Тема Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Введение в юриспруденцию





НазваниеТема Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Введение в юриспруденцию
страница1/5
Дата публикации06.03.2016
Размер0.51 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4   5
Темы и планы семинаров:

Раздел I. Методология теории государства и права. Введение в юриспруденцию.

Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Введение в юриспруденцию

Вид занятия: семинар.


Время: 4 часа

Цель занятия:

1) Раскрыть специфику предмета теории государства и права как науки и учебной дисциплины

2) Определить место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук

3) Выявить содержание функций ТГП

План семинара:

1. Объект и предмет теории государства и права. Закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений. Система юридических категорий и понятий.


2. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Место теории государства и права в системе юридических наук.

3. Функции теории государства и права.

Темы рефератов:


  1. Теория государства и права и гуманитарные науки.

  2. Значение теории государства и права для юриспруденции.

  3. Проблемы реализация функций ТГП.

Методические рекомендации.

В первом вопросе необходимо иметь четкое представление о содержании таких понятий, как объект и предмет правовой науки, государственно правовая закономерность, тезаурус. Необходимо учитывать, что методологическая нагрузка, которая ложится на категорию объект, прежде всего, заключается в том, что она позволяет определить круг явлений и процессов объективной реальности, с познания которых начинается сложный процесс познания предмета науки.

Категория же предмет призвана характеризовать систему закономерностей этой действительности, которые изучаются правовой наукой вообще и теорией государства и права в частности. В категории «государственно-правовая закономерность» необходимо различать форму и содержание. Так, с точки зрения формы следует говорить о динамических и статистических закономерностях, с позиции содержания следует вести речь о том или ином типе детерминации (каузальный, кондициональный, инспирирующий, функциональный, системный) лежащий в основе взаимодействия конкретных правовых явлений.

Во втором вопросе необходимо четко разграничивать предмет теории государства и права как науки и предмет теории государства и права как учебной дисциплины. Обобщенно можно рассматривать значение ТГП для юриспруденции как сферы профессиональной деятельности. Если в первом случае речь идет о государственно-правовых закономерностях, то во втором лишь частичное отражение тех знаний, которые накоплены юридической наукой в процессе их познания, выраженных в системе взаимосвязанных и последовательно изучаемых тем, предусмотренных тематическим планом учебной дисциплины. Характеризуя место теории государства и права в системе юридических наук следует учитывать условное деление юридических наук на четыре группы: 1) общетеоретические науки; 2) историко-правовые науки; 3) отраслевые науки; 4) комплексные (прикладные) науки.

При ответе на третий вопрос следует учитывать, что в функциях преломляется роль, значение и развитие теории государства и права. Следует охарактеризовать такие функции, как онтологическая, эвристическая, методологическая, политическая, идеологическая.

Тема 2. Методы и методика исследований проблем теории государства и права

Вид занятия: семинар.


Время: 2часа

Цель занятия:

1) Выявить содержание методологии исследований проблем ТГП

2) Классифицировать основные методы ТГП

План семинара:

  1. Понятие метода и методологии теории государства и права


  2. Классификация методов и значение методологии

Методические рекомендации:

В рамках первого вопроса следует учитывать деление методов познания на группы: общенаучные, частнонаучные. С учетом данного деления следует охарактеризовать такие методы познания, как диалектика, метафизика, анализ, синтез, индукция, дедукция, системный и функциональный подход, догматико-юридический анализ, сравнительно-правовой метод, метод конкретно-социологических исследований и другие.

При ответе на второй вопрос необходимо осветить существую в науке ТГП подходы к классификации методов и рассмотреть значение методологии для получения достоверных научных данных.

Тема 3. Социальные, нравственные и психологические основания возникновения государства и права

Вид занятия: семинар с применением интерактивных технологий - воркшоп и дискуссия.

Время: 2 часа

Цель занятия:

1) Раскрыть основные положения существующих теорий происхождения государства и права;

2) Определить слабые и сильные стороны в каждой из рассмотренных теорий;

3) Выявить специфику влияния социальных, нравственных и психологических закономерностей на процесс происхождения государства и права.

План

1. Общая характеристика социальных, нравственных и психологических основ социальной власти и норм первобытного общества.

2. Причины и основные закономерности возникновения государства и права.

3. Основные теории происхождения государства и права.

Темы рефератов


1. Нормативная система первобытного общества.

2. Мононормы или архаичные нормы.

3. Современные тенденции в трактовке теорий происхождения государства и права.

Методические рекомендации.

При ответе на первый вопрос необходимо учитывать, что экономика первобытного общества была основана на общественной собственности. В течение многих тысячелетий экономика носила присваивающий характер. Первобытное общество было обществом экономически равных, но равных в бедности людей. Развитие экономики шло по двум путям: 1) совершенствование орудий труда и 2) совершенствование способов, приемов и организации труда. Органами, представлявшими социальную власть являлись общее собрание членов рода, совет старейшин, племенной вождь. Социальные нормы первоначально появляются в виде запретов (табу), постепенно появляются нормы ритуалов, обрядов, обычаев. По своему характеру социальные нормы первобытного общества являлись мононормами, другой подход характеризуется как архаичное право.

Характеризуя сложный процесс образования права следует учитывать, что он может быть охарактеризован с внутренней и внешних сторон. С внутренней стороны на процесс возникновения права влияют три группы факторов: 1) материальные, т.е. переход от присваивающей экономики к производящей; 2) социальные, т.е. разложение рода, возникновение моногамной семьи, раскол общества на классы; 3) структурные, т.е. расщепление мононорм. В качестве стадий процесса возникновения права выступают: приобретение дозволениями самостоятельной роли, изменение роли запретов в сторону закрепления привилегий, появление позитивного обязывания, появление права как особого институционного обязывания. С внешней стороны процесс возникновения права характеризуют следующие направления: 1) санкционирование государством обычаев, придание обычаям статуса правовых; 2) фиксация прецедента как источника права; 3) издание собственных предписаний, исходящих от государства.

При ответе на третий вопрос первоначально следует обозначить такие признаки права, как государственно-волевой характер, нормативность, формальная определенность, властно-регулятивный характер. В этом вопросе необходимо рассмотреть содержание основных теорий происхождения государства и права (в частности: классовая теория, теологическая психологическая, патриархальная, теория насилия, договорная, органическая, естественно-правовая, историческая школа права, нормативистская, психологическая, социологическая теории), выявить их сильные и слабые стороны.

Раздел II. Теория государства

Тема 4. Сущность и происхождение государства

Вид занятия: семинар.

Время: 4 часа

Цель занятия:

1) Определить наиболее важные признаки понятия «государство»

2) Разъяснить специфику содержания подходов к определению сущности государства

2) Раскрыть понятие, содержание и значение типологии государств

План


1. Понятие и признаки государства.

2. Сущность государства. Общечеловеческое и классовое в сущности государства.

3. Понятие и значение типологии государств.

4. Основные подходы к типологии государств.

Темы рефератов


1. Соотношение государства и общества.

2. Государство и национальные отношения в обществе.

Методические рекомендации.

При ответе на первый вопрос необходимо знать определение государства и уметь дать полный всесторонний ответ, характеризующий содержание его основных признаков. В частности таких, как публичная власть, разделение населения по территориальному принципу, территория государства, население, суверенитет, налоги.

Отвечая на второй вопрос, следует четко представлять себе содержание понятия «сущность» как философской категории. Наиболее встречаемый вариант интерпретации ее содержания сводиться к представлению о совокупности внутренних устойчивых связей, характерных черт, глубокий смысл явления, его предназначение. Характеризуя общечеловеческое и классовое в сущности государства следует учитывать, что различие в этих подходах корениться в различном представлении о роли и социальном назначении государства в жизни общества. При ответе следует аргументировано раскрыть сочетание в любом государстве и классового, и общечеловеческого начал.

В рамках третьего вопроса необходимо четко представлять различие типологии и классификации как методов познания явлений государственно-правовой действительности. Среди отличий наиболее важное заключается в том, что типология должна привести к выявлению к совокупности закономерностей, общих тенденций, которые лежат в основе выделенных типов правовых явлений. Необходимым условием всестороннего ответа на данный вопрос будет освещение проблемы значения типологии. Так, без типологии затруднено правильное понимание естественно-исторического процесса развития государства и права, четкое представление о механизме перехода от одного исторического типа государства и права позволит понять сущность, социально-политическое содержание, форму, функции государства в политической системе общества.

При ответе на четвертый вопрос необходимо знать определение понятия «тип государства», а также содержание формационного и цивилизационного подходов к типологии государства.

Тема 5. Типология государства


Вид занятия: семинар.

Время: 4 часа в том числе – 2 часа с использованием интерактивных технологий – тимлаб.

Цель занятия:

1) Определить существующие подходы к выделению оснований типологизации государств

2) Разъяснить специфику содержания подходов к типологии государств: формационного и цивилизационного

2) Провести типизацию государств на основе различных подходов

План


1. Основания типологии государств

2. Сущность формационного и цивилизационного подходов к типологии государств

3. Командная работа по типологии современных государств

Темы рефератов


1. Взаимопроникновение (конвергенция) различных типов государств.

2. Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов в типологии государств.

Методические рекомендации.

При ответе на первый вопрос необходимо знать сложившиеся в докитрине ТГП подходы к классификации государств и выделении их типов.

Отвечая на второй вопрос, следует четко представлять себе содержание формационного и цивилизационного подходов к типологии государств

В рамках третьего вопроса необходимо четко представлять различие типологии и классификации как методов познания явлений государственно-правовой действительности. Среди отличий наиболее важное заключается в том, что типология должна привести к выявлению к совокупности закономерностей, общих тенденций, которые лежат в основе выделенных типов правовых явлений. Необходимым условием всестороннего ответа на данный вопрос будет освещение проблемы значения типологии. Так, без типологии затруднено правильное понимание естественно-исторического процесса развития государства и права, четкое представление о механизме перехода от одного исторического типа государства и права позволит понять сущность, социально-политическое содержание, форму, функции государства в политической системе общества.

Выполнение командной работы (тимлаб) по типологии современных государств

Тема 6. Форма государства


Вид занятия: семинар.

Время: 2 часа

Цель занятия:

1) Разъяснить содержание и значение категории форма (устройство) государства;

2) Определить содержание структурных элементов формы государства.

План


1. Понятие и структурные элементы формы государства.

2. Форма правления: понятие и виды. Характеристика монархической и республиканской форм правления.

3. Форма государственного устройства: понятие и виды. Характеристика национально-государственного и административно-государственного устройства.

4. Политический режим: понятие и виды. Демократические и антидемократические режимы, их разновидности.

Темы рефератов

1. Политический (государственный) режим современной России.

2. Нетипичные формы правления и политико-территориальное устройство.

3. Конфедерация: современные подходы.

Методические рекомендации.

Отвечая на первый вопрос необходимо отразить значение формы государства как его комплексной характеристики, отражающей организацию верховной государственной власти, территориальную организацию государства, а также приемы и способы осуществления власти, раскрыть подходы к определению формы государства, постараться аргументировано ответить на вопрос о том, носят ли элементы формы государства равнозначный характер либо возможна оценка одного из них в качестве доминантного, определяющего в сравнении с другими элементам формы государства.

В процессе ответов на второй-четвертый вопросы следует иметь четкое представление о тех сторонах и чертах государства, которые характеризуют соответствующие элементы формы государства. Необходимо знать определения формы правления, формы государственного устройства, политико-правового режима. Характеризуя видовой состав элементов формы государства следует, по возможности, иллюстрировать теоретические рассуждения об их признаках, примерами государств, в которых присутствуют те или иные признаки, позволяющие отнести данное государство к той или иной форме правления, форме государственного устройства, политико-правовому режиму.

Тема 7. Функции государства и формы их реализации


Вид занятия: семинар с интерактивной формой – воркшоп и дискуссией.

Время: 4 часа из них 2 часа в интерактивной форме

Цель занятия:

1) Раскрыть содержание понятия «функция государства»;

2) Выявить и рассмотреть основания классификации и соответствующие им виды функций государства;

3) Рассмотреть отличие правовых от неправовых форм осуществления функций государства;

План семинара:

1. Понятие и содержание функций государства. Соотношение задач и функций государства.

2. Классификация функций государства. Характеристика основных внутренних и внешних функций современного Российского государства, тенденции их развития.

3. Правовые и не правовые формы реализации функций государства.

Темы рефератов:

Предлагается подготовить реферат по одной из основных функций государства (экономическая, социальная, экологическая и др.).

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос необходимо уделить внимание существующему в настоящее время многообразию подходов к пониманию того, что представляет собой функция вообще, и функция государства в частности. В процессе критического освещения мнений различных ученых, необходимо прийти к наиболее приемлемому и аргументированному определению понятия «функция государства». Не менее важно в процессе ответа показать сложный характер взаимосвязи и взаимообусловленности задач и функций государства со структурой государственного аппарата.

При ответе на второй вопрос следует показать знание критериев в соответствии с которыми функции государства подразделяются на соответствующие виды. Необходимо на примере современного российского государства раскрыть содержание основных внутренних (экономическая, социальная, развитие культуры, науки, образования, экологическая, налогообложения и взимания налогов, охраны правопорядка) и внешних (оборона страны, участие в обеспечении мира и поддержании мирового порядка, сотрудничество и укрепление связи со странами на постсоветском пространстве, интеграция в мировую экономику, сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем) функций.

В рамках ответа на третий вопрос в форме воркшопа с дискуссией следует подчеркнуть, что функции государства осуществляются в определенных формах. Посредством дихотомического деления формы осуществления функций государства подразделяются на правовые и не правовые. Выступающие используют критерий, который лежит в основе их выделения, а также видовую характеристику вышеуказанных форм осуществления функций государства.

Тема 8. Структура государственного аппарата и механизм государства

Вид занятия: семинар с интерактивной формой – воркшоп с дискуссией.

Время: 4 часа из них 2 часа – в интерактивной форме

Цель занятия:

1) Разъяснить особенности государственной власти;

2) Определить содержание понятия «механизм государства»;

3) Раскрыть структуру механизма государства, рассмотреть место в этой структуре правоохранительных органов.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Введение в юриспруденцию iconПрограмма курса по Теории государства и права Тема Общая характеристика...
Саламатовой Мариной Сергеевной, канд истор наук, доцентом кафедры теории и истории государства и права
Тема Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Введение в юриспруденцию iconПрограмма курса раздел Теория государства и права как наука Тема...
Научно-методическая тема: «Поиск новых возможностей информационно-методической работы в системе образования города Боготола»
Тема Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Введение в юриспруденцию iconРеферат по дисциплине: «Теория государства и права» на тему: «Методология...
Введение. Актуальные темы и некоторые проблемы современной методологии теории государства и права
Тема Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Введение в юриспруденцию iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
В. И. Попов, И. С. Романчук. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие для студентов очного отделения направления «Юриспруденция»....
Тема Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Введение в юриспруденцию iconРабочая учебная программа по дисциплине «Теория государства и права»...
Теория государства и права [Текст]: рабочая учебная программа для студентов направления 030900 «Юриспруденция» очной и заочной форм...
Тема Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Введение в юриспруденцию iconРабочая программа дисциплины теория государства и права направление...
Дисциплина «Теория государства и права» относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла Б. 3 Ооп бакалавриата направления...
Тема Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Введение в юриспруденцию icon«сравнительное правоведение»
Сравнительное правоведение как учебная дисциплина относится к базовой части профессионального цикла магистерской программы 521401...
Тема Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Введение в юриспруденцию iconПрограмма курса раздел I. Введение в теорию государства и права Тема...
Научно-методическая тема: «Поиск новых возможностей информационно-методической работы в системе образования города Боготола»
Тема Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Введение в юриспруденцию iconСодержание
Дисциплина теория государства и права широко обсуждается как на самом сайте ререратгарант, так и на форуме этого сайта
Тема Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Введение в юриспруденцию icon1. Теория государства и права как наука, ее основные черты и предмет
Приравниваются работы, опубликованные в материалах всесоюзных, всероссийских и международных конференций и симпозиумов
Тема Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Введение в юриспруденцию iconУчебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обущающихся...
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обущающихся по дисциплине
Тема Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Введение в юриспруденцию iconПрограмма курса лекционный курс языкознание как наука и «Введение в языкознание»
Важное место в лингвистической подготовке будущих учителей-словесников занимает дисциплина «Теория языка», включающая курсы «Введение...
Тема Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Введение в юриспруденцию icon«Теория государства и права»
По дисциплине «Теория государства и права» для студентов, обучающихся по специальности 030501. 65 «Юриспруденция» очной/заочной формы...
Тема Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Введение в юриспруденцию iconРабочая программа дисциплины теория государства и права (наименование...
...
Тема Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Введение в юриспруденцию iconРабочая учебная программа по дисциплине «Истории государства и права зарубежных стран»
«История государства и права зарубежных стран» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» очной/заочной формы обучения по государственному...
Тема Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Введение в юриспруденцию icon1. Место и роль теории государства и права в системе других наук
От философии права к теории права и юриспруденции. Юриспруденция и теория государства и права


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск