Утверждаю проректор по учебной работе





Скачать 131.37 Kb.
НазваниеУтверждаю проректор по учебной работе
Дата публикации24.09.2013
Размер131.37 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова»)

Юридический факультет

Кафедра гражданского права и процесса
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________И.В.Столярова

«____» _______________2012г.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЦЕННЫХ БУМАГАХ

Программа учебной дисциплины для специальности 030501.65 Юриспруденция, специализация Гражданско - правовая

(заочная форма обучения)
Составитель:

Гриценко Ю.М., к.ю.н., доцент
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета юридического факультета (протокол от «_____» _____________ 20___ г. № ___)


Ульяновск, 2012

Пояснительная записка.
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 – Юриспруденция.

Дисциплина «Законодательство о ценных бумагах» является теоретическим курсом, предусматривающим изучение ряда основных гражданско-правовых институтов связанных с выпуском и обращением ценных бумаг во взаимодействии между собой и с нормами других отраслей частного права. Изучение дисциплины осуществляется с целью формирования у будущих юристов современных практических знаний в области регулирования ценных бумаг.

Изучение дисциплины предполагает ознакомление студентов проблемными аспектами практики применения норм Гражданского кодекса РФ и иных актов гражданского законодательства о ценных бумагах.

Базовой основой данного курса являются материалы новейшей судебной практики применения норм гражданского законодательства об отдельных видах ценных бумаг.

Цели и задачи дисциплины.

Цель курса сформировать у студентов адекватное представление о сущности современного российского гражданского законодательства о ценных бумагах и практике его применения.

Задачи курса:

- общеобразовательная - связана с необходимостью повышения общей правовой культуры студентов – будущих юристов;

- правоведческая - состоит в углублении теоретических знаний о моделях правового регулирования поведения субъектов гражданского права, о различных формах и методах государственного регулирования гражданских правоотношений в сфере оборота ценных бумаг;

- практическая роль курса связана с изучением позитивных и негативных сторон функционирования тех или иных гражданско-правовых институтов, методов и форм регулирования, которые могут изменяться в неодинаковых условиях: позитивные черты могут обернуться негативными последствиями и наоборот.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление об основных институтах гражданского права;

знать:

основные понятия гражданского права;

основания возникновения и изменения законодательства о ценных бумагах;

современное законодательство в области регулирования гражданских отношений в сфере оборота ценных бумаг;

правовые позиции выработанные судами при применении норм законодательства о ценных бумагах.

уметь:

анализировать законодательство по вопросам регулирования гражданских отношений в сфере оборота ценных бумаг;

отграничивать отношения, регулируемые гражданским правом, от отношений,
регулируемых другими отраслями права;

анализировать судебную практику;

в случае спора, определять какими нормативно-правовыми актами регулируются
гражданские отношения в сфере оборота ценных бумаг и избирать наиболее эффективные способы защиты гражданских прав;

применять знания, полученные при изучении предыдущих курсов дисциплин, при решении вопросов изучения данного курса.

Программой курса предусматривается как теоретическая подача материала в виде лекций, так и проведение семинарских занятий, а также самостоятельная работа, которая предусматривает углубленное изучение отдельных тем дисциплины.

Изучение курса базируется на гражданском законодательстве Российской Федерации в сфере оборота ценных бумаг и судебной практике его применения.

Для изучения данной дисциплины студент должен знать общую теорию права, в том числе основные понятия и институты, гражданское право, законодательство о ценных бумагах.
Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

- работа на практических занятиях (обсуждения, ролевые игры);

- курсовая работа, презентация или реферат;

- зачет.
Объем дисциплины и виды учебной работы


№№ п/п

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1.

Общая трудоемкость

140

11

2.

Аудиторные занятия

12




3.

Лекции

8




4.

Практические занятия (семинары)

4




5.

Лабораторные работы







6.

Самостоятельная работа

128




7.

Курсовые работы/рефераты







8.

Вид итогового контроля: экзамен/зачет




зачет


Примерный тематический план дисциплины.



Тема

Количество часов




Лекции

Практические занятия и семинары

Самостоятельная работа

Всего

1. Основы законодательства о ценных бумагах.

2

1

32

35

2. Ценные бумаги как объекты гражданских прав.

2

1

32

35

3. Правовое регулирование отдельных видов ценных бумаг.

2

1

32

35

4. Правовое регулирование эмиссии и размещения ценных бумаг.

2

1

32

35

ВСЕГО

8

4

128

140

Содержание разделов и тем дисциплины.

ТЕМА 1. Основы законодательства о ценных бумагах.

Содержание темы. Понятие финансового рынка и его структура. Рынок ценных бумаг: понятие и виды. Понятие и предмет правового регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Нормативно-правовая база регулирования российского рынка ценных бумаг. Система законодательства о ценных бумагах. Судебная практика как источник правового регулирования ценных бумаг.

ТЕМА 2. Ценные бумаги как объекты гражданских прав.

Содержание темы. Понятие и правовая природа ценных бумаг. Критерии классификации и виды ценных бумаг. Документарные и бездокументарные ценные бумаги. Эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги. Именные, предъявительские и ордерные ценные бумаги: способы удостоверения и передачи прав.

ТЕМА 3. Правовое регулирование отдельных видов ценных бумаг.

Содержание темы. Правовое регулирование вексельного обращения. Правовая характеристика чека как неэмиссионной ценной бумаги. Понятие и содержание банковских ценных бумаг. Понятие, признаки и реквизиты товарораспорядительных ценных бумаг. Инвестиционные паи как разновидность неэмиссионной ценной бумаги. Акции: виды и порядок обращения. Облигация как вид ценной бумаги. Специфика регулирования отдельных видов облигаций. Ипотечные ценные бумаги. Производные ценные бумаги.

ТЕМА 4. Правовое регулирование эмиссии и размещения ценных бумаг.

Содержание темы. Эмиссия ценных бумаг: понятие, содержание основных этапов. Проспект эмиссии: понятие, содержание, элементы. Особенности эмиссии отдельных видов ценных бумаг (биржевые облигации, облигации с обеспечением, государственные и муниципальные облигации). Размещение ценных бумаг: условия и способы. Специфика эмиссии и обращения российских депозитарных расписок.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Методические рекомендации преподавателю

По каждой теме дисциплины предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы, т. е. чтение лекций, разработка реферативного сообщения, вопросы для контроля знаний. Предусматриваются также активные формы обучения, такие как, решение задач с анализом конкретных ситуаций, деловые игры.

Подготовка и проведение лекций, семинарских и практических занятий должны предусматривать определенный порядок.

Для подготовки студентов к семинарскому занятию на предыдущей лекции преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения.

Методы проведения семинаров весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Наиболее распространенными являются: вопросно-ответные, дискуссионные, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, выполнение контрольных работ и другие.

Важное место занимает подведение итогов семинарского занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений.

Методические рекомендации студенту

Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой.

Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.

Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой.

Семинарское занятие – важнейшая форма самостоятельной работы студентов над научной, учебной и периодической литературой. Именно на семинарском занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала.

Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой.

Самостоятельная работа студента

Самостоятельная работа – вид индивидуальной деятельности студента, основанный на собственных познавательных ресурсах. Целью самостоятельной работы студентов является обучение навыкам работы с научной литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изучения курса, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изучению и изложению полученной информации. В связи с этим основными задачами самостоятельной работы студентов, изучающих право, являются:

во-первых, продолжение изучения права в домашних условиях по программе, предложенной преподавателем;

во-вторых, привитие студентам интереса к юридической литературе, судебной практике, правотворческому процессу.

Изучение и изложение информации, полученной в результате изучения научной литературы и практических материалов, предполагает развитие у студентов как владения навыками устной речи, так и способностей к четкому письменному изложению материала.

Основными формами самостоятельной работы студентов являются:

1. Решение казусов и изучение теоретического материала во внеаудиторных условиях при подготовке к аудиторным занятиям (семинарам и практическим занятиям).

2. Подготовка рефератов по отдельным темам программы. Целью написания рефератов является привитие студентам навыков самостоятельной работы над литературными и законодательными источниками, опубликованной судебной практикой с тем, чтобы на основе их анализа и обобщения студенты могли делать собственные выводы теоретического и практического характера, обосновывая их соответствующим образом.

3. Написание домашних контрольных работ в виде решения конкретного казуса для выяснения степени усвоения изучаемого материала. Домашняя контрольная работа, как правило, задается по уже изученной теме. При выполнении работы студенты могут пользоваться любыми материалами (нормативными актами, материалами судебной практики и литературой), рекомендованными в планах семинарских и практических занятий. Основное отличие домашней контрольной работы от аналогичной аудиторной работы с использованием материалов состоит в степени сложности предлагаемых преподавателем задач. Контрольная работа выполняется на отдельных листах и сдается преподавателю. Студент должен обязательно указать использованные при выполнении работы источники.

4. Выполнение в домашних условиях указанных в теме заданий. Самостоятельная работа студентов должно быть организована с учетом времени изучения той или иной темы по учебному плану. Работа студента в аудиторных и во внеаудиторных условиях по проблематике должна максимально совпадать. В связи с этим преподаватель должен предоставить студенту время, достаточное для выполнения того или иного дополнительного задания, учитывая, что студент не освобождается от подготовки к семинарским и практическим занятиям.

Основной формой контроля за самостоятельной работой студентов являются семинарские и практические занятия, а также еженедельные консультации преподавателя.

При подведении итогов самостоятельной работы (в частности, написания рефератов, контрольных работ) преподавателем основное внимание должно уделяться разбору и оценке лучших работ, анализу недостатков. По предложению преподавателя студент может изложить содержание выполненной им письменной работы на практических и семинарских занятиях.
Вопросы итогового контроля по дисциплине

1. Понятие и структура финансового рынка.

2. Понятие рынка ценных бумаг. Виды рынков ценных бумаг.

3. Общая характеристика законодательства о ценных бумагах и рынке ценных бумаг.

4. Понятие и признаки ценной бумаги.

5. Классификация ценных бумаг

6. Вексель как ценная бумага. Виды векселей.

7. Правовое регулирование вексельного обращения.

8. Чек как ценная бумага. Права чекодержателя.

9. Коносамент как ценная бумага .

10.Банковский сертификат: правовое регулирование, виды сертификатов, права владельца сертификата.

11. Закладная как ценная бумага.

12. Ипотечные ценные бумаги.

13. Понятие и виды производных ценных бумаг.

14. Инвестиционный пай как разновидность неэмиссионной ценной бумаги.

15. Акции: понятие признаки, виды.

16. Облигации, как ценные бумаги: понятие, виды, особенности эмиссии и обращения.

17. Государственные и муниципальные ценные бумаги: виды, особенности эмиссии, размещения и обращения.

18. Участники рынка ценных бумаг: общая характеристика.

19. Правовое положение эмитентов.

20. Инвестиционная деятельность на рынке ценных бумаг: понятие и виды.

21. Эмиссия ценных бумаг: общая характеристика основных этапов.

22. Проспект эмиссии ценных бумаг: понятие и содержание.

23. Регистрация выпуска ценных бумаг.

24. Регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг.

25. Размещение эмиссионных ценных бумаг: условия, порядок и способы.

26. Цели и задачи государственного регулирования рынка ценных бумаг.

Критерии оценки успеваемости студентов.

В ходе зачетов оценка ЗАЧЕТ выставляется студентам, обнаружившим знание предмета, усвоившим рекомендуемую литературу, умеющим раскрывать содержание предмета, активно работавшим на семинарских занятиях.

Студенту выставляется НЕЗАЧЕТ, если он не усвоил отдельных существенных вопросов учебной программы, не участвовал в обсуждении на семинарах, не посещал их.

Указанные выше требования относятся и к зачетным контрольным работам. В данном случае учитываются также тщательность выполнение работы, умение четко формулировать свои мысли, грамотность.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

  1. Гражданское право: учебник : в 3 т. / под ред. А. П. Сергеева. – М. : Проспект : ТК Велби. – Т. 1. - 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект : ТК Велби, 2009. – 773 с.

  2. Пугинский, Борис Иванович. Коммерческое право России: учеб. для юрид. вузов / Б.И. Пугинский ; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд. - М. : Зерцало, 2008. - 350 с.

  3. Макаров, Николай Дмитриевич. Предпринимательское право: учебное пособие. авт. / Н. Д. Макаров ; Рябов, Е. А. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Форум : Инфра-М, 2008. - 655 с.


Дополнительная литература:

  1. Предпринимательcкое право: учебник. - М. : ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010. - 479 с. - http://www.knigafund.ru

  2. Некоммерческие организации. Конспект лекций. Автор: Сергеева Ю.С. Издательство: А-Приор, 2010 г. 79 с. Электронный ресурс (http://www.knigafund.ru).

  3. Гражданское право России : учеб. / под ред. О.Н. Садикова. – М. : Контракт, ИНФРА-М, 2006.

  4. Зинченко С.А., Гончаров А.И. Предупреждение банкротства коммерческой организации: методология и правовые механизмы - М. : Юриспруденция, 2011. - http://www.knigafund.ru



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

В качестве средств обучения используются учебник, книги, тексты лекций, учебные пособия, в том числе разработанные преподавателями кафедры гражданско-правовых дисциплин, а также интерактивное оборудование – интерактивная доска и интерактивный проектор. Студенты должны использовать при подготовке к занятиям официальные источники нормативных актов, а также справочно-поисковые системы «Гарант», «Кодекс» и «Консультант Плюс», а также уметь пользоваться ресурсами Интернета.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Утверждаю проректор по учебной работе icon«утверждаю» Первый проректор проректор по учебной работе
Краткое содержание дисциплины учебных циклов, включая дисциплины вариативной части и дисциплины по выбору студентов, с указанием...
Утверждаю проректор по учебной работе iconУтверждаю первый проректор по учебной работе
Данный урок является вторым. Использованы дифференцированный
Утверждаю проректор по учебной работе icon«утверждаю» Первый проректор по учебной работе
Технологические методы восстановления и повышения износостойкости деталей машин
Утверждаю проректор по учебной работе iconУтверждаю проректор по учебной работе
Разработана на основании примерной учебной программы данной дисциплины составленной в соответствии с государственными требованиями...
Утверждаю проректор по учебной работе iconУтверждаю первый проректор по учебной работе
Все права на размножение и распространение в любой форме остаются за разработчиком
Утверждаю проректор по учебной работе icon«утверждаю» Первый проректор по учебной работе
Оборудование и технология повышения износостойкости и восстановления деталей машин и оборудования
Утверждаю проректор по учебной работе icon«утверждаю» Первый проректор по учебной работе
Оборудование и технология повышения износостойкости и восстановления деталей машин и оборудования
Утверждаю проректор по учебной работе iconУтверждаю первый проректор по учебной работе
Все права на размножение и распространение в любой форме остаются за разработчиком
Утверждаю проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
Утверждаю проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Лингвистика», профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение)
Утверждаю проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики
Утверждаю проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
Утверждаю проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №11 от 12. 05. 2011 г
Утверждаю проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
Утверждаю проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Лингвистика, профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение)
Утверждаю проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск