1.Организационный момент
Раз, два - выше голова, -Три, четыре - плечи шире! -Пять, шесть - всем сесть. -Семь, восемь - вниманья просим!
- Дети, перед вами лежат листочки в клеточку. Ваша задача построить буквы из элементов под диктовку:
от точки нарисовать две клеточки вверх, одну клеточку вправо, две клеточки вниз.
-Какая это буква?
- от второй точки нарисуем одну клеточку вправо, две клеточки вниз, две клеточки вверх, одну клеточку вправо.
- А это какая буква?
2. Основная часть.
1) -Молодцы! Такими печатными буквами вы писали, когда были в детском саду и в первом классе. Еще мы такие буквы видим, когда читаем печатный текст в книгах. А сейчас вы умеете писать эти буквы письменно ( выставляю стилизованные письменные буквы п-т).
- Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего занятия.
-Правильно, молодцы!
2) -Послушайте, пожалуйста, сказку : « Торопыжкина беда»:
Первого сентября вместе с другими мальчиками и девочками Торопыжка пошёл в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда. Из-за вечной своей торопливости не хватило у него терпения букве «т» третью ножку дописать. Пишет Торопыжка: «Я хочу конфету», а получается у него: «Я хочу конфепу». Пишет он другу записку: «Пойдём гулять!», а получается : «Пойдём гуляпь». Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошёл он к Знайке и рассказал о своей беде. А Знайка спрашивает: «Какую букву ты пишешь в слове три?» «Т», - отвечает Торопыжка. Так вот запомни, -говорит Знайка, что у буквы Т - три ножки, а у буквы П - пара но, т.е. две. Помни об этом и перестань торопиться.
- Ребята, наша задача исправить ошибки Торопыжки. Вот, сегодня на уроке мы с вами будем сравнивать эти буквы, чтобы никогда не путать их.
3) – Дети, у вас на столах лежат элементы букв п – т. Ваша задача сконструировать эти буквы. Элементы разных букв – разного цвета. Как вы думаете какая буква какого цвета?
-Правильно, из зелёных элементов получается буква П. Конструируем, обводим букву пальцем по контуру.
- Из красных элементов получается буква т. Конструируем и также обводим по контуру указательным пальцем.
-Чем они похожи?
- А чем отличаются?
4) – Давайте откроем тетради и запишем число и тему нашего сегодняшнего занятия.
После того как вы записали число, возьмите зелёный карандаш и на следующей строчке, по центру напишите письменные буквы Пп ( делаю запись на доске разноцветными мелками). Затем возьмите красный карандаш и напишите
письменные буквы Т,т ( делаю запись на
доске).
5) -А сейчас возьмите в руки зеркало
и произнесите звук П. На что он похож?
-На глухой губной взрыв.
-Что делают наши органы
артикуляции
( губы, зубы и язык)? Губы ударяются
друг о дружку, как бы взрываются, а язык
внизу, неподвижен.
-А теперь произнесите звук Т. На что
он похож?
-На глухой стук.
-Что делают наши органы?
-Язык бьёт в верхние зубы, а губы
неподвижны.
-Звук П - губной, а губы у нас две,
при написании рукописных букв Пп мы
тоже пишем две палочки, поэтому можно
выбрать для их обозначения какую цифру?
-Правильно, цифру 2,
соответствующую количеству элементов:
п-2.
-Звук Т- переднеязычный, язык бьёт в
зубы, в артикуляции задействованы и зубы
и язык. У рукописной буквы т - три
палочки, поэтому выбираем для её
обозначения какую цифру?
- Молодцы, цифру 3.
6) Инструкция:
- Я назову слова, а вы будете
записывать в тетрадь сначала нужную цифру, а затем и букву цветным
карандашом, услышав соответствующий
звук в словах. Помните - у буквы П- пара
ног ( 2- зелёный цвет), а у буквы Т - три
ноги (3-красный цвет).
-туман
Какая звучит буква и где находится?
Пароход
Пулемёт
Утка ( в середине слова )
Сапоги
- Молодцы!
7) Игра:
-Однажды в гости к буквам пришёл волшебный ластик и стёр в буквах П и Т перекладины. Посмотрите, что получилось. Прочитайте слоги, опираясь на количество ножек букв.
//у //а ///а //у/// ///ы //я //о /// а///
е/// //ё
- Восстановите перекладины в слогах и запишите все слоги.
Какое слово спряталось в слогах ?
Молодцы!
8) -Ребята, к нам в гости залетели два волшебных эльфа - мальчик и девочка (выставляю изображения эльфов). Давайте познакомимся с ними. Соберите из букв их имена.
0,П,Л,Я - Поля
Т,Л,Я,0 - Толя
-Чем отличаются их имена?
(Написанием, значением.)
-Какое имя принадлежит девочке? А
какое мальчику?
Запишем имена в тетрадях.
9) Игра: « Что задумал старичок- лесовичок?»
Поля и Толя решили полететь в лес, чтобы полюбоваться природой, но старичок -лесовичок решил подшутить над эльфами и заколдовал их одежду и обувь. Они пришли к вам за помощью! Прочитайте слова на доске и «расколдуйте» вещи эльфов.
За2ки ша2ка боЗинки Зуфли 2альЗо 2уховик са2оги 2лаЗье 2лащ
Запишите слова в два столбика: 1 -Поля 2- Толя
-Если в слове встречаются обе буквы, то слово напишите два раза - в 1-й столбик, выделяя соответствующим цветом букву П, и во 2-й столбик, выделяя букву Т.
3. Итог занятия.
- Молодцы! Эльфы рады! Они улетели в лес наводить порядки в природе! Они обязательно вернуться к вам на следующем нашем занятии,
чтобы вас отблагодарить. А наш урок подошёл к концу.
Чем мы сегодня с вами занимались на уроке?
- Особенно хорошо сегодня работали (
называю фамилии учеников ). Делаю замечания
и пожелания. Похвалить
каждого ребёнка!
- До свидания. Спасибо за урок.
| Дети выполняют
указаннуюинструкцию.
Выполняют инструкцию
Печатная заглавная буква П.
Печатная заглавная буква Т.
Смотрят и слушают
Буквы П-Т
Слушают сказку
Сравнивают. ( спрашиваю по желанию)
Конструируют букву, обводят букву по контуру пальцем.
Есть два одинаковых элемента.
У буквы т есть ещё один такой же дополнительный элемент.
Пишут в тетрадях число и тему урока в соответствии с инструкцией логопеда.
Изучают
положение
органов
артикуляции с
помощью зеркала.
Высказывают
свои мнения.
- Цифру 2.
- Цифру 3.
Слушают слово,отвечают на вопросы, делают запись букв
Соответствующим
цветом.
- Т в начале слова;
-П в начале сл.
-П в начале слова.а Т на конце.
- Т в середине слова;
- П в середине
слова.
Читают слоги
Записывают слоги в тетрадь, буквы П и Т пишут соответствующим цветом:
пу, па, та, пут, ты, пя, пот, та. ет, пё - Пот
Собирают имена эльфов из букв:
П ОЛЯ и ТОЛЯ.
- Первой буквой.
Дети меняют 3 на т, а 2 на п и читают слова. Записывают слова в два столбика для Поли и Толи.
- Находили в
слогах и
словах буквы п
и т. Находили
в буквах п-т
сходство и
различие.
| Создать положительную мотивацию, настроить на урок, сконцентрировать внимание учащихся.
Развитие оптико-пространственной ориентировки.
Постановка учебных задач.
Сообщение темы занятия
Чтение сказки: «Торопыжкина беда»
Беседа.
Воспитание конструктивной деятельности. Развитие мелкой моторики. Развитие кинетических ощущений и оптических представлений.
Запись числа и темы занятия в тетрадях.
Сравнение звуков
по
артикуляторным
признакам.
Соотнесение
графемы с
артикулемой.
Выбор символов
для обозначения на
письме букв
занятия.
Развитие
фонематического
слуха, развитие
навыков звукового
анализа.
Игра: «Волшебный ластик»
Дифференциация букв П-Т в слогах.
Развитие зрительного внимания, звукового анализа.
Дифференциация П-Т в словах. Игра.
Мотивация,
настрой на
следующую
встречу.
Оценка
деятельности
учащихся.
|