Скачать 446.48 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ) Кафедра теории и истории государства и права Одобрено УМС факультета ____________ Протокол №__от «___»___________20__г. Председатель ________________________ Рабочая программа Учебной дисциплины «Право» для направлений подготовки 080100 – Экономика (профили: «Мировая экономика»,«Экономика труда», «Налоги и налогообложение», «Экономика предприятий и организаций», «Финансы и кредит», «Статистика», «Макроэкономическое планирование и прогнозирование», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») Квалификации (степени) выпускника - бакалавр Форма обучения - очная
Москва 2011г.
Целью учебной дисциплины «Право» является формирование целостного представления о правовой системе Российской Федерации, её законодательстве, что позволяет грамотно использовать нормативно-правовые документы на практике. Задачами курса являются: - привитии навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения основных социально-правовых ролей в обществе (гражданина, избирателя, собственника, потребителя, работника; - умению ориентироваться во всем многообразии правовых документов; - обучение комплексному восприятию учебного материала, методике сравнительного анализа, проблемному подходу к использованию источников и формированию правового кругозора.
Учебная дисциплина «Право» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОС ВПО квалификации «бакалавр» и базируется на дисциплинах гуманитарного (Б.1) цикла: «История» (профиль «Мировая экономика» и «Статистика») Необходимым требованиями к «входным» знаниям, умениям и готовностям студента при освоении данной дисциплины и приобретенными в результате освоения предшествующих дисциплин являются: Знание: основ мировоззрения и государствоведения. Умение: выявлять закономерности и особенности государственно-правового и экономико-правового процесса, причинно-следственные связи, Освоение дисциплины «Право» закладывает, формирует профессиональное правосознание и гражданскую позицию студентов, а также является базой для дальнейшего углубленного изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», а также дисциплин: - «Финансы» (профили: «Мировая экономика», «Экономика труда», «Экономика предприятий и организаций», «Финансы и кредит», «Статистика», «Макроэкономическое планирование и прогнозирование»); - «Трудовое право» (профиль «Экономика труда»); - «Основы предпринимательской деятельности» и «Коммерческое право» (профиль «Экономика предприятий и организаций»); - «Банковское право» и «Страхование» (профиль «Финансы и кредит»); - «Гражданское право», «Уголовное право» и «Финансовое право» (профиль «Налоги и налогообложение»); - «Бухгалтерское дело» (профиль «Бухгалтерский учет»).
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: а) Общекультурные компетенции (ОК): - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей еѐ достижения (ОК–1); - способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); - способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК- 3); - способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); - умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); - способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); - готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); - способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8); - способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9); - способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10); - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11); - способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12); - владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13); - владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК- 14); - владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 15); - владеет средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК- 16). б) Профессиональные компетенции (ПК): - способен на основе типовых методик и действующей нормативно- правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2); - способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5); - способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9); - способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11); - способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13); - способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14); - способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15). В результате освоения учебной дисциплины «Право» студент должен знать: — природу и сущность государства и права; — основные закономерности возникновения, функционирования и развития права; — готовность соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой, применять нормативные и правовые документы в своей профессиональной деятельности; уметь: — оперировать юридическими понятиями и категориями; — анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; — работать в трудовых коллективах и организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения с учетом политики государства; владеть: — юридической терминологией; — навыками работы с правовыми актами.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание модулей и тем дисциплины. Тема 1. Предмет, метод и задачи курса «Право» в вузе Предмет учебной дисциплины «Право». Общеправовые понятия и категории. Государство как универсальная организация политической власти социально неоднородного общества. Право как общеобязательная система нормативного регулирования общественных отношений. Задачи курса. Освоение общеправового категориально-понятийного аппарата, формирование основ правового мышления и юридического мировоззрения, понимание роли права и правовой культуры в жизни общества. Компетенции ОК-1;ОК-3;ПК-5 Тема 2. Общество и государство, политическая власть Роль и значение власти в обществе. Понятие политической системы общества и ее элементы. Понятие государства и его признаки. Место и роль государства в политической системе общества. Функции государства. Государственный механизм (органы государства, вооруженные силы и другие отряды вооруженных людей, принудительные учреждения). Формы государства. Общественные объединения и их виды. Понятие демократии, ее элементы (народовластие, свободные выборы, место представительных органов в государственном механизме, широкое применение различных форм непосредственной демократии — референдумы, всенародные опросы, выявление и учет общественного мнения, общественный контроль за деятельностью государственных и общественных органов и должностных лиц). Правовое государство: понятие и признаки. Возникновение и развитие идей о правовом государстве, господстве права и закона в жизни общества и государства как противовеса самовластью и произволу. Правовое государство и теория разделения властей. Компетенции ОК-1;ОК-3;ПК-5 Тема 3. Право: понятие, нормы, отрасли Понятие, система и виды нормативного регулирования общественных отношений. Соотношение права и государства. Место права в системе нормативного регулирования. Понятие права, его сущность и общая характеристика как нормативного регулятора общественных отношений. Норма права, ее структура. Формы (источники) права. Нормативно-правовой акт как источник и основная форма выражения права. Закон как источник права. Система нормативно-правовых актов в Российской Федерации. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных актов. Виды и формы систематизации законодательства. Отрасли права: понятие и система. Компетенции ОК-3;ОК-4;ПК-2 Тема 4. Мораль, право, правовая культура Понятие и виды социальных норм: моральные, политические, правовые, обычаи, традиции, нормы общественных организаций и др. Понятие норм морали. Общие черты и отличие норм права и норм морали. Правовое сознание. Понятие правовой культуры, ее взаимосвязь с политической и другими формами культуры. Понятие, место и роль правового воспитания в системе воспитания граждан, его основные цели и задачи. Формы и методы правового воспитания. Роль правосознания и правовой культуры в формировании правового государства. Компетенции ОК-3;ОК-4;ПК-2 |
Протокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа Учебной дисциплины «Правоведение» Если вещное право устанавливает господство лица над вещью, то обязательственное право регламентирует гражданский оборот. Обязательственное... | Рабочая программа дисциплины Международное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных... | ||
Протокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа Учебной дисциплины «Основы права» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... | Рабочая программа дисциплины муниципальное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Муниципальное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины административное право (наименование... Рабочая программа учебной дисциплины «Административное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины экологическое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Экологическое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины трудовое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины жилищное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Жилищное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины предпринимательское право (наименование... ... | Рабочая программа дисциплины земельное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Земельное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины уголовное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины финансовое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины гражданское право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Парламентское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики |