Скачать 215.61 Kb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов» «УТВЕРЖДАЮ» Ректор СПбГУП, профессор А. С. Запесоцкий 3 сентября 2010 г. Рассмотрено на заседании кафедры социальной работы 20 мая 2010 г., пр. № 9. Зав. кафедрой, профессор В. В. Горшкова МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ Специальность — 040101.65 Социальная работа Санкт-Петербург 2010 Кафедра социальной работы Составитель профессор кафедры социальной работы, доктор медицинских наук А. С. Соловьев Рецензенты: старший научный сотрудник НИЦ Ленинградского областного института развития образования, кандидат педагогических наук, доцент Н. П. Царева; заведующий кафедрой социальной психологии СПбГУП, кандидат психологических наук, доцент М. А. Бендюков Предисловие Выпускная квалификационная работа — это итоговая исследовательская и, главное, самостоятельно выполненная работа студента дневной, вечерней и заочной форм обучения по специальности 040101.65 Социальная работа. Темы выпускных квалификационных работ рассматриваются на заседании кафедры и утверждаются приказом ректора. При этом тема работы должна отвечать следующим требованиям:
Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы из предложенной тематики. Если эта тематика не в полной мере устраивает студента, он может предложить свой аспект рассмотрения проблемы или другую формулировку темы, представив необходимое обоснование целесообразности ее разработки. От правильного выбора темы во многом зависит успех всего исследования. Примерные темы выпускных квалификационных работ приведены в Приложении 1. 1. Этапы выполнения выпускной квалификационной работы 1-й этап. Анализ специальной литературы Приступая к исследованию, необходимо установить круг литературных и официально-документальных источников, относящихся к теме исследования. Задача студента — найти наибольшее количество объективно существующей и реально доступной информации научного, справочного, нормативного и методического характера. Предварительное изучение литературы по теме преследует задачи обнаружения следующих проблем:
На этом этапе производится предварительная оценка слабых и сильных сторон разработки темы выпускной квалификационной работы. Это дает возможность уточнить тему или, в крайних случаях, изменить ее. 2-й этап. Заполнение задания на выпускную квалификационную работу и определение ее структуры Выбрав тему, студент под руководством научного руководителя определяет направления исследовательского поиска, основные этапы работы, сроки ее поэтапного выполнения и заполняет задание. Качественно и в срок заполненное задание облегчает контроль за ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознанно выполнять выпускную квалификационную работу. Определение структуры работы находит воплощение в виде разработки плана выпускной квалификационной работы. При составлении плана следует продумать не только содержание отдельных частей, но и примерный объем каждой главы и параграфа, это позволит выдержать соразмерность частей выпускной квалификационной работы. Следует иметь в виду, что план является предварительным, ориентировочным и, по мере дальнейшего, более глубокого изучения теоретического и практического материала, перед студентом могут открыться отдельные аспекты темы исследования, которые будут требовать внесения корректив, дополнения и изменения глав, параграфов. Чем более тщательно продуман и детально составлен план, тем в большей степени студент будет способен определить весь комплекс работ в отношении исследования. 3-й этап. Разработка исследовательского проекта После составления плана выпускной квалификационной работы следует определить аппарат исследования. Это включает в себя:
Этот этап исследования в выпускной квалификационной работе находит свое воплощение в виде введения. 4-й этап. Теоретический анализ объекта и предмета исследования На основе анализа специальной литературы очертить теоретические положения, которые составляют методологические, теоретические и методические основы исследования. Следует обосновать:
Этот этап исследования раскрывается в первой главе выпускной квалификационной работы. 5-й этап. Анализ научно-исследовательской и практической деятельности по предмету исследования Наработки этого этапа составляют содержание второй главы выпускной квалификационной работы. Они включают:
6-й этап. Работа над текстом выпускной квалификационной работы, ее окончательная редакция, оформление Текст выпускной квалификационной работы по объему составляет 60–70 страниц и оформляется соответственно ГОСТу 7.32-91 «Система стандартов по информации, библиотечному делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления». Выпускная квалификационная работа оформляется на листах формата А4. Выпускная квалификационная работа оформляется с титульным листом, с оглавлением, с разбиением текста согласно плану, со списком литературы. Текст должен соответствовать оглавлению, как по содержанию, так и по форме. Введение, отдельные главы и заключение всегда в самом тексте начинаются с новой страницы, в отличие от подразделов. ГОСТ определяет следующие требования: количество строк на каждом листе не должно превышать 30, а в строке полагается до 60 знаков (считая пробелы между словами и знаки препинания). Следует соблюдать поля: слева — 3 см, справа — 1 см, сверху — 2 см, снизу — 2,5 см. Текст печатается 14 кеглем шрифтом Times New Roman. Текст печатается с абзацами (5 ударов клавишей «пробел»). Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом в три интервала. Ссылки на источники литературы осуществляются в конце предложения в виде квадратной скобки, в которую включен порядковый номер источника согласно списку использованной литературы. Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не следует употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой согласующихся, допускающих двойное толкование и т. п. Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т. п. Изложение ведется в неопределенной форме или от множественного числа: «исследования подтвердили…», «анализ литературы показал…», «наблюдения свидетельствуют…», «были сделаны выводы…» и т. д. В выпускной квалификационной работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка. Студенту выдаются на руки четыре бланка, которые следует заполнить и завизировать научному руководителю, заведующему кафедрой социальной работы, рецензенту:
2. Содержание и структура выпускной квалификационной работы 1. Титульный лист. Он оформляется с учетом следующих требований. Вверху — название учебного заведения и кафедры. В середине листа пишутся название академической работы, тема курсовой работы; фамилия, имя, отчество слушателя указывается внизу с левой стороны, напротив — должность, имя, отчество научного руководителя, внизу — город и год издания. Бланк титульного листа выдается студенту на руки. 2. Содержание. В нем последовательно излагаются названия пунктов и подпунктов плана курсовой работы. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый пункт или подпункт. Пример оформления оглавления представлен в Приложении 2. 3. Введение. Эта часть содержит обоснование актуальности темы исследования, основные характеристики выпускной квалификационной работы (проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования и др.). Во введении требуется отражение следующих вопросов:
Во введении также отражается краткая информация о замысле исследования. Не следует увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами. Указываются теории, методики, законы, закономерности, в том числе прикладного характера, используемые для достижения цели и решения задач. Объем введения — не более 2–3 страниц. 4. Основная часть выпускной квалификационной работы включает в себя две главы, но может быть представлена и большим количеством глав по согласованию с научным руководителем. В первой главе раскрывается научно-теоретическое обоснование проблемы исследования. Последующие параграфы главы являются логическим продолжением предыдущих. Втор—я глава включает анализ опытно-экспериментальных материалов и состояния решения рассматриваемой проблемы в социальной работе по какому-либо направлению (социально-правовое, социально-медицинское, социально-психологическое, социально-педагогическое), либо в конкретных видах учреждений социальной работы. Во второй главе также целесообразно рассмотреть оценку эффективности социальных услуг населению. Если автор предполагает обширное обоснование эффективности социальной работы по рассматриваемой проблеме, то этот материал целесообразно выделить в отдельную главу. 5. Заключение. В нем содержатся итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор; указывается их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержание введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы:
6. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора). В список включаются все использованные автором работы литературные источники независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т. д.), а также от того, имеются ли в тексте ссылки на не включенные в список произведения или последние не цитировались, но были использованы автором в ходе работы. В списке применяется общая нумерация литературных источников. При оформлении исходных данных указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место издания, название издательства, год издания, общее количество страниц. Например: 3. Нечаева А. М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М.: Проспект, 2000. 215 с. Если это коллективный сборник, то оформлять нужно следующим образом: 15. Понятийно-терминологический словарь для педагогов дополнительного образования / сост.: М. Б. Ковень, В. В. Белова, М. П. Чумакова. М., 1999. С. 14–21. Образец оформления статьи: 7. Система воспитания и дополнительного образования детей: от идеи до внедрения // Педагогика. 1999. № 6. С. 20–25. Если журнал не является центральным московским изданием, то указывается место издания. Например: 13. Кузьмина Н. В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития // Гуманизация образования. Бийск, 1995. № 1. С. 41–54. При оформлении газетной статьи после номера газеты пишутся три начальные буквы названия месяца, в котором вышла газета. Например: 16. Петражицкий Л. И. Техника научного самообразования // Татьянин день. 2009. № 3 (23). Авг. С. 8–10. 8. Приложения. Оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись: «Приложение» с указанием его порядкового номера; если приложений несколько, то «Приложение 1», «Приложение 2» и т. д. В приложении помещаются:
Приложения нумеруются в продолжение курсовой работы (сквозная нумерация), но в объем курсовой работы они не засчитываются. 3. Рецензирование Рецензирование выпускной квалификационной работы может осуществляться преподавателями всех кафедр СПбГУП, кроме выпускающей — социальной работы, а также преподавателями других высших учебных заведений и ведущими специалистами социальной работы. Бланк формы рецензии на выпускную квалификационную работу выдается студенту. Подпись руки рецензента должна быть подтверждена печатью учреждения, в котором работает рецензент. Рецензия отражает:
4. Представление дипломной работы к защите Дипломная работа в электронном и распечатанном виде с приложенными к ней отзывом научного руководителя и рецензией должна быть сдана на кафедру не менее чем за 10 дней до защиты. 5. Порядок защиты
6. Порядок оценивания выпускной квалификационной работы
Приложение 1 Примерные темы для написания выпускных квалификационных работ
Приложение 2 Содержание
|
Эупп выпускная квалификационная работа Методические рекомендации по выполнению и подготовке к защите выпускных квалификационных работ бакалавров | Методические рекомендации по подготовке и защите курсовых и выпускных квалификационных работ Методические рекомендации по подготовке и защите курсовых и выпускных квалификационных работ/ Сост. А. Г. Корнилов, Л. Н. Трикула... | ||
Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ Специальность Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методическое пособие к выполнению выпускных квалификационных работ Смирнова И. В., Кашенцева Н. П. Финансы и кредит: Учебно-методическое пособие к выполнению выпускных квалификационных работ. 2-е... | ||
Программа и методические рекомендации к выполнению выпускных квалификационных... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания по выполнению контрольных работ составлены... При разработке методических указаний по выполнению контрольных работ в основу положен Государственный образовательный стандарт по... | ||
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной... Методические рекомендации предназначены для студентов и руководителей выпускных квалификационных работ по специальности среднего... | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: Специальность... Направление подготовки: Специальность 040101. 65 «Социальная работа», квалификация специалист | ||
Методические рекомендации по прохождению преддипломной практики,... Министерство образования и науки Российской Федерации ано впо «Дальневосточный институт международных отношений» | Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ... Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ (проектов) для студентов по специальности 080801. 65 «Прикладная... | ||
Методические рекомендации по написанию и защите выпускных квалификационных работ Печатается по рекомендации Учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования | Методические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных... В методических рекомендациях даны общие указания по оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых проектов/работ, рекомендованные... | ||
Методические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных... В методических рекомендациях даны общие указания по оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых проектов/работ, рекомендованные... | Методические рекомендации по выполнению и защите выпускных квалификационных... Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, а также других нормативных документов Министерства... | ||
Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите дипломных... Общие требования к структуре и содержанию выпускных квалификационных работ | Методические указания По выполнению выпускных квалификационных работ по направлению подготовки Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |