Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология





Скачать 258.08 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология
страница1/2
Дата публикации08.03.2016
Размер258.08 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

_______________________ 2011г.
МЕТОДЫ ЗООИНДИКАЦИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020400.62 - Биология,

профиль подготовки - Зоология, очной формы обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/Алешина О.А./

«_____»___________2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «___»__________________2011 г. № протокола____

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК отделения биологии «___»_____2011 г. № протокола____

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Фролова О.В./

«______»_____________2011г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________2011 г.




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИТ

Кафедра зоологии и ихтиологии



Алешина О.А.


МЕТОДЫ ЗООИНДИКАЦИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ МОНИТОРИНге

Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа для студентов направления 020400.62 - Биология, профиль подготовки – Зоология, очной формы обучения.

Тюмень

2011

Алешина Ольга Анатольевна. Методы зооиндикации в экологическом мониторинге. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.62 - Биология, профиль подготовки – Зоология, очной формы обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 13 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и ихтиологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и ихтиологии, д.б.н., профессор Гашев Сергей Николаевич






© Тюменский государственный университет, 2011.

© Алешина О.А., 2011.


  1. Пояснительная записка.


1.1. Цели и задачи дисциплины.

Целью дисциплины «Методы зооиндикации в экологическом мониторинге» является получение базовых знаний по биоиндикации и зооиндикации как ее составной части, о научных и прикладных аспектах использования данной научной дисциплины, о применении методов зооиндикации в оценке состояния окружающей среды.

В процессе изучения дисциплины бакалавры решают следующие задачи: знать основные принципы и положения биоиндикации; изучить особенности биоиндикации на разных уровнях организации биологических систем; уметь выявить виды–индикаторы для нашего региона; знать основные методы биологического анализа поверхностных вод и наземных экосистем; получить практические навыки оценки антропогенного и природного воздействия на водные и наземные экосистемы.

Учебно-методический комплекс «Методы зооиндикации в экологическом мониторинге» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Дисциплина «Методы зооиндикации в экологическом мониторинге» относится к циклу Б.3. Профессиональный цикл: профиль Зоология. Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами Б.3. Профессионального цикла: базовой (общепрофессиональной) частью- зоология; экология и рациональное природопользование; этология, а также базовой (вариативной) частью: системная экология. Для успешного освоения данной дисциплины необходимы базовые знания по зоологии, географии, экологии.
1.3.Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

- следовать этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), иметь четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека – ОК1;

- приобретать новые знания и формировать суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии – ОК 3;

- демонстрировать базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимать значение биоразнообразия для устойчивости биосферы – ПК1;

- демонстрировать знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции, применять основные морфо-физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем – ПК 3;

- демонстрировать и применять базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
● Знать: основные принципы и положения зооиндикации.

● Уметь: применять принципы и положения зооиндикации в различных областях теоретической и прикладной экологии.

● Владеть: навыками к научно-исследовательской работе, преподаванию экологии и ведения дискуссии.
2. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 8. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
3. Тематический план.

Таблица 1.

Тематический план



Тема

Недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого

часов

по теме

Интерактивные формы в часах

Итого количество

баллов

Лекции

Практические анятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Модуль 1.






















1

Введение. Общие принципы и понятия в биоиндикации.

1

1







1




0-10

2

Основы токсикологии и биотестирования.

2-4

2

6

4

12

1

0-15

3

Уровни биоиндикации

5-6

2




4

6

1

0-15




Всего

6

5

6

8

19

2

0-40




Модуль 2.






















4

Методологические аспекты биоиндикации в оценке качества вод.

7-10

4

14

6

24

1

0-20

5

Методологические аспекты биоиндикации сообществ наземных животных.

11-13

4

8

6

18

1







Всего

10

8

22

12

42

2







Модуль 3






















6

Палеоиндикация

14-15

1

4




5




0-10

7

Области применения зооиндикации.

16

2




4

6

1







Всего

4

3

4

4

11

1

0-20




Итого (часов, баллов)

16

16

32

24

72

5

0-100




Из них в интерактивной форме







5















Таблица 2.
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля


№ темы

Письменные работы

Информационные системы и технологии

Итого количество баллов

контрольная работа

реферат

Презентации, интернет-конференции

Модуль 1

1.Введение. Общие принципы и понятия в биоиндикации.

0-5







0-5

2.Основы токсикологии и биотестирования.




0-10


0-10

0-20

3.Уровни биоиндикации




0-10





0-10

Всего

0-5

0-20

0-10

0-35

Модуль 2

4. Методологические аспекты биоиндикации в оценке качества вод.




0-10

0-10

0-20

5.Методологические аспекты биоиндикации сообществ наземных животных.




0-10

0-10

0-20

Всего




0-20

0-20

0-40

Модуль 3

6. Палеоиндикация





0-15





0-15

7. Области применения зооиндикации.





0-10




0-10

Всего




0-25




0-25

Итого

0-5

0-65

0-30

0-100


Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов.




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов







обязательные

дополнительные










Модуль 1

1.

Введение. Общие принципы и понятия в биоиндикации

Контрольная работа




1




0-5

2.

Основы токсикологии и биотестирования.

Реферат

Составление презентаций (по выбору)

2-4

4

0-10

3.

Уровни биоиндикации

Реферат




5-6

4

0-20

Всего по модулю 1:

6

8

0-35

Модуль 2:










4.

Методологические аспекты биоиндикации в оценке качества вод.

Реферат

Составление презентаций (по выбору)

7-10

6

0-25

5.

Методологические аспекты биоиндикации сообществ наземных животных.

Реферат

Составление презентаций (по выбору)

11-13

6

0-25

Всего по модулю 2:

7

12

0-50

Модуль 3:










6.

Палеоиндикация


Контрольная работа




14-15




0-5

7.

Области применения зооиндикации.


рефераты с докладами

Составление презентаций (по выбору)

16

4

0-10

Всего по модулю 3: 3

4

0-15

Итого: 16

24

0-100


4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

1.

Экология популяций и сообществ







+

+

+




+

2.

Зоогеография и история фаун







+

+




+




3.

Биоразнобразие: методы изучения и охраны (магистратура)




+

+




+




+

4.

Этология




+




+







+


5.Содержание дисциплины.
Модуль 1. Базовые понятия в биоиндикации.

1. Введение.

Биологический мониторинг как часть мониторинга состояния окружающей среды. Понятие биоиндикации в широком и узком смысле. Биоиндикаторы. Общие принципы использования биоиндикаторов. Преимущества живых индикаторов для оценки окружающей среды. Основные требования, предъявляемые к организмам-индикаторам. Виды индикаторов (постоянные и переменные, положительные и отрицательные, прямые и косвенные). Особенности использования животных в качестве биоиндикаторов. Основные проблемы биоиндикационных исследований.
2. Основы токсикологии и биотестирования.

Понятие токсичности и интоксикации. Критерии токсичности: медицинский и биологический. Необходимость применения биотестирования в системе биомониторинга. Задачи и приемы биотестирования. Требования к методам биотестирования. Основные подходы биотестирования (биохимический подход, генетический подход, морфологический, физиологический, биофизический, иммунологический). Чувствительность и устойчивость биосистем. Оценка силы воздействия отравляющих веществ. Кумулятивный эффект и эффект аддитивности. Факторы, влияющие на токсичность веществ. Эффект фазности (безразличие, стимуляция, депрессия, смерть). Адаптация к ядам. Тест-объекты и методы биотестирования.
3. Уровни биоиндикации.

Молекулярный уровень: содержание стероидов, энергетический заряд, отношение концентраций аминокислот, хромосомные нарушения. Уровень органоидов клетки: показатель стабильности лизосом, латентность лизосомальных ферментов. Клеточный уровень: повреждение мембраны клетки. Тканевый уровень: язвы и эрозия, аномалии скелета, новообразования в тканях, изменения в иммунной реакции, лимфоцитоз. Организменный уровень: оценка физиологического состояния особи и ее поведения (изменение скорости питания и потребления кислорода, изменение скорости роста и плодовитости, изменение состава крови, показатели поведения организмов). Популяционный уровень: скорость роста популяции, воспроизводство, распределение и обилие видов, структура популяции (генеративная, половая, возрастная), динамика популяции. Уровень сообщества: видовое разнообразие, соотношение основных групп, размерная структура, хорологическая и трофическая структуры, продукция и дыхание сообщества. Экосистемный уровень: структурные и функциональные особенности. Обмен веществ, энергетические и информационные связи. Ландшафтная биоиндикация.
Модуль 2. Методологические аспекты биоиндикации.

4. Методология биоиндикации качества вод.

Зоопланктон как индикатор экологического состояния вод. Зообентос как индикатор экологического состояния вод. Особенности зообентоса как индикатора водных объектов. Понятие сапробности вод. Система сапробности Кольквитц-Марссона. Принцип метода. Зоны сапробности вод. Феноменологические признаки зон. Основные методы оценки степени сапробности. Понятие уровня трофии водоемов. Классификация озер по биологической продуктивности. Понятие эвтрофикации вод. Механизм процесса. Изменение таксономического состава зоопланктона и зообентоса. Методы оценки трофического статуса водоемов. Использование моллюсков и олигохет при хроническом загрязнении вод. Особенности коловраток как индикаторов водных объектов.


  1. Методология биоиндикации сообществ наземных животных.

Анатомо-морфологическая структура животных при воздействии антропогенного загрязнения: изменение размеров тела и отдельных его частей, изменение микроскульптуры поверхности тела или отдельных его областей, изменение окраски тела или отдельных его частей. Метод морфо-физиологических индикаторов. Суть метода. Понятие нормы реакции. Набор индикаторных показателей. Организация наблюдений за состоянием населения мелких млекопитающих, орнитокомплексов, земноводных и населения ихтиофауны. Биоритмы животных при действии антропогенных стрессоров. Поведенческие реакции животных на внешнее воздействие: прострнанственное или временное избегание, использование конституционных особенностей тела, включая специфическую двигательную активность. Динамика и характер распространения популяций животных: смертность, процент окукливания, продолжительность жизни, связь между повышенной плотностью популяции насекомых-вредителейи степенью загрязнения. Животные как индикаторы нарушения состояния среды в нефтегазовых районах (на примере Тюменской области).
Модуль 3.

6. Палеоиндикация.

Палеоиндикационный анализ как метод биоиндикации по остаткам ископаемых животных в отложениях. Основы и задачи палеоиндикации. Область применения. Принцип актуализма. Методика полевого исследования донных отложений озер. Работы Н.В. Кордэ. Исследование раковинных амеб в донных отложениях. Карцинологический анализ. Индикаторные и биоценотические характеристики видов. Характеристика развития ценоза Cladocera в некоторых озерах России. Комплексы пресноводных субфоссильных моллюсков из озерных отложений как показатель уровня озер в голоцене. Колеоптерологический анализ. Методика исследования субфоссильных остатков рыб. Методы сбора и изучения костей амфибий и рептилий. Методы изучения ископаемых птиц. Изучение истории мелких млекопитающих.

7. Области применения зооиндикации.

Традиционные области применения. Агроиндикация: педоиндикация, галлоиндикация, гидроиндикация. Литоиндикация и индикация полезных ископаемых. Индикация процессов и предсказание стихийных бедствий. Прогноз погоды. Ландшафтное планирование и обустройство. Новые области применения. Вирусы как потенциальные биоиндикаторы. Применение микробиологических параметров как индикаторов загрязнения почвы.

5. Планы практических занятий.

Тема №2. Основы токсикологии и биотестирования.

Опыт №1. «Изучение реакции избегания и привлечения у инфузорий на фенол различных концентраций». Цель: выявить реакцию избегания и привлечения. Результаты заносятся в таблицу.

Опыт №2. «Изучение фагоцитарной активности инфузорий в присутствии ВРФН». Цель: выявить количество образовавшихся пищеварительных вакуолей при различном содержании ВРФН в воде. Результаты заносятся в таблицу.

Опыт №3. Оценка влияния токсичной воды на Daphnia magna (острый опыт). Цель: Определить LK0 , LK50 , LK100 . Выявить основные физиологические показатели у дафний на воздействие токсикантов. Результаты заносятся в таблицу.

Тема №4. Методологические аспекты биоиндикации в оценке качества вод.

Практическая работа №1. «Особенности структуры популяции Daphnia longispina приповышенных концентрациях марганца». Цель: выявить размерную, половую структуру и среднюю плодовитость дафнии в чистом и загрязненном участке.

Практическая работа №2. «Определение сапробности зоны водоема методом Пантле-Букк». Цель: определить сапробность в пробах зоопланктона при помощи индекса.

Практическая работа №3. «Определение качества воды биотическим индексом Вудивисса». Цель: Определить биотический индекс по качественному составу зообентоса.

Тема №5. Методологические аспекты биоиндикации сообществ наземных животных.

Практическая работа №1. «Почвенные беспозвоночные как показатель почвенного режима и условий среды». Цель: При помощи видов индикаторов (стафилиниды, чернотелки) выявить солевой режим почв.

Практическая работа №2. «Использование флуктуирующей асимметрии животных для оценки качества среды». Цель: по флуктуирующей асимметрии некоторых признаков земноводных провести экспресс-оценку качества среды.

Тема №6. Палеоиндикация.

Практическая работа №1. «Фауна позднего плейстоцена». Фауна позднего плейстоцена найдена в низовьях р. Иртыш - мамонт, шерстистый носорог, лошадь, благородный олень, лось, тур. Задание: провести анализ расположения современных ареалов обитания животных и сделать предположение о климатических условиях позднего плейстоцена низовий Иртыша на основании данного фаунистического комплекса.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной рабрты студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).
Модуль 1.


  1. Введение. Основные принципы и понятия.

Контрольная работа.

Вариант №1.

1. Определение биоиндикации.

2.Основные преимущества биоиндикаторов.

Вариант №2.

1. Виды экологического мониторинга.

2. Принципы использования биоиндикаторов.

Вариант №3.

1.Понятие экологического мониторинга.

2. Определение термина – «биоиндикатор».

2. Основы токсикологии и биотестирования.

Темы рефератов. «Реакция биолюминисценции светящихся бактерий». «Оценка токсичности воды по фильтрационной активности дафний». «Изменение концентрации белка в биологических жидкостях гидробионтов в ответ на изменение среды обитания», «Биоэлектрическая реакция харовых водорослей», «Реакция ухода рыб из токсической среды», «Частота дыхания и сердцебиения рыб в токсической среде», «Реакция закрывания створок раковины двустворчатыми моллюсками», «Активность окислительных ферментов микроорганизмов активного ила».

3. Уровни биоиндикации.

Темы рефератов. «Применение микробиологических параметров как индикаторов загрязнения почв». «Вирусы как потенциальные биоиндикаторы». «Поведенческая реакция мидий в воде при наличии ионов меди». «Неинформационные воздействия на организмы», «Показатели поведения высших ракообразных при загрязнении водной среды». «Содержание стероидных гормонов у морских рыб при высоких концентрациях ТМ», «Концентрация металлотионеинов в тканях морских животных как перспективное напрвление в биоиндикации».
Модуль 2.

4. Методологические аспекты биоиндикации качества вод.

Темы рефератов. «Мошки как индикаторы загрязнения текучих вод». «Биоиндикация радиоактивного загрязнения внутренних водоемов». « Поведение планктонных животных в условиях загрязнения среды», «Коловратки как перспективная группа в биоиндикации экологического состояния водоемов», «Сапробиологическое состояние малых озер города Тюмени», «Сапробиологическое состояние реки Туры (в пределах г. Тюмени)», «Роль зоопланктона в самоочищении вод».

5. Методологические аспекты биоиндикации сообществ наземных животных.

Темы рефератов. «Растительноядные наземные насекомые и загрязнение среды». «Почвенные беспозвоночные как показатель засолонения почв», «Почвенные беспозвоночные как показатель закисления почв», «Динамика популяций растительноядных членистоногих как причина и следствие изменений среды обитания», «Дождевые черви как показатели высокого содержания кальция в грунтовых водах», «Меланизм крупных городов (на примере насекомых)», «Меланизм крупных городов (на примере птиц)».
Модуль 3.

6. Палеоиндикация.

Тема рефератов. «Характеристика развития водоема по хитиновым остатакам кладоцер». «Колеоптерический анализ в изучении плейстоцена и голоцена». «Методы изучения ископаемых птиц», «Методика сбора остатков крупных млекопитающих», «Органолептическая характеристика костей из голоценовых захоронений», «Исследование раковинных амеб в донных отложениях озер», «Биостратиграфия отложений озера Котокель», «Насекомые озер позднего палеозоя и раннего мезозоя», «хирономиды как перспективная группа в палеоиндикации».

7. Области применения зооиндикации.

Тема рефератов. «Использование индикационных методов при поиске воды для пастбищ пустынь, полупустынь, степей». «Индикация предсказаний стихийных бедствий», «Индикация предсказаний прогноза погоды», «Литоиндикация и индикация полезных ископаемых», «Геокриологическая индикация», «Вирусы как потенциальные индикаторы», «Новые области применения зооиндикации».
7. Образовательные технологии.

Наряду с мультимедийными средствами обучения (презентации по всем темам тематического плана) будут использованы экскурсии в Зоомузей ТюмГу и Тюменский областной краеведческий музей.
8. Контрольные вопросы к зачету.
1. Необходимость биоиндикационных исследований в системе мониторинга.

2. Понятия биоиндикации и биотестирования.

3. Общие принципы использования биоиндикаторов.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология
Трофимов О. В. Природные ресурсы Западной Сибири и экологическая безопасность: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология
Трофимов О. В. Основные методы генетической инженерии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федченко Е. А. Проблемы познаваемости истории растительного мира. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Воронова О. Г. История и методология биологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Воронова О. Г. Экобиоморфология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология (очная...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400....

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск