Скачать 0.91 Mb.
|
Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Словарь-справочник М., 2011 Научные рецензенты: канд. пед. наук, доц. Смоленского государственного университета Швайкина Е.А., учитель школы № 1278 г. Москвы Кочетова П.Б. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Наука становления личности средствами чтения-общения: Словарь- справочник . – М.: 2011. – с. Данное пособие адресовано всем, кого интересует вопрос управления процессом становления человека как личности в условиях XXI века. Длительные эмпирические и теоретические поиски способов достижения этой цели и общедоступного инструмента, позволяющего гарантировать ее достижение, увенчались успехом: в середине ХХ века надежные способы были найдены, так как были открыты и сформулированы соответствующие законы. На их основе разработана теория управления процессом становления личности с помощью опыта, заключенного в книгах; книга осмыслена как профессиональный инструмент для тех, кто человека формирует, а умение читать – как личностное свойство, обеспечивающее самопознание, самовоспитание и саморазвитие тем, кого этим инструментом научили и приучили пользоваться. В словаре-справочнике представлены базисные сведения из науки, представляющей собой новую отрасль человековедения, − науку становления личности средствами чтения-общения. От авторов Появление данного издания мотивируется тем, что в 60-е годы ХХ века среди наук, посвященных исследованию формирования homo sapiens , появилась новая отрасль человековедения, которая к концу ХХ века оформилась как наука становления личности – ребенка и взрослого – средствами овладения читательской деятельностью как творчеством, или чтением-общением. Однако в современном мире, перенасыщенном информацией – достоверной и недостоверной,− любому истинно новому знанию пробиться к своему потребителю нелегко, но нужно, иначе оно не может стать общественным достоянием. Цель данного словаря-справочника и состоит в том, чтобы привлечь внимание всех, кто заинтересован в сохранении на Земле ЧЕЛОВЕКА как существа, думающего о себе и о мире и переделывающего этот мир только во благо, а не во зло, к научному открытию ХХ века, реально позволяющему влиять на названный процесс. Это во-первых. А во-вторых, словарь-справочник дает в руки всех специалистов, формирующих человека как личность (прежде всего учителя начальных классов), −систему научных знаний, апробированную в течение полувека и доказавшую свои социально позитивные возможности. Словарь-справочник содержит в себе формулировки и разъяснения 3-х основных не известных ранее законов, определяющих результативность обучения современного человека (прежде всего ребенка 6-9 лет) чтению для становления его как личности; более 70 новых методико-филологических понятий, представляющих собой или базис или следствие действия этих законов, а также самые необходимые сведения из истории появления науки становления личности средствами чтения-общения и деятельности тех ученых, исследования которых привели к рождению, укреплению и перспективам развития новой отрасли человековедения – науки становления личности средствами чтения-общения. Издание будет полезно прежде всего студентам и преподавателям, профессиональная компетенция которых зависит от современного научного понимания связей в системах «учитель ↔ книга ↔ ученик», «человек книга общество», и тех, кто непосредственно формирует ребенка-читателя в современной школе. Не менее значимо это издание и для тех, кто понимает, как важно продолжение научных исследований о человеке рожденном, но для своего становления нуждающемся в целесообразно организованных и практически значимых системных на него воздействиях, чтобы заданные ему природой положительные возможности пробудить и развить, а отрицательные нейтрализовать и в результате сформировать нужную обществу личность в условиях быстро изменяющейся современной действительности. Именно это направление исследования, которое уже привело тех, кто им пользуется, к запланированным результатам, и надо совершенствовать, расширять, углублять, уточнять, а не искажать. Но для этого надо хорошо понимать то, что уже сделано. В этом смысле значение монографического словаря-справочника трудно переоценить. Структура словаря-справочника В словаре-справочнике три части. Часть первая – это собственно словарь-справочник. Весь предложенный там читателю материал условно разделен на 7 разделов. Принцип построения разделов тематико-гнездовой, т.е. в каждом разделе сосредоточены теоретические и практические сведения по строго определенной теме (см. Содержание, с. ). Формулировки всех ведущих понятий сопровождаются методико-филологическим или психолого-педагогическим разъяснением. Каждый абзац, разъясняющий формулировку основного понятия, начинается с той его части, которая, с нашей точки зрения, требует уточнения, поскольку понимается разными исследователями, особенно приступающими к такого рода работе, неоднозначно и не всегда точно. Завершаются словарные статьи минимизированной библиографией. Исключение составляет раздел VII. Спецификой этого раздела является то, что основные словарные сведения, выделенные под номерами 7.1, 7.2 и 7.3, даются без разъяснений. Они заменяются ссылками на научные источники после каждой словарной статьи. Вторая часть словаря-справочника – это публикации, на которые в первой части пособия есть ссылки, но которые найти сейчас достаточно трудно. Третья часть – это указатель основных понятий, включенных в словарь-справочник, представленных по алфавиту. Принятые обозначения и условные сокращения Римскими цифрами в первой части словаря-справочника обозначены его разделы, а арабскими – основные слова-понятия в каждом разделе. Жирным шрифтом выделены названия основных понятий, которые рассматриваются. Курсивом – понятия, детализированно раскрывающие сущность понятий основных. н/п – новое понятие у/п – уточненное понятие или понятие, не имеющее в науке однозначного толкования и потому требующее уточнения значения в контексте монографической темы данного пособия. Количество основных понятий в каждом разделе не стандартизировано. Первая часть Раздел I. Кардинальные параметры, ограничивающие область исследования и практического применения полученных знаний
Разъяснение формулировки: 1.1.Исторически сложившаяся − значит имеющая вполне определенную, зафиксированную в чьих-то трудах точку отсчета и линию развития с целью ее анализа, перспективную или не имеющую перспективы. 1.2.Система, т.е. совокупность объективно существующих в окружающем нас мире компонентов и связей, возникающих между ними, всегда (безусловно, аксиоматично) или при определенных условиях, обеспечивающая реализацию какой-то функции или достижения какого-то результата: в нашем случае – становления личности обучаемого средствами чтения-общения, которым он овладевает. Профессионально значимое свойство любой системы, которое учитель должен принять и которым должен постоянно руководствоваться, состоит в том, что система – это единый организм, нацеленный на выполнение определенных функций. Изменение любого, самого, казалось бы, малозначительного компонента системы, обязательно приводит либо к ее гибели (она ломается, перестает функционировать), либо к непредсказуемой смене ее функциональных свойств (холодильник начинает вырабатывать тепло вместо того, чтобы замораживать продукты, а обучение чтению – вызывает у обучаемых явное нежелание читать и брать книгу в руки вместо любви к чтению). 1.3. Объективно-истинные знания − знания о компонентах и связях в исследуемой области бытия, поддающиеся точной фиксации и сформулированные учеными в виде понятий и законов, существование которых и их влияние на человека не зависят ни от человека, ни от человечества в целом. Другими словами, эти компоненты и возникающие между ними – в самой читательской деятельности и между читателем и книгой при реализации читательской деятельности − связи существуют и действуют даже тогда, когда люди о них и не догадываются. 1.4. Компоненты, о которых идет речь, – это и объективно существующие явления в той области, которая исследуется: в данном случае «учитель ↔ книга ↔ ученик», «человек книга общество», и понятия, отражающие сущностные характеристики этих явлений и фиксирующиеся в научных источниках. Новые понятия служат признаком появления частных открытий или появления новых отраслей знаний, например науки становления личности средствами чтения-общения. 1.5.Связи между компонентами – это и объективные зависимости между явлениями, и законы и закономерности, формулируя которые, исследователь надеется управлять результатами формирования у обучаемых творческой читательской деятельности, т.е. чтения-общения, и получением при этом гарантированного результата, т.е. становления личности средствами обучения чтению-общению.
2. Содержание науки становления личности средствами чтения-общения [н\п] – это в настоящее время три закона, отражающие объективные связи между явлениями в системе «читатель книга », а также системы понятий, выявляющих сущность соответствующих этим понятиям изучаемых явлений. В содержание названной науки может быть включена и теория формирования типа правильной читательской деятельности, или читательской самостоятельности, т.к. объективная истинность ее доказана наукой и проверена практикой. Разъяснение формулировки: 2.1.Сущностное минимизированное содержание любой науки, в том числе и науки становления личности средствами чтения-общения, согласно общему толкованию – это единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, т.е. знание сущности изучаемых данной наукой явлений, сформулированных учеными как понятия, а также условных и безусловных связей, т.е. законов и закономерностей, объективно существующих или возможных между этими явлениями. 2.2.Понятие «теория» мы определяем как систему руководящих указаний, т.е. выводов, найденных учеными логическим путем на основе собственно научных знаний (понятий, законов и закономерностей). Точная реализация руководящих указаний обеспечивает целесообразное внедрение этих знаний в практику человеческой деятельности и гарантирует достижение цели. Теория включается в содержание науки, с нашей точки зрения, только в том случае, если вытекающие из нее руководящие указания всесторонне научно обоснованы, а их результативность апробирована на практике. Такая теория перестает быть гипотетичной и становится собственно научной. Именно такова теория формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная в конце ХХ века и защищенная на уровне докторской диссертации.
Разъяснение формулировки: 3.1.Чтение-общение в современную эпоху – это единственное надежное средство изъять растущего человека (в первую очередь, − ребенка 6-9 лет) из оглушающего его потока в большей своей части ненужной информации и сосредоточить на желании и умении учиться думать о себе и о мире, опираясь на опыт мудрецов, оплативших этот опыт «потом и кровью», и получая безвозмездную возможность использовать этот бесценный и ничем не заменимый дар для того, чтобы постараться искать и найти себя в этом мире, становясь при этом полезной и значимой для окружающих его людей личностью. 3.2.Чтение-общение по отношению ко всем другим видам чтения (прежде всего механическому, информативному) – это универсальный вид читательской деятельности, в котором механическое раскодирование (правильное, беглое воспроизведение текста) и восприятие информативного содержания текста (сознательность) являются обязательными составляющими основного процесса. Но этот процесс непременно дополняется его адекватным содержанию текста эмоциональным читательским восприятием, интонированием (выразительностью) и самостоятельным для читателя установлением личностных отношений с книгой-собеседником, а затем вычленением и осмыслением заключенного в тексте (в «чужой речи») социально-нравственного опыта, применительно к себе. 3.3.Чтение-общение – это читательская деятельность, а не читательское действие. Основным отличием первого от второго – согласно исследованиям проф. А.Н. Леонтьева – является связь процесса с такими компонентами как его цель и мотив. В том случае, когда цель процесса чтения и его мотив для читателя совпадают, мы имеем дело с читательской деятельностью. Отличительные признаки этого совпадения – наличие при реализации деятельности особого класса психических переживаний – эмоций и чувств, которые всегда определяются осознанием читателем жизненной значимости и собеседника (книги), и беседы с ним (чтения) для удовлетворения потребности понять свое отношение к себе и к миру в данный момент (в момент чтения), вычленив из беседы недостающий ему социально-нравственный опыт. В этом случае механическое раскодирование текста и понимание его информативной сущности в процессе чтения-общения следует рассматривать как читательские действия. 3.4.Структура чтения-общения как деятельности [н/п] (это удалось определить впервые) складывается из пяти последовательно и взаимно связанных компонентов: − умением увидеть в книге собеседника и сформировать к нему свое первоначальное отношение; −способности его услышать, бегло, правильно, выразительно, сознательно озвучив оставленный им текст; −запомнить «речь» книги-собеседника (т.е. текст литературного произведения) как можно более точно; −осознать ее содержание, т.е. максимально адекватно тексту представить, понять и пережить сказанное; −оценить выявленный при чтении социально-нравственный опыт применительно к потребностям, побудившим читателя обратиться к книге, и уточнить свое отношение к ее автору как собеседнику для себя. 3.5.Чтение- общение – это обязательно творческое чтение [у/п], потому что нетворческого общения, как справедливо утверждают философы (в частности, Каган М.С.) не существует: общение или есть, т.е. слушатель слышит, запоминает, представляет, эмоционально реагирует на то, что ему говорят, – и тогда он входит в мир рассказчика и является его сотворцом, или его нет. Другой случай, когда потенциальный слушатель не слышит того, что ему говорят, никак на «чужую» речь не реагирует, а лишь убивает время. Это процесс бессмысленный – и в том случае, когда смысл речи собеседника разбивается о слушателя «как о стенку горох», и тогда, когда слушатель вместо восприятия «чужой» речи замещает содержащийся в ней опыт своими фантазиями «по поводу» и без повода.
Разъяснение формулировки: 4.1. Система методических технологий обучения чтению-общению [н\п]– это как минимум 1) технология знакомства с миром книг; 2) технология работы с книгой как инструментом для чтения; 3) технология озвучивания текста литературного произведения в манере и стиле собеседника-книги; 4) технология творческого восприятия опыта, закодированного в литературном произведении, помещенном в книге; 5) технология накопления личностно-ориентированных сведений о писателях и их творчестве, заданных книгами-собеседниками. 4.2. Научное обоснование современных методических технологий обучения чтению-общению [у/п]– это руководящие указания к организации учебно-воспитательного процесса при формировании у учащихся типа правильной читательской деятельности на уроках и во внеурочное время, правомерность которых определяется системой законов и понятий, управляющих процессом становления личности средствами чтения-общения. 4.3. Обучение чтению-общению в качестве обязательного условия предполагает владение обучающим и освоение обучающимися системы специально созданных учебных материалов (см. раздел IV).
Разъяснение формулировки: 5.1.Образованный человек – это общепринятый термин, скорее, бытовое представление, чем научное понятие о типе человека, полезного и нужного обществу. С нашей точки зрения, лучше всего сущность этого типа людей определил известный книжник Н.А. Рубакин. Именно он поставил перед всеми нами два главных вопроса: что такое образованный человек и ради чего делать из себя такового. А поставив эти два вопроса, дал на них исчерпывающий, во всяком случае, для нашего понимания, ответ: «Действительно образованный человек, − утверждает Н.А. Рубакин, − не тот, кто считает себя «образованным», не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже и высшее, учебное заведение – мало ли неучей, узких специалистов, или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования. Самая его суть – в том влиянии, которое оно может и должно производить на окружающую жизнь... Понимать окружающую жизнь – первая задача образованного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения – вот пробный камень его оценки». 5.2.Способность и потребность в перманентном обращении в мир доступных книг и квалифицированное их чтение – это результат систематического освоения читателем умения работать с книгой-инструментом, знания мира доступных книг, привычки выбирать книгу-собеседника в расчете на себя и воспринимать заключенную в книге «чужую» речь (текст литературного произведения) на максимально доступном данному читателю уровне в данное время; это гарантия формирования у ребенка-читателя желания читать, личностно-ориентированных читательских интересов и психического новообразования – читательской самостоятельности (см. с. ) 5.3.Личностная культура [у/п] – в широком смысле слова – это все, что создано человечеством в каждой отрасли знаний и деятельности, а в узком смысле слова – это степень совершенства в овладении той или иной отраслью знаний или деятельности. Оба эти значения в рамках науки становления личности средствами чтения-общения приобретают особую значимость при решении вопросов технологий обучения младших школьников чтению-общению. В собственно же научном смысле мы принимаем этот термин прежде всего как синоним термина менталитет, т.е. как проявляющееся в родном языке мировосприятие, эстетическое кредо, жизненные позиции, определяющие для человека–личности прежде всего его самооценку, а возможно и поведение. Что же касается русского менталитета, то его основные характеристики, приводящиеся в названных ниже источниках, таковы: «Любить ближнего и все живое на земле; душевно и чутко относиться к человеку независимо от его возраста, социального статуса, национальной принадлежности и даже вероисповедания; накормить голодного, напоить жаждущего, посетить больного, немощного и оказать им помощь; не обижать вдов и сирот, детей и стариков; относиться к человеку с добром, независимо от того, как он к тебе относится; ответить ему куском хлеба, если он бросит в тебя камнем (иначе умножишь зло, а не добро); считаться с общечеловеческими интересами, ибо все люди – братья, жители одной планеты; бояться нанести другому душевную боль, вредящую его «животу» (т.е. жизни); бояться лжи, лени, злословия – такие и подобные нравственные заповеди, составляющие кодекс человечности, идут к нам из глубокой древности и составляют нравственный идеал наших предков (абзацы выделены нами – Н.С., Т.П.) К сказанному выше, как нам кажется, необходимо добавить и такие обязательные для русских людей черты, как беспримерная любовь к Родине и, бескопромиссное отношение человека к самому себе. Таков, в сущности, русский народный идеал… Хорош ли он? Думается, что хорош!.. И с социальной точки зрения даже не суть важно, насколько он обществом реализуется (хотя лучше бы реализовался!). Гораздо важнее то, что он должен быть известен всем и каждому в России с детских лет; он должен признаваться нормой поведения русского человека и критерием личной самооценки для любого из нас, в том числе и для писателей и их профессиональной оценки учителем начальных классов.
|
Справочник моя аптечка, Справочник лекарств, Зеленая аптека, Справочник Заболеваний | Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. 2011.№4. С. 13-27 Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд дома «Первое сентября». 2011.№9. С. 14-15 | ||
Справочник Перечень учебных заведений Российской Федерации для лиц... Перечень учебных заведений Российской Федерации для лиц с нарушениями слуха. Справочник. – Гоу ао «Вычегодская скоши», 2011 г., с.... | Справочник путеводитель Составитель: Тараканова Г. И., зам директора... Волгоградской области с целью оказания помощи педагогам школы в разъяснении прохождения аттестации на первую и высшую квалификационную... | ||
Памятка первокурсника 2011 Братск 2011 Памятка первокурсника 2011:... От всей души поздравляю вас с началом нового, яркого и важного этапа вашей жизни. Искренне рад, что пройдет он в стенах Братского... | Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы. Пер с англ. М., 1998 Зарубежная печать. Краткий справочник. Газеты. Журналы. Информационные агентства. /Редколл.: С. А. Лосев и др. – М., 1986 | ||
1. научные традиции и научные революции Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правила пользования помещениями, содержания многоквартирного дома и придомовой территории Бачерикова Я. В. Практический справочник «Жилищные уроки». /Под ред.: О. Г. Якимочевой. Ульяновск, 2011 – 93с | ||
Справочник по Паблик Рилейшнз Абельмас Нина Васильевна Универсальный... В настоящем издании раскрывается сущность понятия pr и подробно рассматриваются все направления по связям с общественностью. Материал... | Основные научные направления (научные школы) Литературного института им. А. М. Горького Помощник заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Руководителя Росимущества | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основные научные направления (научные школы) факультета и показатели результативности работы | Программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни... Основа здоровья нации – трезвое мировоззрение: обучающая программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни / Е. В.... | ||
Т. В. Жеребило Термины и понятия Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник. – Назрань: ООО «Пилигрим», 2011. – 280 с | Справочник мкб10 «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г n 1664н... | ||
Отчет о научно-исследовательской работе за 2011 год Основные научные направления (по которым факультет осуществляет научно-исследовательскую деятельность) | В 2011-2012 учебном году I. Констатирующая часть Рецензенты: кандидат педагогических наук Н. И. Хромов, старший инструктор-методист обж дюк фп «Юниор» А. В. Наследухов, кандидат... |