Справочник М., 2011 Научные рецензенты





НазваниеСправочник М., 2011 Научные рецензенты
страница1/5
Дата публикации23.06.2013
Размер0.91 Mb.
ТипСправочник
100-bal.ru > Право > Справочник
  1   2   3   4   5

Наука становления личности средствами чтения-общения

Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С.

Словарь-справочник

М., 2011

Научные рецензенты:

канд. пед. наук, доц. Смоленского государственного университета Швайкина Е.А., учитель школы № 1278 г. Москвы Кочетова П.Б.

Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Наука становления личности средствами чтения-общения: Словарь- справочник . – М.: 2011. – с.

Данное пособие адресовано всем, кого интересует вопрос управления процессом становления человека как личности в условиях XXI века. Длительные эмпирические и теоретические поиски способов достижения этой цели и общедоступного инструмента, позволяющего гарантировать ее достижение, увенчались успехом: в середине ХХ века надежные способы были найдены, так как были открыты и сформулированы соответствующие законы. На их основе разработана теория управления процессом становления личности с помощью опыта, заключенного в книгах; книга осмыслена как профессиональный инструмент для тех, кто человека формирует, а умение читать – как личностное свойство, обеспечивающее самопознание, самовоспитание и саморазвитие тем, кого этим инструментом научили и приучили пользоваться.

В словаре-справочнике представлены базисные сведения из науки, представляющей собой новую отрасль человековедения, − науку становления личности средствами чтения-общения.

От авторов

Появление данного издания мотивируется тем, что в 60-е годы ХХ века среди наук, посвященных исследованию формирования homo sapiens , появилась новая отрасль человековедения, которая к концу ХХ века оформилась как наука становления личности – ребенка и взрослого – средствами овладения читательской деятельностью как творчеством, или чтением-общением. Однако в современном мире, перенасыщенном информацией – достоверной и недостоверной,− любому истинно новому знанию пробиться к своему потребителю нелегко, но нужно, иначе оно не может стать общественным достоянием. Цель данного словаря-справочника и состоит в том, чтобы привлечь внимание всех, кто заинтересован в сохранении на Земле ЧЕЛОВЕКА как существа, думающего о себе и о мире и переделывающего этот мир только во благо, а не во зло, к научному открытию ХХ века, реально позволяющему влиять на названный процесс. Это во-первых. А во-вторых, словарь-справочник дает в руки всех специалистов, формирующих человека как личность (прежде всего учителя начальных классов), −систему научных знаний, апробированную в течение полувека и доказавшую свои социально позитивные возможности.

Словарь-справочник содержит в себе формулировки и разъяснения 3-х основных не известных ранее законов, определяющих результативность обучения современного человека (прежде всего ребенка 6-9 лет) чтению для становления его как личности; более 70 новых методико-филологических понятий, представляющих собой или базис или следствие действия этих законов, а также самые необходимые сведения из истории появления науки становления личности средствами чтения-общения и деятельности тех ученых, исследования которых привели к рождению, укреплению и перспективам развития новой отрасли человековедения – науки становления личности средствами чтения-общения.

Издание будет полезно прежде всего студентам и преподавателям, профессиональная компетенция которых зависит от современного научного понимания связей в системах «учитель ↔ книга ↔ ученик», «человек книга общество», и тех, кто непосредственно формирует ребенка-читателя в современной школе. Не менее значимо это издание и для тех, кто понимает, как важно продолжение научных исследований о человеке рожденном, но для своего становления нуждающемся в целесообразно организованных и практически значимых системных на него воздействиях, чтобы заданные ему природой положительные возможности пробудить и развить, а отрицательные нейтрализовать и в результате сформировать нужную обществу личность в условиях быстро изменяющейся современной действительности. Именно это направление исследования, которое уже привело тех, кто им пользуется, к запланированным результатам, и надо совершенствовать, расширять, углублять, уточнять, а не искажать. Но для этого надо хорошо понимать то, что уже сделано. В этом смысле значение монографического словаря-справочника трудно переоценить.

Структура словаря-справочника

В словаре-справочнике три части.

Часть первая – это собственно словарь-справочник.

Весь предложенный там читателю материал условно разделен на 7 разделов. Принцип построения разделов тематико-гнездовой, т.е. в каждом разделе сосредоточены теоретические и практические сведения по строго определенной теме (см. Содержание, с. ). Формулировки всех ведущих понятий сопровождаются методико-филологическим или психолого-педагогическим разъяснением. Каждый абзац, разъясняющий формулировку основного понятия, начинается с той его части, которая, с нашей точки зрения, требует уточнения, поскольку понимается разными исследователями, особенно приступающими к такого рода работе, неоднозначно и не всегда точно. Завершаются словарные статьи минимизированной библиографией. Исключение составляет раздел VII. Спецификой этого раздела является то, что основные словарные сведения, выделенные под номерами 7.1, 7.2 и 7.3, даются без разъяснений. Они заменяются ссылками на научные источники после каждой словарной статьи.

Вторая часть словаря-справочника – это публикации, на которые в первой части пособия есть ссылки, но которые найти сейчас достаточно трудно.

Третья часть – это указатель основных понятий, включенных в словарь-справочник, представленных по алфавиту.

Принятые обозначения и условные сокращения

Римскими цифрами в первой части словаря-справочника обозначены его разделы, а арабскими – основные слова-понятия в каждом разделе.

Жирным шрифтом выделены названия основных понятий, которые рассматриваются. Курсивом – понятия, детализированно раскрывающие сущность понятий основных.

н/п – новое понятие

у/п – уточненное понятие или понятие, не имеющее в науке однозначного толкования и потому требующее уточнения значения в контексте монографической темы данного пособия.

Количество основных понятий в каждом разделе не стандартизировано.

Первая часть

Раздел I. Кардинальные параметры, ограничивающие область исследования и практического применения полученных знаний



  1. Наука становления личности средствами чтения-общения

  2. Содержание науки становления личности средствами чтения общения

  3. Чтение-общение

  4. Обучение чтению-общению

  5. Личность






  1. Наука становления личности средствами чтения-общения [н/п] – это исторически сложившаяся и постоянно развивающаяся система объективно-истинных знаний о влиянии чтения на становление формирующегося читателя как личности.

Разъяснение формулировки:

1.1.Исторически сложившаяся − значит имеющая вполне определенную, зафиксированную в чьих-то трудах точку отсчета и линию развития с целью ее анализа, перспективную или не имеющую перспективы.

1.2.Система, т.е. совокупность объективно существующих в окружающем нас мире компонентов и связей, возникающих между ними, всегда (безусловно, аксиоматично) или при определенных условиях, обеспечивающая реализацию какой-то функции или достижения какого-то результата: в нашем случае – становления личности обучаемого средствами чтения-общения, которым он овладевает. Профессионально значимое свойство любой системы, которое учитель должен принять и которым должен постоянно руководствоваться, состоит в том, что система – это единый организм, нацеленный на выполнение определенных функций. Изменение любого, самого, казалось бы, малозначительного компонента системы, обязательно приводит либо к ее гибели (она ломается, перестает функционировать), либо к непредсказуемой смене ее функциональных свойств (холодильник начинает вырабатывать тепло вместо того, чтобы замораживать продукты, а обучение чтению – вызывает у обучаемых явное нежелание читать и брать книгу в руки вместо любви к чтению).

1.3. Объективно-истинные знания − знания о компонентах и связях в исследуемой области бытия, поддающиеся точной фиксации и сформулированные учеными в виде понятий и законов, существование которых и их влияние на человека не зависят ни от человека, ни от человечества в целом. Другими словами, эти компоненты и возникающие между ними – в самой читательской деятельности и между читателем и книгой при реализации читательской деятельности − связи существуют и действуют даже тогда, когда люди о них и не догадываются.

1.4. Компоненты, о которых идет речь, – это и объективно существующие явления в той области, которая исследуется: в данном случае «учитель ↔ книга ↔ ученик», «человек книга общество», и понятия, отражающие сущностные характеристики этих явлений и фиксирующиеся в научных источниках. Новые понятия служат признаком появления частных открытий или появления новых отраслей знаний, например науки становления личности средствами чтения-общения.

1.5.Связи между компонентами – это и объективные зависимости между явлениями, и законы и закономерности, формулируя которые, исследователь надеется управлять результатами формирования у обучаемых творческой читательской деятельности, т.е. чтения-общения, и получением при этом гарантированного результата, т.е. становления личности средствами обучения чтению-общению.

  • Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. - М.: 1993. – с. 7-8 и след.

  • Жданова Г.С., Колобродова Е.С., Полушкин В.А., Черный А.И. Словарь терминов по информатике на русском и английском языках. Из-во «Наука». - М.: 1971.- 360 с.- с.7.

  • Светловская Н.Н. Разговор по существу темы, или Что такое полноценное чтение в начальной школе с позиций теории формирования типа правильной читательской деятельности. / Начальная школа, 1990, №9. с. 2-5.

2. Содержание науки становления личности средствами чтения-общения [н\п] – это в настоящее время три закона, отражающие объективные связи между явлениями в системе «читатель книга », а также системы понятий, выявляющих сущность соответствующих этим понятиям изучаемых явлений. В содержание названной науки может быть включена и теория формирования типа правильной читательской деятельности, или читательской самостоятельности, т.к. объективная истинность ее доказана наукой и проверена практикой.

Разъяснение формулировки:

2.1.Сущностное минимизированное содержание любой науки, в том числе и науки становления личности средствами чтения-общения, согласно общему толкованию – это единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, т.е. знание сущности изучаемых данной наукой явлений, сформулированных учеными как понятия, а также условных и безусловных связей, т.е. законов и закономерностей, объективно существующих или возможных между этими явлениями.

2.2.Понятие «теория» мы определяем как систему руководящих указаний, т.е. выводов, найденных учеными логическим путем на основе собственно научных знаний (понятий, законов и закономерностей). Точная реализация руководящих указаний обеспечивает целесообразное внедрение этих знаний в практику человеческой деятельности и гарантирует достижение цели. Теория включается в содержание науки, с нашей точки зрения, только в том случае, если вытекающие из нее руководящие указания всесторонне научно обоснованы, а их результативность апробирована на практике. Такая теория перестает быть гипотетичной и становится собственно научной. Именно такова теория формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная в конце ХХ века и защищенная на уровне докторской диссертации.

  1. Чтение-общение [н/п]– это творческий личностно-ориентированный вид деятельности, позволяющий читателю самостоятельно и целесообразно строить для себя один из важнейших формирующих его социумов, в котором роль ведущих собеседников выполняют книги, а читатель становится собеседником, способным осваивать предложенный ему книгой накопленный человечеством опыт и с его помощью строить себя: просвещаться, воспитываться, развиваться.

Разъяснение формулировки:

3.1.Чтение-общение в современную эпоху – это единственное надежное средство изъять растущего человека (в первую очередь, − ребенка 6-9 лет) из оглушающего его потока в большей своей части ненужной информации и сосредоточить на желании и умении учиться думать о себе и о мире, опираясь на опыт мудрецов, оплативших этот опыт «потом и кровью», и получая безвозмездную возможность использовать этот бесценный и ничем не заменимый дар для того, чтобы постараться искать и найти себя в этом мире, становясь при этом полезной и значимой для окружающих его людей личностью.

3.2.Чтение-общение по отношению ко всем другим видам чтения (прежде всего механическому, информативному) – это универсальный вид читательской деятельности, в котором механическое раскодирование (правильное, беглое воспроизведение текста) и восприятие информативного содержания текста (сознательность) являются обязательными составляющими основного процесса. Но этот процесс непременно дополняется его адекватным содержанию текста эмоциональным читательским восприятием, интонированием (выразительностью) и самостоятельным для читателя установлением личностных отношений с книгой-собеседником, а затем вычленением и осмыслением заключенного в тексте (в «чужой речи») социально-нравственного опыта, применительно к себе.

3.3.Чтение-общение – это читательская деятельность, а не читательское действие. Основным отличием первого от второго – согласно исследованиям проф. А.Н. Леонтьева – является связь процесса с такими компонентами как его цель и мотив. В том случае, когда цель процесса чтения и его мотив для читателя совпадают, мы имеем дело с читательской деятельностью. Отличительные признаки этого совпадения – наличие при реализации деятельности особого класса психических переживаний – эмоций и чувств, которые всегда определяются осознанием читателем жизненной значимости и собеседника (книги), и беседы с ним (чтения) для удовлетворения потребности понять свое отношение к себе и к миру в данный момент (в момент чтения), вычленив из беседы недостающий ему социально-нравственный опыт. В этом случае механическое раскодирование текста и понимание его информативной сущности в процессе чтения-общения следует рассматривать как читательские действия.

3.4.Структура чтения-общения как деятельности [н/п] (это удалось определить впервые) складывается из пяти последовательно и взаимно связанных компонентов:

− умением увидеть в книге собеседника и сформировать к нему свое первоначальное отношение;

−способности его услышать, бегло, правильно, выразительно, сознательно озвучив оставленный им текст;

−запомнить «речь» книги-собеседника (т.е. текст литературного произведения) как можно более точно;

−осознать ее содержание, т.е. максимально адекватно тексту представить, понять и пережить сказанное;

−оценить выявленный при чтении социально-нравственный опыт применительно к потребностям, побудившим читателя обратиться к книге, и уточнить свое отношение к ее автору как собеседнику для себя.

3.5.Чтение- общение – это обязательно творческое чтение [у/п], потому что нетворческого общения, как справедливо утверждают философы (в частности, Каган М.С.) не существует: общение или есть, т.е. слушатель слышит, запоминает, представляет, эмоционально реагирует на то, что ему говорят, – и тогда он входит в мир рассказчика и является его сотворцом, или его нет. Другой случай, когда потенциальный слушатель не слышит того, что ему говорят, никак на «чужую» речь не реагирует, а лишь убивает время. Это процесс бессмысленный – и в том случае, когда смысл речи собеседника разбивается о слушателя «как о стенку горох», и тогда, когда слушатель вместо восприятия «чужой» речи замещает содержащийся в ней опыт своими фантазиями «по поводу» и без повода.

  • Светловская Н.Н. Теория методики обучения чтению. – М.: 1998.− 158с.

  • Светловская Н.Н. Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности. – М.: 2009. – 173с.

  • Каган М.С. Человеческая деятельность. – М.: 1974. – 328с.

  • Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.4-е изд. – М.: Из-во Моск. ун-та, 1981.- 584с. – с.509 и след.



  1. Обучение чтению-общению – это научно обоснованная система методических технологий включения обучающихся сначала в возможно более широкий круг книг-собеседников с целью овладения принципом и практикой опознания читателем их ценности лично для него с помощью книги как инструмента для чтения, а затем привычки выбирать из любого доступного круга чтения собеседников для себя, приучаясь присваивать в процессе обучения чтению-общению заключенный в книгах опыт, чтобы познавать и творить себя.

Разъяснение формулировки:

4.1. Система методических технологий обучения чтению-общению [н\п]– это как минимум 1) технология знакомства с миром книг; 2) технология работы с книгой как инструментом для чтения; 3) технология озвучивания текста литературного произведения в манере и стиле собеседника-книги; 4) технология творческого восприятия опыта, закодированного в литературном произведении, помещенном в книге; 5) технология накопления личностно-ориентированных сведений о писателях и их творчестве, заданных книгами-собеседниками.

4.2. Научное обоснование современных методических технологий обучения чтению-общению [у/п]– это руководящие указания к организации учебно-воспитательного процесса при формировании у учащихся типа правильной читательской деятельности на уроках и во внеурочное время, правомерность которых определяется системой законов и понятий, управляющих процессом становления личности средствами чтения-общения.

4.3. Обучение чтению-общению в качестве обязательного условия предполагает владение обучающим и освоение обучающимися системы специально созданных учебных материалов (см. раздел IV).

  • Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. \ Начальная школа, 2003, №1, с .11-18.

  • Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика. – М.: 2001. – 288с.:илл.

  • Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Учим читать книги (методическое пособие к урокам чтения для учителя начальных классов школ любого типа): Первый год обучения. – М.: 2006. – 192с.:илл.

  • Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Учим читать книги (методическое пособие к урокам чтения для учителя начальных классов школ любого типа): Второй год обучения. – М.: 2007. –208 с.:илл.

  • Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Учим читать книги (методическое пособие к урокам чтения для учителя начальных классов школ любого типа): Третий год обучения. – М.: 2010. –224 с.:илл.



  1. Личность (в контексте рассматриваемой нами науки применительно к ребенку 6-9 лет) [у/п] это образованный человек, пока еще не владеющий достаточно устойчивым комплексом знаний, умений, навыков и привычек, формирующих у него способность и потребность перманентно отбирать, анализировать и «примерять на себя» заключенный в книгах чужой опыт, но охотно обучающийся этому и в меру индивидуальных способностей впитывающий доступные ему представления о культуре, социальных нормах, установках, ценностных ориентациях и менталитете родного народа, осознавая и совершенствуя при этом самого себя, чтобы позитивно влиять на окружающий мир, чего он уже хочет.

Разъяснение формулировки:

5.1.Образованный человек – это общепринятый термин, скорее, бытовое представление, чем научное понятие о типе человека, полезного и нужного обществу. С нашей точки зрения, лучше всего сущность этого типа людей определил известный книжник Н.А. Рубакин. Именно он поставил перед всеми нами два главных вопроса: что такое образованный человек и ради чего делать из себя такового. А поставив эти два вопроса, дал на них исчерпывающий, во всяком случае, для нашего понимания, ответ: «Действительно образованный человек, − утверждает Н.А. Рубакин, − не тот, кто считает себя «образованным», не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже и высшее, учебное заведение – мало ли неучей, узких специалистов, или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования. Самая его суть – в том влиянии, которое оно может и должно производить на окружающую жизнь... Понимать окружающую жизнь – первая задача образованного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения – вот пробный камень его оценки».

5.2.Способность и потребность в перманентном обращении в мир доступных книг и квалифицированное их чтение – это результат систематического освоения читателем умения работать с книгой-инструментом, знания мира доступных книг, привычки выбирать книгу-собеседника в расчете на себя и воспринимать заключенную в книге «чужую» речь (текст литературного произведения) на максимально доступном данному читателю уровне в данное время; это гарантия формирования у ребенка-читателя желания читать, личностно-ориентированных читательских интересов и психического новообразования – читательской самостоятельности (см. с. )

5.3.Личностная культура [у/п] – в широком смысле слова – это все, что создано человечеством в каждой отрасли знаний и деятельности, а в узком смысле слова – это степень совершенства в овладении той или иной отраслью знаний или деятельности. Оба эти значения в рамках науки становления личности средствами чтения-общения приобретают особую значимость при решении вопросов технологий обучения младших школьников чтению-общению. В собственно же научном смысле мы принимаем этот термин прежде всего как синоним термина менталитет, т.е. как проявляющееся в родном языке мировосприятие, эстетическое кредо, жизненные позиции, определяющие для человека–личности прежде всего его самооценку, а возможно и поведение. Что же касается русского менталитета, то его основные характеристики, приводящиеся в названных ниже источниках, таковы:

«Любить ближнего и все живое на земле;

душевно и чутко относиться к человеку независимо от его возраста, социального статуса, национальной принадлежности и даже вероисповедания;

накормить голодного, напоить жаждущего, посетить больного, немощного и оказать им помощь;

не обижать вдов и сирот, детей и стариков;

относиться к человеку с добром, независимо от того, как он к тебе относится;

ответить ему куском хлеба, если он бросит в тебя камнем (иначе умножишь зло, а не добро);

считаться с общечеловеческими интересами, ибо все люди – братья, жители одной планеты; бояться нанести другому душевную боль, вредящую его «животу» (т.е. жизни);

бояться лжи, лени, злословия – такие и подобные нравственные заповеди, составляющие кодекс человечности, идут к нам из глубокой древности и составляют нравственный идеал наших предков (абзацы выделены нами – Н.С., Т.П.)

К сказанному выше, как нам кажется, необходимо добавить и такие обязательные для русских людей черты, как беспримерная любовь к Родине и, бескопромиссное отношение человека к самому себе. Таков, в сущности, русский народный идеал…

Хорош ли он? Думается, что хорош!.. И с социальной точки зрения даже не суть важно, насколько он обществом реализуется (хотя лучше бы реализовался!). Гораздо важнее то, что он должен быть известен всем и каждому в России с детских лет; он должен признаваться нормой поведения русского человека и критерием личной самооценки для любого из нас, в том числе и для писателей и их профессиональной оценки учителем начальных классов.

  • Рубакин Н.А. Как заниматься самообразованием. – М.: 1962.

  • Светловская Н.Н. Нравственное воспитание младших школьников в процессе обучения чтению. // Журнал «Начальная школа», 1983, № 10, с. 27-35.

  • Сетин Ф.И. История русской детской литературы. – М.: Просвещение, 1990.- 303с.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Справочник М., 2011 Научные рецензенты iconСправочник моя аптечка, Справочник лекарств, Зеленая аптека, Справочник Заболеваний

Справочник М., 2011 Научные рецензенты iconН. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. 2011.№4. С. 13-27
Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд дома «Первое сентября». 2011.№9. С. 14-15
Справочник М., 2011 Научные рецензенты iconСправочник Перечень учебных заведений Российской Федерации для лиц...
Перечень учебных заведений Российской Федерации для лиц с нарушениями слуха. Справочник. – Гоу ао «Вычегодская скоши», 2011 г., с....
Справочник М., 2011 Научные рецензенты iconСправочник путеводитель Составитель: Тараканова Г. И., зам директора...
Волгоградской области с целью оказания помощи педагогам школы в разъяснении прохождения аттестации на первую и высшую квалификационную...
Справочник М., 2011 Научные рецензенты iconПамятка первокурсника 2011 Братск 2011 Памятка первокурсника 2011:...
От всей души поздравляю вас с началом нового, яркого и важного этапа вашей жизни. Искренне рад, что пройдет он в стенах Братского...
Справочник М., 2011 Научные рецензенты iconСправочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы. Пер с англ. М., 1998
Зарубежная печать. Краткий справочник. Газеты. Журналы. Информационные агентства. /Редколл.: С. А. Лосев и др. – М., 1986
Справочник М., 2011 Научные рецензенты icon1. научные традиции и научные революции
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Справочник М., 2011 Научные рецензенты iconПравила пользования помещениями, содержания многоквартирного дома и придомовой территории
Бачерикова Я. В. Практический справочник «Жилищные уроки». /Под ред.: О. Г. Якимочевой. Ульяновск, 2011 – 93с
Справочник М., 2011 Научные рецензенты iconСправочник по Паблик Рилейшнз Абельмас Нина Васильевна Универсальный...
В настоящем издании раскрывается сущность понятия pr и подробно рассматриваются все направления по связям с общественностью. Материал...
Справочник М., 2011 Научные рецензенты iconОсновные научные направления (научные школы) Литературного института им. А. М. Горького
Помощник заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Руководителя Росимущества
Справочник М., 2011 Научные рецензенты iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные научные направления (научные школы) факультета и показатели результативности работы
Справочник М., 2011 Научные рецензенты iconПрограмма по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни...
Основа здоровья нации – трезвое мировоззрение: обучающая программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни / Е. В....
Справочник М., 2011 Научные рецензенты iconТ. В. Жеребило Термины и понятия
Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник. – Назрань: ООО «Пилигрим», 2011. – 280 с
Справочник М., 2011 Научные рецензенты iconСправочник мкб10
«О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г n 1664н...
Справочник М., 2011 Научные рецензенты iconОтчет о научно-исследовательской работе за 2011 год
Основные научные направления (по которым факультет осуществляет научно-исследовательскую деятельность)
Справочник М., 2011 Научные рецензенты iconВ 2011-2012 учебном году I. Констатирующая часть
Рецензенты: кандидат педагогических наук Н. И. Хромов, старший инструктор-методист обж дюк фп «Юниор» А. В. Наследухов, кандидат...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск