Рекомендації для змін Варшава Чернігів, 2009 р





НазваниеРекомендації для змін Варшава Чернігів, 2009 р
страница1/25
Дата публикации09.03.2016
Размер3.81 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25





ХЕЛЬСИНКСКИЙ ФОНД

ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

ПОЛЬША


Європейські стандарти

та практики в сфері опіки дітей

Рекомендації для змін

Варшава – Чернігів, 2009 р.

ЗМІСТ


ВСТУП______________________________________________________ 3 стор.
РЕКОМЕНДАЦІЇ (рекомендації підготовлені експертами Валентиною Меленевською та Сергієм Буровим)

ПРАВО РЕБЕНКА НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ _______________________ 5 стор.
ПРАВО РЕБЕНКА НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ. помощь биологической семье, которой грозит отОбрАНИЕ ребенка ___________________________ 8 стор.
РАБОТА С СЕМЬЕЙ, ИЗ КОТОРОЙ ИЗЪЯЛИ РЕБЕНКА _________________ 11 стор.
ВНЕДРЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ФОРМ ОПЕКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОПЕКИ _____________________________ 13 стор.
ДОДАТКИ

CТАНАДАРТИ, ПЕРЕДБАЧЕНІ МІЖНАРОДНИМИ ДОКУМЕНТАМИ

(тексти і витяги)___________________________________________ 19 стор.
О НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РЕГУЛИРУЮЩИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И СЕМЬЕ (примеры норм украинского законодательства)_________________________________ 44 стор.
ЗАКОНОДАВЧІ АКТИ ЩОДО ОРГАНІЗАЦІЇ ОПІКИ І ПІКЛУВАННЯ, ПІДТРИМКИ СІМ’Ї ТА ЗАХИСТУ НАЙКРАЩИХ ІНТЕРЕСІВ ДИТИНИ (тексти і витяги) __________ 51 стор.

Тексти окремих документів та розділів подані російською мовою


РЕКОМЕНДАЦІЇ

Право ребенка на воспитание в семье
Системные решения

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КООРДИНИРУЮЩИЙ ОРГАН, КОТОРЫЙ ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЯ
Существующая практика

В существующей ситуации большинство решений принимается на уровне исполнительной власти, и часто противоречат международным стандартам (предусмотренным в частности ст. 8 Европейской конвенции). Часто эти решения направлены на обеспечение наилучших интересов ребенка, однако их несоответствие международным стандартам делает их либо малоэффективными, либо вообще противоречащим наилучшим интересам ребенка.

Принятие решений, связанных с вмешательством в семью, проникновением в жилище, без которых невозможно социальное сопровождение семьи, требуют решения суда.

Для организации специализированных судов все же необходимо время. В настоящее время можно принять меры для того, чтобы в судах были определены судьи, которые будут заниматься всеми вопросами детей и семьи (не только связанные с детьми, которые находятся в конфликте с законом, как это было ранее в качестве эксперимента в нескольких областях Украины). Вместе с этим необходимо разработать и принять на уровне национального законодательства документы (подзаконные акты), регулирующие взаимодействие органов власти и учреждений на национальном и местном уровне, в которых четко указать роль и функции судебной системы.
Рекомендации

  • Введение системы специализированных семейных судов (долгосрочно - на уровне государства и краткосрочно - специалист по семейным делам в действующих судах по вопросам детей и семей).


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ, КОТОРЫЕ УПОЛНОМОЧЕНЫ ЗАНИМАТЬСЯ ЗАЩИТОЙ РЕБЕНКА И ПОДДЕРЖКОЙ СЕМЬИ
Существующая практика

Проблему составляет сама существующая организационная модель системы органов, которые уполномочены заниматься защитой ребенка и поддержкой семьи.

На государственном уровне существует много структур, которые подключены к системе опеки, защиты ребенка и помощи семье. Существуют нормативные акты, которые призваны урегулировать эту очень сложную систему1 в решении отдельных вопросов и проблем. Однако взаимодействие усложняется тем, что учреждения опеки над детьми- сиротами и детьми, лишенными родительской опеки, находятся в ведомстве разных центральных исполнительных органов власти.

Проблему составляет также то, что органы и службы местного самоуправления находятся в фактическом подчинении местных органов государственной власти. Это усложняет координацию работы в решении конкретных проблем, связанных с отдельным случаем.

В настоящее время, например, существует служба по делам детей области, которая относится к местным органам государственной власти, и есть в каждом районе области и в районах города службы по делам детей, которые относятся к органам местного самоуправления. Таким образом построена административно-территориальная структура управления в Украине. Подобным образом построены управление системой образования, здравоохранения и т.п.
Рекомендации

  • Необходимо рассмотреть вопрос о возможности передачи всех учреждений опеки над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки, в одно Министерство (например, Минсемьимолодьспорт) (приюты, дома малютки, детские дома, школы-интернаты).

  • Необходимо рассмотреть вопрос о построении эффективной модели взаимодействия и подчиненности между органами, включенными в систему опеки, поддержки семьи и защиты ребенка. Не должно быть смешивание функций органов местного самоуправления с функциями местной исполнительной власти.


ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И ПОМОЩИ ОТДЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ ОПЕКИ
Существующая практика

Достаточно много существующих нормативных актов, государственных программ остаются декларациями. Одной из причин этого является то, что часто они не имеют финансового обеспечения. Говорится только о том, что финансирование осуществляется из государственного бюджета.

Часто отсутствует практика целевого финансирования в тех случаях, когда это необходимо. Деньги из государственного в местный бюджет часто поступают в качестве субвенций, которые становятся предметом перераспределения на местном уровне. Таким образом даже предполагаемые средства для поддержки отдельных учреждений доходят до адресата в значительно урезанном виде.
Рекомендации

  • При формировании государственного и областного бюджета выделять суммы, необходимые для реализации Государственной целевой программы, чтобы программа не была лишь «декларацией о намерениях».

  • Применять практику целевого финансирования отдельных учреждений в случаях, если это предусматривает существующая государственная программа.

  • Необходимо пересмотреть подход к принятию государственных программ. Они должны приниматься только в том случае, если предусмотрен финансовый план этой программы и есть гарантии его осуществления.



УЧАСТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ И РЕБЕНКУ
Существующая практика

Есть достаточно много негосударственных инициатив, направленных на помощь семье и защиту ребенка. Однако они достаточно ограничены на уровне законодательства в реализации своей миссии. Например, как бы ни старалась организация реализовать легитимность и профессиональность работы негосударственного приюта, ребенок сможет находиться в нем только днем.
Рекомендации

  • Возможность реализации заданий воспитания детей, помощи семье и детям, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, негосударственными организациями (детские дома, организованные НГО, религиозными общинами и т.п.).


ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ
Существующая практика

Система профессиональной подготовки кадров для социальных служб, организаций и учреждений, которые работают в интересах семьи и ребенка существует. Однако во время такой подготовки уделяется недостаточное внимание стандартам прав человека, прав ребенка. Даже очень хорошие инструкции не могут подменить понимание социальным работником принципов, на которых построены эти инструкции. Это особенно важно в сфере поддержки семьи и защиты ребенка, поскольку часто ситуация требует индивидуального подхода и необходимости исходить из наилучших интересов ребенка.
Рекомендации

  • Необходимо включать в систему подготовки кадров для служб и органов, которые работают в системе помощи семье и защиты ребенка, обучение правам человека, правам ребенка.


Право ребенка на воспитание в семье
помощь биологической семье,

которой грозит отОбрАНИЕ ребенка

ПРОБЛЕМА 1: ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ И ПОЛНОМОЧИЯ ПО ОКАЗАНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Существующая практика

Семья, которой грозит отобрание ребенка, относится к категории семей, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах.

Принятие решений по оказанию помощи такой семье и защите ребенка в соответствии с украинским законодательством происходит на двух уровнях – на уровне государственной власти (в основном - местные органы государственной власти) и на уровне органов местного самоуправления. На этапе принятия решений об оказании практической помощи не задействован суд. Возможно, это является проблемой, поскольку оказание практической помощи часто связано с вмешательством в семью.
Проблема также состоит в том, что функции местных органов государственной власти и органов местного самоуправления часто дублируются.
На практике работой с такими семьями занимаются (должны заниматься) Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи. Именно их функции связаны с помощью семье.
Существует проблема недостатка служб, которые выполняют функции помощи и поддержки семьи в сельской местности и неукомплектованность ЦССМ в малых городах и не только.
Опыт ориентации работы в системе защиты ребенка на сохранение семьи пока только формируется в Украине. Актуальными остаются вопросы профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов и качества такой подготовки.
Нужно не забывать, что поддержка семьи осуществляется и финансовая. Такой вид помощи находится в ведомстве Управления труда и социальной политики. Помощь, связанная с трудоустройством родителей находится в ведомстве центров занятости. Некоторые вопросы находятся в компетенции правоохранительных органов.
Рекомендации

  • Относительно принятия решений по поддержке семьи и оказания непосредственной практической помощи, может быть эффективной модель, при которой существовала бы единая структура (орган власти), которая охватывала бы и координировала оказание всех видов помощи семье и на всех этапах.

  • Судебная система должна быть интегрирована в систему помощи семье. Для этого необходимы изменения в национальном законодательстве.

  • Необходимо развивать систему помощи семье, работы с семьей, которая будет охватывать в одинаковом объеме семьи, не зависимо от их территориального расположения. Такая система может включать, в частности и человеческие ресурсы негосударственных организаций, волонтеров.

  • Функции поддержки семьи, социального сопровождения могут выполнять как государственные и коммунальные учреждения, так и общественные организации. Со стороны государственной или местной власти могут быть созданы условия для развития подобных моделей, путем формирования конкурентной среды. Такая конкурентная среда может быть организована, если социальный заказ, связанный с поддержкой семьи будет выполняться на тендерной основе.

  • Специальная профессиональная подготовка персонала социальных служб должна развиваться. Необходимо выстраивать систему такой подготовки и повышения квалификации кадров. Программы, которые разрабатываются и проводятся общественными организациями могут быть частью такой системы подготовки.



ПРОБЛЕМА 2: ПРОЦЕДУРА РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
Существующая практика

Существует «Порядок осуществления центрами социальных служб семьи, детей и молодежи социального инспектирования семей и лиц, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах». Утвержден этот порядок Приказом Министерства по делам семьи, молодежи и спорта № 1278 от 31.03.2008 г.

В соответствии с этим порядком существуют три вида инспектирования:

    • Плановый;

    • Оперативный;

    • Мониторинговый.

Для осуществления инспектирования создается комиссия. В работу комиссии могут быть вовлечены, как представители органов власти и учреждений, так и представители общественных организаций.

Инспектирование предусматривает посещение семьи. Инспектирование может не состояться в полной мере, если члены семьи откажутся от общения с комиссией, не дадут возможности войти в жилищное помещение. Это не касается только тех случаев, когда существует угроза жизни и здоровью ребенка или другого члена семьи.
Существует «Порядок осуществления социального сопровождения центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи семей, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах», утвержденный Приказом Министерства по делам семьи, детей, молодежи и спорта № 1795 от 25 апреля 2008 г.

Социальное сопровождение начинается на основе результатов социального инспектирования и на основе договора, где указаны права и обязанности сторон.

Существующий механизм социального сопровождения создает возможности для раннего изменения ситуации в семье – не доводя ее до критической, однако в случае отказа семьи от социального сопровождения, шансы сохранить семью уменьшаются.
Если угроза жизни и здоровью ребенка исходит от родителей или других законных представителей существует процедура, в соответствии с которой ребенка срочно отбирают. В течение одного дня об этом выносится решение органом опеки и попечительства. В течение семи дней орган опеки и попечительства обязан обратиться с иском в суд о лишении родительских прав или об отборе ребенка. Эта процедура регулируется «Порядком производства органами опеки и попечительства деятельности, связанной с защитой прав ребенка», утвержденным Постановлением № 866 от 24 сентября 2008 года.

Практика показывает, что часто решение органа опеки и попечительства является только формальной процедурой. Иногда выполнение срока (один день) для принятия решения просто не возможно. Фактически решение принимают представители Службы по делам детей и представители правоохранительного органа.
Рекомендации

  • Необходимо внести изменения в законодательство на уровне подзаконных актов, которые регламентировали бы порядок посещения семьи и жилища с целью осуществления социального инспектирования. Посещение семьи и жилища в рамках социального инспектирования может осуществляться только с согласия членов семьи или на основе решения суда (о вхождении в жилище), кроме случаев, когда существует реальная угроза жизни и здоровью ребенка.

  • В комиссии по социальному инспектированию стоит активнее включать представителей общественных организаций. Это один из механизмов улучшения работы с семьей, который можно использовать на местном уровне.

  • Необходимо рассмотреть возможность внесения изменений в законодательстве, которые позволяли бы существовать разным формам назначения социального сопровождения – на добровольной основе и по решению суда. Однако и в том и в другом случае с обязательным заключением договора между сторонами. Важно, чтобы существовал механизм смягчения вмешательства по мере изменения ситуации в семье. Например, ходатайство в суд со стороны органа или должностного лица, который осуществляет социальное сопровождение.

  • На уровне местного сообщества социальным сопровождением и инспектированием могут заниматься общественные организации. Для этого можно разработать программу на местном уровне. Исходя из реалий, вначале (1-2 года) эта программа может работать на условиях финансирования со стороны средств негосударственных и не местного бюджета (донорские организации). Потом, продемонстрировав свою эффективность, можно добиваться перераспределения средств местного бюджета.

  • Необходимо пересмотреть процедуру принятия решения об отборе ребенка из семьи в случае, когда жизни и здоровью ребенка существует серьезная угроза. Это решение может входить в полномочия и быть ответственностью Службы по делам детей или/и правоохранительных органов. В этом случае, целесообразно обязанность обратиться с иском в суд о лишении родительских прав или об отборе ребенка передать Службе по делам детей.


Работа с семьей, из которой изъяли ребенка
Существующая практика

Принудительное изъятие ребенка из семьи осуществляется в исключительных случаях, когда пребывание в ребенка в семье угрожает его жизни и здоровью. Процедура отобрания ребенка от родителей регулируется статьей 170 Семейного кодекса Украины. Детально процедура отобрания прописана в Постановлении Кабинета министров Украины от 24 сентября 2008 года №866 «Питання діяльності органів опіки та піклування, пов’язаної із захистом прав дитини».

Временное устройство ребенка, который остался без родительской опеки, в пределах своих компетенций осуществляет служба по делам детей и криминальная милиция по делам детей органов внутренних дел.

Ребенок, оставшийся без родительской опеки, временно может быть устроен в

- приют для детей службы по делам детей;

- -центр социально-психологической реабилитации детей;

- заведение для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки;

- больницу,

- семьи граждан.

Закон предусматривает возвращение ребенка родителям, которые не были лишены родительских прав, если отпадут причины, препятствующие надлежащему воспитанию ребенка. (Семейный кодекс Украины, ст. 170 п. 3).

Основания лишения родительских прав определены статьей 164 Семейного кодекса.

Предусматривается также восстановление родительских прав (Ст. 169 Семейного кодекса).

Однако в подавляющем большинстве случаев процедура лишения родительских прав является необратимой, поскольку на сегодняшний день в Украине не разработаны механизмы помощи родителям в восстановлении их родительских прав. Случаи возвращения ребенка в биологическую семью после того, как родители были лишены родительских прав и ребенок получил статус ребенка-сироты, единичны.

При этом в стратегии реформирования системы опеки работа с биологическими родителями декларируется государством как одна из приоритетных. Однако методики социальной работы, направленные на сохранение или восстановление контактов ребенка, находящегося в учреждениях опеки, с его родственниками не разработаны. В реальности работа с биологическими родителями после изъятия ребенка из семьи в регионе ведется слабо. В подавляющем большинстве случаев после лишения матери или отца родительских прав работа социальных служб с семьей прекращается.

В связи с этим можно говорить о несоответствии существующего в регионе положения дел в работе с биологическими родственниками детей, находящихся в учреждениях государственной опеки, европейским стандартам и практикам.

Рекомендации

  • В соответствии с европейскими стандартами необходимо разработать государственную программу работы с биологической семьей, из которой изъяли ребенка, по сохранению контактов ребенка с родственниками (если это не угрожает его интересам).

  • Нуждаются в разработке практические механизмы помощи родителям в восстановлении их родительских прав, когда ликвидированы причины, препятствующие надлежащему воспитанию ребенка.

  • Сотрудники служб по делам детей, ЦССМ, учреждений для детей-сирот должны быть обучены методике работы с биологическими родственниками детей, находящихся в интернатных учреждений. В соответствии с государственной стратегией эта работа должна проводиться социальными работниками в обязательном порядке (если контакты с родителями не запрещены решением суда).

  • Необходимо изучать и активнее внедрять в практику европейский опыт работы с биологическими родственниками детей, помещенных в государственные учреждения опеки.


*Способом внедрения европейских практик на региональном уровне может стать пилотный проект по работе с биологическими родителями воспитанников Черниговского приюта для детей службы по делам детей ОДА силами мультидисциплинарной команды.

В состав команды могут войти: представители служб по делам детей, ЦССМ, сотрудники управления образования, приюта, ВУЗов, НГО.

Основными задания пилотного проекта могут быть:
- разработка методики работы с биологическими родственниками детей на основе европейских практик;

- обучение персонала приюта методике работы с биологическими родственниками детей;

- реализация индивидуальных планов работы с биологическими родственниками воспитанников приюта.

После успешной реализации пилотного проекта полученный опыт может быть мультиплицирован в других интернатных учреждениях области для детей-сирот.

Внедрение альтернативных форм опеки

для детей-сирот и детей,

лишенных родительской опеки
Существующая практика

С 2006 г. Украина начала активный процесс деинституциализации детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Предусматривается комплекс действий по выведению детей из государственных учреждений опеки с целью создания условий для воспитания и проживания детей в семейных формах.

В 2007 году в Украине принята Государственная целевая социальная программа реформирования системы учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. 2

В Программе можно выделить 2 основных стратегических направления деинституциализации детей-сирот: 1. реорганизации интернатных учреждений и 2. развитие форм семейной опеки.

В соответствии с международными стандартами приоритетной в системе опеки над ребенком признается семейная форма.

Реформирование существующих в Украине государственных детских домов и школ-интернатов на 100 -300 человек намечено осуществить в несколько этапов. Задачей первого этапа является уменьшение количества детей, помещаемых в интернаты. Для этого усиливается работа по предотвращению ранних отказов от детей предусматривается активное развитие форм семейных опеки: - усыновление, - установление опеки и попечительства, - передача в приемные семьи и детские дома семейного типа (ДДСТ).

На втором этапе планируется осуществить переход к замене больших интернатных учреждений - на небольшие детские дома (не более 50 детей в одном доме).

В Законе Украины «Про забезпечення організаційно-правових умов соціального захисту дітей-сиріт та дітей, позбавлених батьківського піклування» 2005 года (ст. 18, ч.3) гарантировалось, что количество детей в интернатах к 2009 году не будет превышать 50 человек.

Для выполнения Постановления Кабинета Министров Украины от 17 октября 2007 года № 1242 «Об утверждении Государственной целевой социальной программы реформирования системы учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, Черниговская областная государственная администрация разработала и утвердила областную целевую социальную программу реформирования системы учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки 3

Справка:

На территории Черниговской области функционируют 20 государственных учреждений для содержания детей, оставшихся без родительской опеки. В них проживают 2118 человек, из них около 900 детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

В Черниговской области продолжают функционировать интернаты с большим количеством воспитанников (на 100 - 200 и больше человек), что значительно превышает европейские стандарты (в европейских стандартах - не более 15 - 30 детей).

В Украине и в Черниговской области, в частности, не выполнены рекомендации Комитета Министров Совета Европы 2003 года, касающиеся подготовки и опубликования карты учреждений государственной опеки, подлежащих закрытию (особенно тех учреждений, которые чрезмерно велики, изолированы или находятся в запущенном состоянии), и составления графика их закрытия. 4

Из-за комплектации существующих интернатных учреждений детьми определенного возраста, не всегда обеспечивается возможность братьям и сестрам оставаться вместе. В большинстве интернатных учреждениях слабо ведется работа по поддержанию контактов с биологическими родственниками, даже если это не вредит интересам ребенка.

Существующие в черниговском регионе интернатные учреждения для детей-сирот - это достаточно закрытые учреждения. Дети в них живут автономно, проживая и обучаясь в одном здании/учреждении, что кардинально не соответствует европейским стандартам, при которых максимально создаются условия для тесного контакта детей с окружающим миром и участия их в жизни учреждения и включенности в социум. 5

Воспитанники школ-интернатов региона слабо социализированы, т.к. в существующих порядках отсутствуют естественные условия для подготовки детей к самостоятельной жизни. Работа по социальной адаптации воспитанников ведется эпизодически и несистемно. Проведение занятий по социализации выпускников школ-интернатов делегированы специалистам ЦССМ. И по непонятным причинам эти функции не являются обязательными для социальных работников, психологов и воспитателей интернатных учреждений.
РАЗВИТИЕ В РЕГИОНЕ СЕМЕЙНЫХ ФОРМ ОПЕКИ

Справка:

В Черниговской области действуют 7 детских домов семейного типа (ДДСТ), и

137 приемных семьи. Всего под опекой в приемных семьях и ДДСТ находятся 257 детей.

Под опекой в семьях родственников находится 1744 детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

В последние 3 года развитие альтернативных семейных форм опеки в регионе значительно активизировалось. По сравнению с 2007 годом число приёмных семей возросло почти вдвое: от 69 - до 137 семей. Увеличилось и количество ДДСТ: от 1 – до 7 домов.

Значительно ускорило процесс создания приемных семей введение с 2006 года государственного финансирования содержания детей в приемных семьях и ДДСТ: на каждого ребенка (соответственно возрастной группе) выделяется 2 прожиточных минимума. Приёмные родители и родители-воспитатели ДДСТ получают ежемесячное вознаграждение в размере 35% от начислений на содержание приёмных детей, но в сумме это вознаграждение не должно превышать пять прожиточных минимумов.

Однако не в полной мере соответствуют европейским стандартам существующая система отбора и подготовки кандидатов в приёмные родители и родители-воспитатели ДДСТ. Не определены требования, которым должны соответствовать приемные родители (в украинском законодательстве прописаны лишь ограничения для лиц, которые не могут быть приемными родителями).

Обучение кандидатов в приёмные родители и родители-воспитатели ДДСТ ограничивается лишь 2-х дневным тренингом, который проводят специалисты областного ЦССМ. Последующее обучение проводится 1 раз в 2 года. Недостаточно изучаются личные качества приемных родителей, их способности к воспитанию детей, отношения в их семьях, способы поведения в конфликтных ситуациях и т.п., что в европейских стандартах приемной семьи является обязательным.6

Для создания детских домов семейного типа (ДДСТ) в соответствии со статьей 46-1 Жилищного кодекса Украины государство должно предоставить семье вне очереди соответствующее жилье: обустроенный жилой дом или многокомнатную квартиру.

Однако из-за отсутствия денег в местных бюджетах и незаинтересованности органов местного самоуправления жилье для ДДСТ выделяется в единичных случаях, что значительно замедляет развитие детских домов семейного типа как эффективной альтернативной формы опеки детей.

Другим аспектом этой же проблемы, тормозящей создание ДДСТ и приемных семей в области, является и то, что после достижения приемным ребенком совершеннолетия встает вопрос обеспечения его жильем. Лица, желающие взять ребенка на воспитание, осознают, что по достижению ребенком совершеннолетия необходимо будет обеспечить его жильем, либо оставить на общее проживание, либо отправить ребенка на улицу.

Вообще, проблема обеспечения детей-сирот очень важна для всех сирот, т.к. собственное жилье имеют всего 13% этих детей и право на проживание на жилплощади – около 35%.

Рекомендации

  • Необходимо гармонизировать существующую нормативно-правовую базу о приемных семьях и ДДСТ в соответствии с европейскими стандартами; а также разработать нормативно-правовую базу для альтернативных форм и учреждений временной и постоянной опеки, таких как, профессиональная фостерная семья, детские городки и др.

  • Министерству по делам семьи, молодежи и спорта совместно с Министерством труда и государственным Центром занятости в рамках реорганизации интернатной системы необходимо разработать программы по переподготовке и трудоустройству сотрудников детских интернатов. Таким образом можно ликвидировать конфликт интересов, возникающий при реорганизации больших интернатных учреждений.

  • Черниговскому областному совету народных депутатов инициировать разработку и принятие областной программы развития альтернативных форм опеки детей-сирот. К разработке программы целесообразно привлечь представителей общественных организаций, имеющих опыт создания в Украине альтернативных учреждений и форм опеки детей-сирот.

  • Для депутатов местных советов всех уровней необходимо провести семинары по ознакомлению с существующими европейскими стандартами опеки детей-сирот и Государственной целевой социальной программы реформирования системы учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

  • При формировании местных бюджетов должны закладываться средства для создания новых детских домов семейного типа, которые позволяют воспитывать одновременно 5 -10 детей. Необходимо также планировать выделение жилья для лиц из числа сирот.

  • В решении жилищной проблемы актуальным остается создание социальных общежитий для лиц из числа сирот в областном центре и других районных городах.

  • В соответствии с европейскими подходами необходимо провести мониторинг интернатных учреждений для детей-сирот Черниговской области с целью оценки эффективности их функционирования и качества содержания и воспитания в них детей, с обязательным привлечение независимых экспертов и представителей НГО. Проводить также активную исследовательскую работу и анализ всех форм помещения детей под опеку. 7

  • Необходимо изменить общую философию интернатных учреждений: т.е. нужно развести функции учреждения социальной защиты и образовательные функции школы. Для этого следует отходить от больших многофункциональных школ-интернатов - к небольшим учреждениям – детским домам для 12 -15 детей, выполняющим социальные функции.

  • Неотложного внимания требует работа по социальной адаптации детей-сирот в существующих школах- интернатах.

  • Для улучшения социальной адаптации выпускников интернатов нужны государственные программы социальной адаптации детей-сирот, проживающих в интернатных учреждениях.

  • Администрациям интернатных учреждений важно создавать условия для улучшения подготовки воспитанников к самостоятельной жизни. С этой целью, например, можно оборудовать комнаты, где воспитанники могли бы учиться ведению домашнего хозяйства, пользоваться бытовыми приборами и т.п.

  • Целесообразны в воспитании детей обоих полов школьные программы подготовки их к семейной жизни. В европейской практике эти программы обязательны.

  • Для поддержки контактов воспитанников интернатов с биологическими родственниками, целесообразно на территории интернатных учреждений создавать комнаты для кратковременного проживания родителей и детей, что соответствовало бы европейским рекомендациям, изложенным в Резолюции Комитета Министров Совета. 8

  • Необходимо обеспечивать постоянное повышение квалификации персонала специализированных учреждений в целях улучшения их профессиональных знаний и предоставления им психологической поддержки, обеспечивая для этой цели одновременные курсы подготовки для всего персонала учреждения, а также дополнительную помощь персоналу, постоянно проживающему на территории учреждения.9

  • В разработке и реализации альтернативных программ социализации детей-сирот более активными должны быть региональные общественные организации.

  • Органам местного самоуправления, органам исполнительной власти необходимо активизировать поддержку общественных организаций, работающих в сфере помощи проблемным семьям. Рекомендуется ввести практику социального заказа для общественных организаций. С этой целью областному совету - инициировать введение конкурса грантов для общественных организаций области, работающих в сфере помощи семье и детям-сиротам.

  • Общественным организациям и органам местного самоуправления рекомендуется активнее привлекать средства международных и отечественных доноров для внедрения альтернативных моделей учреждений для детей, оставшихся без родительской опеки, а также для изучения и адаптации международного и украинского опыта; проведения обучающих программ, мониторинга учреждений для детей-сирот, участия в разработке местных программ помощи семье и т.п.

  • Для объединения усилий всех секторов в решении проблем содержания и воспитания детей-сирот целесообразно создать в регионе Ассоциацию приемных родителей.

  • Региональным СМИ необходимо активнее популяризировать приемное родительство, поднимать социальный имидж и значимость семейных форм воспитания.


ДОДАТКИ

Стандарти, передбачені міжнародними документами

(тексти і витяги)

Зміст

Конвенція про захист прав людини і основоположних свобод (Конвенцію ратифіковано Законом N 475/97-ВР ( 475/97-ВР ) від 17.07.97)

Конвенція ООН про права дитини (від 27.02.91, Дата підписання Україною: 21 лютого 1990 р., Набуття чинності для України: 27 вересня 1991 р.)

Європейська соціальна хартія (ратифікована Законом України «Про ратифікацію Європейської соціальної хартії (переглянутої)» від 14 вересня 2006 року за № 137-V)

Конвенція про контакт з дітьми (ратифікована Законом України Про ратифікацію Конвенції про контакт з дітьми N 166-V ( 166-16 ) від 20.09.2006)

Європейська конвенція про визнання та виконання рішень стосовно опіки над дітьми та про поновлення опіки над дітьми (Конвенцію ратифіковано із заявами та застереженням Законом N 135-VI ( 135-17 ) від 06.03.2008)


Рекомендація № R (87) 6, Рада Європи, Комітет Міністрів

Рекомендація 1601 (2003), Рада Європи, Комітет Міністрів. Про покращення положення дітей у закладах державної опіки

Резолюція (77) 33, Рада Європи, Комітет Міністрів

Рекомендація (2005) 5, Рада Європи, Комітет Міністрів. Про права дітей, які перебувають в закладах опіки

Заключні зауваження та рекомендації Комітету ООН з прав дитини: Україна. 09/10/2002. CRC/C/15/Add.191(Заключні зауваження/коментарі)

Конвенція про захист прав людини і основоположних свобод (Конвенцію ратифіковано Законом N 475/97-ВР ( 475/97-ВР ) від 17.07.97)

(...)

Стаття 8. Право на повагу до приватного і сімейного життя

1. Кожен має право на повагу до свого приватного і сімейного життя, до свого житла і кореспонденції. 

2. Органи державної влади не можуть втручатись у здійснення цього права, за винятком випадків, коли втручання здійснюється згідно із законом і є необхідним у демократичному суспільстві в інтересах національної та громадської безпеки чи економічного добробуту країни, для запобігання заворушенням чи злочинам, для захисту здоров'я чи моралі або для захисту прав і свобод інших осіб.

Протокол № 7 до Конвенції, Ст. 5

Подружжя мають рівні права та несуть ріну цивільно-правову відповідальність у стосунках між собою та своїми дітьми (…).

Конвенція оон про права дитини

(від 27.02.91, Дата підписання Україною: 21 лютого 1990 р., Набуття чинності для України: 27 вересня 1991 р.)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендації для змін Варшава Чернігів, 2009 р iconРекомендації щодо побудови, впровадження та удосконалення системи управління охороною праці
Ці Рекомендації поширюються на всі підприємства, установи, організації (далі – організація) на яких використовується наймана праця,...
Рекомендації для змін Варшава Чернігів, 2009 р iconОлександр олександрович русов (1847 – 1915) (Біобібліографічний покажчик)...
Олександр Олександрович Русов: (Біобібліогр покажч.) /Скл. І вступ стаття О. Я. Рахна; Наук ред. О. Б. Коваленко; Відп за вип. П....
Рекомендації для змін Варшава Чернігів, 2009 р iconМетодичні рекомендації до підготовки рефератів з правових дисциплін...
Методичні рекомендації до підготовки рефератів з правових дисциплін для студентів денної форми навчання Укладач Кубах А.І., Харків:...
Рекомендації для змін Варшава Чернігів, 2009 р iconМетодичні рекомендації І контрольні завдання до проведення практичних...
Методичні рекомендації контрольні завдання до проведення практичних занять з дисципліни «Економічна інформатика» для студентів 1...
Рекомендації для змін Варшава Чернігів, 2009 р icon«Варшава – Торунь»
Даты заезда: 02. 07 — 04. 07., 16. 07 — 18. 07., 13. 08 — 15. 08., 27. 08 — 29. 08., 03. 09 — 05. 09., 01. 10 — 03. 10., 05. 11 —...
Рекомендації для змін Варшава Чернігів, 2009 р iconМетодичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2013 2014 навчальному році
Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2013 – 2014 навчальному році
Рекомендації для змін Варшава Чернігів, 2009 р iconЗатверджено постановою Кабінету Міністрів України від 21 травня 2012 р. №450 положення
України підприємствами, та інші товари, що відповідно до законодавства України декларуються шляхом поданням митної декларації, передбаченої...
Рекомендації для змін Варшава Чернігів, 2009 р iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Виконання домашніх завдань – запорука успішного навчання. Рекомендації батькам (буклети)
Рекомендації для змін Варшава Чернігів, 2009 р icon«замки тевтонских рыцарей» польша варшава – торунь – гданьск – гдыня – сопот – мальборк – нидица
Лингвостилистический анализ текста. Синтаксис и морфология. Подготовка к гиа и егэ по русскому языку
Рекомендації для змін Варшава Чернігів, 2009 р iconКонкурс для учителей “Уроки благотворительности” Объявлен международный...
Рганизатор: Добровольческий центр Муниципального учреждения “Дом молодежных организаций” (Самара), Министерство образования и науки...
Рекомендації для змін Варшава Чернігів, 2009 р iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Турнир будет проходить в г. Миколайки – Польша, (120 км от Калининграда) в конгресс зале отеля «Голебиевски». Организуются поездки...
Рекомендації для змін Варшава Чернігів, 2009 р iconНевинномысск, 3 марта 2009 г. Том VII управление в социальных и экономических...
Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы II международной научно-практической конференции (г. Невинномысск, 3 марта 2009)/Редкол.:...
Рекомендації для змін Варшава Чернігів, 2009 р iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
России от 07. 07. 2005г. №03-1263) и программы для общеобразовательных учреждений по математике 5 6 классы (к учебному комплекту...
Рекомендації для змін Варшава Чернігів, 2009 р iconРабочая программа по истории для 8 класса учителя муниципального бюджетного образовательного
Мо и н рт №7831/9 от 16. 10. 2009 «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009-2010 учебном году»
Рекомендації для змін Варшава Чернігів, 2009 р iconМетодические рекомендации по формированию контрольно-измерительных...
В реализации приказа №31-04/1326 от 03. 11. 2009 г. "Об обеспечении Интернет-тестирования в 2009/2010 учебном году" для организации...
Рекомендації для змін Варшава Чернігів, 2009 р iconРабочая программа по литературе, 10Б класс. Мбоу «Камскоустьинская...
М. Дрофа 2009 г. В. И. Сахаров, С. А. Зинин «Литература», учебника для общеобразовательных учреждений в двух частях, Москва «Русское...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск