Учебно-методический комплекс дисциплины «логика»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «логика»
страница1/5
Дата публикации09.06.2015
Размер0.51 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального дополнительного образования

«Байкальский гуманитарный институт»


УТВЕРЖАЮ

Проректор по УМР________В.Ю. Хицкая

«______»__________201____г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ЛОГИКА»

направление 030900.62 «Юриспруденция»
Разработал: ФИО преподавателя

Кафедра

Рассмотрено на заседании кафедры

Протокол №_____

«____»__________

ИРКУТСК 2013
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«Логика»

Рекомендуется для направления подготовки

030900.62 Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника

«бакалавр»

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебно-методический комплекс «Логика» предназначен для студентов I курса специальности 030900.62 Юриспруденция, составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Логика повышает культуру мышления, придает убедительность и доказательность высказыванию. Логика способствует интеллектуальному развитию личности, становлению самосознания. Каждому человеку, а тем более юристу, важно знание законов логики. Юрист должен уметь строить умозаключения, делать выводы, определяя степень их вероятности. Эти знания, а также умение их использовать на практике помогают разобраться в суждениях других людей, убедить в своей правоте или убедиться в правоте оппонента, корректно вести себя в споре.

Для профессиональной деятельности юриста определяющее значение имеет связь логики с ораторским искусством. В античной Греции и других странах древнего мира логика развивалась как раз под влиянием возрастающего интереса к ораторскому искусству. Логика призвана была решить важнейший для оратора вопрос: как говорить, чтобы убеждать, чтобы заставить соглашаться с оратором. Древние ораторы силу хорошей речи видели в связи между мыслями. Умение убедить слушателя, аудиторию для юриста является показателем высокого профессионализма.

Логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно и нужно развивать различными способами и методами. Цель изучения логики – развитие логического мышления.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ПООП

Дисциплина «Логика» является дисциплиной вариативной части гуманитарного и социально-экономического цикла.


  1. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Логика необходима в профессии юриста, чтобы:

  • научиться грамотно применять имеющиеся в логике правила и приёмы в мышлении, устной и письменной речи, работе с литературой;

  • использовать эффективные пути развития интеллекта и возможности логики в работе юриста;

  • использовать приёмы обобщения, сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования в мышлении, речи, работе с литературой;

  • применять законы логики в мышлении и речи, в анализе примеров, в решении логических задач;

  • строить определения понятий и проводить их деление;

  • формулируя свои мысли, строить суждения в соответствии с их логической формой;

  • строить доказательство или опровержение, правильно используя в качестве демонстрации дедукцию, индукцию, аналогию;

  • обосновать или опровергнуть тезис, используя приёмы косвенного доказательства или опровержения.

  • выдвигать гипотезы, версии, указывать способы их подтверждения или опровержения.

В процессе изучения дисциплины формируются следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

  • способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

  • обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

  • способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

  • способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

  • способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

  • способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18)




  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72 часа.



п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Форма итоговой аттестации


лекции

практ. занятия

самост. работа



Логика как наука и ее роль в деятельности юристов

1

2

2

2






Понятие. Определение, деление и классификация понятий

1

2

2

2



Суждение. Классификация суждений и вопросов

1

2

2

2



Законы логики

1

2

2

2



Умозаключение и его значение для юриста

1

2

2

2



Доказательство и опровержение

1

2

2

2



Аргументация в работе юриста




2

2

2



Формы развития знаний

1

3

3*









Принятие решений в деятельности юриста и в судебной практике

1










Итого




17

17

38

зачет

  • - занятие проводится в интерактивной форме


Программа курса

Тема 1. Логика как наука и ее роль в деятельности юристов

Научное понимание процесса познания. Чувственное познание и абстрактное мышление. Основные характеристики абстрактного мышления. Роль языка в познании.

Логическая форма мысли. Основные типы логических форм: понятие, суждение, умозаключение. Понятие формально-логического закона. Правильные и неправильные умозаключения. Установление неправильности рассуждений методом нахождения контрпримеров. Формальная логика как наука. Диалектическая логика.

Основные этапы формирования логической науки. Символическая логика. Логика традиционная и современная.

Теоретическое и практическое значение логики для юристов. Логика и методология правового познания. Основные методологические принципы формальной логики: непротиворечия, тождества, исключенного третьего, достаточного основания. Основные методологические принципы диалектической логики: объективности рассмотрения, конкретности, всесторонности рассмотрения, историзма. Особенности изучения логики.

Языки естественные и искусственные. Язык как знаковая система. Понятие знака. Виды знаков: знаки-индексы, знаки-образы, знаки-символы. Основные характеристики знаков: смысл и значение. Семиотика. Основные разделы семиотики: синтактика, семантика, прагматика.

Учение логики об именах. Понятие имени. Смысл и значение имени. Виды имен: действительные и мнимые, единичные и общие, описательные и неописательные. Основные методологические принципы языка права: предметности, однозначности, взаимозаменимости. Парадоксы именования. Способы преодоления парадоксов.

Логические и дескриптивные термины. Семантические категории выражений языка. Предложения, выражающие суждения. Предложения, выражающие вопросы. Предложения, выражающие нормы. Логические термины. Дескриптивные термины: единичные имена, общие имена, знаки свойств и отношений, знаки признаков, знаки предметных функций.

Язык логики высказываний. Специфика языка права. Понятие юридического термина. Способы введения юридических терминов.
Тема 2. Понятие. Определение, деление и классификация понятий

Понятие как мысль особого вида. Логическая форма понятия. Способы выражения понятий в естественном языке. Понятие и смысл имени.

Признаки предметов. Виды признаков: простые и сложные, положительные и отрицательные.

Содержание и объем понятия. Логическое и фактическое (основное и полное) содержание понятия. Логический и фактический (основной и полный) объем понятия. Содержание понятия и смысл имени. Содержание понятия и признаки состава преступления. Закон обратного отношения между содержаниями и объемами понятий.

Виды объектов мысли и виды понятий. Виды отношений между понятиями по содержаниям и объемам. Обобщение и ограничение понятий. Проблема специфики правовых понятий.

Определение и приемы, сходные с определением: остенсивное определение, описание, характеристика, сравнение, разъяснение посредством примеров. Номинальные ирреальные определения. Явные и неявные определения. Определения выражений типа единичных имен, типа общих имен, типа предикатов и знаков предметных функций. Определения через род и видовое отличие: генетические, атрибутивно-реляционные и операциональные. Контекстуальные определения и определения через отношение к противоположному. Индуктивные определения. Логико-методологические требования, предъявляемые к определениям. Ошибки в определениях.

Деление. Виды деления: таксономическое и мереологическое, одноступенчатое и многоступенчатое. Правила таксономического и мереологического делений. Ошибки в делениях.

Классификация как логико-гносеологическая процедура. Структура и виды классификаций. Роль классификаций в правовом познании.
Тема 3. Суждение. Классификация суждений и вопросов

Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Простые суждения. Атрибутивные суждения. Количественные и качественные характеристики атрибутивных суждений. Категорические суждения. Суждения об отношениях, их количественные и качественные характеристики. Ассерторические и модальные суждения. Сложные суждения. Соединительные суждения: конъюнктивные, последовательно-конъюнктивные, одновременно конъюнктивные. Разделительные суждения: дизъюнктивные и строго дизъюнктивные. Условные и импликативные суждения. Понятия необходимого и достаточного условий. Значение выявления логической формы суждений для исследования нормативных актов и других документов, имеющих юридическое значение. Выражение суждений на языке логики высказываний. Виды отношений между суждениями по логическим формам. Понятия закона логики и логического следования. Отношения между категорическими суждениями и суждениями об отношениях. Отрицание простых и сложных суждений.

Логическая характеристика норм права. Проблема истинности норм права. Логические характеристики понятий «обязательно», «разрешено» и «запрещено».

Вопрос как мысль особого типа. Понятие предпосылки вопроса. Вопросно-ответные ситуации в правовом познании. Значение учения логики о вопросах для юридической практики. Уловки, основанные на особенностях предпосылок вопросов. Простые и сложные вопросы. Открытые и закрытые вопросы. Логически корректные вопросы. Логически некорректные вопросы: бессмысленные, недоопределенные, провокационные, тавтологичные (логически и фактически).

Прагматическая характеристика вопросов. Прагматически правильные вопросы. Прагматически неправильные вопросы. Прагматически правильные ответы. Прагматически неправильные ответы.
Тема 4. Законы логики

Понятие логического закона. Общая характеристика законов логики. Сфера действия законов логики. Основные свойства мысли, выражаемые законами логики: определенность, непротиворечивость, обоснованность.

Закон тождества как выражение определенности мысли. Условия отождествления мыслей. Однозначность, определенность мысли при рассуждениях, доказательствах. Логические ошибки при нарушении закона тождества: подмена понятия, подмена тезиса. Правила, которые необходимо соблюдать, чтобы не нарушать закон тождества: недопустимость осознанной или неосознанной подмены понятий; недопустимость вкладывания в одно и то же суждение разного смысла.

Закон непротиворечия. Понятие диалектического и формально-логического противоречия. Формально-логические противоречия как проявления путаного, непоследовательного рассуждения. Недопущение противоречия в правильном мышлении. Проявление противоречия в несовместимых (контрарных и контрадикторных) суждениях. Обязательность следования закону непротиворечия во всех сферах мыслительной деятельности юриста.

Закон исключенного третьего и специфика его действия в юридической практике. Требование выбора одного из двух противоречащих высказываний как искомой истины. Запрет признания одновременно истинными или ложными двух противоречащих суждений.

Закон достаточного основания как выражение требования обоснованности мысли. Достаточное обоснование как мысль, которая проверена и признана истинной и из которой с необходимостью вытекает истинность выводного знания. Проявление закона достаточного основания как выражение обоснованности мысли.

Взаимосвязь законов логики и их роль в деятельности юристов. Упущения в соблюдении закона достаточного основания как фактор исключения определенности и внутренней стройности процесса мышления юриста. Соблюдение закона тождества как средство формирования культуры оперирования синонимами и омонимами, углубления и расширения способности юриста к речемыслительной деятельности с использованием различных форм языка. Следование закону исключенного третьего как условие развития способности выбирать и употреблять необходимые понятия, адекватно отражающие суть предмета мысли.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «логика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины логика федеральное агентство...
Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась в рамках теории познания, и в настоящее...
Учебно-методический комплекс дисциплины «логика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Математическая логика» для студентов очной формы обучения по специальности 050202...
Учебно-методический комплекс дисциплины «логика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая логика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс дисциплины «логика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине логика
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс дисциплины «логика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Логика Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция»
Учебная программа дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины «логика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «логика» с другими дисциплинами специальности 030201. 65 Политология
Учебно-методический комплекс дисциплины «логика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Логика»
Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 4
Учебно-методический комплекс дисциплины «логика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «логика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины математическая логика Основная образовательная программа
...
Учебно-методический комплекс дисциплины «логика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины «логика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины «логика» iconМетодические указания учебно-методический комплекс по дисциплине «Логика»

Учебно-методический комплекс дисциплины «логика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине математическая логика и теория алгоритмов
Курс математическая логика и теория алгоритмов обеспечивает приобретение знаний в соответствии с государственным образовательным...
Учебно-методический комплекс дисциплины «логика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины «логика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Математическая логика и теория алгоритмов»
Заведующий кафедрой И7 д ф м н., профессор /С. Д. Шапорев/ Составитель д ф м н., профессор /С. Д. Шапорев
Учебно-методический комплекс дисциплины «логика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск