Российская академия наук федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии и минералогии им. В. С. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук





Скачать 156.62 Kb.
НазваниеРоссийская академия наук федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии и минералогии им. В. С. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук
Дата публикации24.09.2013
Размер156.62 Kb.
ТипПрограмма-минимум
100-bal.ru > Право > Программа-минимум
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт геологии и минералогии им. В.С. Соболева

Сибирского отделения Российской академии наук

(ФГБУН ИГМ им. В.С. Соболева СО РАН)

УТВЕРЖДАЮ
Директор Института

академик____________ Н.П. Похиленко
«_____»_____________2013 г.
М.П.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОД.А.04

Современная систематика животного и растительного мира

(наименование дисциплины)

основной образовательной программы послевузовского профессионального образования

(аспирантура)

по специальности
25.00.02 Палеонтология и стратиграфия

Новосибирск

2013

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука

Сибирского отделения Российской академии наук

(ИНГГ СО РАН)

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИНГГ СО РАН

Академик РАН
____________ М.И. Эпов
“ “ ______________ 2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.А.04 Современная систематика животного и растительного мира

основной образовательной программы послевузовского профессионального образования

(аспирантура)

по специальности
25.00.02 Палеонтология и стратиграфия


Новосибирск 2013
Программа составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

1. Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) – приказ Минобрнауки России от 16.03.2011 № 1365.

2. Паспорт научной специальности 25.00.02 – «Палеонтология и стратиграфия», разработанный экспертами ВАК Минобрнауки России в рамках Номенклатуры специальностей научных работников, утвержденной приказом Минобрнауки России от 25.02.2009 г. № 59.
3. Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 25.00.02 – «Палеонтология и стратиграфия», утвержденная приказом Минобрнауки России от 08.10.2007 № 274 «Об утверждении программ кандидатских экзаменов».

Составитель рабочей программы:
Зав лабораторией, чл.-корр. РАН _____________ Б.Н. Шурыгин

Ответственный за специальность

д.г.-м.н. ______________ Н.В. Сенников

ПРИНЯТО

Учёным советом ИНГГ СО РАН

Протокол № от 21.05.2013

Учёный секретарь, к.г.-м.н. Т.М. Парфёнова

________________________


  1. Цели освоения дисциплины

Дисциплина «Современная систематика животного и растительного мира» предназначена для изучения мира вымерших организмов, а также для использования их в стратиграфии.

Основной целью освоения дисциплины является изучение мира вымерших организмов, относящихся к различным категориям животных и растений, существовавших на протяжении всей истории Земли.



  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

Дисциплина «Современная систематика животного и растительного мира» является частью образовательной программы подготовки аспирантов по специальности 25.00.02 «Палеонтология и стратиграфия».

Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся для успешного освоения дисциплины:

• базовые знания по палеонтологии, общей геологии.
С другими частями образовательной программы соотносится следующим образом:

Дисциплины, предшествующие по учебному плану:

• ОД.А.05 Эволюция биосферы
Разделы, последующие по учебному плану:

• НИР.А.00, Научно-исследовательская работа и выполнение диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

• ПД.А.00, Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
Дисциплина является обязательной дисциплиной.



  1. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции:


ОК-2

Способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;

ОК-6

Способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

Профессиональные компетенции:

ПК-15

Способен использовать профильно-специализированные знания в области геологии, геологии и геохимии горючих ископаемых, экологической геологии для решения научных и практических задач (в соответствии с профилем подготовки).

ПК-17

Способен использовать профильно-специализированные информационные технологии для решения геологических, нефтегазовых и эколого-геологических задач (в соответствии с профилем подготовки).



В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • иметь представление о современных методах палеонтологии,

  • знать современную классификацию животных и растений,

  • уметь определять органические остатки.



  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часа.

Вид отчетности – экзамен.


Вид учебной работы

Объём часов / зачетных единиц





Всего

108/3

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36/1

в том числе:




лекции

12

семинары

24

Самостоятельная работа аспиранта (всего)

72/2

Вид контроля по дисциплине:

Письменные рефераты






  1. Разделы дисциплины и виды занятий







Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

Лаб.

Семин

Сам. раб.

Всего

п/п






















1.

Введение










2

4

6

2.

Систематическая палеонтология


2







4

12

18

3.

Филогенетическая палеонтология


2







2

8

12

4.

Палеоэкология


2







2

8

12

5.

Палеоихнология

2







2

8

12

6.

Палеобиогеография


2







2

8

12

7.

Эволюция биоты











4

8

12

8.

Эволюция биосферы










4

8

12

9.

Прикладная палеонтология

2







2

8

12

  1. Содержание дисциплины:






Наименование раздела

Содержание раздела

п/п

дисциплины




1

Введение

Общие вопросы

Палеонтология, ее предмет и объекты.

Палеонтология как биологическая наука об органическом мире прошлого.

Объекты палеонтологии: эуфоссилии, ихнофоссилии и хемофоссилии. Палеонтологическая летопись и ее типы.

Основные методы изучения фоссилий.

Статистические и компьютерные методы в палеонтологии.

История развития палеонтологии.

Становление палеонтологии как науки на рубеже XVIII и XIX вв. (Ж.Б. Ламарк, Ж. Кювье, А. Броньяр, Г.И. Фишер фон Вальдгейм).

Сравнительно-морфологический (начало XIX в. – 70–80-е годы XIX в.) и эволюционный этапы (В.О. Ковалевский, Л. Долло).

Учение Дарвина и палеонтология.

Роль отечественных ученых в развитии палеонтологии (А.А. Борисяк, Ю.А. Орлов, И.А. Ефремов, Р.Ф. Геккер, А.Н. Криштофович, В.А. Вахрамеев, С.В. Мейен, Д.В. Обручев, В.Е. Руженцев и др.).


2

Систематическая палеонтология


Систематика, таксономия и номенклатура.

Естественная и формальная систематика.

Таксономические единицы.

Десятое издание «Системы природы» К.Линнея (1758) как отправная точка зоологической номенклатуры.

Кодексы зоологической и ботанической номенклатуры, их основные нормы и правила.

Главные особенности морфологии, систематики и филогении основных групп растений и животных.

Мировые систематические сводки-справочники (Основы палеонтологии и др.). Деление на царства.

Прокариоты. Микробы (бактерии и др.). Строматолиты и онколиты. Грибы.

Эвкариоты. Растения. Особенности номенклатуры ископаемых растений.

Низшие растения. Отделы Dinophyta (динофитовые ), Rhodophyta (красные), Chlorophyta (зеленые), Charophyta (харовые), Phaeophyta (бурые), Chrysophyta (золотистые), Bacillariophyta (диатомовые).

Высшие растения. Надотдел споровые – отделы Bryophyta (моховидные), Rhyniophyta (риниофиты), Lycopodiophyta (плауновидные), Equisetophyta (хвощевидные), Polypodiophyta (папоротники). Надотдел семенные: отделы Gymnospermae, или Pinophyta (голосеменные) и Angiospermae или Magnoliophyta (покрытосеменные).

Животные. Простейшие (Protozoa). Понятие о протистах.

Тип саркодовые (Sarcodina) – классы Foraminifera (фораминиферы) и Radiolaria (радиолярии).

Примитивные многоклеточные. Вендобионты.

Типы губки (Porifera) (включая строматопорат и хететид) и Археоциаты (Archaeocyathi).

Настоящие многоклеточные.

Тип книдарии (Cnidaria). Класс Scyphozoa (сцифоидные, включая конулярий). Класс Anthozoa (коралловые): подклассы Tabulatomorpha (табулятоморфы), Hexacorallia (шестилучевые), Tetracorallia (четырехлучевые или ругозы), Octocorallia (восьмилучевые). Тип кольчатые черви (Annelides).

Тип членистоногие (Arthropoda). Подтип трилобитоморфы (Trilobitomorpha). Класс Trilobita (трилобиты). Подтип ракообразные (Crustaceamorpha): классы Phyllopoda (листоногие), Cirripedia (усоногие),Ostracoda (остракоды), Malacostraca (высшие ракообразные). Подтип хелицеровые (Chelicerata). Класс Merostomata (меростомовые, мечехвосты и эвриптериды). Подтип Tracheata (трахейные). Класс Insecta (насекомые).

Тип моллюски (Mollusca): классы Monoplacophora (моноплакофоры), Loricata (панцирные), Scaphopoda (лопатоногие), Gastropoda (брюхногие), Bivalvia (двустворчатые), Cephalopoda (головоногие). Надотряды головоногих: Nautiloidea (наутилоидеи), Orthoceratoidea (ортоцератоидеи), Endoceratoidea (эндоцератоидеи), Actinoceratoidea (актиноцератоидеи), Bactritoidea (бактритоидеи), Ammonoidea (аммоноидеи), Coleoidea (колеоидеи, включая белемниты). Классы неясного систематического положения: Tentaculita (тентакулиты) и Hyolitha (хиолиты).

Тип брахиоподы (Brachiopoda). Классы Inarticulata (беззамковые), Articulata (замковые). Основные отряды брахиопод.

Тип иглокожие (Echinodermata). Классы Cystoidea (цистоидеи), Blastoidea (бластоидеи), Crinoidea (морские лилии), Asteroidea (морские звезды), Ophiuroidea (офиуры), Holothurioidea (голотурии), Echinoidea (морские ежи).

Тип гемихродовые (Hemichordata). Класс Graptolithina (граптолиты).

Тип хордовые (Chordata). Подтипы: оболочники (Tunicata), бесчерепные (Acrania), позвоночные (Veretebrata). Инфратип Бесчелюстные (Agnatha) – классы Conodonta (конодонты), Thelodonta (телодонты). Инфратип челюстноротые (Gnathostomi). Надкласс Pisces (рыбы): классы Acanthodei (акантоды), Placodermi (пластинокожие), Chondrichthyes (хрящевые), Osteichthyes (костные). Надкласс Tetrapoda (четвероногие): классы Amphibia (земноводные), Reptilia (пресмыкающиеся), Aves (птицы), Mammalia (млекопитающие). Деление млекопитающих на основные отряды. Эволюция гоминид.

3

Филогенетическая палеонтология


Палеонтология и основные закономерности эволюции.

Биогенетический закон (соотношение между онтогенезом и филогенезом).

Необратимость эволюции.

Направления эволюционного процесса.

Биологический прогресс (А.Н.Северцев, И.И.Шмальгаузен). Олигомеризация, полимеризация и компенсация.

Филетический градуализм Ч. Дарвина.

Синтетическая теория эволюции (Д.Г.Симпсон и др.).

Прерывистое равновесие (С.Гулд) и прерывистый градуализм.

Монофилия, полифилия и парафилия.

Дивергенция, конвергенция, параллелизм.

Примеры реконструкции эволюционных преобразований – происхождение птиц и млекопитающих.

Артроподизация, маммализация и цефализация.

4

Палеоэкология


Палеоэкология как раздел палеонтологии, изучающий взаимоотношения древних организмов друг с другом (аутопалеоэкология) и с внешней средой (синпалеоэкология).

Основополагающие работы Н.И.Андрусова, Р.Ф.Геккера и др. Тафономия и акутопалеонтология.

Особенности отмирания организмов, их захоронения и сохранение остатков в осадках и породах.

Зависимость распространения ископаемых организмов от фаций. Понятие биофации.

Сообщества и палеоэкосистемы.

Особенности морских, пресноводных и наземных сообществ.

Рифовые сообщества и типы органогенных построек.

Мягкотелые биоты и лагерштаттены.

Золенгофенская лагуна и Юрское озеро Каратау как примеры комплексных палеоэкологических реконструкций.

5

Палеоихнология

Морфология и особенности формирования следов жизнедеятельности морских и наземных животных.

Ихнофации

6

Палеобиогеография


Факторы, контролирующие географическое распространение организмов.

Принципы палеобиогеографического районирования (ареало-генетический, исторический и др.).

Категории палеозоохорий.

Тетические и бореальные фауны.

Понятие о флоре.

Флорогенез и флористические царства. Палеофит, мезофит и кайнофит. Соотношение палеобиогеографических подразделений и климатических поясов.

7

Эволюция биоты

Уровни организации биосферы Земли.

Появление жизни.

Эволюция организмов в докембрии.

Вендская биота, ее особенности и эволюционное значение.

Таксономический взрыв раннего кембрия.

Великие эволюционные морские фауны (Дж. Сепкоски).

Изменения биоразнообразия в фанерозое.

Массовые вымирания и биотические кризисы как имманентная черта эволюции биоты.

Структура кризисов.

Массовые вымирания на рубеже перми и триаса, мела и палеогена, их особенности и причины.

Колонизация суши организмами.

Основные этапы развития морской и наземной биоты.

8

Эволюция биосферы

Химический и минеральный состав скелетов и их эволюция.

Взаимоотношения хищник – жертва в геологической истории и их влияние на эволюцию.

Коэволюция цветковых растений и насекомых.

9

Прикладная палеонтология


Эволюция органического мира как основа относительной геохронологии. Биостратиграфия.

Значение палеонтологии для палеогеографических реконструкций, фациального анализа, геотектонических построений.

Роль ископаемых организмов в породообразовании и формировании месторождений полезных ископаемых (угли, горючие сланцы, нефть, фосфориты, строительные материалы и др.).

Палеонтология и поиски нефти и газа.

Использование данных палеонтологии для восстановления палеоклимата. Количественный анализ комплексов ископаемых организмов с целью реконструкции отдельных параметров окружающей среды.



  1. Самостоятельная работа аспирантов

Используются виды самостоятельной работы аспиранта: в читальном зале библиотеки, в учебных кабинетах, на рабочих местах с доступом к ресурсам Интернет и в домашних условиях. Порядок выполнения самостоятельной работы соответствует программе курса и контролируется устными докладами на семинарах и письменными рефератами. Самостоятельная работа подкрепляется учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, а также конспекты лекций.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8.1.Основная и дополнительная литература
а) основная литература


  1. Алексеев А.С., Дмитриев В.Ю, Пономаренко А.Г. Эволюция таксономического разнообразия. Экосистемные перестройки и эволюция биосферы. М.: Изд-во ГЕОС, 2001.

  2. Бактериальная палеонтология. М.: Палеонтологический ин-т РАН, 2001.

  3. Заварзин Г.А. Лекции по природоведческой микробиологии. М.: Изд-во Наука, 2003.

  4. Захаров В.А. Тафономия и экология морских беспозвоночных. Новосибирск Изд-во НГУ. 1984.

  5. Кэролл Р. Палеонтология и эволюция позвоночных. В 3-х т. М.: Изд-во Мир, 1992–1993.

  6. Майр Э. Принципы зоологической систематики. М.: Изд-во Мир, 1971.

  7. Мейен С.В. Основы палеоботаники. М.: Изд-во Недра, 1987.

  8. Микропалеонтология. М.: Изд-во МГУ, 1995.

  9. Михайлова И.А., Бондаренко О.Б. Палеонтология. Ч. 1 и 2. М.: Изд-во МГУ, 1997.

  10. Проблемы доантропогенной эволюции биосферы. М.: Изд-во Наука, 1993.

  11. Палеонтология. Стратиграфия. М. Изд-во Наука, 1980.

  12. Современная палеонтология. В 2-х т. М.: Изд-во Недра, 1988.

  13. Татаринов Л.П. Очерки по теории эволюции. М.: Изд-во Наука, 1987.

  14. Экосистемные перестройки и эволюция биосферы. Вып. 1. М.: Изд-во Недра, 1994. Вып. 2. М.: Палеонтол. ин-т РАН, 1995. Вып. 4. М.: Палеонтол. ин-т РАН, 2001.


б) дополнительная литература

  1. Бондаренко О.Б., Михайлова И.А. Методическое пособие по изучению ископаемых беспозвоночных. М.: Изд-во Недра, 1986.

  2. Геккер Р.Ф. Введение в палеоэкологию. М.: Изд-во Госгеолтехиздат, 1957.

  3. Друщиц В.В. Палеонтология беспозвоночных. М.: Изд-во МГУ, 1974.

  4. Майр Э. Зоологический вид и эволюция. М.: Изд-во Мир 1968.

  5. Одум Ю. Основы экологии. М. Изд-во Мир, 1975.

  6. Основы палеонтологии. В 15 т. М.: Изд-во АН СССР, 1958–1964.

  7. Палеонтологический словарь. М.: Изд-во Наука, 1965.

  8. Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. М.: Изд-во Наука, 1977.

в) программное обеспечение
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

8.2. Темы семинарских докладов и рефератов

  1. Филогения и систематика.

  2. Индивидуальная и внутрипопуляционная изменчивость.

  3. Проблема вымирания организмов и геологическая периодизация.

  4. Тафономия, ее методы и задачи.

  5. Прокариоты.

  6. Эвкариоты.

  7. Низшие растения.

  8. Высшие растения.

  9. Простейшие (Protozoa).

  10. Тип саркодовые (Sarcodina).

  11. Примитивные многоклеточные. Вендобионты.

  12. Типы губки (Porifera)

  13. Тип книдарии (Cnidaria).

  14. Тип членистоногие (Arthropoda).

  15. Тип моллюски (Mollusca).

  16. Тип брахиоподы (Brachiopoda).

  17. Тип иглокожие (Echinodermata).

  18. Тип гемихродовые (Hemichordata).

  19. Тип хордовые (Chordata).



9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
- аудиторный фонд ИНГГ СО РАН;

- ноутбук, мультимедиа-проектор, экран;

- рабочее место с выходом в Интернет;

- библиотечный фонд ИНГГ СО РАН.

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
В процессе изучения дисциплины устанавливаются формы контроля: текущий контроль в течение семестра и аттестация в конце курса. Текущий контроль включает авторские формы проверки знаний аспирантов (тестирование, коллоквиумы, сдача самостоятельных и практических заданий), и написание реферата.

Для допуска к окончательной аттестации необходимо сдать реферат.

Дополнения и изменения в рабочей программе
за __________/__________ учебный год
В рабочую программу курса ОД.А.04 – обязательная дисциплина «Современная систематика животного и растительного мира» образовательной программы по специальности 25.00.02 – «Палеонтология и стратиграфия»:

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российская академия наук федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии и минералогии им. В. С. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук iconРоссийская академия наук федеральное государственное бюджетное учреждение...
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» для специальностей среднего профессионального образования техниче- ского профиля
Российская академия наук федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии и минералогии им. В. С. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук iconРоссийская академия наук федеральное государственное бюджетное учреждение...
Справочник студента, дабы уберечь неразумных от подводных камней реки знаний, расставленных злобными преподами. Сам автор имел обширную...
Российская академия наук федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии и минералогии им. В. С. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук iconФедеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии...
Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор
Российская академия наук федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии и минералогии им. В. С. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук iconФедеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем...
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт космических исследований российской академии наук
Российская академия наук федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии и минералогии им. В. С. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук iconАвторы Куперштох Александр Леонидович Прууэл Эдуард Рейнович Карпов...
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт гидродинамики им. М. А. Лаврентьева Сибирского отделения Российской...
Российская академия наук федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии и минералогии им. В. С. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук iconРоссийская академия наук федеральное государственное бюджетное учреждение...
...
Российская академия наук федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии и минералогии им. В. С. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук iconМероприятия
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт математики и механики им. Н. Н. Красовского Уральского отделения...
Российская академия наук федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии и минералогии им. В. С. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук iconПрограмма томск 5-6 марта 2013 года третья всероссийская конференция...
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский институт психического здоровья» Сибирского отделения Российской...
Российская академия наук федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии и минералогии им. В. С. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук iconДоговор № на оказание услуг по организации участия в Международной...
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт космических исследований российской академии наук
Российская академия наук федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии и минералогии им. В. С. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук iconДоговор №20 к
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт космических исследований российской академии наук
Российская академия наук федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии и минералогии им. В. С. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук iconРазработка
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт космических исследований российской академии наук
Российская академия наук федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии и минералогии им. В. С. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук iconАгентский договор
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт космических исследований российской академии наук
Российская академия наук федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии и минералогии им. В. С. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук iconОказанных услуг г. Саранск «31» марта 2013г Федеральное государственное...
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт космических исследований российской академии наук
Российская академия наук федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии и минералогии им. В. С. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук iconПорядок оформления договора
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт космических исследований российской академии наук
Российская академия наук федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии и минералогии им. В. С. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук iconДоговор №11. G34. 31. 0015
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт космических исследований российской академии наук
Российская академия наук федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии и минералогии им. В. С. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук iconДни науки студентов и аспирантов ВлГУ, Выставка научно-технического...
Исполнитель: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем машиноведения Российской академии наук


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск