Скачать 271.88 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Л.М. Волосникова/ __________ _____________ 2011 г. Когнитивная лингвистика Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700.68 «Филология». Магистерская программа «Русский язык», уровень подготовки - магистр (очная форма обучения) «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _____________________________/Н.К. Фролов/ «______»___________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры общего языкознания 20 апреля 2011 г. Протокол № 10. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем _____23____стр. Завкафедрой ______________________________/Н.К. Фролов/ «___20___»______04_____ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук 21 апреля 2011 г. Протокол № 1. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Е.В. Тумакова/ «___21___»____04_________2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/С.А. Федорова/ «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт гуманитарных наук Кафедра общего языкознания Фролов Н.К. Когнитивная лингвистика Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 1 курса направления 032700.68 «Филология». Магистерская программа «Русский язык», уровень подготовки – магистр (очная форма обучения) Тюменский государственный университет 2011 Фролов Н.К. Когнитивная лингвистика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 2 курса направления 032700.68 «Филология». Магистерская программа «Русский язык», уровень подготовки – магистр, очная форма обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 16 с. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Когнитивная лингвистика [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой общего языкознания. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой общего языкознания, д.ф.н., проф. Н.К. Фролов © Тюменский государственный университет, 2011. © Фролов Н.К., 2011.
Требования ГОСТа к содержанию курса. Курс «Когнитивная лингвистика» рассчитан на магистров филологии согласно Федеральному государственному образовательному стандарту – 031 000 (520 300) – Филология. Содержание дисциплины основной образовательной программы филолога (магистратура) призвано обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом. Программа включает тематику практических занятий объемом 72 часа (14 часов практических занятий, 58 часов самостоятельной работы) с зачетом на 2 курсе (третий семестр).
Цели и задачи дисциплины Когнитивная лингвистика в последнее десятилетие заняла свое место среди актуальных направлений в современной лингвистике. Объектом внимания исследователей когнитивных явлений в языке явился человек, его мыслительная деятельность, разум, языковое сознание. Это лингвистическая дисциплина о познании и знании окружающего человека мира явлений и вещей, об интерпретации сущности рассудка и интеллекта. Познавательные процессы в языковедении получили название когнитивными, когнициями (лат. сognoc cere «понимать», «сознавать», нем. Kognitiv, фр. Cognitij), а само научное направление – когнитивизмом. Когниция – это совокупность интеллектуального, ментального и рассудочного в поведении человека. Цель изучения проблем когнитивной лингвистики — теоретико-практическое освоение одного из современных направлений науки о языковом сознании и самосознании человека мыслящего. Задачи дисциплины – ознакомление обучающихся с системой научных взглядов о познании и знании реального мира, человека и его разума, этнической культуры и менталитета, мыслительных актов в человеческом мозгу и поведения, а также методов мышления, интерпретации суждений об общественных и предметных понятиях науки. Место дисциплины в учебном процессе. В учебном плане магистерской программы «Русский язык» направления 032700.68 «Филология» дисциплина «Когнитивная лингвистика» является основной. Курс по выбору «Когнитивная лингвистика» адресуется студентам-филологам на уровневой подготовке магистра. Актуальность курса – систематизировать основные понятия когнитивизма, в том числе сущности мыслительной деятельности homo sapiens, структуры ментальных моделей, всего спектра переработки информации в мозгу человека, а также психических процессов и мыслительных актов. Предметом когниций является изучение концептов, которые выражают в языке этнокультурные представления человека о мире, его знание законов мышления, природы реалий, мотивации поведения, и фиксирование всего этого вербальными средства. Объект курса – раздел языкознания – «Когнитивная лингвистика», предметом познания которой является концепт во всех его мыслительных сферах речевой культуры.
Дисциплина «Когнитивная лингвистика» относится к вариативной части (М. 2) профессионального цикла дисциплин. Изучение курса является важным компонентом общелингвистической подготовки студента, обогащает представление о структуре русского языка, способствует овладению навыками познания теории языка, истории лингвистических направлений, школ и вклада языковедов в науку о языковом пространстве. Необходимыми для усвоения курса представляются знания и умения обучающихся, полученные в результате освоения курсов Современный русский язык, История русского литературного языка, Общее языкознание, Введение в языкознание, Лингвистический анализ текста. Изучение курса подразумевает логическую и содержательно-методическую взаимосвязь с теоретико-практическими дисциплинами «Философия языка», «Проектная деятельность в филологии» и «Современный научный дискурс».
В результате освоения ООП магистратуры выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональными: способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1); способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2); по видам деятельности в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры: научно-исследовательская деятельность: способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4); педагогическая деятельность: владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: основные понятия истории русского языка; основные законы развития русского языка; фонетики, морфемики и лексики русского языка, его семантической структуры, грамматики, лингвистической семиотики и лингвистики текста. Уметь: анализировать лингвистические явления языка, вести научную дискуссию на предложенные темы. Владеть: методами и способами, средствами хранения, переработки информации; навыками работы с компьютером как средством управления информацией. 2. Структура и трудоемкость дисциплины. Семестр 1. Форма промежуточной аттестации: зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Таблица 1.
3. Тематический план. Таблица 2. 3 семестр
Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов (3 семестр)
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.
Тема 1. Предмет науки о когниции. Теоретические основы когнитивной лингвистики. Источники. Историографическая справка, цель и задачи, основные рабочие термины. Когнитивизм и когнитивная лингвистика. Методы и способы познания человеческого разума, описания мира слов. Тема 2. Сходство и различие терминов: концепт, понятие, значение. Проблемы и механизм систематизации концептуального пространства, когнитивный подход к метаязыку современной науки. Структура концепта и приемы его описания. Концепт как базовое понятие в изучении языковой картины мира. Понятие концептуального пространства в когнитивистике, сущности метаязыка. Тема 3. Пути когнитивного моделирования символов, образов, представлений о научной картине мира. Научная картина мира: образы и символы. Аспекты таксономизации. Тема 4. Когнитивные модели дискурса. Текст и дискурс. Модель функционирования интертекста. Текстуальное описание модели художественных произведений. Проблемы лингвистического анализа художественного текста. Тема 5. Лингвокультурные аспекты когнитивного анализа лексики. Когнитивные основы грамматики. Когнитивное исследование абстрактных понятий (красота, желание, радость и под.). Тема 6. Репрезентация ментальных пространств. Когнитивное пространство. Основные параметры пространственной картины мира. «Образ» мира в пространстве субъективного и объективного значения слова. Метафора как средство концептуализации картина мира. Тема 7. Проблемы когниции и коммуникации. Когнитивно-коммуникативная характеристика информационного дискурса. Информация – сознание – коммуникация. Научное и обыденное знание в коммуникации. 6. Планы семинарских занятий. 3 семестр Занятие 1. Предмет и объект науки о когниции. Теоретические основы когнитивной лингвистики.
Занятие 2. Терминопонятия когнитивистики.
Занятие 3. Моделирование знаний в когнитивной лингвистике.
Занятие 4. Когнитивные модели дискурса.
Занятие 5. Лингвокультурные направления когнитивного описания собственных и нарицательных имен существительных.
Занятие 6. Концептосфера ментальных пространств.
Занятие 7. Проблемы когниции и коммуникации.
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. Литература
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Темы рефератов
Темы презентаций Создать презентации на материале лексико-графических источников и художественных текстов (по выбору).
а) свобода – неволя, б) дружба – ненависть. 2) Нравственные концепты: а) правда-ложь, б) совесть – бесстыдство. Контрольные вопросы и задания
8. Образовательные технологии. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению в учебном процессе реализуются следующие образовательные технологии: Деловые и ролевые игры:
Разбор конкретных ситуаций:
Развитие критического мышления через чтение и письмо:
Case-study:
Составление портфолио:
Метод проектов:
9.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 9.1. Основная литература
9.2. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы Электронные библиотеки: Электронная библиотека ИРЛИ РАН http://www.pushkinskijdom.ru Электронный каталог ГПНТБ России [Электронный ресурс]: Москва: URL: http: // www.gpntb.ru/win/search/help/el-cat.html. Интернет-ресурсы: http://dic.academic.ru http://slovari.gramota.ru http://www.gramota.ru http://www.philology.ru/linguistics http://www.ruscenter.ru http://www.rusexpert.ru http://www.umk.utmn.ru Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания, 1994. № 4. С.17-33. Электронная версия статьи: http://www.infolex.ru/Cogni.html КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА:http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/KOGNITIVNAYA_LINGVISTIKA.html 10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.
|
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10 | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10 | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Лингвистика, профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение) | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии» | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии» | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Лингвистика», профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение) | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №11 от 12. 05. 2011 г | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №10 от 12 2011 г | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Информационные системы и технологии в административном управлении» очная форма обучения | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании умк института филологии и журналистики от 31. 10. 2013, протокол №1 | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Государственно-конфессиональные отношения: отечественный и зарубежный опыт правового регулирования | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |