Церквиволосовскогорайон а





Скачать 303.75 Kb.
НазваниеЦерквиволосовскогорайон а
страница1/3
Дата публикации01.08.2015
Размер303.75 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3





Ц Е Р К В И В О Л О С О В С К О Г О Р А Й О Н А
Раскулицы – во имя Преображенья(1861,1778г)

Яблоницы – храм Михаила Архангела*

Редкино – церковь святой Троицы

Бегуницы – церковь святого Михаила(1812г)

Ястребино – церковь Николая Чудотворца

Вруда – церковь Успения Богородицы*

Хотнежи – 1868г

Волгово – церковь во имя святой Ирины Великомученицы(1812г)

Волосово – церковь Александра Невского(1904г)*

Кикерино* –

Грызово – церковь во имя Покрова

Озертицы – церковь во имя Петра и Павла

Извара – церковь Казанской Божьей матери*

Клопицы – церковь Благовещенья 1783г сгорела, каменная во имя Петра и Павла(1784г), 1891г во имя святой Троицы

Чирковицы – церковь во имя Спаса Нерукотворного

Каложицы – церковь во имя святой Екатерины

Хотыницы –

Молосковицы – лютеранская церковь

Остроговицы –

Заполье – во имя Петра и Павла

Ильеши – во имя святого Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы*

Ивановская – во имя Казанской Божьей матери

Пятая гора – церковь во имя святой Троицы

Ославье – церковь во имя Казанской Божьей матери

К И Р Х И Л Ю Т Е Р А Н С К И Е:

Губаницы – Купанитсан*

Клопицы –

Каложицы –

Молосковицы – Волкеа Киркко

Череповицы – Серепетан

М О Н А С Т Ы Р Ь:

Курковицы – Пятигорский во имя Тихвинской Божьей матери

Ч А С О В Н И:

Сырковицы. Волгово; Домашковицы; Волна; Остроговицы; Лисино; Клопицы; Калитино;
*Действующие церкви
С моста идет дорога в гору.

А на горе – какая грусть! –

Лежат развалины собора,

Как будто спит былая Русь.

(Н. Рубцов)

Вступление.

Известный русский философ Н.Бердяев писал: «В нацию входят не только человеческие поколения, но также камни церквей, дворцов и усадеб, могильные плиты, старые рукописи и книги. И чтобы уловить волю нации нужно услышать эти камни, прочесть истлевшие страницы».

Есть такое поверье, что там, где стояла церковь, до скончания века обитают ангелы и оплакивают это место, если святость его не уважается. Ангелы разрушенных церквей помнят немало интересного о наших землях, о мечтах и заботах живших здесь людей.

Современная территория нашего района в средневековье входила в состав Водской пятины Великого Новгорода. В нынешнюю территорию района входили земли Ястребинского, Врудского, Льешского, Озеретцского, Зарецского и Бегуницкого погостов.

Впервые церкви в этих местах появились в XV веке. Возможно, это произошло и раньше, но первые документы, в которых упоминаются храмы в этом регионе, датируются концом XV века. Это Писцовая книга Водской пятины 1500 года. В ней упоминается церковь в Покровском Озеретцском погосте, Ястребинском – Никольском , Зарецком – Спасском , Богородицком – Врудском , Ильинском – Замозским в Бегуницах, Льешском погостах. Также упоминается церковь Спаса в сельце Раскулицы.

Таким образом, к рубежу XV-XVI веков мы имеем 7 церквей. Все они были деревянными, простой архитектуры. Эти церкви существовали и на протяжении XVI столетия.

В 1617 году после подписания мирного договора со Швецией в деревне Столбово под Тихвином (территория, которую теперь занимает Волосовский район) отошла во владение Швеции. В связи с этим большинство церквей было сожжено и закрыто, и поэтому на протяжении 17 века храмы в этой местности не строились.

После возвращения Петром захваченных шведами земель территория Волосовского района вошла в состав России.

Больше всего церквей в Волосовском районе было построено в 19 веке. В описании Санкт-Петербургской губернии 1838 года упоминаются некоторые из них: каменная церковь Успения в Селе Вруда, построенная в 1823-40 годах, деревянная церковь в селе Ястребино. Помимо храмов в с. Вруда и с. Ястребино в 19 веке были построены церкви в Б. Хотнежах (1868 г.), церковь Михаила Архангела в Бегуницах ( первая половина 19 века), церковь Ирины в усадьбе Волгово. Кроме провославных храмов строились и лютеранские кирхи: В Губаницах (1861 г.), в Клопицах и Молосковицах. В конце 19 века была построена церковь Александра Невского в Волосове, обследованная в 1985 году экспедицией по выявлению культурных ценностей. В начале 20 века была поставлена церковь Земледельческой колонии по проекту архитектора Яковлева (1910-е годы), деревянная церковь в Кикерино. В Курковицах – Пятигорский монастырь во имя Тихвинской Божьей Матери. Также в районе было много часовен. Среди сохранившихся – часовни в Волгове, Домашковицах, Волне, Остроговицах, Лисино, Клопицах. Была часовня в Калитино.

Начиная с 1918 года, решением правительства церковь отделялась от государства; ее земли и материальные ценности объявлялись государственной собственностью, но ни одно не подлежало уничтожению. Первой напастью для зданий стала гражданская война. В дальнейшем большинство церквей было превращено в хозяйственные склады. Волосовская церковь стала Домом пионеров, курковицкая и бегуницкая – рабочими клубами, редкинская и врудская – школьными складами.

До войны 1941-1945 годов сохранилось 15 церквей, построенных в разные дореволюционные годы на средства верующих: бегуницкая – св. Михаила, волосовская – св. Александра Невского, губаницкая – св. Еввы, врудская – Успения Богородицы, Запольская – св. Петра и Павла, ильешская – св. Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы,ивановская – Казанской Божьей Матери, клопицкая – Перекульский крест, молосковицкая – лютеранская церковь, Пятая Гора – св. Троицы, Раскулицы – Спаса Преображения, Редкино – св. Троицы, Чирковицы – св. Петра и Павла, Ястребино – Николая Чудотворца и Яблоницы – Михаила Архангела.

Очень большой урон району принесла фашистская оккупация. Пострадали и церкви. В волосовской церкви некоторое время был лагерь перемещенных лиц.

Всенародное бедствие в годы войны оживило верование людей в Бога, и в районе стали действовать Волосовская, Врудская, Ильешская, Яблоницкая церкви. Но в 60-ых годах вновь поднялась волна антирелигиозности: была закрыта Врудская церковь, взорвана в Ильешах часовня Параскевы Пятницы, разобрана Клопицкая церковь, разрушенная в годы войны ( у жителей только и осталась закладная доска с надписью «Церковь построена стараниями Синебрюхова»). Многие годы население района не занималось сохранением церковных зданий и утвари; исполкомовские работники старались беречь наиболее ценное в ленинградских хранилищах.
Храм Александра Невского
Среди дубравы К себе он тянет

Блестит крестами Неодолимо,

Храм пятиглавый Зовет и манит

С колоколами. Он в край родимый,
Их звон призывный В край благодатный,

Через могилы Забытый мною,-

Гудит так дивно И, непонятной

И так уныло! Томим тоскою.
А.К. Толстой «Благовест».



Волосовская церковь занимает площадь в 198 квадратных метров (без алтарной части). Деревянная, на каменном фундаменте, она была построена в 1904 году на пожертвования одной из русских княгинь (к сожалению, никаких данных не сохранилось). Захоронение княгини находится на церковной территории за алтарной частью храма.

После Октябрьской революции правительство отделило церковь от государства, а начиная с 20-х годов началось не только преследование священнослужителей и верующих людей, но и массовое закрытие, а затем безжалостное, варварское уничтожение церквей, монастырей, часовен, колоколен, икон, церковной утвари. К несчастью, это время не пощадило и наш храм. В июле 1937 года двери церкви закрылись. Но это было не все. Местные власти, по-видимому, не нашли лучшего места, где устроить клуб. С церкви спилили крест, разрушили купол, сломали и сбросили колокольню. В алтаре выломали престол, выбросили иконостас, семисвечник, иконы и всю церковную утварь. Объявлено, что Бога больше нет. Поэтому можно делать все, что вздумается: ломать, сжигать, взрывать. Бояться нечего, судить не будут – не колхозный же сарай сломали.

Волосовский район в недалёком прошлом был богат действующими церквями. А теперь посчитайте, сколько их у нас осталось? Удар был нанесен не только по монастырям, но и по людям. Они стали духовно нищими, жестокими, завистливыми, опустошенными, потеряли свою духовность и нравственность. Недаром в Священном писании сказано: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?»…

Нет ничего странного в том, что двери храма вновь открылись в самые трудные для страны и народа дни – в сентябре 1941 года. И по сей день в церкви проходят богослужения. Престол храма был вновь освящен в честь русского святого благоверного князя Александра Невского.

Родился князь 30 мая (по старому стилю) 1220 года в городе Переславле – Залесском. Александр Невский – сын рязанской княжны Феодосии Игоревны и великого князя Ярослава Всеволодовича, внук святого Андрея Боголюбского и правнук Владимира Мономаха. Детство его прошло в Переславле – Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский, один из составителей Киево – Печорского Патерика. От благодатного старца – иерарха получил святой Александр первое благословление на ратное служение во имя Бога, на защиту русской церкви и русской земли.

В те времена на Русь устроилось посягательство Римских пап, которые пытались подчинить себе весь христианский мир. Но так как добровольно россияне подчиняться не хотели, рода священным долгом.

В 1256 умер хан Батый, а вскоре был отравлен и его сын Спартак, поработим Александра Невского. Князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы мирное соглашение с новым ханом Берке. В 1262 году хан Берке задумывается отомстить Руси, но великий заступник народа вновь едет в Орду и направляет события совсем в иное русло. Эта дипломатическая поездка Александра Невского в Сарай была, к сожалению, последней. Будущее Руси, однако, было спасено, долг его перед народом и богом был выполнен. На обратном пути из орды Александр Невский смертельно занемог. Не доезжая Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник скончался бы - против них решили употребить «мирской меч». Рим объявил России крестовый поход. Понимая грозную опасность, молодой новгородский князь (ему тогда еще не было и 20 лет) собирает дружину и в соборе святой Софии премудрости Божьей возносит молитву: «Суди, Господи, обидящим меня и возбрани борющихся со мной, прими оружие и щит, стань в помощь мне». Архиепископ Спиридон благословил князя, и, выйдя из храма, Александр обратился к дружине с такими словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные с оружием, иные – на конях, а мы имя Господа Бога призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были.

Дружина двинулась на встречу врагу. 15 июля 1240 года князь нанес ему поражение возле устья реки Ижоры. Помощь в славной битве Александр получил от святых Бориса и Глеба, я вившихся ему накануне в сновидении. Как бы там ни было, но это был первый отпор русских своим завоевателям. Победитель получи титул Невского.

Александр Невский свято выполнял заповедь Иисуса Христа: «Нет больше той любви, да кто душу свою положит за други своя». Защита святынь отечества – веры народа, его культуры – всегда оставались для русского нало это 14 ноября (по старому стилю) 1263 года. Погребение князя совершено 23 ноября во Владимире.

В 1724 году Петр I перенес святые мощи Александра Невского из владимирской земли в первый петербургский храм, освященный именем князя. Ныне в Александро-Невской Лавре музей городской скульптуры. В 1790 года хранителем святого стал Троицкий собор Лавры. В 1922 году мощи князя были вынесены из собора святой Троицы и спрятаны в музее религии и атеизма. Святая рука князя, выполненная чудо – мастерами из первого колыванного серебра, подаренная императрицей Елизаветой Лавре, стала красивой игрушкой – музейным экспонатом. И только совсем недавно, к 750-летию Невской битвы, святые мощи Александра невского были возвращены на своё законное место.

…Волосовский Александро – Невский храм празднует свой престольный праздник 12 сентября и 6 декабря (по новому стилю) - два раза в год. В эти торжественно – праздничные дни вокруг храма устраивается Крестный ход. На молебне, посвященном святому князю Александру Невскому, молятся и просят его усилить и пробудить веру, память, совесть, объединить всех к проявлению любви, добра.

Чирковицкая церковь.




Уже в 1793 году была в Чирковицах деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного с приделами Владимирской Божьей Матери и Праведных Захарии и Елизаветы. Последний придел не был освещён.

По указу консистории от 28 июня 1868 года за № 2981 церковь за ветхостью разрушена и вместо нее в 1868 году построена архитектором Булановым каменная, теплая, во имя Нерукотворного Спаса, освященная 11 февраля 1868 года протоиереем Ямбургского собора Вознесенским. Антиминс освящен 10 декабря 1876 года митрополитом Исидором. Длина храма 10 сажен, ширина - 5 сажен, высота - 4 сажени, колокольни - 7 сажен.

В храме есть достопримечательности: два сребропозлащенных напрестольных креста, первый с мощами апостола Варфоломея, Фомы, Марка, Мученика Меркурия, Игнатия и Варвары; второй – с частью дивотворящего древа и мощами мучеников Евгении, Параскевы, Евстафия, Ермолая, Анастасии и апостола Петра. Церковные документы имеются с 1793 года.

Причт помещался в двух домиках и использовался 30 десятинами земли.

До 1826 года Ильешский причт за служение в Чирковицах получал от помещика Блока 270 руб. ассигнациями в год. В 1826 г. Блок нарезал причту 30 десятин земли вместо жалования. С 1857 года причт стал получать от казны 220 руб. Позднее платили в год 240 рублей священнику и 80 рублей псаломщику.

Поместий в приходе было три: Чирковицы – Блока, Буяницы – Ерлиха ; Смердовицы – Сверчковой. Деревень четыре: Чирковицы, Большие Корчаны, Буяницы и Коростовицы. Крестьяне занимались земледелием, зимой – извозом.

Прихожан мужского пола было 354 души, женского – 413. Школа одна, в Чирковицах, относилась к ведомству воспитательных домов. Крестьяне отдавали сюда детей с платой по 50 копеек в месяц. Учащихся было 30 человек.

В начале XX века это был целостный комплекс

зданий и сооружений с хозяйственным укладом, отработанным режимом жизни его обитателей. В комплекс входило 10 двухэтажных зданий и столько же одноэтажных построек. Эти здания венчали два церковных шпиля и отдельная церковь с колокольней. Подъездные пути были вымощены камнем или плотным гравием. Вход в монастырь ограждали трое массивных ворот, закрытых для посторонних.

Кирпичная стена, огораживающая монастырь, тоже представляет собой архитектурный памятник, созданный лучшими мастерами зодчества. При ее сооружении крестьяне окрестных деревень поставляли в большом количестве яйца, белок которых добавлялся м цементный раствор.

Эта стена, скрывала от посторонних глаз тайну жизни 350 ее обитательниц. Среди них были выходцы из богатого сословия и из простых людей. Первые вносили свои сбережения в виде пая, имели послушниц, занимали привилегированное положение. Вторые - выполняли черновую работу по монастырю. При обители был свой хор, который являлся столь авторитетным, что его участниц часто приглашали в церкви Гатчины, Ильеш, Кикерино,

Было здесь и свое производство. Работала золотошвейная мастерская, обеспечивавшая ритуальной одеждой священнослужителей многих церквей. В мастерской по живописи и чеканке изготовляли иконы. Монастырская касса пополнялась и за счет церковных ритуалов, а также пожертвований петербуржских дворян. Монахини занимались животноводством, пчеловодством, земледелием, садоводством. Сами выращивали и перерабатывали продукцию.

Жизнь в монастыре шла по строго установленному порядку. Ежедневно утренние, обеденные и вечерние молитвы. В праздничные дни религиозные обряды сопровождались колокольным звоном и хоровым пением. Весной и летом воздух окрест наполнялся ароматом цветущих деревьев сада, липовых, сиреневых, сосновых насаждений, Все это привлекало сюда прихожан. Великая Октябрьская социалистическая революция не нарушила жизни монастыря. Но за его стенами стала проводиться антисоветская пропаганда. Случались и поджоги зданий органов новой власти. Пополнения монастыря сокращалось, авторитет его среди населения падал.

В 1928 году монастырские стены огласились звонкими детскими голосами. Открылась общеобразовательная и начальная школы, детский дом. Монашеские кельи превратились в классные комнаты и общежития. Здесь же обосновалось и ленинградская зональная опытная станция по картофелеводству.

30 лет на месте монастыря - центральная усадьба совхоза ''Кикерино''.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск