«Диктатура сердца» Лорис-Меликова





Скачать 105.66 Kb.
Название«Диктатура сердца» Лорис-Меликова
Дата публикации30.06.2015
Размер105.66 Kb.
ТипКлассный час
100-bal.ru > Право > Классный час
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя образовательная школа № 259

Адмиралтейского района

Санкт-Петербурга
«Диктатура сердца» Лорис-Меликова

Классный час в 11 классе

c:\users\user\desktop\л-меликов\рисунок1.png9785170746651-b9785170746651-b9785170746651-b9785170746651-b9785170746651-b

Подготовили:

Абдулаева Т.К., кл. руков. 11 класса

Бердникова М.С., учитель истории



9785170746651-b

Санкт-Петербург, 2014

Классный час ««Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова

Цель: выяснить причины и последствия кризиса внутренней политики самодержавия в 70-80 гг; рассмотреть проект Лорис-Меликова.

Задачи:

-обучающие: составить представление о причинах и проявлениях кризиса, закрепить знания о структуре общественно-политического движения; сформировать представление об эволюции идеологии и тактики народников; уяснить суть и формы революционного террора; его результатов;

- развивающие: развивать навыки выявления причинно-следственных связей, умение выделять главное, определять и объяснять понятия, ставить и решать проблемы;

- воспитательные: дать нравственную оценку тактике революционного террора.
Тип урока: урок изучения нового (комбинированный)

План:

1.Отказ правительства от либерального курса.

2.«Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова.

3.Убийство Александра II.

4.Правительство и общество при Александре II.

Оборудование: презентация

СТРУКТУРА И ХОД занятия



Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1

Организаци-онныймомент

Здравствуйте! Сегодня мы обратимся к эпохе Александра II, являющейся переломной в российской истории.

Учащиеся готовятся отвечать на вопросы.

0,5 мин.

2

Актуализация знаний и умений


Беседа с учащимися для актуализации знаний:

- Чем же запомнилась современникам эта эпоха?

Если взглянуть на развитие российского общества при Александре II, то мы видим, что вначале тон в общественных дискуссиях задавали гуманисты и либералы, такие как Белинский, Герцен, Хомяков.

Однако довольно быстро, уже с начала 60-х гг., выделились три основных направления.

- Какие?

- Каковы были требования либерально-оппозиционного движения послереформы?

- Каковы были причинырадикализации части общественного движения?

Учащиеся называют либеральные реформы.

Учащиеся называютреволюционно-демократическое, либеральное и консервативное (охранительное).

Учащиеся отвечают(несмотря на отсутствиеединства в либеральном движении, одним из основных требований было продолжениеpeформ и введение конституции и центрального всесословного представительного учреждения;

либеральные реформы 70 — 80 гг. обнаружили свою половинчатость: к введению конституции правительство не приступало, крестьянская реформа многими воспринималась, как грабительская, «хождение в народ» закончилось неудачей; казалось, что тактика террора может устрашить правительство, дезорганизовать его; nравительcmвoстанет слабым и с ним будет легко бороться.)

2 мин

3

Постановка

цели занятия

Сообщение: К 70-80 гг. стала окончательно ясна непосильность выкупных платежей для крестьян (за 20 лет после отмены крепостного права недоимки составили 84% к годовой сумме выкупных платежей). Возросло количество крестьянских волнений: 1875-79 гг. — 152 волнения, 1880-84 — 325.

Деревня жила слухами о близком «черном переделе земли», во время которого вся земля будет отобрана у помещиков и роздана крестьянам. Подобные слухи были настолько сильны, что Александр II поручил министру внутренних дел опубликовать официальное заявление о необоснованности крестьянских надежд на передел.

Беседа с учащимися для актуализации знаний:

- Вспомните, когда было совершено первое покушение на Александра II? Каковы были его последствия?

— Вспомните основные идеи консерваторов того времени?

— Какие события в доказательство своей правоты могли приводить консерваторы?

- Какой же путь избрало правительство Александра II?

Итог: Волнения в деревне, волна рабочих стачек и забастовок, рост оппозиционно-либерального движения, активизация террористической деятельности народников — привели к кризису политики самодержавия в 70—80-е годы XIX в. Это и будет темой нашего урока (Слайд 1), цели, которые мы ставим (Слайд 2),и мы с вами уже раскрыли первый пункт плана. Ваша задача – по ходу рассказа раскрыть второй (Слайд 3).

Учащиеся отвечают(в апреле 1866 года Д. В. Каракозов стрелял в Александра II в Летнем саду.Покушение привело к отказу от продолжения реформ. Из правительства были удалены почти вселиберальные министры. Был закрыт журнал «Современник». Постране прокатилась волна арестов людей, вызывавших малейшиеподозрения властей.)

Учащиеся отвечают(доказательство губительности либеральных и тем более радикальных идей, которыеразрушают «народность» и ведут к революции.)

Учащиеся отвечают(покушения на императора Александра II.)

Учащиеся отвечают(отказалось от либерального курса)

Учащиеся записывают тему урока, знакомятся с планом, записывают первые пункты.

5 мин.

4

Организация

восприятия

и осмысления

новой

информации,

т.е. усвоение

исходных

знаний

творческое

применение и

добывание

знаний,

освоение

способа

деятельности

путем

решения

проблемных

задач,

построенных на

основе ранее

усвоенных

знаний и умений

Сообщение: С одной стороны необходимо было продолжение реформ, с другой — в борьбе с терроризмом применялись суровые репрессии к участникам революционного движения и дальнейшее продолжение реформ откладывалось.

В феврале 1880 г. после очередного покушения Александр II создал «Верховную распорядительную комиссию по охране государственного порядка и общественного спокойствия. Во главе был поставлен активный участник русско-турецкой войны, харьковский генерал-губернатор М. Т. Лорис-Меликов, который получил неограниченные полномочия. В задачу Верховной распорядительной комиссии входило прекращение террористических актов, усовершенствование полицейских органов, которые показали свою неэффективность в борьбе с участниками революционного движения.

Можно ли было навести порядок в стране исключительно карательными мерами?

Лорис-Меликов полагал, что против революционеров нужно действовать жесткими репрессиями, однако они не должны затрагивать невиновных. По предложению Лорис-Меликова было ликвидировано III Отделение, которое показало свою несостоятельность в новых условиях. Отныне наведением порядка в стране должен был заниматься Департамент полиции, который входил в состав Министерства внутренних дел.

Однако, по мнению Лорис-Меликова, наводить порядок в стране нужно не только карательными мерами. Произошел ряд важных кадровых перестановок. Вместо министров-консерваторов назначались либеральные сановники. Был снят с поста министра народного просвещения (он же обер-прокурор Синода) консерватор Д. А. Толстой. Цензурный устав был значительно смягчен, прекратилось давление на земства. Наоборот, Лорис-Меликов старался привлечь к сотрудничеству с правительством земства, иные общественные организации, журналистов, т. е. все либеральные силы России. Началась разработка проекта новых реформ, которые предусматривали снижение выкупных платежей, отмену подушной подати.

Лорис-Меликов предоставил на рассмотрение Александру II проект, предусматривавший создание двух комиссий из представителей земств и назначенных правительством чиновников для выработки преобразования губернского управления, пересмотра земского и городового положений. Далее предлагалось выдвинуть 10 — 15 представителей земских и городских органов самоуправления для рассмотрения этих законопроектов в Государственном Совете. Этот проект получил название «Конституции» М. Т. Лорис-Меликова. I7 февраля предложения Лорис-Меликова были одобрены Александром II.

Проверьте свои записи (Слайд 4).

Беседа с учащимися

- Можно ли назвать проект Лорис-Меликова предложением о введении центрального представительного учреждения и ограничении монархии?

- Почему либералами правление М. Т. Лорис-Меликова было названо «диктатурой сердца»?

- Вспомните, когда возникла организация «Народная воля»?

- Вспомните – каковы были ее социальный состав, цели и методы?

Слайд 5

Таким образом, цели народовольцев были благородны. Но можно ли благородной цели добиваться, используя терроризм? Давайте поразмышляем над этим вместе с вашими одноклассниками, которые покажут вам сейчас небольшой спектакль (Слайд 6).

Инсценировка «Ах, зачем вы убили Александра Второго…» Приложение, презентация, слайды 7-17.

Учащиеся записывают в тетради:

М Т. Лорис-Меликов— глава Верховной распорядительной комиссии с неограниченными полномочиями.

Учащиеся отвечают(нет. Беспорядки, подъем революционного движения были во многом обусловлены объективными причинами — время показало недостаточность, половинчатость проведенных реформ. Самый сложный вопрос —крестьянский — не получил должного разрешения.)

Учащиеся записывают в тетради:

Учреждение Департамента полиции при МВД.

Учащиеся записывают в тетради:

Либеральные кадровые перестановки.

Учащиеся записывают в тетради:

Смягчение цензуры, прекращение давления на земства, привлечение их к разработке новых реформ.

Учащиеся записывают в тетради:

Проект «Конституции»Лорис-Меликова.

Учащиеся сверяют свои записи со слайдом.

Учащиеся отвечают(На самом деле предлагались лишь робкие шаги по пути привлечения выборныхпредставителей. 10 — 15 человек от всей России – это очень мало. При этом они не наделялись законодательными полномочиями, а лишь должны были обсудить проекты в Государственном Совете.)

Учащиеся отвечают(Диктатура — поскольку сам он был облечен диктаторскими полномочиями. Но также потому, что он былсторонником жесткой политики в отношении революционеров. Но одновременно он старался установить контакт и привлечь к сотрудничеству все умеренно-демократические силы в страны.)

Учащиеся отвечают (в 1879 году после раскола народнической организации «Земля и воля».)

Учащиеся работают с документами и говорят, чтоорганизация состояла из недоучившихся студентов,основной целью была организация революционного движения в народе.Для ее достижения народовольцы использовали пропагандистскую и агитационнуюдеятельность, совершали террористические акты)

Учащиеся делают запись в тетради:

1 марта 1881 года —убийство Александра II.

Учащиеся смотрят инсценировку, сопровождаемую презентацией.

25 мин

6

Обобщение

изучаемого

на уроке

и введение

его в

систему ранее

усвоенных

знаний

Беседа после просмотра:

— Добились ли народовольцы убийством Александра II своей цели?

— Подумайте, почему император, прозванный «Освободителем», который отменил крепостное право, провел либеральные реформы в стране, был убит?

- В начале урока мы говорили с вами о том, что в начале реформ тон в обществе задавали либералы и гуманисты.

В чем же главная причина того, что общественное мнение стало быстро «леветь» — в нем стали преобладать сторонники не только революции, но и террористических методов?

– Пошел ли России впрок урок, который преподали ей «первомартовцы» и Александр II – своей гибелью?

Учащиеся отвечают (нет.Убийство императора принесло только ужесточение политического режима, появился новый император.

Возможно, это связано с тем, что Великие реформы были проведены поздно и не в полном объеме, как того требовало историческое развитие. Власть боялась кардинальных изменений, которые, по ее мнению, обязательно приведут к революции. Но, как показало время, отсутствие необходимых перемен также грозит волнениями и в конечном итоге все той же революцией.)

Учащиеся работают с воспоминаниями Чичерина и отвечают на вопросы (общество было шокировано, сбито с толку слухами и притихло; царь оставил по себе добрую память в народе, прежде всего как царь — Освободитель).

Учащиеся отвечают(нерешительность в проведении правительством демократических реформ.Представители этих течений не хотели идти на диалог с правительством, намеревались силой заставить его пойти на более решительные преобразования или вообще взять власть в свои руки.

Характерной для России, в сравнении с европейскими странами, была слабость либерального, умеренного движения. Правительство и лично царь Александр II были во многом сами виноваты в том, что развитие общества пошло именно по такому пути.

Да, потому что революционные организации пошли в итоге другим путем. Нет, потому чтороссийская революция была очень кровавой.)

10 мин

7

Подведение

итогов

урока

Итак, мы с вами теперь можем сказать, что сделало эпоху Александра II такой значительной в российской истории – не только реформы, двинувшие страну вперед, но и то, что она поставила перед обществом вопрос цены прогресса.


Учащиеся письменно рефлексируют свои впечатления

2,5 мин

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Диктатура сердца» Лорис-Меликова iconОбусловленные клинические диагнозы ослабленных детей и работа с ними...
Существуют врожденный и приобретенный пороки сердца – впс и ппс соответственно. Как правило, впс возникает в результате незавершенности...
«Диктатура сердца» Лорис-Меликова icon2. Патология клапанов сердца (пороки) Тема Заболевания коронарных артерий сердца
В ходе экзамена он должен продемонстрировать глубокое понимание как основ медицинской науки, так и проблемных вопросов в отдельных...
«Диктатура сердца» Лорис-Меликова iconУрок информатики во 2 классе тема: «Устройства вывода информации»
Автор: Степаненко Анна Николаевна учитель информатики мкоу «Лорис-Меликовская сош»
«Диктатура сердца» Лорис-Меликова iconТематический план изучения дисциплины №п\п Наименование темы
Развитие физиологии кровообращения. Морфофункциональная характеристика системы кровообращения. Строение сердца и сосудов у плода....
«Диктатура сердца» Лорис-Меликова iconГосдума РФ мониторинг сми 20 июня 2007 г
Независимая газета, Костенко Наталья, Меликова Наталья, Родин Иван, 20. 06. 2007, №119, Стр. 1 16
«Диктатура сердца» Лорис-Меликова iconКто мог бы лучше описать назначение Священного Сердца в каждом из нас?
По их словам, это начало нового языка — языка сердца и души. До настоящего времени информация о том, как это происходит, и как мы...
«Диктатура сердца» Лорис-Меликова icon«Диагностика ишемической болезни сердца в форме стенокардии»
Охватывают до 165 см тела человека за один оборот рентгеновской трубки (около 0,3с). Продолжительность сканирования сердца снизилась...
«Диктатура сердца» Лорис-Меликова iconПатофизиология гемостаза. Тромбоз
«тромбос» комок это сложный прижизненный процесс образования в кровеносных сосудах или полостях сердца плотных масс, состоящих из...
«Диктатура сердца» Лорис-Меликова iconКонспект урока по биологии 8 класс Тема урока: «Строение и работа...
Оборудование: разборные модели сердца: человека, млекопитающего, птицы, пресмыкающегося, земноводного, рыбы; торс человека, компьютер,...
«Диктатура сердца» Лорис-Меликова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Шатобриан, герцог Энгиенский, Ришелье и другие, у кого была память сердца и души, сумели унести Францию. И я унес Россию. Так же,...
«Диктатура сердца» Лорис-Меликова iconРеферат по культурологии на тему: Хосе Ортега-и-Гассет, философ и...
Он пережил военную диктатуру, боролся с ней и способствовал ее падению (в 1931 году он участвовал в свержении монархии Альфонса XIII),...
«Диктатура сердца» Лорис-Меликова iconРеферат по культурологии на тему: Хосе Ортега-и-Гассет, философ и...
Он пережил военную диктатуру, боролся с ней и способствовал ее падению (в 1931 году он участвовал в свержении монархии Альфонса XIII),...
«Диктатура сердца» Лорис-Меликова icon«Вопросы разума ответы сердца. Как вернуть своей жизни осмысленность»
«Вопросы разума — ответы сердца. Как вернуть своей жизни осмысленность»: ОАО "Издательская группа "Весь"; Санкт-Петербург; 2011
«Диктатура сердца» Лорис-Меликова iconРеферат На тему «Консервативная терапия ишемической болезни сердца...
«Консервативная терапия ишемической болезни сердца в форме стабильной стенокардии напряжения»
«Диктатура сердца» Лорис-Меликова icon1. Порядок оказания медицинской помощи детям с врожденными пороками сердца в г. Красноярске
Порядок оказания медицинской помощи детям с врожденными пороками сердца в г. Красноярске
«Диктатура сердца» Лорис-Меликова icon1. к терминальным состояниям относятся
Появление пульса на сонной артерии во время непрямого массажа сердца свидетельствует


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск