Кафедра государственного и муниципального управления





НазваниеКафедра государственного и муниципального управления
страница1/11
Дата публикации25.04.2015
Размер1.3 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Право > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА


ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины

Основная образовательная программа

080504.65 «Государственное и муниципальное управление

08050565 (062100) «Управление персоналом»

03200165 (350800) «Документоведение и документационное обеспечение управления».

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014

ББК **.**

Рабочая программа учебной дисциплины «Социология управления» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО для студентов специальности 0805004.65 «Государственное и муниципальное управление, 08050565 (062100) «Управление персоналом», 03200165 (350800) «Документоведение и документационное обеспечение управления»..

Составитель: Баталова Е.В., кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры Государственного и муниципального управления
Утверждена на заседании кафедры Государственного и муниципального управления 25.06.2014 г., протокол № 7, редакция 2014 г.
Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института управления ВГУЭС 30.06.2014 г., протокол № 3.
© Издательство Владивостокский государственный университет экономики и сервиса , 2014

ВВЕДЕНИЕ

Социология управления представляет собой одну из молодых дисциплин. Она возникает на стыке социологии и науки управления. Имен но с этим связано то, что она до сих пор не имеет как своего общепризнанного места в системе научного знания, так и сложившегося понятийного аппарата. Это создает немало проблем, как в системе социологического образования, так и в осмыслении управления социальными системами и процессами.

Объектом социологии управления является управление социальными организованными системами. В качестве ее предмета выступают управленческие отношения, процессы их институционализации и социальные механизмы оптимизации управленческого воздействия. При этом к управленческим отношениям относится весь комплекс взаимосвязей между субъектами деятельности в организациях по поводу управления этой деятельностью. Поскольку эти отношения имеют субъектно-объектный характер, они могут рассматриваться, с одной стороны, как условия взаимодействия субъектов управленческого процесса, а с другой стороны, как результат этого взаимодействия. Иначе говоря, субъектно-объектные отношения в процессе управления определяются изучением, как институтов управления, так и социальных результатов принимаемых управленческих решений.

Социология управления изучает закономерности функционирования социальных отношений в процессах управления, проблемы социального взаимодействия в сфере управления, выявляет роль индивидов, социальных групп, социальных институтов, их взаимоотношений в управлении социальными системами разного уровня. Таким образом, управленческий процесс рассматривается как тип социального взаимодействия.

Социология управления рассматривает также процесс становления и функционирования определенной сферы жизнедеятельности и куль туры согласованно действующей общности людей, изучает механизм социальных изменений и социальных отношений, закономерности социальных действий и поведения в системах и процессах управления.

Особое внимание уделяется ознакомлению студентов с основными критериями эффективности функционирования социальных отношений.

Курс предназначен для студентов второго курса специальностей 08050465 (061000) «Государственное и муниципальное управление», 08050565 (062100) «Управление персоналом», 03200165 (350800) «Документоведение и документационное обеспечение управления». Про грамма курса построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по указанным специальностям.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Цель и задачи курса

Цель дисциплины состоит в изучении проблем социологии управ ления как отрасли научного знания, ознакомлении с социологическими теориями управления, выявлении специфики социальных отношений в процессах управления;

ознакомлении с социологическими методами анализа управленческих процессов. С учетом специфики курса предполагается научить студентов применять общие методы изучаемой дисциплины в изучении проблем деятельности различных форм организаций и социальных систем. Особое внимание уделить системному подходу в изучении принципов, методов и механизмов управления.

Данные цели реализуются в ходе выполнения задач учебного курса.

Задачами курса являются:

знакомство с основными теориями и подходами в социологии управления;

освоение основных категорий и понятий социологии управления;

уяснение взаимосвязи управления с различными социальными подсистемами общества;

знакомство с основными методами социологического анализа процессов управления и практикой их применения;

рассмотрение организации как социальной системы, активно взаимодействующей со своей средой;

уделение внимания «человеческому фактору» и его роли в повышении эффективности управления, способности быстрого приспособления к принципиально новым условиям, к риску и любым изменениям, что особенно актуально в условиях трансформации современного российского общества.
1.2. Связь с другими дисциплинами Представленная программа по тематике и объему оригинальна.

Предлагаемый курс тесно связан с такими курсами, как социология, теория управления, психология управления, основы кадрового менеджмента, а также с историей управления и организационной культурой.

Компетенции, которыми должен обладать студент в результате изучения данного курса Знания о закономерностях управления, социологических и социально-психологических особенностях поведения человека в организациях есть неотъемлемый компонент общей культуры личности специалиста. Где бы человек ни работал и чем бы ни занимался, он всегда включен в систему управления и управленческих отношений. Знание организационных и управленческих закономерностей, социологии и психологии управления – важное условие эффективной деятельности, а в конечном итоге – и жизненного успеха каждого, кто стремится к самореализации.

В результате изучения курса студент должен знать:

методологические и методические подходы социологического анализа процессов управления;

методы социологии управления для анализа проблем управления и управленческих ситуаций;

значение и место социологии управления в системе научного и практического знания;

сущность процессов, происходящих внутри организации;

основные проблемы социологии управления, например, проблема функционирования социальных систем, внутриорганизационные конфликты, роль лидера в управлении организацией, проблемы самоорганизации, формальные и неформальные организации и т. д.

Студент должен приобрести следующие компетенции: умение работать с кадрами, применять социальные технологии при реализации управленческих решений;

умение применять методы и методики социологии управления в информационно-аналитическом и технологическом обеспечении деятельности органов власти;

умение применять социально-психологические аспекты функционирования трудового коллектива, взаимодействия руководителя с исполнителями.


1.3. Объем и сроки изучения курса

Курс «Социология управления» общим объемом 81 час (32 часа лекций, 16 часов семинарских занятий, 33 часа самостоятельная работа) изучается в течение четвертого семестра.
1.4. Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении дисциплины

Предусмотрены следующие виды организации учебного процесса:

лекционные занятия как основная форма занятий;

практические занятия;

консультации;

самостоятельная работа студентов.

В ходе изучения дисциплины «Социология управления» студент обязан прослушать курс лекций, посещать практические занятия, заниматься индивидуально. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе.
1.6. Виды контроля знаний студентов и их отчетности

Предусмотрены такие формы контроля, как письменные блиц работы, обсуждение отдельных глав монографий, дискуссии по наибо лее острым проблемам, устный опрос. Курс завершается экзаменом в четвертом семестре.
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Перечень тем теоретических занятий
Тема 1. Теоретико-методологические аспекты дисциплины (4 часа)

Феномен управления – подходы, понятия, роль в развитии человека и общества. «Управление» и «менеджмент». Управленческие революции в истории человечества. Особенности управления на современном этапе. Объект, предмет, задачи и функции дисциплины. Методы социологии управления. Системный, процессный, ситуационный подход в управленческой науке. Социальное управление. Субъект и объект социального управления. Новые подходы в социологии управления. Социальные законы и закономерности.
Тема 2. Эволюция управленческой мысли (4 часа)

Становление и развитие управленческой мысли. Основные школы западной управленческой мысли. Современная управленческая мысль.

Управленческая мысль в России: дореволюционные теории, советская управленческая мысль, постсоветская управленческая мысль.
Тема 3. Социальная организация в системе управления (4 часа)

Сущность организации е типы, виды. Формы управления социальной организацией. Социальная организация: признаки, структура. Эле менты социальной организации. Социальные свойства организации.

Социальные цели и функции. Понятие социотехнических систем. Типы социотехнических систем. Группы социотехнических систем. Организационно-массовые отношения: аудиторные и клиентурные. Организации, партнерами которых являются другие организации. Организации, партнерами которых является массовый потребитель. Формальные организации и их роль в управлении общественными отношениями. Вне формальная самоорганизация. Неформальные организации и их роль в общественных отношениях и во внутриорганизационных процессах.

Коллектив как совокупность подчиненных и коллектив как персонал организации. Четыре категории подчиненных. Элементы структуры коллектива. Коллектив как социальный феномен.
Тема 4. Феномен мотивации (2 часа)

Понятие мотивации. Теории мотивации. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу. Двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга. Приобретаемые потребности Д. Макклелланда. Теория ожидания В. Врума. Теория справедливости Дж. Стейси Адамса. Модель Д. Портера и Э. Лоулера. Стратегия модификации (партисипативная теория). Методы исследования мотивации. Мотивация труда персонала. Управление трудовыми противоречиями в коллективе. Управление дисциплинарными отношениями на предприятии. Риск в управлении.
Тема 5. Концепция управления персоналом (4 часа)

Развитие кадрового менеджмента: ретроспектива и современность. Социальная технология. Управление как социальная технология: экономическая парадигма, органицистская парадигма, гуманистическая парадигма и HR-технологии. Гуманитарная технология и ее роль в управленческом процессе в организации. Кадровая политика организации: деятельность по управлению персоналом организации, планирование человеческих ресурсов профориентация и социальная адаптация работников. Планирование карьеры. Развитие социальной среды и повышение качества жизни персонала. Система управления персоналом.

Особенности системы управления персоналом в фирмах развитых капиталистических стран. (США, Японии, Германия и др.). Управление персоналом в России.
Тема 6. Власть и лидерство в организации (4 часа)

Власть и управление. Типология власти. Определение и социологическое понимание бюрократии. Цивилизационный аспект бюрократии.

Бюрократизм. Образование клик. Социальная иерархия. Социальные законы иерархии. Лидерство в управлении. Менеджер – как социальный феномен. Лидер – как психологический феномен. Понятие стиля лидер ства и руководства. Различные характеристики стилей лидерства и ру ководства: три стиля Андреевой Г. М., стили руководства по Р. Блейку и Д. Мутон, четыре стиля руководства Т. Конно, теория стилей руково дства Д. Макгрегора, теория стилей руководства Р. Лайкерта и др. Со отношение стиля руководства и его эффективности. Критерии эффек тивности. Подходы к стилям руководства.

Тема 7. Организационная культура (4 часа)

Понятие культуры, организационная культура, е происхождение. Уровни организационной культуры Элементы организационной культуры. Типология организационной культуры: Г. Хофштед. Типология организационной куль туры: Т. Дейл и Р. Акофф. Типология организационной культуры: С. Ханди. Диагностика эффективности организационной культуры. Методы изучения организационной культуры. Изменение организационной культуры.
Тема 8. Коммуникации и обратная связь в управлении (2 часа)

Социальная коммуникация. Коммуникации в организации и их роль. Виды управленческой информации. Коммуникационный процесс и его структура. Коммуникационная сеть. Формальные и неформальные коммуникации. Слухи. Пути улучшения системы коммуникаций. Психологические закономерности общения. Этика делового общения. Фор мы управления общением.
Тема 9. Социальная напряжённость в трудовом коллективы и пути е разрешения (2 часа)

Социальный конфликт. Виды конфликтов в организации. Пути раз решения конфликтов. Управление конфликтами в организации.
Тема 10. Социальное проектирование (2 часа)

Понятие социального проектирования. Его объект и субъект. Методики социального проектирования. Этапы проектирования. Социальная проекция. Социальная диагностика. Социальное предвидение. Социальное прогнозирование. Социальное планирование. Социальное конструирование и социальная инженерия.
2.2. Перечень тем практических занятий

Тема 1. Феномен управления

  1. Роль управления в развитии человека и общества.

  2. Власть и управление.

  3. «Управление» и «менеджмент».

  4. Управленческие революции в истории человечества.

  5. Особенности управления на современном этапе.


Тема 2. Теоретико-методологические основы социологии управления

1. Объект, предмет, задачи и функции дисциплины.

2. Методы социологии управления.

3. Системный, процессный, ситуационный подход в управленческой науке.

4. Социальное управление.

5. Субъект и объект социального управления.

6. Новые подходы в социологии управления.
Тема 3 Эволюция западной управленческой мысли

1. Фредерик Тейлор: место персонала в системе управления.

2. Административная наука Анри Файоля.

3. Фордизм – как система управления.

4. Эльтон Мэйо. Доктрина «социального человека».

5. Ли Якокка. Практика управления персоналом.

6. Бихевиористское направление в управленческой науке.

7. Современная управленческая мысль: Л. Ньюмен, Г. Ливитт, Г. Сай мон, А. Этциони.
Тема 4. Развитие управленческой мысли в России

1. Становление и эволюция управленческой мысли в дореволюци онной России.

2. Управленческая мысль в СССР в 20–30-е гг. XX в.: НОТ (А.А. Бог данов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев).

3. Управленческая мысль в СССР в 60–70-е гг. XX в. (Д. Гвишиани, Н.И. Лапин, В.Г. Подмарков).

4. Формирование социологии управления в России (Р.В. Рывкина, А.И. Пригожин, В.В. Щербина).

5. Заводская социология в СССР: достоинства и недостатки.

6. Проблемы социального управления в современной России.
Тема 5. Организация в системе управления

1. Сущность организации е типы, виды. Формы управления социальной организацией. Социальная организация: признаки, структура. Элементы социальной организации. Социальные свойства организации. Социальные цели и функции.

2. Понятие социотехнических систем. Типы социотехнических систем. Группы социотехнических систем. Организационно-массовые отношения: аудиторные и клиентурные.

3. Формальные организации и их роль в управлении общественными отношениями. Внеформальная самоорганизация. Неформальные организации и их роль в общественных отношениях и во внутриорганизационных процессах.

4. Коллектив как совокупность подчиненных и коллектив как персонал организации.
Тема 6. Мотивация. Теория мотивации

1. Мотивация. Теории мотивации.

2. Методы исследования мотивации.

3. Мотивация труда персонала.

4. Управление трудовыми противоречиями в коллективе и дисциплинарными отношениями на предприятии.

5. Риск в управлении.
Тема 7. Кадровый менеджмент

1. Развитие кадрового менеджмента: ретроспектива и современность.

2. Социальная технология. Управление как социальная технология: экономическая парадигма, органицистская парадигма, гуманистическая парадигма и HR-технологии. Гуманитарная технология и ее роль в управленческом процессе в организации.

3. Кадровая политика организации: деятельность по управлению персоналом организации, планирование человеческих ресурсов профориентация и социальная адаптация работников.

4. Планирование карьеры. Развитие социальной среды и повышение качества жизни персонала.
Тема 8. Управление персоналом: сравнительные характеристики

1. Система управления персоналом.

2. Особенности системы управления персоналом в фирмах развитых капиталистических стран. (США, Японии, Германия и др.).

3. Управление персоналом в России.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

3.1. Перечень и тематика самостоятельных работ студентов

Так как курс обладает теоретической сложностью, насыщенностью фактической информацией и целым рядом дискуссионных и недостаточно проработанных вопросов, то студентам необходимо вести постоянную самостоятельную работу, серьезно относиться к посещению занятий, быть внутренне организованными и последовательными в выполнении заданий.

Необходимо работать с лекциями: конспектировать, дополнять фактическим материалом из других источников, рекомендованных преподавателем, выделять непонятные места и выяснять их, индивидуально консультируясь с преподавателем, отмечать в тексте и записывать но вые термины, категории, понятия для запоминания.
3.1.1. Контрольные работы

Предусмотрены в виде блиц-опросов и тестов. Проводятся как на очной (дневной), так и заочной форме обучения.
3.1.2. Индивидуальные домашние задания

Этот вид самостоятельной работы применяется преимущественно на очной форме обучения. Практикуются:

1. Подготовка аннотации к статье из рубрики «Социология управления» в журнале «Социологические исследования» (СОЦИС) за последние 5 лет.

2. Подготовка к семинарам, работа с лекциями.

3. Чтение литературы по проблемам социологии управления и ра бота с презентацией курса.

4. Коллоквиум или рассмотрение практических заданий по теме «Управление персоналом».

5. Наблюдение по теме «Организационная культура». Данный вид работы включает в себя рассмотрение и анализ социокультурного про странства организации (на примере университетских кафе, библиотек, аудиторий и др.).

В качестве альтернативы можно провести опрос респондентов по следующим проблемам:

1. Староста группы.

2. Оценка эффективности работы дирекции, деканата, кафедры, ку ратора.

3. Оценка работы университетских структур.

4. Организационная культура вуза.

5. Конфликты в вузе (в группе, с преподавателем, с администраци ей, со структурными подразделениями и пр.).

6. Взятки и другие нарушения в протекании учебного процесса.

Генеральная совокупность – студенты вуза. Совокупность – гомо генная, исходя из характера исследования. Выборочная совокупность – от 30 человек.

Цель опроса – выявить отношение респондентов (студентов вуза) к конкретной проблеме, касающейся характера взаимоотношений между студентами, студентами и преподавателями, студентами и администрацией и пр. Это необходимо для адекватной оценки работы университетских подразделений, для выработки действенной вузовской политики в отношении студентов.

Структура опросника:

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. Паспортичка.

Количество вопросов может варьироваться от 10 до 20 (вместе с вопросами паспортички), желательно – 12-15. Рекомендуется задавать вопросы, касающиеся непосредственно изучаемой проблемной ситуации. Студенты могут проконсультироваться с преподавателем по поводу составления анкеты и проведения процедуры опроса.
3.1.3. Рефераты

Написание рефератов студентами очной формы обучения не предусмотрено.

На заочной форме обучения подготовка и написание реферата, на против, является одним из главных видов самостоятельной работы студентов. Реферат пишется по одной из предложенных тем. Объем реферата – до 10-15 страниц стандартного компьютерного текста. При выставлении оценки учитываются уровень и качество реферата, а также знание рекомендованной литературы и ее критическое осмысление.

Студенты могут использовать для написания рефератов темы самостоятельных работ (см. ниже раздел 3.1.4).
3.1.4. Тематика самостоятельных работ

1. Власть и ее роль в формировании социальных организаций.

2. Стратегическое управление.

3. Антикризисное управление.

4. Социальное управление.

5. История социального управления в России.

6. Организационная патология.

7. Кадровая политика организации.

8. Особенности управления в рыночных условиях.

9. Инновации и их роль в системе управления организацией.

10. Социальные конфликты и пути их разрешения.
3.2. Методы работы с литературой

Рациональная организация самостоятельной работы студентов возможна только на основе систематической работы с литературой по те мам учебной дисциплины.

Основным методом работы с литературой является ее чтение. Студенты обязаны ознакомиться с содержанием учебных пособий и практических руководств, рекомендованных в списке основной литературы.

Дополнить свои знания и обогатить их поможет список дополни тельной литературы, представленный ниже, в который вошли книги отечественных и зарубежных авторов посвященные изучению вопросов социологии управления.
3.3. Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины

1. Феномен управления – подходы, понятия, роль в развитии чело века и общества.

2. «Управление» и «менеджмент».

3. Управленческие революции в истории человечества. Особенно сти управления на современном этапе.

4. Три ипостаси социологии управления. Объект, предмет, задачи и функции дисциплины.

5. Методы социологии управления.

6. Системный, процессный, ситуационный подход в управленче ской науке.

7. Социальные законы и закономерности.

8. Становление и развитие управленческой мысли.

9. Основные школы западной управленческой мысли.

10. Современная управленческая мысль.

11. Управленческая мысль в России: дореволюционные теории, со ветская управленческая мысль, постсоветская управленческая мысль.

12. Сущность организации е типы, виды.

13. Формы управления социальной организацией.

14. Социальная организация: признаки, структура.

15. Элементы социальной организации.

16. Понятие социотехнических систем. Типы и группы социотех нических систем.

17. Организационно-массовые отношения: аудиторные и клиентур ные. Организации, партнерами которых являются другие организации. Организации, партнерами которых является массовый потребитель.

18. Формальные организации и их роль в управлении обществен ными отношениями.

19. Внеформальная самоорганизация.

20. Неформальные организации и их роль в общественных отноше ниях и во внутриорганизационных процессах.

21. Коллектив как совокупность подчиненных и коллектив как пер сонал организации. 4 категории подчиненных.

22. Элементы структуры коллектива. Коллектив как социальный феномен.

23. Власть и управление.

24. Типология власти.

25. Определение и социологическое понимание бюрократии.

26. Цивилизационный аспект бюрократии.

27. Социальная иерархия. Социальные законы иерархии.

28. Лидерство в управлении.

29. Понятие стиля лидерства и руководства. Подходы к стилям ру ководства.

30. Различные характеристики стилей лидерства и руководства.

31. Соотношение стиля руководства и его эффективности. Крите рии эффективности.

32. Понятие культуры, организационная культура, е происхождение.

33. Уровни организационной культуры.

34. Элементы организационной культуры.

35. Типология организационной культуры: Г. Хофштеда.

36. Типология организационной культуры: Дейла и Акоффа.

37. Типология организационной культуры: Ханди.

38. Диагностика эффективности организационной культуры.

39. Методы изучения организационной культуры.

40. Изменение организационной культуры.

41. Понятие мотивации. Теории мотивации.

42. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу. Двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга. Приобретаемые потребности Д. Макклелланда.

43. Теория ожидания В. Врума. Теория справедливости Дж. Стейси Адамса. Стратегия модификации (партисипативная теория).

44. Развитие кадрового менеджмента: ретроспектива и современность.

45. Управление как социальная технология: экономическая парадигма, органицистская парадигма, гуманистическая парадигма и HR технологии.

46. Гуманитарная технология и ее роль в управленческом процессе в организации.

47. Кадровая политика организации: деятельность по управлению персоналом организации, планирование человеческих ресурсов профориентация и социальная адаптация работников.

48. Планирование карьеры.

49. Развитие социальной среды и повышение качества жизни персонала.

50. Система управления персоналом.

51. Социальная коммуникация.

52. Коммуникации в организации и их роль.

53. Виды управленческой информации.

54. Коммуникационный процесс и его структура.

55. Коммуникационная сеть. Формальные и неформальные коммуникации. Слухи.

56. Пути улучшения системы коммуникаций. Психологические закономерности общения.

57. Этика делового общения.

58. Формы управления общением.

59. Социальный конфликт. Виды конфликтов в организации.

60. Пути разрешения конфликтов.

61. Управление конфликтами в организации.

62. Понятие социального проектирования. Его объект и субъект.

63. Методики социального проектирования.

64. Этапы проектирования.

65. Социальная проекция.

66. Социальная диагностика.

67. Социальное предвидение.

68. Социальное прогнозирование.

69. Социальное планирование.

70. Социальное конструирование и социальная инженерия.
4. ВИДЫ И ТЕМАТИКА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

4.1. Перечень тем теоретических занятий
Тема 1. Предмет, объект, цели и методы дисциплины

Предмет изучения дисциплины. Общая характеристика дисциплины. Ее взаимосвязь с другими дисциплинами. Методы социологии управления: системный подход, сравнительный метод исследования, методы эмпирические (анкетирование, интервьюирование) и теоретические (типологический, моделирования, структурного анализа и др.). Эвристические методы. Методы компьютеризации процессов управления.
Тема 2. Социальная организация и ее характеристики и составляющие

Организация как социальный институт. Организация как социальная деятельность. Организация как степень упорядоченности. Социальные свойства организации. Социальные цели и функции. Социотехнические системы. Организации в общественных отношениях. Формальные и неформальные организации.
Тема 3. Власть и лидерство в организации

Власть и ее роль в формировании социальных организаций. Типы лидерства. Менеджер как социальный феномен. Психология менеджмента. Характеристики стилей руководства. Соотношение стиля руководства и его эффективности. Критерии эффективности.
Тема 4. Проблемы «человеческого фактора»

Управление как социальная технология. Гуманитарная технология и ее роль в управлении организацией. Кадровая политика и кадровый менеджмент. Социальная напряженность в трудовом коллективе и пути ее разрешения. Социальная норма и возможности ее измерения. Современные концепции структурных изменений в организации.

4.2. Перечень тем практических занятий

Тема 1. Эволюция теории и практики управления

1) Фредерик Тейлор: место персонала в системе управления.

2) Административная наука Анри Файоля.

3) Фордизм – как система управления.

4) Эльтон Мэйо. Доктрина «социального человека».

5) Ли Якокка. Практика управления персоналом.

6) Г. Эмерсон и его принципы менеджмента.
Тема 2. Управление персоналом

1) Система управления персоналом.

2) Особенности системы управления персоналом в фирмах развитых капиталистических стран. (США, Японии, ФРГ и др.).

3) Управление персоналом в России.

4) Риск в управлении.

5) Роль менеджера в организации.
Тема 3. Мотивация. Теория мотивации

1) Понятие мотивации.

2) Теории мотивации.

3) Методы исследования мотивации.

4) Мотивация труда персонала.

5) Управление трудовыми противоречиями в коллективе

6) Управление дисциплинарными отношениями на предприятии.
5. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

5.1 Основная литература

Тодошева, С. Т. Теория менеджмента: учеб. пособие для студентов вузов [бакалавриат] / С. Т. Тодошева. - М. : КНОРУС, 2013. - 216 с.

Зайцев Л. Г. Организационное поведение: учебник для студентов вузов [программа бакалавриата] / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. - М. : Магистр : ИНФРА-М, 2013. - 464 с.

Резник С. Д. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): учеб. пособие для студентов вузов / С. Д. Резник, И. А. Игошина, О. И. Шестернина ; под общ. ред. С. Д. Резника ; М-во обр. и науки РФ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 320 с

Самыгин С. И. Социология и психология управления: учебное пособие для студентов вузов / С. И. Самыгин, Г. И. Колесникова, С. Н. Епифанцев. - М. : КНОРУС, 2012. - 256 с.

Граждан В. Д. Социология управления: учебник для студентов вузов / В. Д. Граждан. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 604 с.

Николаев А. А. Социология управления: учебное пособие [для студентов вузов] / А. А. Николаев ; Фин. акад. при Правительстве РФ. - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2011. - 272 с.

Фененко Ю. В. Социология управления: учебник для студентов вузов / Ю. В. Фененко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 215 с.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра государственного и муниципального управления iconРабочая программа по дисциплине б основы государственного и муниципального управления
Кафедра Конституционного строительства и государственного и муниципального управления
Кафедра государственного и муниципального управления iconПлан Кафедра основное структурное подразделение университета как...
Кафедра – основное структурное подразделение университета как учебного заведения. Кафедра государственного и муниципального управления...
Кафедра государственного и муниципального управления iconРабочая программа по дисциплине б 13 История государственного управления в России
Кафедра Конституционного строительства и государственного и муниципального управления
Кафедра государственного и муниципального управления iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра теории и практики государственного управления
Кафедра государственного и муниципального управления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра Управления наукой и инновациями
Кафедра государственного и муниципального управления iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра управления государственными и муниципальными заказами
Кафедра государственного и муниципального управления iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра управления государственными и муниципальными заказами
Кафедра государственного и муниципального управления iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра управления развитием территорий и регионалистики
Кафедра государственного и муниципального управления iconРабочая программа по дисциплине б гражданское право
Кафедра конституционного строительства и государственного и муниципального управления
Кафедра государственного и муниципального управления iconРабочая программа по дисциплине б конституционное право
Кафедра конституционного строительства и государственного и муниципального управления
Кафедра государственного и муниципального управления iconРабочая программа по дисциплине б трудовое право
Кафедра конституционного строительства и государственного и муниципального управления
Кафедра государственного и муниципального управления iconРабочая программа по дисциплине в основы социального государства
Кафедра конституционного строительства и государственного и муниципального управления
Кафедра государственного и муниципального управления iconРабочая программа по дисциплине сд. Р. 02 «Социальное управление в регионе»
Кафедра конституционного строительства и государственного и муниципального управления
Кафедра государственного и муниципального управления iconРабочая программа по дисциплине в основы социального государства
Кафедра конституционного строительства и государственного и муниципального управления
Кафедра государственного и муниципального управления iconКафедра государственного и муниципального управления
Рабочая программа учебной дисциплины Технология повышения предпринимательской активности молодежи
Кафедра государственного и муниципального управления iconПрограмма промежуточной аттестации дисциплины делопроизводство в...
Выявить имеют ли студенты целостное представление об организации документирования управленческой деятельность в органах государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск