«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»





Скачать 158.31 Kb.
Название«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
Дата публикации18.06.2013
Размер158.31 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы

Министерство образования,

науки и молодежной политики

Забайкальского края

(Минобразования Забайкальского края)

Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки

работников образования»

(ЗабКИПКРО)

Фрунзе ул., д.1, Чита, 672007

тел\факс 41-54-29

E-mail: zabkipkro@ mail.ru

02.02.2011 № 51

на №__________от ____________

____________

Руководителям МОУО, ОУ

Информационное письмо

«О проведении государственной итоговой аттестации по математике

в 9 классе в 2011году»
Государственная (итоговая) аттестация 2011 года (в новой форме) по математике для учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы, проводится в Забайкальском крае в течение пяти лет.

Назначение экзаменационной работы 2011 года – оценить уровень общеобразовательной подготовки по математике учащихся IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Государственная итоговая аттестация по математике в IX и XI классах составляет единую систему. Содержательное единство обеспечивается общими подходами к разработке кодификаторов элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников по математике, оба кодификатора строятся на основе раздела «Математика» Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Для экзаменационных работ характерно и структурное единство, которое заключается в обеспечении проверки достижения базового, повышенного и высокого уровней математической подготовки выпускников. При проверке достижения уровня базовой подготовки и в IX, и в XI классах уделено внимание проверке умения решать задачи с практическим контекстом.

Структура работы отвечает цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе. Дифференциация обучения направлена на решение двух задач: формирования у всех учащихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу общего образования; одновременного создания для части школьников условий, способствующих получению подготовки повышенного уровня, достаточной для активного использования математики во время дальнейшего обучения, прежде всего, при изучении ее в старших классах на профильном уровне. Работа состоит из двух частей.

Часть 1 направлена на проверку овладения содержанием курса на уровне базовой подготовки. Эта часть содержит 18 заданий, предусматривающих три формы ответа: задания с выбором ответа из четырех предложенных вариантов (8 заданий), задания с кратким ответом (9 заданий) и задание на соотнесение. При выполнении заданий первой части учащиеся должны продемонстрировать определенную системность знаний и широту представлений. В ней проверяется не только владение базовыми алгоритмами, но также знание и понимание важных элементов содержания (понятий, их свойств, приемов решения задач и прочее), умение пользоваться различными математическими языками, умение применить знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а также применение знаний в простейших практических ситуациях. В основу структурирования первой части экзаменационной работы положен содержательный принцип – задания располагаются группами в соответствии с разделами содержания, к которым они относятся.

В 2011 году в первой части экзаменационной работы содержатся задания по следующим разделам курса основной школы: числа, буквенные выражения, преобразования алгебраических выражений, уравнения, неравенства, последовательности и прогрессии, функции и графики; элементы статистики и теории вероятностей.

В первой части работы представлены все перечисленные выше разделы, причем число заданий по каждому из них примерно соответствует удельному весу этого раздела в школьном курсе. Распределение заданий по указанным разделам приведено в таблице 1. Список умений, владение которыми может контролироваться заданиями по каждому из упомянутых разделов, задан в кодификаторе умений.
Таблица 1. Распределение заданий первой части по разделам содержания

Числа

Буквенные

выражения

Тождественные

преобразования

Уравнения

Неравенства

Последовательности и

прогрессии

Функции и графики

Элементы статистики

и теории вероятностей

Всего

3

2

3

3

2

1

2

2

18

Требования к уровню подготовки выпускников, задаваемые образовательными стандартами 2004 года, распределяются по трем рубрикам: знать/понимать; уметь; применять полученные знания в практических ситуациях. При разработке операциональных критериев успешности усвоения курса математики на базовом уровне, в силу особенностей и специфики этого предмета, категория «уметь» подразделена на две: умение действовать в соответствии с известным алгоритмом (правилом, планом, приемом) и умение решить математическую задачу, не сводящуюся к прямому применению алгоритма. В соответствии с этим каждое задание первой части экзаменационной работы кроме раздела содержания соотносится с одной из четырех категорий познавательной области: знание/понимание, умение применить алгоритм (далее – алгоритм), умение применить знания для решения математической задачи (далее – решение задачи), применение знаний в практической ситуации (далее – практическое применение). Ниже приводится характеристика каждой из выделенных категорий применительно к базовому уровню подготовки.

Категория «Знание/понимание»: владение терминами; владение различными эквивалентными представлениями (например, числа); распознавание (на основе определений, известных свойств, сформированных представлений); использование различных языков математики (алгебраического, функционально-графического, геометрического и пр.), переход с одного языка на другой; интерпретация.

Категория «Алгоритм»: использование формулы как алгоритма вычислений; применение основных правил действий с числами, алгебраическими выражениями; решение основных типов уравнений, неравенств, систем.

Категория «Решение задачи»: умение решить математическую задачу, предполагающее применение системы знаний, включение известных понятий, приемов и способов решения в новые связи и отношения, распознавание стандартной задачи в измененной формулировке.

Категория «Практическое применение»: умение выполнять задания, соответствующие одной из первых трех категорий данного списка, формулировка которых содержит практический контекст, знакомый учащимся или близкий к их жизненному опыту.

Ориентировочная доля заданий, относящихся к каждой из категорий, представлена в таблице

Таблица 2. Распределение заданий части 1 по видам

познавательной деятельности

Знание /

понимание


Алгоритм

Решение

задачи


Практическое

применение


Всего


4 (5)

6 (5)

4 (5)

4 (3)

18



Часть 2 направлена на проверку владения материалом на повышенном и высоком уровнях. Основное ее назначение – дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленную часть выпускников, в частности, составляющих потенциал профильных классов. Эта часть содержит 5 заданий разного уровня сложности из различных разделов курса, требующих развернутого ответа (с записью решения). Задания второй части расположены по нарастанию трудности – от относительно простых до достаточно сложных, предполагающих свободное владение материалом и высокий уровень математического развития.

Часть 2. Задания второй части экзаменационной работы направлены на проверку следующих качеств математической подготовки выпускников:

• умение решить комплексную задачу, включающую в себя знания из разных тем курса, выбирая правильный путь решения и контролируя себя; уверенное владение формально-оперативным алгебраическим аппаратом;

  • владение широким набором приемов и способов рассуждений;

• умение математически грамотно и ясно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования.

Для обеспечения достаточной представительности программного материала во второй части работы блоки, в которых сконцентрирован значительный объем алгебраического содержания, подлежащего проверке на повышенном уровне, подразделены на более мелкие разделы. В итоге, каждое задание второй части соотносится с одним из следующих разделов: выражения и их преобразования, уравнения, неравенства, текстовые задачи, координаты и графики, функции, последовательности и прогрессии. Блок «Числа» как самостоятельный здесь не выделяется: соответствующие умения используются в качестве аппарата в ходе решения заданий из других блоков.

Задания из блока «Элементы статистики и теории вероятностей» во вторую часть работы в 2011 году не включаются.

Все пять задач второй части представляют разные разделы содержания, таким образом, в каждой работе представлены какие-либо пять разделов содержания из перечисленных выше.

Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности

Планируемые показатели сложности заданий первой части работы (предполагаемый процент правильных ответов) находятся в диапазоне от 60% до 90%. Эти показатели определены на основе результатов исследований по изучению качества математической подготовки учащихся, а также на базе опыта проведения экзамена по новой форме. В экзаменационной работе задания по уровню сложности распределяются следующим образом: 9 заданий с предполагаемым процентом выполнения 80–90%, 5 заданий с предполагаемым процентом выполнения 70–80% и 4 задания с предполагаемым процентом выполнения 60–70%. Такое соотношение позволяет осуществить принцип реалистичности экзаменационной работы.

Планируемые проценты выполнения заданий второй части приведены в таблице 3.

Таблица 3. Планируемый процент выполнения заданий части 2

Номер задания

19

20

21

22

23


Планируемый

процент

выполнения

40–60%

20–40%

20–40%

Менее

20%


Менее

20%



Уровень сложности заданий 19–21 основывается на результатах мониторинга экзамена по алгебре в IX классе. Уровень сложности заданий 22 и 23, включаемых в работу в связи с расширением диапазона уровней проверки математической подготовки учащихся, определяется в ходе проверок и уточняется ежегодно по результатам проведения экзамена.

На проведение экзамена отводится 240 минут (4 часа). При этом время выполнения первой части ограничено – на нее отводится 90 минут. По истечении 90 минут учащиеся сдают первую часть работы и приступают к выполнению второй части. Тот, кто справился с заданиями первой части за более короткое время, может приступить к выполнению второй части, не дожидаясь окончания установленного срока и не сдавая при этом первую часть досрочно. Условия проведения экзамена и проверки работ, требования к специалистам.

На экзамене в аудитории присутствуют подготовленные организаторы из числа учителей, не ведущих преподавание математики, которые действуют в соответствии с инструкцией, содержащейся в пакете материалов. Учащимся в начале экзамена выдается полный текст работы; первая и вторая части выполняются ими последовательно. Ответы на задания первой части фиксируются непосредственно в тексте работы (или в бланке для ответов в случае бланкового тестирования). В заданиях с выбором ответа ученик отмечает тот ответ, который считает верным; в заданиях с кратким ответом учащийся вписывает полученный им ответ в отведенное для этого место. Все необходимые вычисления, преобразования и учащиеся могут производить в черновике. Черновики не проверяются.

Задания второй части работы выполняются на отдельных листах (или специальных бланках в случае бланкового тестирования) с записью хода решения. Формулировки заданий не переписываются, рисунки не перечерчиваются. Проверку экзаменационных работ осуществляют специалисты по математике – члены независимых региональных экзаменационных комиссий, сформированных в регионах.

Учащимся разрешается использовать справочные материалы: таблицу квадратов двузначных чисел, формулы корней квадратного уравнения, разложения на множители квадратного трехчлена, формулы n-го члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Калькуляторы на экзамене не используются.

Для оценивания результатов выполнения работ учащимися применяются два количественных показателя: традиционные отметки «2», «3», «4» и «5» и общий балл, назначение которого – расширение диапазона традиционных отметок и введение большего числа градаций для дифференциации по уровням подготовки хорошо успевающих учащихся (имеющих отметки «4» и «5»). Общий балл формируется путем подсчета общего количества баллов, полученных учащимся за выполнение первой и второй частей работы. В таблице 4 приводится система формирования общего балла.

Таблица 4. Система формирования общего балла

Максимальное количество баллов за одно задание

Максимальное

количество баллов


Часть 1

Часть 2,


За

часть 1


За

часть 2


За

работу

в

целом


задания

№1–18


Задание

№19


Задание

№20


Задание

№21


Задание

№22


Задание

№23


1

2

3

3

4

4

18

16

34



Задание первой части считается выполненным правильно, если указан номер правильного ответа (в заданиях с выбором ответа), или вписан верный ответ (в заданиях с кратким ответом), или правильно соотнесены объекты двух множеств (в заданиях на соотнесение). В случае правильного выполнения задания в части 1 учащемуся засчитывается 1 балл, если ответ неверный или отсутствует – 0 баллов.

Задание второй части считается выполненным правильно, если учащийся выбрал правильный путь решения, из письменной записи решения понятен ход его рассуждений, получен верный ответ. В этом случае ему выставляется полный балл, соответствующий данному заданию. Если в решении допущена ошибка, не носящая принципиального характера и не влияющая на общую правильность хода решения, то учащемуся засчитывается балл, на 1 меньший указанного. Поэлементное оценивание не предусматривается.Такой подход в методике оценки выполнения заданий второй части связан с трактовкой качественных свойств, на измерение которых она направлена: способность к интеграции знаний из различных разделов курса, владение широким арсеналом приемов и способов рассуждений, умение математически грамотно и ясно записать решение. Исследуемые качества проявляются, только если учащийся обнаруживает умение решить задачу предложенного уровня и содержания. Поэлементное оценивание выполнения задания не дает возможности оценить именно эти качества и отразить их наличие у учащегося в его интегральной оценке. Кроме того, для проверки владения отдельными элементами содержания служат задания первой части работы. Для получения положительной оценки ученик должен за 90 минут выполнить правильно не менее 8 заданий первой части работы. Таким образом, в оценке присутствует параметр времени, который является весьма существенной характеристикой подготовленности ученика. Указанный порог принимается за минимальный критерий соответствия подготовки ученика уровню обязательных требований. Если учащийся не подтверждает наличия у него базовой подготовки, то это является основанием для выставления ему неудовлетворительной оценки. В этом случае результат учащегося не компенсируется выполнением заданий второй части работы. При положительной оценке работы ученику выставляется два количественных показателя: отметка «3», «4» или «5» и общий балл. В таблице 5 приведено рекомендуемое соотношение интервалов общего балла и отметок по 5-балльной шкале.

Таблица 5. Схема перевода общего балла в 5-балльную шкалу отметок

Общий

балл

Выполнено менее 8 заданий в

части 1

(менее 8 баллов за часть 1

При выполнении минимального

критерия


8–14

баллов


15–21

баллов


22–34

баллов


Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»


В учебном процессе рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Минобрнауки России и включенные в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих

государственную аккредитацию на 2010/2011 учебный год. При подготовке к экзамену дополнительно можно использовать пособия, включенные в размещенный на сайте ФИПИ (www.fipi.ru) перечень учебных пособий.

С 2010 года в экзаменационную работу включаются, в ее первую часть 2 задания, относящиеся к разделу элементы теории вероятностей и статистики. Таким образом, первая часть работы содержит 18 заданий. Экзаменационные варианты 2011 года составляются на основе общего плана, описанного выше. Возможные подходы к составлению вариантов экзаменационной работы проиллюстрированы прилагаемой демонстрационной версией (ее план представлен в Приложении на сайте www.fipi.ru).

На сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru) размещены следующие нормативные, аналитические, учебно-методические и информационные материалы, которые могут быть использованы при организации учебного процесса и подготовке учащихся к ГИА:

  • документы, регламентирующие разработку КИМ ГИА по математике 2011 года;

  • учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом;

  • диагностические работы (http://www.alexlarin.narod.ru).


Банк литературы

для подготовки к экзамену по математике 9 класса в новой форме

    1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике (Приказ МО от 19.05.98 № 1276);

    2. Гусева И.Л., Пушкин С.А., Рыбаков Н.В. и др. Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Геометрия. 9 кл. (к уч. А.В.Погорелова), - М.: изд. Интеллект-Центр, 2009г

    3. Крайнева Л.Б. и др. Сборники тестовых заданий для тематического и обобщающего контроля. Алгебра. 9 кл.- . М.: изд. Интеллект-Центр, 2009г

    4. . Беленкова Е.Ю., Лебединцева Е.А. Задания для обучения и развития учащихся. Алгебра. 9 кл. – М.: изд. Интеллект-Центр, 2010г.

    5. Задания по математике для подготовки к письменному экзамену по математике в 9 классе / Л.И.Звавич, Д.И. Аверьянов, Б.П.Пигарев, Т.Н. Трушина – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010г. (серия «Итоговая аттестация»)

    6. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Алгебра. 2009 / ФИПИ авторы-составители: Е.А. Бунимович, Т.В. Колесникова, Л.В. Кузнецова, Л.О. Рослова, С.Б. Суворова – М.: Интеллект-Центр, 2009г.

    7. ГИА-2010. Экзамен в новой форме. Алгебра. 9 класс / ФИПИ авторы- составители: Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.– М.: Астрель, 2010г.

    8. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Алгебра. 2010 / ФИПИ авторы - составители: Е.А. Бунимович, Т.В. Колесникова, Л.В. Кузнецова, Л.О. Рослова, С.Б. Суворова – М.: Интеллект-Центр, 2009г.

    9. Карташёва Г.Д. Сборник тестовый заданий для тематического и итогового контроля. Геометрия 9 кл. (к уч. Л.С. Атанасяна и др.) – М.: , изд. Интеллект-Центр, 2007г.

    10. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по математике (Приказ МО от 30.06.99 № 56).

    11. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика. Основное общее образование.

    12. .Миндюк М.Б., Миндюк Н.Г. Тематический контроль. Алгебра. 9 кл. – М.: изд. Интеллект-Центр, 2007г.

    13. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/Г. В. Дорофеев и др. – М.: Дрофа, 2007.

    14. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы/Л. В. Кузнецова и др. – М.: Дрофа, 2010г.

    15. Сборник для подготовки к итоговой аттестации по алгебре в 9 классе» авторы: Л.В.Кузнецова и др., изд. Просвещение, 2010г.

    16. Алгебра. 9 класс. Пособие для самостоятельной подготовки к итоговой аттестации 2006. под ред. Ф.Ф.Лысенко, Ростов-на-Дону, изд. «Легион», 2010г.

    17. Аверьянов Д.И., Звавич Л.И., Пигарев Б.П., Рязановский А.Р. Геометрия: Сборник задач для проведения экзамена в 9 и 11 классах. М.Просвещение, 2008– 96с – (серия Итоговая аттестация)

    18. Александров А.Д. Геометрия: учеб. для 9 кл. школ с углубл. Изучением математики/ А.Д.Александров, А.Л. Вернер, В.И.Рыжик. – М.: Просвещение, 2010г.

    19. Блинков А.Д., Геометрия: сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл./ А.Д.Блинков, Т.М. Мищенко. – М.Просвещение, 2008г – 112с. – (серия Итоговая аттестация).

    20. Блинков А.Д., Мищенко Т.М. «Геометрия. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 кл.». – М.: Просвещение, 2007-2009г.

    21. Геометрия: сб. задач для проведения экзаменов в 9 и 11 кл./ Д.И.Аверьянов, Л.И.Звавич, Б.П. Пигарев и др. – М.: Просвещение, 2005г.

    22. Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса с углубленным изучением матемаитки/ Б.Г.Зив, В.Б.Некрасов. – М.: Просвещение, 2009г.

    23. Зив Б.Г. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов / Б.Г. Зив, В.М. Мейнер, А.Г. Баханский. – М.: Просвещение, 2010г

    24. Крамор В.С. Повторяем и систематизируем курс геометрии. -3-е изд. Испр. И доп.. – М. Мнемозина, 2009г. – 336с.

    25. Мищенко Т.М. Геометрия: обобщающее повторение курса планиметрии: 7-9 кл. рабочая тетрадь. – М.: Экзамен, 2010г.

    26. Шарыгин И.Ф. Стандарт по математике: 500 геометрических задач. - М.: Просвещение, 2005.


Интернет ресурсы:

Демонстрационная версия 2011 года находится на сайтах:

Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки: http:// www.obrnadzor.gov.ru., http:/ www./egechita.ru., www.fipi.ru
Проректор И.А.Грешилова

Ульзутуева Светлана Алексеевна

(3022) 26-35-31

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» icon«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной...
Дмитриева И. М., доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconЭкологическое сознание и экологическая культура
Забайкальский краевой институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» icon«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной...
Основанием для участия в конкурсе считаю следующие результаты работы в соответствии с критериями оценки из Положения о конкурсном...
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconИнформационно- методическое письмо
Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconЦентр мониторинга образования и обеспечения единого государственного...
Печатается по решению Редакционно-издательского совета гоу дпо забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной...
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconПравила приема слушателей в Забайкальский краевой институт повышения...
...
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconЗаконы здорового питания
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconПубличный доклад о деятельности
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconСлужба по контролю в области образования Красноярского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconЦентр воспитания и гражданского образования
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconКонференция посвящается 20-летию Конституции Российской Федерации
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconПрограмма занятий Кулинарного клуба "Кулинарное искусство"
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconРабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» icon«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной...
«Педагогический марафон», в соответствии с приказом отдела образования Савинского муниципального района Ивановской области от 10....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск