Учебно-методический комплекс по модулю кв10 «Типология членов предложения в современном русском языке»





НазваниеУчебно-методический комплекс по модулю кв10 «Типология членов предложения в современном русском языке»
страница1/5
Дата публикации23.04.2015
Размер0.6 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова




Ярыгин Д.В.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол №1 от 30.08.13

Учебно-методический комплекс
по модулю Б3.КВ10 «Типология членов предложения в современном русском языке»

Факультет филологический

Направление: 050100 Педагогическое образование

Профиль 050110 Филологическое образование

Кафедра русского языка

Составитель: к.ф.н., доц. Семенова Н.А.

Москва-2013

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

___________(ФИО)

Решение заседания

кафедры Протокол № 1

«30» августа 2013 г.

  1. Программа модуля

«Типология членов предложения в современном русском языке»

Направление: Педагогическое образование

Профиль: Филологическое образование

Квалификация: бакалавр/магистр

Составители: Семенова Н.А.

Доц. каф. русского языка.

Москва-2013

1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса
Дисциплина «Типология членов предложения» в системе лингвистических курсов для филологов-русистов курс является логическим дополнением раздела «Синтаксис простого предложения». В основу лингвистической концепции курса положено структурно-семантическое направление в современной лингвистике, представляющее очередной этап развития традиционного (классического) языкознания. Такой выбор обусловлен задачами глубокого многоаспектного анализа синтаксической природы членов предложения, эффективное осуществление которого возможно в рамках данного направления.

Курс дает возможность углубленного изучения раздела «Синтаксис простого предложения». Курс разработан в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО).

Цель: формирование комплексного многоаспектного представления о системе членов предложения в современном русском языке.

Задачи:

  1. расширение и углубление теоретических знаний о системе членов предложения;

  2.  рассмотрение теории членов предложения в свете современных концепций простого предложения в лингвистике;

  3. выявление значимости системного изучения членов предложения при структурно-семантическом подходе к изучению синтаксиса;

  4. изучение взаимосвязи и взаимодействия морфологического и синтаксического уровней языковой системы при описании членов предложения;

  5. исследование грамматической природы сложных для анализа и дискуссионных «синкретичных» случаев квалификации членов простого предложения;

  6. совершенствование навыков практического анализа членов простого предложения.

Объем в ЗЕ: ____________2____________________________

Время изучения: курс______4______семестр_______8__________

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Современный русский язык, Основы языкознания.

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Современный русский язык (синтаксис простого предложения, синтаксис сложного предложения, текст).

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный

Кластерная принадлежность ОМ:

мировоззренческий

Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

- имеет представление об истории, современном состоянии и тенденциях развития русского языка, его родственных связей и типологических особенностей.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

- знать типологию членов предложения.

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения.

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: опрос, тесты с закрытой формой заданий

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

70/30 % - мировоззренческий кластер

Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль


Компетенция


Тема 1

Концепция простого предложения в свете структурно-семантического направления в лингвистике


Конспекты, презентации

конспектирование, реферат


Рабочая тетрадь


Устный


Компетенция



Тема 2

Учение о членах предложения: понятия и проблемы.


Конспекты, презентации, беседа

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных


Рабочая тетрадь


Устный и письменный


Компетенция


Тема 3

Главные члены предложения


Конспекты, презентации, беседа

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных


Рабочая тетрадь


Устный и письменный




Тема 4

Второстепенные члены предложения

Конспекты, презентации, беседа

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных

Рабочая тетрадь

Устный и письменный




Тема 5

Синкретизм и переходность в системе членов предложения.

Конспекты, презентации, беседа

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных

Рабочая тетрадь

Устный и письменный




Тема 6

Уточняющие и поясняющие члены предложения.

Конспекты, презентации, беседа

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных

Рабочая тетрадь

Устный и письменный




Тема 7

Система членов предложения и функциональная омонимия

Конспекты, презентации, беседа

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных

Рабочая тетрадь

Устный и письменный




Тема 8

Классификация простого предложения в свете учения о членах предложения.

Конспекты, презентации, беседа

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных

Рабочая тетрадь

Устный и письменный



2. Объем модуля и виды учебной работы

Форма обучения заочная

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Филологический

Типология членов предожения

Лекции

2

66

8

Практические/семинарские

4







Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет

Экзамен



+







Общий объем часов по дисциплине

6

66




3. Содержание модуля/ дисциплины

Краткое содержание курса

1. Простое предложение: структура и семантика. Учение о членах предложения в свете современных концепций простого предложения в лингвистике. Простое предложение в аспектах структурно-семантического анализа. Переходность и синкретизм в системе простого предложения.

2. Грамматическая природа членов предложения при структурно-семантическом описании простого предложения. Члены предложения и части речи. Связь синтаксиса и морфологии при описании членов предложения. Понятие о дуплексивах.

3. Системность членов предложения. Основания классификации членов предложения. Типы членов предложения. Границы членов предложения. Обязательные и факультативные члены предложения.

4. Главные члены предложения: структура, семантика. Грамматическая основа предложения как основа предикативности. Типы и способы выражения главных членов предложения.

5. Второстепенные члены предложения. Структура, семантика и способы выражения второстепенных членов предложения. Классификация второстепенных членов предложения.

6. Члены предложения в свете многоаспектного анализа простого предложения. Синкретичные члены предложения. Коммуникативная нагрузка членов предложения. Понятие о функциональных омонимах.

7. Система простого предложения в контексте учения о членах предложения. Неполные предложения. Типология неполных предложений.

8. Осложненное предложение в свете учения о членах предложения.
3.1. Разделы модуля/дисциплины и виды занятий
Заочная форма обучения

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1.

Концепция простого предложения в свете структурно-семантического направления в лингвистике







4

2.

Учение о членах предложения: понятия и проблемы.







4

3.

Главные и второстепенные члены предложения

2

2

12

4.

Синкретизм и переходность в системе членов предложения.







12

5.

Члены предложения в составе осложненных предложений.




2

20

6.

Система членов предложения и функциональная омонимия







8

7.

Классификация простого предложения в свете учения о членах предложения.







6


3.2. Содержание разделов ОМ/ УД

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

1.

Концепция простого предложения в свете структурно-семантического направления в лингвистике.

Концепции простого предложения в современной лингвистике. Структурно-семантическое направление как очередной этап развития традиционной (классической) лингвистики. Понятия переходности и синкретизма.




2.

Учение о членах предложения: понятия и проблемы.

Понятие членов предложения. Классификация членов предложения. Члены предложения и части речи. Члены предложения с точки зрения разных аспектов анализа простого предложения. Структурная схема простого предложения.




3.

Главные и второстепенные члены предложения

Понятие о главных и второстепенных членах предложения, средства их выражения. Специфика синтаксических отношений между главными/второстепенными членами предложения.

Лекция 1. Главные члены предложения. 1. Понятие и функции главных членов предложения. 2. Подлежащее. 3. Сказуемое. Предикативность.

Второстепенные члены предложения. 1. Понятие о второстепенных членах предложения. Типология второстепенных членов предложения. 3. Типы синтаксических отношений между второстепенными/главными и второстепенными членами предложения.

4.

Синкретизм и переходность в системе членов предложения.

Явления переходности в системе простого предложения. Система членов предложения с учетом явлений переходности.




5.

Члены предложения в составе осложненных предложений.

Понятие осложненного предложения. Виды осложнения. Структурно-семантические особенности членов предложения в осложненных предложениях.




6.

Система членов предложения и функциональная омонимия.

Понятие о функциональных омонимах. Взаимодействие морфологии и синтаксиса в языке. Принципы разграничения функциональных омонимов.




7.

Классификация простого предложения в свете учения о членах предложения.

Классификация простого предложения по признаку полноты членов предложения. Принципы разграничения неполных предложений и неполных и односоставных полных предложений.





  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по модулю кв10 «Типология членов предложения в современном русском языке» iconУчебно-методический комплекс по модулю кв10 «Структура и семантика...
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв10 «Типология членов предложения в современном русском языке» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Активные процессы в современном...
Л. А. Вараксин, Л. К. Павлова. Активные процессы в современном русском языке. Учебно-методический комплекс для студентов 3 курса...
Учебно-методический комплекс по модулю кв10 «Типология членов предложения в современном русском языке» iconУчебно-методический комплекс сравнительная типология немецкого и...
С34 Сравнительная типология немецкого и русского языков: учебно-методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу,...
Учебно-методический комплекс по модулю кв10 «Типология членов предложения в современном русском языке» iconУчебно-методический комплекс по модулю б кв10 «Мифологизация истории...
Программа предназначена для исторических факультетов вузов и гуманитарных университетов. Она посвящена мифологии античного мира....
Учебно-методический комплекс по модулю кв10 «Типология членов предложения в современном русском языке» iconЛатинские заимствования в современном русском литературном языке (дипломная работа)

Учебно-методический комплекс по модулю кв10 «Типология членов предложения в современном русском языке» iconУчебно-методический комплекс Специальности: 032401
Учебно-методический комплекс «Деловые переговоры и деловая переписка на английском языке» составлен в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс по модулю кв10 «Типология членов предложения в современном русском языке» iconИсторизмы, не вышедшие из употребления в современном русском языке
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Учебно-методический комплекс по модулю кв10 «Типология членов предложения в современном русском языке» iconИсследовательская работа по теме «Заимствование англицизмов в русском языке» (филологическая)
Цель работы: рассмотреть отношение людей к появлению в русском языке слов, заимствованных из английского, а так же выяснение, в правильном...
Учебно-методический комплекс по модулю кв10 «Типология членов предложения в современном русском языке» iconФункционально-семантическое поле прямого объекта в современном русском языке
Работа выполнена в гоу впо «Таганрогский государственный педагогический институт»
Учебно-методический комплекс по модулю кв10 «Типология членов предложения в современном русском языке» iconСтатьи и фио авторов на русском языке
В целях повышения эффективности обучения аспирантов руководством лаборатории было принято решение о создании базы реферативных материалов...
Учебно-методический комплекс по модулю кв10 «Типология членов предложения в современном русском языке» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 13 Учебно-методический...
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв10 «Типология членов предложения в современном русском языке» iconУпотребление passé surcomposé в современном французском языке Швейцарии
Бухгалтерский финансовый учет: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011
Учебно-методический комплекс по модулю кв10 «Типология членов предложения в современном русском языке» iconОсновные публикации Г. В. Беляковой
Белякова Г. В. Словообразовательная категория суффиксальных локативных существительных в современном русском языке: монография. –...
Учебно-методический комплекс по модулю кв10 «Типология членов предложения в современном русском языке» iconОсновные публикации Г. В. Беляковой
Белякова Г. В. Словообразовательная категория суффиксальных локативных существительных в современном русском языке: монография. –...
Учебно-методический комплекс по модулю кв10 «Типология членов предложения в современном русском языке» iconОбъемом до двух печатных листов для докторской и одного листа для...
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв10 «Типология членов предложения в современном русском языке» iconРоссийской Федерации Муниципальное образовательное учреждение средняя...
Теоретическое изучение структуры предложения предполагает, стало быть, построение той или иной модели предложения, т е абстрактной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск