Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Казанский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
«У Т В Е Р Ж Д А Ю»
Проректор
по образовательной деятельности,
председатель ЦКМС,
профессор Л.М. Мухарямова
«______»_____________ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине: Гигиенические основы здорового образа жизни
для специальности 060301 «Фармация»,
код квалификации выпускника 65 «Специалист»,
форма обучения - очная Факультет: Фармацевтический Кафедра: Общая гигиена Курсы 2 Семестры 4 Лекции 6 часов Практические (семинарские, лабораторные практикумы) Зачет 4 семестр
занятия 18 часов Самостоятельная
работа 30 часов Всего 54 часов, зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 1,5
2013 год
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060301 «Фармация» в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной в 2006 году. Разработчик программы:
Доц., д.м.н. кафедры общей гигиены
с курсом радиационной гигиены Валеева Э.Р.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры общей гигиены с курсом радиационной гигиены « » июня 2013 года протокол № Заведующий кафедрой, профессор ________________ А.Б.Галлямов
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно- методической комиссии медико-профилактических дисциплин 25 июня 2013г. протокол № 3 . Председатель
Предметно-методической комиссии
медико-профилактических дисциплин _______________ проф. Л.М.Фатхутдинова
Цель и задачи освоения дисциплины
Цели и задачи освоения дисциплины «Гигиенические основы здорового образа жизни» - приобщение студентов к мировому уровню культуры здоровья, формирование мотиваций и потребности в здоровом образе жизни, убеждение в необходимости самостоятельного приобретения знаний по сохранению и восстановлению здоровья, выработка у студентов осознанного понимания связи здоровья с окружающей средой, факторами и условиями жизни, трудовой деятельностью как предпосылки их активного участия в проведении эффективных мероприятий по профилактике заболеваний, проведению санитарно-просветительной работы по пропаганде здорового образа жизни, формированию мотивации пациентов к поддержанию здоровья.
Цель освоения дисциплины конкретизируется в следующих компетенциях: способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их корреляцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК- 11);
способность и готовность проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-12);
способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима, пациентов и членов их семей элементам здорового образа жизни (ПК-25);
способность и готовность к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек (ПК-26);
способностью и готовностью к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-47) Задачи дисциплины: В результате изучения курса «Гигиенические основы здорового образа жизни» студенты должны знать:
- основные проблемы и различные направления;
- морально-этические нормы и принципы, относящиеся к профессиональной деятельности фармацевтического работника;
- понятие медицинского права Российской Федерации; основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, нормативно-правовое регулирование обращения лекарственных средств и фармацевтической деятельности в Российской Федерации;
- общую характеристику основ российского конституционного строя;
В результате изучения курса «Гигиенические основы здорового образа жизни » студенты должны уметь:
-определять по содержанию продуктов метаболизма ксенобиотиков в биологических жидкостях превращения данного лекарственного вещества в организме;
- проводить отбор проб воды поверхностных водоемов в месте выпуска промышленных сточных вод химико-фармацевтических предприятий и проводить их анализ в соответствии с действующими стандартами;
- проводить отбор проб атмосферного воздуха и определения в промышленных выбросах химико-фармацевтических предприятий загрязняющих веществ по НТД; В результате изучения курса «Гигиенические основы здорового образа жизни» студенты должны владеть:
- навыками санитарно-просветительской работы;
- навыками определения экологической оценки воздуха рабочей зоны, сточных вод, почвы химико-фармацевтических предприятий; 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
2.1. Дисциплина «Гигиенические основы здорового образа жизни» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.
2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: философия, история Отечества, история фармации, латинский язык;
- в цикле математических, естественнонаучных дисциплин, в том числе дисциплинами: физика, математика; общая и неорганическая химия; органическая химия, биология; ботаника; физиология с основами анатомии человека; гистология, микробиология.
- основы экологии и охраны природы, биоэтика, психология и педагогика, первая доврачебная помощь, безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф, общая гигиена. Для изучения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ооп ВПО Университета. 2.1. Дисциплина входит в профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины.
2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами/практиками: - медицинская биология,генетика и паразитология,
Знания: основы учения о роли биологической, паразитологической науки; методах познания живой природы; о присущих ей закономерностях, о жизнедеятельности живых организмов;
Умения: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
Навыки: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения биологических, генетических, паразитологических проблем; -медицинская и биологическая физика, высшая математика, информатика: Знания: о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
Умения: проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений в гигиенической практике;
Навыки: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения гигиенических задач; - общая химия
Знания: физико-химические свойства различных классов химических веществ, определяющих их степень токсичности и опасности для человека, поведение химических веществ в окружающей среде;
Умения: применять знания по общей химии для решения гигиенических задач по оценке условий труда на производстве, химического состава воздуха производственных и бытовых помещений;
Навыки: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения гигиенических задач; Биохимия
Знания: сущность химических явлений и процессов в организме, основные параметры гомеостаза внутренней среды, биологическая роль, строение и закономерности обмена белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и микроэлементов, метаболические циклы ксенобиотоков
Умения: применять знания по биохимии для постановки, дифференцировании, лечении заболеваний различной этиологии
Навыки: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения гигиенических задач; Анатомия человека
Знания: строение и функции органов и систем организма, возрастные особенности морфологических структур;
Умения: применять знания по анатомии человека в гигиенической практике
Навыки: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения гигиенических задач; Нормальная физиология
Знания: закономерности функционирования органов и систем, механизмы их регуляции и саморегуляции у здорового человека. Основные параметры гомеостаза. Физиологическое значение воды и пищи, физиология процессов пищеварения и ассимиляции. Физиология трудового процесса, основы терморегуляции организма, физиологические процессы дыхания и газообмена. Возрастная физиология.
Умения: применять знания механизмов регуляции и саморегуляции функционирования органов и систем здорового человека в гигиенической практике.
Навыки: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения гигиенических задач; - микробиология с вирусологией и иммунологией
Знания: морфология, физиология и патогенные свойства микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности, пути и факторы передачи инфекционных болезней, санитарно-показательные микроорганизмы окружающей среды, аутохтонная и транзиторная микрофлора тела человека, ее роль в поддержании гомеостаза и в патологии. Теоретические основы иммунитета, механизмы развития аллергических реакций немедленного и замедленного типа. Бактерионосительство, как одна их форм инфекционного процесса. Методы стерилизации;
Умения: применять знания микробиологии, вирусологии и паразитологии в гигиенической практике
Навыки: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения гигиенических задач; - фармакология
Знания: основные механизмы развития и исходы типовых патологических процессов, закономерности нарушений функций органов и систем при воздействии факторов окружающей среды, фармакодинамику и фармакокинетику, механизмы действия лекарственных веществ, побочные эффекты
Умения: применять полученные знания по фармакодинамике и фармакокинетике в гигиенической практике
Навыки: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе решения гигиенических задач; - психология
Знания: основы существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; общую характеристику фактов, явлений, закономерностей психики, деятельности и поведения человека; основные характеристики познавательных процессов, психических состояний, свойств и индивидуальных особенностей человека и взаимодействие с окружающей средой
Умения: выделять и анализировать функционирование и проявление психологических феноменов в жизни человека вообще и в частности.
Навыки: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе решения гигиенических задач; 3. Требования к результатам освоения дисциплины.
Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
п/№
| Компетенция
| Содержание
компетенции
(или
ее части)
| В результате изучения дисциплины
обучающиеся должны:
| Знать
| Уметь
| Владеть
| Оценочные средства
| 1
| ОК-1
| способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
| 1,2,3,4
| 1-3
| 1-3
| Ситуационная задача, дискуссия, тестирование письменное, компьютерное расчетная работа, рефераты
| 2
| ПК-11
| способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их корреляцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам;
| 1,2,3,4
| 1-3
| 1-3
| Ситуационная задача, дискуссия, тестирование письменное, компьютерное расчетная работа, рефераты
| 3
| ПК-12
| способность и готовность проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными;
| 1,2,3,4
| 1-3
| 1-3
| Ситуационная задача, дискуссия, тестирование письменное, компьютерное расчетная работа, рефераты
| 4
| ПК-25
| способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима, пациентов и членов их семей элементам здорового образа жизни;
| 1,2,3,4
| 1-3
| 1-3
| Ситуационная задача, дискуссия, тестирование письменное, компьютерное расчетная работа, рефераты
| 5
| ПК-26
| способность и готовность к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек;
| 1,2,3,4
| 1-3
| 1-3
| собеседование по
ситуационным задачам, тестирование письменное, реферат
| 6
| ПК-47
| способностью и готовностью к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности
| 1,2,3,4
| 1-3
| 1-3
| собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное,
реферат
| |