Скачать 486.59 Kb.
|
ИСТОРИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ МЫСЛИ В РОССИИПрограмма обязательного учебного курса для специальности «Юриспруденция», уровень подготовки – магистр Автор: кандидат юридических наук, доцент В.И. Карпец М., – НИУ ВШЭ. – 2011. © Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011 © Владимир Игоревич Карпец, 2011 Пояснительная записка История политических и правовых учений как наука и как учебный курс сложились в нашей стране к середине ХХ века. В университетах Европы и Америки история политических и правовых доктрин, как правило, отдельные научные и учебные дисциплины, причем первую преподают на политических факультетах, вторую – на юридических. На наш взгляд, отказываться от сложившейся отечественной образовательной практики нет необходимости, поскольку в любой цивилизации право и политика тесно связаны, более того, взаимно определяют друг друга. Иной вопрос, что ставить на первое место – «правовое» или «политическое». Здесь ответ зависит от того, придерживается ли автор курса естественно-правовой концепции или находится на позициях юридического позитивизма, иными словами, как он отвечает на вопрос о первичности государства или права в данной диаде. Это следует оговаривать на вступительной лекции; при составлении программы мы следуем общепринятой в большинстве вузов терминологии. Однако, на наш взгляд, повышение общественного интереса в последнее время именно к проблематике права вполне позволяет дополнить историю политический и правовых учений также историей правосознания. Поэтому мы идем на то, что переформулируем именование учебной дисциплины как «История правосознания, политической и правовой мысли в России». Цель данной дисциплины – дать представление об основных этапах становления и развития правосознания и политико-правовой мысли в России с древнейших времен до наших дней. Речь идет, прежде всего, о генезисе понятий «закон» и «власть», их соотношении и взаимодействии на протяжении истории, дополненное изучением представлений о власти и законе в народном и «элитарном» сознании разных эпох. Такой подход призван расширить профессиональный кругозор магистранта, придать ему навыки исторического и структурно-правового анализа, способность видеть перспективы развития государства и права в контексте истории. По итогам изучения курса истории правосознания. правовых и политических учений России магистрант должен: ЗНАТЬ основные критерии правосознания в рамках теории государства и права, основные этапы развития политико-правовых идей на Руси и в России с древнейших времен до наших дней, особенности эволюции концепций основных отраслей права, основные подходы отечественных и зарубежных мыслителей к Российскому государству и праву, их сходство и различия. ИМЕТЬ основные представления о цивилизационных и культурных государственно-правовых парадигмах и их проявлениях во времени, о связи историко-правового развития и развития политико-правовых идеологий, прежде всего применительно к истории России. УМЕТЬ работать с памятниками историко-правовой мысли и смежными с ними (религиозными, философскими и т.д.) источниками, анализировать их, сопоставлять типологические модели политико-правовых идеологий и взглядов на отраслевые вопросы в прошлом и настоящем, выявлять политико-правовые традиции, их жизнеспособные и нежизнеспособные стороны. ОБЛАДАТЬ навыками сравнительного исследования памятников права, реферативного их изложения, реферативного изложения различных точек зрения историков, юристов, философов и политиков на изучаемые вопросы, навыками написания рефератов и курсовых работ по проблематике курса. БЫТЬ СПОСОБНЫМ формулировать и отстаивать свою собственную точку зрения вне зависимости от позиции преподавателя, вести дискуссию. Перед мысленным взором слушателей курса должны пройти все исторические этапы истории политико-правового сознания и мысли России: от древнерусской «роты» и ритуально-символического права славян, через христианское соотношение «закона и благодати», восприятие государственных традиций Византийской и Монгольской империй, «тягловое государство» и «право-правду» средневековой Москвы, до «регулярного государства» Российской империи, «советского социалистического государства и права», современных концепций правового государства и «встраивания» в глобальный миропорядок. Анализ правосознания и политико-правовой мысли предлагается производить на основе новейших методов структурной социологии и парадигматического анализа на основании разбора трех основных парадигм истории – «премодерна», «модерна» и «постмодерна». При этом речь пойдет о единстве правосознания, политической и правовой мысли в России, их «логоса» и «мифоса» на протяжении веков и даже тысячелетий. Правосознание и политико-правовая мысль анализируются в их взаимосвязи. Поэтому в ходе курса будет сделана попытка взгляда на «народное правосознание» – от языческих времен до современного «правового нигилизма», на самом деле, глубоко укорененного в истории, и, с другой стороны – «борьбы за право» как «элитарного» правосознания, а в отношении отдельных представителей политической и правовой мысли внимание будет уделено и «консерваторам», и «либералам», и «правым», и «левым» – от митрополита Илариона Киевского, в недрах главного труда, которого, как в матрице, заложены все направления русской правовой мысли – далее – как преп. Иосифу Волоцкому, так и «новгородским еретикам», как Иоанну Грозному, так и Андрею Курбскому, как Патриарху Никону, так и старообрядческой мысли, вплоть до «нетовщины», как Г.Сковороде, так и «просветителям» во главе с Новиковым, как «славянофилам», так и «западникам», как Л. Тихомирову и К. Леонтьеву, так и Б. Чичерину и П. Милюкову, как «евразийцам», так и либеральной части эмиграции, как П. Стучке и Е. Пашуканису, так и С. Алексееву и В. Нерсесянцу. Предметом науки истории политико-правовых учений является, прежде всего, историко-сравнительное изучение взглядов на проблематику власти и закона в их взаимоотношениях. Здесь можно выделить несколько основных парадигм, объединяющих и разъединяющих политико-правовые идеологии. 1. Циклическое время (сакральная парадигма) и линейное время (историческая парадигма). 2. Первичность власти по отношению к собственности (восточная парадигма) и первичность собственности по отношению к власти (западная парадигма). 3. Первичность власти по отношению к закону (парадигма традиции) и первичность закона по отношению к власти (парадигма модерна). 4. Власть и закон как проявление (откровение) и власть и закон как договор («завет»). Эти и некоторые другие парадигмы мы можем выявлять на протяжении всей истории политико-правовых учений с древнейших времен до наших дней. С точки зрения хронологии мы следуем за принятым в литературе делением на древний мир (древневосточный, античный и библейский), средние века (прибл. c IV в. по Р.Х. до XV-XVI вв.), эпоху модерна (от XVII в.), добавляя к этому делению также начавшийся в конце ХХ столетия промежуточный период «постмодерна», который, по мнению «модернистов», означает начало «конца истории», а по мнению традиционалистов – начало «великого возвращения» через преодоление постмодернизма. Содержание курса претерпело некоторые изменения по сравнению с основными учебными пособиями и тем, что обычно в нем содержится. Дело в том, что на протяжении долгого времени многие крупные имена и целые течения замалчивалась, другим же, напротив, уделялось неоправданно много внимания, несоразмерно с их подлинным значением, что было вызвано конъюнктурными и иными привходящими обстоятельствами. Мы попытались этот пробел восполнить. Мы также обращаем внимание студентов на то, что большинство политико-правовых идей на протяжении истории были в большей степени связаны с породившей их культурно-религиозной средой, чем о том порой было принято говорить. И здесь мы пытаемся сделать, пусть первый, но все-таки шаг вперед. В ряде случаев автор курса применяет сравнительно-исторический метод. Он проявляется не только в сопоставлении школ и учений одной (или разных) стран и эпох, но и в изложении оценок тех или иных мыслителей более поздними, в том числе позднейшими, авторами. Это помогает ретроспективному взгляду на правосознание и историю политико-правовых учений, пониманию ее целостности В рамках тематики курса иногда бывает трудно четко разделить ее. Одно перетекает в другое. Новое уже заключено в предыдущем. Поэтому в ряде случав изложение материала начинается в рамках одной темы и разворачивается в рамках другой. Так, например, происходит с изложением альтернативных коммунизму идей советского периода и взглядам «диссидентов» в рамках тем 16–17. Совершенно очевидно, что по некоторым проблемам у лектора и магистрантов могут существовать разные точки зрения. Мы не стремимся навязывать собственную. Это, однако, не означает, что наличие альтернативных суждений может выражаться в непосещении лекций или нарушении учебной дисциплины. Студент может высказывать свою позицию в письменных (курсовых) работах, эссе и рефератах, на семинарах и в личных беседах с преподавателем на консультациях (что только поощряется и может быть учтено на экзамене). Единственное условие: точка зрения студента должна быть аргументирована, а не основана на «общих местах» публицистического плана. История правосознания и политико-правовой мысли, помимо собственно истории государства и права, неразрывно связана с общегражданской историей, философией, социологией, культурологией, религиоведением. В ходе раскрытия основных тем курса эта проблематика также будет раскрываться по мере необходимости. Магистрант, изучающий данный курс, должен уметь соотносить положения различных научных и учебных дисциплин, понятия и термины, применять их к анализу явлений, что будет способствовать его теоретическому и профессиональному росту в области права. В ходе изучения курса предусматривается проведение контрольной работы (в виде эссе или развернутого теста), которую предполагается провести во второй половине второго модуля, перед экзаменом. В контрольной работе предполагается, ретроспективное рассмотрение, по возможности, большинства аспектов курса. Магистрантам также предлагаются темы курсовых работ на выбор (см. ниже). Изучение курса истории правосознания и политико-правовых учений России завершается экзаменом по данной дисциплине. Критерии оценки
Формы контроля Результирующая оценка складывается из следующих элементов:
Например: Работа на семинарах – 5, контрольная работа – 6, экзамен – 4 О итог. = 5х0,3 + 6х0,2 + 4х0,5 = 1,5 + 1,2 + 2 = 4,7; результирующая оценка – «удовлетворительно» (5); Тематический план учебной дисциплины
Содержание программы |
Программа обязательного учебного курса для специальности «Юриспруденция»... Программа обязательного учебного курса для специальности «Юриспруденция» уровень подготовки – бакалавр, специалист | История государства и права зарубежных стран Программа обязательного учебного курса для специальности «Юриспруденция» уровень подготовки – бакалавр, специалист | ||
Программа обязательного учебного курса для специальности «Юриспруденция» Курс «История политической и правовой мысли зарубежных стран» представляет собой элемент фундаментальной подготовки исследователя... | Программа дисциплины «Криминология» для направления 030900. 62 «Юриспруденция,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 030501. 65 «Юриспруденция»... | ||
Программа дисциплины «Таможенное право» для специальности 030501.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Соответствии c Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального... | ||
Программа дисциплины «Юридическая психология» для специальности 030501.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... | Программа обязательного учебного курса для специальности «Юриспруденция» Авторы программы: доктор юридических наук И. Ю. Богдановская., доктор юридических наук, профессор Л. Р. Сюкияйнен | ||
Программа вступительного испытания по дисциплине «Основы государства... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... | Программа обязательного междисциплинарного учебного курса для специальности «Юриспруденция» Авторы: доктор юридических наук, профессор И. Ю. Богдановская, доктор юридических наук, профессор Л. Р. Сюкияйенен | ||
Программа Вступительного экзамена по направлению подготовки Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... | Программа дисциплины «Криминалистика» для специальности 030501. 65-Юриспруденция... Охватывает четыре традиционных для учебного курса по криминалистике раздела | ||
Информационное письмо №1 Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... | В. Н. Майсак 2011 год Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 030501. 65 «Юриспруденция»... | ||
Политический консалтинг Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... | Практическая работа №1 Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... |