращения 633 5 Рекомендации 634 Приложения 647 Библиографические данные 650 Введение Настоящие методические рекомендации разработаны в связи с необходимостью проведения образовательной и научной политики, направленной на системное изучение познавательных (вспомогательных) источников права и являются ее инструментом. Методические рекомендации введены в действие с целью облегчения организации и оптимизации работ по подготовке и проведению учебных и научных исследований, основанных на системном изучении познавательных (вспомогательных) источников права (ПВИП). В совокупности рекомендации служат в качестве современного правового обоснования деятельности по системному изучению ПВИП, стимулируют развитие образования и науки, содействуют в повышении уровня правовой и источниковедческой культуры обучаемых и специалистов, участвующих в системном изучении ПВИП. Приводимые рекомендации расположены в порядке выполнения работ по организации системного изучении ПВИП. Каждой рекомендации соответствует один раздел, подраздел, пункт. В алфавитном указателе заголовки методических рекомендаций приведены отдельно с указанием номера пункта. Приведенные рекомендации можно при необходимости изменять, вводя в них дополнительные формы, содержание, этапы работ, пути, способы, приемы, методы, уточняющие реализацию объема конкретной рекомендации. Изменения не должны нарушать объем и содержание предложений, устанавливаемых текстом рекомендаций. Установленные в методических рекомендациях термины расположены в систематическом порядке, отражающем систему понятий изучения ПВИП. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов – синонимов терминов, установленных в методических рекомендациях, запрещается. При системном изучении ПВИП не допускается: — применять обороты разговорной речи, техницизмы и профес-сионализмы; — применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке; — применять произвольные словообразования; — применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими правовыми актами, нормативно-техническими и инструктивно-методическими документами, а также в данных методических рекомендациях. В методических рекомендациях приведены в качестве справочных иноязычные эквиваленты терминов на английском языке, установленные в соответствующих международных и зарубежных правовых актах и словарях. Термины набраны полужирным шрифтом, а их краткие формы, представленные аббревиатурами, светлым. В определениях выделены курсивом термины, установленные настоящими методическими рекомендациями. Наименование МР ЕврАзНИИПП 05.05.2013. Образование и наука. Право. Познавательные (вспомогательные) источники права. Общие требования к системному изучению. Форма, содержание и порядок выполнения работ Guidelines of the Eurasian Scientific Research Institute of the Problems of Law 05.05.2013. Education and Science. Law. Cognitive (Accessary) Sources of Law. General Requirements to Systematic Study. Form, Contents and Order of the Works Execution 1 Область применения Настоящие методические рекомендации распространяются на процессы организации системного изучения познавательных (вспомогательных) источников права (ПВИП) всех видов и категорий. Настоящие методические рекомендации устанавливают форму, содержание и порядок выполнения работ по системному изучению ПВИП. Настоящие методические рекомендации применяются для организации и оптимизации работ по подготовке и проведению учебных и научных исследований, основанных на системном изучении ПВИП. Настоящие методические рекомендации предназначены для использования в научной деятельности и учебном процессе в целях организации и осуществления системного изучения ПВИП, в том числе таких, как: научная и учебная литература: книги, статьи, рецензии, части изданий (монографии, учебники, учебные пособия и материалы, и иные пособия, справочная литература, печатные сборники юридических документов, обзоры судебной практики); видеолекции; презентации из слайдов; сайты, веб-страницы, другие виды произведений независимо от их знаковой и материальной природы, системное изучение которых способствует познанию права. Методические рекомендации особенно полезны при подготовки квалификационных исследований, научных работ, практических пособий, хрестоматий, антологий, словарей, справочников, глоссариев, тезаурусов и иных произведений, претендующих на действительное отражение области права, которой они посвящены. Рекомендации по безопасности изложены в подразделе 5.15. 2 Методические ссылки В настоящих методических рекомендациях использованы ссылки на методические рекомендации, своды правил, методические указания, правила и порядки, приводимые в Приложении Б, с которыми рекомендуется ознакомиться и использовать в работе. Особый интерес из них могут представлять следующие источники: приказ Минкультуры России от 08.10.2012 № 1077 “Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда”, рег. Минюстом России 14.05.2013 № 28390 // РГ. – 2013 (22.05). – № 107; Методические рекомендации по формированию культуры работы со словарями школьников и педагогов общеобразовательных учреждений в целях реализации положений ФГОС от 25 марта 2013 г. № 777-347 / Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН; подписаны Директором Института, академиком А. М. Молдованом. – М.: ИРЯ РАН, 2013. – 10 с. * * * Методические рекомендации по выполнению контрольной работы // Российский новый университет (Волоколамский филиал). – 3 с. – URL: http://volokolamsk-rosnou.ru/documents/студенту/информация/методические%20рекомендации%20по%20написанию%20контрольной%20работы.pdf (05.05.2013); Положение о самостоятельной работе обучающихся в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования “Саратовская государственная юридическая академия” от 31 августа 2011 г. – URL: http://test.ssla.ru/edu_norm_doc/pol_indep_1.pdf (05.05.2013); * * * Руководство по разработке библиотечных программ грамотности: несколько практических предложений / Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА); секция чтения. – Гаага: ИФЛА, не указан. – 8 с. = Guidelines for Library-based literacy programmes: some practical suggestions / International Federation of Library Associations and Institutions; IFLA section on reading. – The Hague: IFLA, uncpecified. – 12 p. – URL: http://www.ifla.org/publications/guidelines-for-library-based-literacy-programs (05.05.2013). Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек. CI-2001/WS/01 / Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений; Секция публичных библиотек. – Гаага: ИФЛА, 2001. – 106 с. – URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/ifla/ifla03.pdf (05.05.2013). Guidelines for performing Systematic Literature Reviews in Software Engineering. Version 2.3. EBSE Technical Report / Software Engineering Group; School of Computer Science and Mathematics, Keele University; Department of Computer Science, University of Durham. – Keele, Durham, 2007 (9 July). – 65 p. – © Kitchenham, 2007. – URL: http://www.uio.no/studier/emner/matnat/ifi/INF5500/h10/undervisningsmateriale/Guidelines-review.pdf (05.05.2013). 3 Определения В настоящих методических рекомендациях применяют следующие термины с соответствующими определениями. 3.1 образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. англ. – education. 3.2 наука (научная деятельность) – деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. англ. – science. 3.3 право (как публичное достояние) – общая мера свободы, равенства, справедливости, экологичности, воплощенная в нормативный правовой акт; система общеобязательных, формально-определенных, гарантированных правил поведения, регулирующих общественные и международные отношения. англ. – law. 3.4 экологичность – свойство объектов (материальных или нематериальных), а также процессов, заключающееся в таком соотношении их качеств (в том числе юридических), которое делает их способными служить только или преимущественно для общественного блага в интересах настоящего и будущих поколений. англ. – ecologichnost'; sustainability; quality of being green; environmental friendliness; ecological compatibility; environmental credentials; green effect; environmental grounding. Примечание: Принцип экологичности отражает сформулированная древними образная максима о том, что не следует изменять естественное течение реки – fluminis naturalem cursum non avertere. 3.5 познавательные (вспомогательные) источники права (ПВИП) – совокупность источников информации, имеющих значение для формирования целостного представления о праве, для его создания, понимания, оценки, применения, прогнозирования его развития, совершенствования. англ. – cognitive (accessary) sources of law (CASL). Примечание: познавательные (вспомогательные) источники права могут (fontes cognoscendi) представлять собой материальные, формальные, идеальные источники, выражающие причинность правового регулирования; нормативные формулы; правовую мысль. ПВИП включают fontes originis (генетические, дополнительные, первичные, внетекстуальные, неписанные, сущностные, незаконодательные, реальные, объективные, скрытые); геологические, биологические, климатические и иные географические и другие естественные условия (jus naturae, законы природы); макро- и микросоциальные (политический, социологический, культурологический и другие факторы); общественные отношения (экономические, потребительские факторы); естественное право (jus naturale); разум, правосознание, нравственные принципы, общественное мнение, юридические факты, требования, правовой дух, правовые идеи, правоотношения, системы ценностей, требования формы (юртехника), пути и средства, все типы интересов (ubi societas ibi jus); интуитивное право (эмоции и интеллектуальное усмотрение); архаичное право (предания, пословицы, поговорки юрид. содержания); решения, обыкновения, ratio decidendi, обычное право (jus consuetudinis); “мягкое право”, “гибридные” нормы, литературные (религиозные jus divinum, исторические, доктринальные doctrina, программные, рекомендательные, научные, учебные) и другие, в том числе, наиболее важные для правоприменения – формальные источники, а также иное позитивное и негативное право. Особая роль среди ПВИП принадлежит учебной и научной юридической литературе. Учебные и научные издания о праве являются познавательными (вспомогательными) источниками права в узком смысле этого понятия. 3.6 методические рекомендации (МР) – разновидность инструкции и (или) нормативное произвордственно-практическое издание, содержащее систематизированный свод норм, правил, требований, указаний по регулированию деятельности, пользованию изделиями и (или) услугами. МР определяют структуру, логику, методы и средства деятельности, пользования. МР разрабатываются на основе изучения и обобщения опыта нормативного правового регулирования, организации и осуществления деятельности (пользования). МР могут сопровождаться методическими разработками – типовыми формами документов, инструкциями об осуществлении конкретной(го) деятельности (пользования), инструкциями для субъектов, относящихся к лицам, осуществляющим отдельные функции, регламентами. МР могут быть отнесены к стандартам организаций и к сводам правил – документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации. англ. – methodological recommendations, guidelines, rules. Примечание: Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. 3.7 системное изучение ПВИП – методологический подход к изучению права как единства отражающих закон и правоотношения познавательных (вспомогательных) источников права, в котором ПВИП рассматриваются системно, с учетом разнообразия элементов, их функций и взаимосвязей между ними. англ. – CASL systematic study. 3.8 федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. англ. – federal state educational standard. 4 Обозначения и сокращения БНА ФОИВ – Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти СЗ РФ – Собрание Законодательства Российской Федерации РГ – Российская газета СПС – справочная правовая система ГСНТИ – Государственная система научно-технической информации Российской Федерации СИБИД – Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу Российской Федерации Бюллетень НА ФОИВ – Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти разр. – разработан рег. – зарегистрирован “[___]” – авторский текст, пояснения “<…>” – изъятие из положения или цитаты 5 Рекомендации 5.1 Цель преподавателя вуза и исследователя Одна из целей университетского преподавателя и исследователя права – студента или ученого – состоит в том, чтобы познакомить аудиторию с основными вопросами конкретной науки в ее современном состоянии и ориентировать в подходах к самостоятельному ее изучению, направленному на результат. Цель достигается через решение задач: знакомство аудитории с основными теоретическими разработками и приоритетными направлениями изучаемой отрасли науки; сообщение аудитории знаний об основных понятиях и категориях изучаемой отрасли науки; ориентировка аудитории на систематический и осознанный анализ действующих правовых норм в области изучаемой науки; формирование навыка системного подхода к изучению ПВИП, соответствующего требованиям, предъявляемым к самостоятельной работе определенного вида. 5.2 Требование к применению методических рекомендаций Специализированные литература и материалы, а также пособия, создаваемые как в учебных, так и в научных целях, которые содержат описания этапов исследований, рекомендуемых инструментов и способов, значительно повышают качество самостоятельной работы студентов и ученых и рекомендуются для учета в работе. 5.3 Требование к краткости методологического описания В каждую учебную и научную работу рекомендуется включать краткое описание использованных при ее подготовке методологии, методических рекомендаций, инструментов и способов. 5.4 Требование к полноте методологического описания Одновременно с краткостью, к методологическим описаниям, создаваемым как в учебных, так и в фундаментальных целях, нужно предъявить и другое требование – полноту отражения отрасли науки или междисциплинарного направления или предмета работы. Методологическое описание должно удовлетворять этому требованию полноты с точки зрения хронологической, географической, многообразия взглядов и мнений. 5.4.1 Хронологическая полнота Хронологическая полнота означает учет истории развития методов науки и ретроспективы изучения рассматриваемого фрагмента права на примере всех известных периодизаций, а также трудов и имен, которые определенно высветили новый этап, повлияли на его развитие в целом. 5.4.2 Географическая полнота Географическая полнота требует не ограничиваться на примерах исключительно отечественных или более того – принадлежащих перу отдельных научных школ. Несмотря на узость тем и редкость специалистов, и в других академических и научных институтах найдутся труды, достойные внимания, авторы которых выражают тем более специфичные взгляды, чем более отличаются условия обеспеченности источниками в одном месте от другого. Отличаются между собой труды на разных языках. Отсюда необходимость использования современных технологий перевода и освоение основ юридического перевода. Примечание: Для перевода онлайн <одно слово> рекомендуется “Мультитран” http://www.multitran.ru/ ; для перевода онлайн <тексты, сайты> “Переводчик Гугл” http://translate.google.ru/#auto|ru| ; “Паралинк” http://translation2.paralink.com/ ; “EuroVoc” <тезаурус на 23 языках ЕС> http://eurovoc.europa.eu/drupal/ ; “Онлайн Словарь и Переводчик языков Центральной Азии” http://www.translatos.com/ и другие онлайн-переводчики. Об особенностях юридического перевода смотри, например, Каленченко М.М., Копылов А.В. Перевод документов международных организаций на русский язык: официально зафиксированные прецеденты // Экология: синтез естественно-научного, технического и гуманитарного знания: материалы III Всерос. науч.-практ. форума (10-12 октября) и I Школы интерэкоправа (11-12 октября), Редкол. А.В. Иванов (отв. ред.), И.А. Яшков, Е.А. Высторобец, М.В. Ковалев, Е.Н. Абанина, и др. – Саратов: СГТУ им. Ю.А.Гагарина, ЕврАзНИИПП, 2012. – С. 267–269. – URL: http://iel1st.narod.ru/olderfiles/1/IIIecoForum_IstSchool_of_Interecolaw.pdf (10.11.2012). 5.4.3 Полнота правопонимания Многообразие правопонимания, учет основных подходов к пониманию права – неотъемлемое условие обоснованного исследования. 5.5 Требование о проведении самостоятельной работы Познакомить с основными вопросами науки – не единственная цель вузовского преподавателя и исследователя. Другая важная цель – привить или выработать у себя навык использования метода научного исследования. Главным средством для достижения этой цели служит самостоятельная работа молодых ученых и студентов (под руководством преподавателя) в форме познания источников, нацеленная на оформление, защиту и обсуждение рефератов, подготовку к участию в интерактивных занятиях. 5.6 Важность ПВИП Исследовательская работа неизбежно требует вовлечения самого широкого круга познавательных источников и насущную необходимость иметь под рукой их пространные списки для облегчения выбора тем и “вхождения в тему” с использованием достаточного для этого объема литературы. Использование отдельных видов изданий и видов информации, подразделяемых по знаковой и материальной природе, взамен использования всех видов изданий и информации, учитывать которые возможно и целесообразно, снижает качество результата. 5.6.1 Сохранение материалов Перед началом исследования создается электронная папка, в которой сохраняются все материалы, соответствующие теме или материалы вспомогательного характера. Для накопления текстов или фрагментов текстов, если они не удобны для хранения в отдельных файлах, создается рабочий текстовый файл. Каждому фрагменту текста в этом файле предшествует дата и ссылка на адрес размещения, необходимая для оформления ссылки на источник опубликования. В отдельном объемном текстовом файле могут сохраняться результаты поиска по ключевым словам (в форме, имеющейся в конкретной поисковой системе), полученные в разных поисковых системах и разными способами. Это позволит рассматривать результаты поиска (ссылки на материалы, размещенные в Сети) не онлайн, постранично и фрагментарно, как это бывает традиционно, в отдельных поисковиках, а сразу офлайн в определенной совокупности, что ускоряет работу. 5.7 Преимущества и недостатки системного изучения ПВИП Из недостатков системного изучения ПВИП – сравнительная трудоемкость и скованность научного творчества методикой. Эти и другие недостатки уступают преимуществам системного изучения ПВИП в сравнении с произвольным подходом к поиску и обработке материалов: оптимальное соотношение затрат и качества результата; обоснованность результата благодаря учету специальной информации, объем которой позволяет судить о действительном состоянии и перспективах исследуемой темы; уверенность в полном соответствии результата предъявляемым к нему требованиям. Использование метода системного изучения ПВИП не исключает возможность применения других способов исследований. 5.8 Поисковые системы Рекомендуются не только универсальные поисковые системы: Google, Rambler, Yahoo, Апорт, Яndex, Mail.ru, но и специализированные, например, DocJax и другие. 5.8.1 Поисковые запросы Перед началом поиска рекомендуется составить список от пяти до двадцати кратких поисковых запросов (словосочетаний), в том числе на доступных языках, кроме русского; использовать все виды поиска: простой, расширенный, интеллектуальный, строгого соответствия (закавычить поисковый запрос); поиск по сайту. Примечание: Например, в Гугле и Яндексе, в поисковой строке, вносится запрос “site:http://www.eurasialaw.ru/ интерэкоправо” (без кавычек) где “site:” команда, “http://www.eurasialaw.ru/” конкретный сайт – в данном случае Евразийского юридического журнала (слитно, без пробела) по которому будет произведен поиск всех материалов, содержащих конкретное слово – в данном случае “интерэкоправо”. 5.8.2 Интернет-архив Невозможность прямого доступа к открытым сведениям из-за изменения адреса или удаления бывает проблемой при поиске нужных материалов. Если не удается перейти по ссылке из результатов поиска, полученных в поисковой системе, например, ссылка указывает на место размещения, в котором нет искомого результата или находится другой материал, и нет “кэша” (копии, сохраненной поисковой системой), то эту же ссылку можно проверить через “Машину времени”, которая предоставляет возможность доступа, в том числе, к удаленным сайтам и материалам – Интернет архив “ВэйБэкМашин” <найти то, что было, если известно имя сайта, но он уже удален или временно недоступен> http://www.archive.org/web/web.php 5.9 Этапы системного изучения ПВИП Ориентированы на структуру готовой работы и соответствие критериям ее рецензирования и оценки. Исключительно важно на каждом этапе автоматизировать работу, экономить время. Этому способствует как использование Сети, поисковиков, так и соблюдение последовательности этапов. 5.9.1 Поиск библиографических списков Библиографические сведения тематических ПВИП содержатся в отраслевых и авторских библиографиях, узкотематических диссертациях, монографиях, сборниках научных статей, могут составляться с использованием библиотечных каталогов, и, особенно, полнотекстовых фондов электронных библиотек, справочных правовых систем, включающих юридическую литературу. Внимание также стоит уделить спискам литературы, соответствующим параграфам и разделам учебников и учебных пособий, посвященных тематике, близкой к избранной теме учебного и научного исследования. 5.9.1.1 Руководства по исследованиям Пока мало распространенный в отечественной практике жанр методической литературы – “руководства по исследованиям” в тех или иных областях, соответствующие выбранной теме, значительно облегчают подготовку, проведение и оформление исследования. Примечание: Примерами руководств по исследованиям являются: Мартинс А., Боданский Д. Интерэкоправовое исследование = International Environmental Law Research: Руководство по исследованиям / Martins Ana, Bodansky Daniel Research guide [электронный ресурс] – Сиэтл, Вашингтон: University of Washington School of Law, 2007. [публикуется с 2002 г.] http://lib.law.washington.edu/ref/intenvlaw.shtml (21.12.2012); Руководство по исследованиям интерэкоправа = International Environmental Law Research Guide / Georgetown University Law Library [Электронный ресурс]. – Вашингтон: Джорджтаунский университет, 2010. – URL: http://www.law.georgetown.edu/library/research/guides/InternationalEnvironmentalLaw.cfm (12.12.2013). 5.9.1.2 Антологии и библиографии Антологии и библиографии представляют собой издания, в которых документально зафиксирована библиографическая информация, являющаяся одновременно и результатом процессов ее подготовки, и средством обслуживания читателей. Она не только отражает в свернутом виде поток документов по той или иной области или теме, но в известной мере служит показателем разработанности проблемы, характеризует ее тематические границы [Составление библиографических пособий : метод. рек. / ЯОУНБ им. Н. А. Некрасова, ИБО ; сост. А.В. Журавлева. – Ярославль, 2011. – 25 с. – URL: http://www.rlib.yar.ru/_metod_mater/v_7/02/sostavlenie_bibposoby.htm (05.05.2013)]. Антологии и библиографии подразделяются по видам, которые в свою очередь выделяются по различным признакам: – по содержанию – универсальные, отраслевые, тематические, страноведческие, краеведческие, персональные; – по времени издания – текущие, ретроспективные, перспективные, кумулятивные (объединяющие материал ранее вышедших выпусков); – по полноте отбора – регистрационные, выборочные, сигнальные, аннотированные; – по способу группировки материала – алфавитные, предметные, словарные, систематические, хронологические. 5.9.1.3 “Резервуары” для поиска библиографии Рекомендуются: (приведены в алфавитном порядке)
А также другие полнотекстовые базы данных издательств, научных журналов, университетов, наукометрические базы (например, Гугл Академия). 5.9.2 Библиография В результате поиска библиографических списков составляется первичный список литературы, посвященной избранной теме учебного и научного исследования. Список помогает выявлять имена авторов, имеющих несколько работ по соответствующей теме исследования. Рекомендуется дополнительно выполнить поиск работ этих авторов для пополнения первичного списка литературы. На основании первичного списка литературы подготавливается краткое описание предшествующих исследований (“библиография”) с оценкой исследованности темы, указанием имен основных авторов, основных работ, прежде всего монографических и диссертационных, а также научных статей. Примечание: Обычно библиография расположена в начале готового исследования. В ходе проведения исследования библиография уточняется и дополняется. 5.9.3 План источниковедческого исследования С использованием поиска ключевых слов в тексте отдельных документов (Ctrl+F) исследователь прорабатывает первичный список доступной литературы для выявления основных ПВИП, а также формально-юридических источников права, соответствующих предмету исследования. Продолжать поиск рекомендуется переходя от одного вида форм источников к другому. В зависимости от предмета конкретной работы составляется план источниковедческого исследования, который может включать пункты: – виды нормативных правовых актов в последовательности их иерархии – от глобальных к внутригосударственным, от общих к специальным, от договорных и законодательных к подзаконным и локальным; – виды зарубежных нормативных правовых актов; – официальные издания, сборники нормативных актов; – комментарии нормативных актов, инструктивно-методические материалы по их применению, адресованные сотрудникам правоприменительных органов и практикам; – энциклопедические и справочные издания, глоссарии, хрестоматии, антологии; – судебная практика, обзоры судебной практики отечественных, зарубежных и международных судебных учреждений по предмету; – доктринальные издания, монографии и доклады, учебники и курсы лекций; – специальные периодические издания; – диссертации, авторефераты, обзоры исследований; – электронные ресурсы (произведения, опубликованные только в Сети), видеолекции, презентации, аудиовизуальные программы, иные мультимедийные материалы; 5.9.3.1 Нормативные правовые акты Для поиска договоров и внутригосударственных нормативных актов рекомендуются специализированные справочные правовые системы:
|
Методические рекомендации по выполнению дипломных работ для студентов экономического факультета Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права рггу, протокол... | Методические рекомендации по оформлению курсовых и выпускных квалификационных... Обсуждены и приняты на заседании Учебно-методической комиссии Института государства и права, протокол от 29 октября 2010 года №2 | ||
Проект базовой концепции развития научно-исследовательского института «Новая экономика и бизнес» «Наука, образование и бизнес: новые вызовы развития России». В работе семинара приняли участие более 20 сотрудников Академии, в том... | Пояснительная записка в современном мире право на образование рассматривается... Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Юнеско рекомендует рассматривать право... | ||
Программа вступительных испытаний на магистерскую программу «Политика,... «Политика, право и общество Европейского союза и евразийского пространства» по направлению подготовки 030200 Политология | Программа по обществознанию Тема История государства и права Происхождение государства и права. Право древнего мира. Право средневековой Европы. Становление права нового времени. Развитие права... | ||
Рекомендации по использованию инновационных образовательных технологий... Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Национального исследовательского технологического университета... | Новоуральске образование и наука Материалы II -ой региональной научно-практической... О – 2359 Образование и наука: Материалы ii-ой региональной научно-практической конференции «Образование и наука», Новоуральск, 27... | ||
Общая информация Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права рггу, протокол... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Живое право. Курс практического права. Том Гражданское право и процесс: Учебное пособие для 10−11 кл. – Спб.: Изд-во Санкт-Петербургского... | ||
Право частной собственности как важнейшее экономическое право (российский и зарубежный опыт) Института проблем эффективного государства и гражданского общества Финансового университета при Правительстве РФ | Серия «Информационные технологии» Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права рггу, протокол... | ||
Министерство образования российской федерации Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права рггу, протокол... | О развитии малого и среднего предпринимательства Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права рггу, протокол... | ||
Отчет о научной деятельности Научно-исследовательского института прикладной информатики и математической геофизики | Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины б... Педагогическое образование (профиль «Право»). Программа дисциплины «История» осваивается студентами в первом семестре и ориентирована... |