Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков
Раздел Состояние нормативно-правового регулирования в сфере государственного контроля (надзора) за деятельностью сморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования к осуществлению деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций оценщиков, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления контроля (надзора), позволяют контролирующему органу в полной мере реализовывать свои полномочия.
Признаков коррупциогенности в нормативно-правовом регулировании в сфере государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков не выявлено. Раздел. Организация государственного контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций а) в структуре Управления Росреестра по Пензенской области создан и осуществляет свои полномочия отдел по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций;
б) к основным функциям деятельности отдела относятся:
- осуществление надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков и контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
- по поручению Росреестра проведение проверок саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций оценщиков, а также их филиалов и представительств, находящихся на подведомственной территории;
- осуществление полномочий по составлению в отношении арбитражных управляющих протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7., 14.23 КоАП РФ;
- обращение в установленном порядке, в суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации арбитражных управляющих из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, об исключении саморегулируемых организаций оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков;
- обращение, в установленном порядке, в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих к административной ответственности;
- участие в организации подготовки арбитражных управляющих, проведении и приеме теоретического экзамена по единой программе их подготовки;
- выдача свидетельства установленного образца о сдаче теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;
- участие в собраниях кредиторов;
- участие в арбитражном процессе по делу о банкротстве при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением арбитражных управляющих;
- осуществление функции администратора поступления средств в бюджет в случае принятия судом решения о наложении на арбитражного управляющего штрафа;
- представление интересов Росреестра (территориальных органов Росреестра) в судах при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего, саморегулируемой организации арбитражных управляющих в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
К вспомогательным функциям деятельности отдела относятся:
- осуществление информационного взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе на основании заключенных соглашений;
- направление запросов и получение от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц документов, справочных и иных материалов, необходимых для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
- анализ, обобщение информации, подготовки аналитических справок, обзоров и других материалов, а также обобщение статистических данных по деятельности отдела, разработка предложений по прогнозным показателям деятельности Управления в части контроля и надзора в сфере саморегулируемых организаций;
- участие в проведении семинаров, совещаний, выступлений в средствах массовой информации, а также в подготовке и оформлении информации в электронном виде для размещения на Интернет-сайте Управления по вопросам, касающимся деятельности отдела;
- формирование установленной отчетности по предмету деятельности Отдела.
в) к нормативно-правовым актам, регламентирующим порядок исполнения контрольных (надзорных) функций относятся: Федеральный закон от 26.10.2010 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ « Об оценочной деятельности в российской Федерации; Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»; Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации»; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ; Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; Указ Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 «О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии; постановление Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»; постановление Правительства РФ от 09.07.2004 № 345 «Об утверждении общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов»; постановление Правительства РФ от 06.02.2004 № 56 «Об общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов»; постановление Правительства РФ от 22.05.2003 № 299 «Об утверждении общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего»; постановление Правительства РФ от 25.06.2003 № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»; постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства»; постановление Правительства РФ от 28.05.2003 № 308 «Об утверждении правил проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих»; постановление Правительства РФ от 09.07.2003 № 414 «Об утверждении правил проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего»; постановление Правительства РФ от 25.06.2003 № 366 «Об утверждении Правил проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов»; постановление Правительства РФ от 25.06.2003 № 365 «Об утверждении Положения о проведении проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих регулирующим органом»; распоряжение Правительства РФ от 21.07.2008 № 1049-р «Об официальном издании, осуществляющим опубликование сведений, предусмотренных Федеральном законом «О несостоятельности (банкротстве)»; Приказ Минэкономразвития РФ от 14.05.2010 № 178 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях»; Приказ Минюста РФ «Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего»; Приказ Минэкономразвития РФ от 10.09.2009 № 517 «Об утверждении Единой программы подготовки арбитражных управляющих»; приказ Росрегистрации от 13.04.2005 № 47 «Об утверждении Регламента работы комиссий по приему теоретического экзамена по Единой программе подготовки арбитражных управляющих».
г) Управление тесно взаимодействует с Управлением центрального аппарата Росреестра по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций.
Кроме того, в соответствии с п.1.3 Решения Совета Федеральной регистрационной службы РФ от 25.11.05 «О мерах по обеспечению полномочий, предоставленных Кодексом об административных правонарушениях РФ в сфере законодательства о несостоятельности (банкротстве)», сотрудники Отдела взаимодействуют с территориальными органами Росреестра по представлению интересов в арбитражном суде Пензенской области в делах об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих.
В рамках взаимодействия с арбитражным судом Пензенской области сотрудники отдела принимают участие в судебных заседаниях при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве). На основании информации, представляемой судом, в Управлении ведется постоянно обновляемый перечень предприятий, находящихся в стадии банкротства. Регулярно обновляется информация об арбитражных управляющих, осуществляющих деятельность на территории Пензенской области.
В рамках заключенного Соглашения «Об информационном обмене между Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области и Управлением Федеральной налоговой службы по Пензенской области» проводятся совместные рабочие встречи, обмен информацией о неправомерных действиях арбитражных управляющих.
На основании Соглашения «О взаимодействии Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной службы судебных приставов по организации исполнения решений судебных органов по делам в области несостоятельности (банкротстве)» в случаях привлечения арбитражных управляющих к административной ответственности и назначении им наказания в виде штрафа направляются запросы в районные подразделения УФССП по Пензенской области об исполнении решений судов. УФССП информирует Управление о ходе принудительного исполнения исполнительных производств.
В целях стимулирования правомерной деятельности арбитражных управляющих, предупреждения правонарушений и реального исполнения действующего законодательства о банкротстве налажена новая форма взаимодействия Управления при выполнении задач и реализации своих полномочий в сфере контроля и надзора за деятельностью арбитражных управляющих. В рамках заключенного соглашения «Об информационном обмене между Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области и Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда России по Пензенской области проводится обмен информацией о неправомерных действиях арбитражных управляющих.
Практика взаимодействия с органами исполнительной власти области в сфере контроля и надзора за саморегулируемыми организациями заключается также в участии Управления в рабочей группе Правительства Пензенской области по рассмотрению мероприятий по проведению процедур банкротства (финансового оздоровления) на промышленных предприятиях региона.
Раздел Проведение государственного контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций а) в соответствии с приказом Росреестра от 04.03.2011 № П/57 специалист Управления принял участие в проведении в период с 21.03.2011 по 24.03.2011 плановой выездной проверки деятельности Пензенского регионального отделения общественной организации « Российское общество оценщиков». В ходе проверки были выявлены нарушения ст. 22.3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части обеспечения Отделением информационной открытости своей деятельности и деятельности своих членов. Акт проверки с выявленными нарушениями законодательства об оценочной деятельности был направлен в Росреестр для принятия мер реагирования;
- в соответствии с приказом Росреестра от 14.11.2011 № П/0441/11 специалист Управления принял участие в проведении в период с 21.11.11 по 02.12.2011 в г. Москве плановой выездной проверки деятельности Некоммерческого партнерства «Региональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих».
б) в соответствии с поручением Росреестра № 7-5561-ВЛ от 30.08.2011 два специалиста Управления в период с 20.09.2011 по 23.09.2011 приняли участие в проведении внеплановой выездной проверки деятельности Некоммерческого партнерства «Национальная Ассоциация по реструктуризации и несостоятельности» (далее – Партнерство). Основанием для проведения проверки послужили поступившие в адрес Росреестра обращения Департамента по финансовому оздоровлению Краснодарского края и Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан, касающиеся нарушений Партнерством законодательства Российской Федерации. В результате проверки деятельности Партнерства установлено нарушение пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и пункта 3 Правил проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 № 366 в части не рассмотрения жалобы Департамента по финансовому оздоровлению Краснодарского края на действия арбитражного управляющего – члена Партнерства.
По результатам проверки в адрес Партнерства в порядке статьи 23.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений. В настоящее время, указанные в предписании нарушения законодательства Партнерством устранены;
- во исполнение поручения Росреестра № П\184 от 02.12.2011 два специалиста Управления в период с 06.12.2011 по 12.12.2011 приняли участие в проведении внеплановой выездной проверки деятельности Некоммерческого партнерства «Поволжская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» (далее- Партнерство), целью которой являлась проверка исполнения ранее выданного Росреестром предписания об устранении выявленных нарушений законодательства. В ходе проверки деятельности Партнерства установлено нарушение пункта 14 статьи 25.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части порядка размещения средств компенсационного фонда, в связи с чем, в адрес руководства Партнерства вынесено предписание, срок исполнения которого истекает в марте 2012 года.
Раздел Действия должностных лиц Росреестра по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений в сфере деятельности саморегулируемых организаций а) по результатам проведенных в отчетном периоде 2-х внеплановых проверок, в адрес руководства Некоммерческого партнерства «Национальная Ассоциация по реструктуризации и несостоятельности» и Некоммерческого партнерства «Поволжская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» Управлением в порядке статьи 23.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» были вынесены предписания об устранении выявленных нарушений.
б) заявления об исключении саморегулируемых организаций арбитражных управляющих из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в арбитражный суд не подавались
в) заявления об исключении саморегулируемых организаций оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков в арбитражный суд не подавались. Раздел Выводы и предложения по результатам осуществления государственного контроля (надзора), в том числе планируемые на текущий год показатели эффективности а) анализ практики реализации в 2011 году должностными лицами Управления полномочий, предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, показал, что приоритетной была и остается задача повышения качества подготавливаемых административных материалов и принимаемых процессуальных решений.
При осуществлении полномочий органа по контролю (надзору), по участию в собраниях кредиторов, а также в арбитражном процессе по делам о банкротстве, в целях обеспечения правопорядка в установленной сфере, необходимо своевременно использовать предоставленные КоАП РФ полномочия по составлению и направлению в суд протоколов и заявлений о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности.
б) В целях эффективности реализации полномочий по контролю (надзору) за арбитражными управляющими необходимо усовершенствовать законодательство, регулирующее порядок осуществления данных полномочий, а именно:
1. КоАП РФ содержит 3 повода, указанных в статье 28.1 КоАП РФ, являющиеся необходимыми для возбуждения дела об административном правонарушении:
а) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
б) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
в) сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве – собрания (комитета) кредиторов.
По каким-либо иным поводам орган по контролю (надзору) не может возбудить дело об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего, например по жалобе кредитора, административное расследование может быть проведено только в случае поступления жалобы от собрания (комитета) кредиторов.
В связи с вышеизложенным, полагаем необходимым внести изменения в ч. 1.1 статьи 28.1 КоАП РФ, в соответствии с которыми поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12., 14.13, 14.23 Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, а также сообщения и заявления уполномоченного органа в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве – кредитора, собрания (комитета) кредиторов.
2. Поскольку Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ) наделил орган по контролю (надзору) полномочиями не только по возбуждению дела об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего, но и по рассмотрению такого дела или направлению его для рассмотрения в арбитражный суд, необходимо внести соответствующие изменения в КоАП РФ, в части наделения органа по контролю (надзору) полномочиями по рассмотрению дел об административном правонарушении в отношении арбитражных управляющих. Начальник отдела по контролю и надзору
в сфере саморегулируемых организаций Т.Б. Бейчук |