ФГАОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Направление подготовки
030900 «Юриспруденция»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Формы обучения:
Очная, очно-заочная, заочная формы обучения
Казань - 2012
Печатается по рекомендации
Учебно-методической комиссии
юридического факультета КФУ
Рецензент:
д.ю.н., проф. Решетов Ю.С.
Профессиональная этика: учебно-методический комплекс. – Казань: Казан.ун-т, 2012.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета, обучающихся по направлению подготовки: 030900 «Юриспруденция» и получающих квалификацию (степень) выпускника – бакалавр, а также преподавателей, задействованных в учебном процессе по данной учебной дисциплине.
1. Цели освоения
- усвоение требований норм профессиональной морали, предъявляемых к профессиональной деятельности юристов;
- изучение морально - этических проблем профессии юриста в современных условиях;
- формирование профессионально – этической компетенции юристов.
Конечной целью изучения данной дисциплины является профессионально-этическая социализация студентов на основе формирования у них системы знаний о морально- этических началах профессиональной деятельности юристов. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
«Профессиональная этика» как учебная дисциплина относится к базовой (обязательной) части гуманитарного, социального и экономического цикла Б1 направления подготовки 030900 Юриспруденция.
Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, приобретенные в средней общеобразовательной школе и предыдущих курсах обучения по специальности030900 «Юриспруденция».
Данная дисциплина представляет собой отрасль знаний об этических основах современной профессиональной деятельности юриста в правоохранительной сфере. Многогранная судебная, прокурорская, следственная, нотариальная и другие виды юридической деятельности требуют соответствующей профессиональной подготовки студентов в вопросах теории и практического применения нравственно-этических начал. Юрист - практик должен соответствовать высоким моральным принципам, предъявляемым к его профессиональной деятельности. От этого, так или иначе, зависит эффективность профессиональной юридической деятельности. Поэтому он должен стремиться к нравственному совершенствованию. Этому во многом призвана способствовать учебная дисциплина «Профессиональная этика».
Данная дисциплина изучается в течение второго семестра 1 курса (очная форма обучения); первого семестра 3 курса (заочная форма обучения); второго семестра 1 курса (заочная форма обучения на базе высшего образования); второго семестра 1 курса (очно-заочная форма обучения). 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Общекультурные компетенции:
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону (ОК-6);
- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); Профессиональные компетенции:
- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19). Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны знать:
- основные положения о понятии, сущности и функциях профессиональной этики юриста;
- нравственные основы права и правоохранительной деятельности;
- основные этические начала профессиональной деятельности - требования, сформулированные в кодексах профессиональной этики соответствующих юридических специальностей;
- сущность, основные причины нравственно-правовой деформации юристов;
- возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста; владеть:
- достаточным уровнем профессионального правосознания и профессиональной этики;
- системой знаний об этических началах осуществления правосудия, прокурорской, следственной, адвокатской, нотариальной и иной профессиональной деятельности юристов; - навыками нравственно-правового саморегулирования; уметь:
- применять на практике принципы права и требования, сформулированные в кодексах профессиональной этики различных юридических специальностей;
- руководствоваться нравственными началами юридической профессии и добросовестно выполнять основные требования профессиональной этики, как в профессиональной деятельности, так и во внеслужебном поведении.
- анализировать и оценивать с точки зрения профессиональной этики юриста неформальные связи, возникающие в практической деятельности;
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
|
| № п/п
| Виды учебных занятий
| Дневное отделение
| Заочное отделение (на базе среднего и высш. обр.)
| Очно-заочное отделение
|
| 1.
| Всего часов по дисциплине (по учебному плану)
| 72
| 72
| 72
|
| 2.
| Аудиторных занятий
| 42
| 30
| 30
|
| 3.
| Лекций
| 16
| 12
| 12
|
| 4.
| Семинарских занятий
| 26
| 18
| 18
|
| 5.
| Самостоятельная работа
| 30
| 42
| 42
|
| 6.
| Итоговая аттестация
| зачет
|
|
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет – 2 зачетные единицы – 72 часов
Количество семестров – 1.
№
п/п
|
Раздел дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
| Лекции
| Практические занятия
| Самостоятельная работа
| 1
| Введение в профессиональную этику
| 2
| 1
| 2
| 2
| 2
|
| 2
| Профессиональная этика юриста: понятие,
структура, функции и виды
| 2
| 2
| 2
| 2
| 4
| Доклад, опрос
| 3
| Профессиональная следственная этика
| 2
| 3
| 2
| 4
| 4
| Доклад, опрос
| 4
| Профессиональная судейская этика
| 2
| 4
| 2
| 5
| 4
| Доклад, опрос
| 5
| Профессиональная прокурорская этика
| 2
| 5
| 2
| 4
| 4
| Доклад, опрос
| 6
| Профессиональная адвокатская этика
| 2
| 6
| 2
| 5
| 4
| Доклад, опрос
| 7
| Профессиональная нотариальная этика
| 2
| 7
| 2
| 2
| 4
| Доклад, опрос
| 8
| Профессиональная деформации личности юриста
| 2
| 8
| 2
| 2
| 4
| Доклад, опрос
| Итого:
| 16
| 26
| 30
|
|
Очно-заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет – 2 зачетные единицы – 72 часов
Количество семестров – 1.
№
п/п
|
Раздел дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
| Лекции
| Практические занятия
| Самостоятельная работа
| 1
| Введение в профессиональную этику юриста
| 2
| 1
| 1
| -
| 4
|
| 2
| Профессиональная этика юриста: понятие,
структура, функции и виды
| 2
| 1
| 1
| 2
| 5
| Доклад, опрос
| 3
| Профессиональная следственная этика
| 2
| 2/2-3
| 2
| 3
| 6
| Доклад, опрос
| 4
| Профессиональная судейская этика
| 2
| 3/3-4
| 2
| 3
| 6
| Доклад, опрос
| 5
| Профессиональная прокурорская этика
| 2
| 4/4-5
| 2
| 3
| 6
| Доклад, опрос
| 6
| Профессиональная адвокатская этика
| 2
| 5/ 5-6
| 2
| 3
| 6
| Доклад, опрос
| 7
| Профессиональная нотариальная этика
| 2
| 6 / 7
| 1
| 2
| 5
| Доклад, опрос
| 8
| Проблема профессиональной деформации личности юриста
| 2
| 6 / 8
| 1
| 2
| 4
| Доклад, опрос
| Итого:
| 12
| 18
| 42
|
| Заочная форма обучения (на базе среднего образования)
Общая трудоемкость дисциплины составляет – 2 зачетные единицы – 72 часов
Количество семестров – 1.
№
п/п
|
Раздел дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
| Лекции
| Практические занятия
| Самостоятельная работа
| 1
| Введение в профессиональную этику юриста
| 5
|
| 2
| -
| 5
| Доклад, опрос-обсуждение
| 2
| Профессиональная этика юриста: понятие,
структура, функции и виды
| 5
|
| 2
| 2
| 5
| Доклад, опрос
| 3
| Профессиональная следственная этика
| 5
|
|
| 1
| 8
| Доклад, опрос
| 4
| Профессиональная судейская этика
| 5
|
|
| 1
| 8
| Доклад, опрос
| 5
| Профессиональная прокурорская этика
| 5
|
|
| 1
| 8
| Доклад, опрос
| 6
| Профессиональная адвокатская этика
| 5
|
|
| 1
| 8
| Доклад, опрос
| 7
| Профессиональная нотариальная этика
| 5
|
|
| 1
| 8
| Доклад, опрос
| 8
| Проблема профессиональной деформации личности юриста
| 5
|
| 2
| 1
| 8
| Доклад, опрос
| Итого:
| 6
| 8
| 58
|
|
Заочная форма обучения (на базе высшего образования)
Общая трудоемкость дисциплины составляет – 2 зачетные единицы – 72 часов
Количество семестров – 1.
№
п/п
|
Раздел дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
| Лекции
| Практические занятия
| Самостоятельная работа
| 1
| Введение в профессиональную этику юриста
| 2
| 1
| 1
| 1
| 5
| опрос
| 2
| Профессиональная этика юриста: понятие,
структура, функции и виды
| 2
| 1
| 1
| 2
| 5
| опрос
| 3
| Профессиональная следственная этика
| 2
|
|
| 1
| 8
| опрос
| 4
| Профессиональная судейская этика
| 2
|
|
| 1
| 8
| опрос
| 5
| Профессиональная прокурорская этика
| 2
|
|
| 1
| 8
| опрос
| 6
| Профессиональная адвокатская этика
| 2
|
|
| 1
| 8
| опрос
| 7
| Профессиональная нотариальная этика
| 2
|
|
| 1
| 4
| опрос
| 8
| Проблема профессиональной деформации личности юриста
| 2
|
| 2
| 2
| 8
| опрос
| Итого:
| 4
| 10
| 54
|
| ПРОГРАММА КУРСА «ПРОФЕССИИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА»
|