Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения





Скачать 206.41 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения
Дата публикации17.10.2013
Размер206.41 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Право > Учебно-методическое пособие
Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет


СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Учебно-методическое пособие

для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ

специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения


Красноярск

СФУ

2012

УДК 347.61/64(07)

ББК 67.404.5я73
С301

Составитель Высоцкая, Н.В.
Семейное право: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Н.В. Высоцкая. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. 17 с.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Социальная работа» (040101.65 специалист) и направлению «Социальная работа» (040100.62 бакалавр)

© Сибирский

федеральный

университет, 2012

методические указания

для подготовки к семинарским занятиям

Подготовка к семинарским занятиям – это часть самостоятельной работы студентов. Систематическая подготовка к каждому семинару и активная работа на семинарах – залог успешной сдачи зачета по дисциплине. Для лучшего понимания вопроса следует изучать и те монографии и статьи, которые не включены в список литературы. Для этого удобно пользоваться в компьютерных классах свободного доступа информационными правовыми базами данных «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс».



  1. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Тема 1. Понятие семейного права. Понятие брака, его заключение, прекращение, признание недействительным.


  1. Понятие и предмет семейного права. Правоспособность и дееспособность в семейном праве.

  2. Понятие брака, условия и порядок его заключения.


Тема 2. Прекращение брака. Недействительность брака.


  1. Понятие и основания прекращения брака. Правовые последствия прекращения брака.

  2. Порядок расторжение брака в органах ЗАГС и в суде.

  3. Недействительность брака: понятие, основания, правовые последствия.



Тема 3. Понятие и виды прав и обязанностей супругов. Законный режим имущества супругов.


  1. Понятие прав и обязанностей супругов.

  2. Виды прав и обязанностей супругов.

  3. Личные неимущественные права супругов.

  4. Законный режим имущества супругов.



Тема 4. Договорный режим имущества супругов. Ответственность супругов по обязательствам.


  1. Договорный режим имущества супругов.

  2. Брачный договор: понятие. содержание. Порядок заключения и расторжения.

  3. Раздел общего имущества супругов.

  4. Ответственность супругов по обязательствам.



Тема 5. Понятие и виды прав ребенка, их защита.


  1. Установление происхождения детей.

  2. Установление и оспаривание отцовства в судебном порядке.

  3. Понятие и виды прав ребенка.

  4. Защита прав и интересов ребенка.


Тема 6. Права, обязанности, ответственность родителей.


  1. Права и обязанности родителей.

  2. Основания и порядок лишения родительских прав.

  3. Правовые последствия лишения родительских прав.

  4. Основания и порядок ограничения родительских прав.

  5. Правовые последствия ограничения родительских прав.

  6. Восстановление в родительских правах.



Тема 7. Алиментные обязательства родителей, детей; супругов и бывших супругов.


  1. Алиментные обязательства родителей и детей.

  2. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.

  3. Алиментное соглашение: форма и порядок заключения, исполнения, расторжения и признания недействительным.



Тема 8. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.


  1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

  2. Понятие, условия, порядок и правовые последствия усыновления.

  3. Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления.

  4. Приемная и патронатная семьи как форма устройства детей в семью.



  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА



Самостоятельная работа студентов включает в себя:

  • самостоятельное изучение теоретического материала и подготовку к семинарским занятиям, повторение и осмысление изученного материала, изучение новейшей научной литературы при самостоятельной подготовке студентов к практическим занятиям;

  • выполнение контрольной работы на предложенную тему;

  • решение задач.

Методические материалы, необходимые для самостоятельной работы находятся в методическом кабинете по проблемам теории и практики социальной работы на полке «Семейное право», в библиотеке на студенческом абонементе, в электронной библиотеке СФУ, в сети Интернет.

Для эффективного освоения студентами теоретического курса, а также для актуализации и оптимизации самостоятельной работы студентов по изучению теоретического материала и подготовке к семинарским занятиям по каждой теме семинарских занятий предлагается список вопросов для самоконтроля (по всем разделам всех модулей). Вопросы для самоконтроля помогут студентам выявить в изучаемых материалах главные содержательные моменты, целенаправленно изучать научную и учебную литературу.

Работа над вопросами для самоконтроля направлена на более глубокое осмысление и закрепление теоретических знаний, полученных при самостоятельном изучении учебного материала. Подготовка к выполнению такой работы должна быть системной, то есть целенаправленной, непрерывной и последовательной.

В данном виде самостоятельной работы существенным моментом является самокорректировка студентом получаемых в ходе работы знаний, умений и навыков. Безусловно, это требует специальной организации учебного процесса и включения в учебный план достаточного количества часов на самостоятельную работу. Кроме того, необходимо, чтобы связанные с данным видом работы умения (поиск научной и учебной литературы, работа с каталогами, работа с правовыми базами, поиск информации в сети ИНТЕРНЕТ, анализ и конспектирование текстов) уже были ранее во многом сформированы в школе и на младших курсах.

При подготовке к семинарскому занятию студенту прежде всего необходимо просмотреть список вопросов для самоконтроля, и уже затем приступать к изучению и анализу литературы и других имеющихся по теме материалов. При самостоятельной работе с литературой необходимо четко поставить перед собой цель такой работы. Поиск ответов на вопросы для самоконтроляэто и есть в данном случае цель самостоятельной работы студента.

При поиске ответов на вопросы для самоконтроля студенту необходимо:

  • найти в текстах, словарях и т.д. и изучить термины;

  • проанализировать основные характеристики понятий, связанных с темой семинара;

  • изучить историю вопроса;

  • осуществить поиск теоретических основ предложенной для решения проблемы либо подбор доказательств, примеров и т.д.

В соответствии с целью осуществляется первичная обработка материала: после прочтения выделяются и отмечаются необходимые факты и теоретические положения. Работая с литературными источниками, целесообразно делать выписки, которые помогают накопить нужные сведения и облегчают запоминание. Их удобно делать на карточках или листах бумаги с одной стороны листа. Выписки делаются дословные: если это определение, закон или цитата – в виде краткого конспекта, рядом с выпиской указывается источник и страница, которые в дальнейшем могут быть включены в самостоятельную письменную работу (реферативную или курсовую). Ссылка на источник дается в случае: дословного цитирования, обзора существенных положений, наличия разных точек зрения на одну проблему. Конспект – наиболее универсальный вид записи. С конспектом у исследователя меньше риск «заблудиться в чужих мыслях». При его составлении нужно стремиться к форме краткого связного пересказа. Конспект должен содержать в себе не только основные положения и выводы автора книги или статьи, но и факты, доказательства, примеры. В конспекте должно найти отражение и личное отношение его составителя к самому материалу (например, на полях). Однако всегда делать это надо таким образом, чтобы впоследствии можно было бы легко разобраться, где авторское, а где личное понимание вопроса.


    1. Вопросы для самоконтроля




  1. Понятие, предмет и метод, принципы семейного права.

  2. Правоспособность и дееспособность в семейном праве.

  3. Понятие брака, условия и препятствия его заключения.

  4. Порядок заключения брака.

  5. Недействительность брака: понятие, основания, правовые последствия.

  6. Понятие и основания прекращения брака. Правовые последствия прекращения брака.

  7. Порядок расторжение брака в органах ЗАГС и в суде.

  8. Понятие прав и обязанностей супругов.

  9. Виды прав и обязанностей супругов.

  10. Личные неимущественные права супругов.

  11. Законный режим имущества супругов.

  12. Договорный режим имущества супругов.

  13. Брачный договор: понятие, содержание. Порядок заключения и расторжения.

  14. Раздел общего имущества супругов.

  15. Ответственность супругов по обязательствам.

  16. Установление происхождения детей.

  17. Установление и оспаривание отцовства в судебном порядке.

  18. Понятие и виды прав ребенка.

  19. Защита прав и интересов ребенка.

  20. Права и обязанности родителей.

  21. Основания и порядок лишения родительских прав.

  22. Правовые последствия лишения родительских прав.

  23. Основания и порядок ограничения родительских прав.

  24. Правовые последствия ограничения родительских прав.

  25. Восстановление в родительских правах.

  26. Алиментные обязательства родителей и детей.

  27. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.

  28. Алиментное соглашение: форма и порядок заключения, исполнения, расторжения и признания недействительным.

  29. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

  30. Понятие, условия, порядок и правовые последствия усыновления.

  31. Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления.

  32. Приемная и патронатная семьи как форма устройства детей в семью.




    1. Решение задач


Самостоятельное решение задач направлено на формирования навыков применения полученных теоретических знаний в практической деятельности. При решении задач необходимо внимательно прочитать условия и вопросы к задаче, затем изучить соответствующую специальную литературу и нормативные правовые акты по данному вопросу. Дополнительных данных вводить не следует. Ответ на задачу должен быть полным, логичным, аргументированным. Со ссылкой на статьи закона.
Задача № 1
Родители 15-тилетнего Рудакова погибли в автомобильной аварии, и он стал проживать у своей тети Кузнецовой (сестры погибшей матери). Через полгода после аварии Кузнецова решила, что поскольку в квартире Рудакова никто не проживает, ее необходимо сдать в аренду. Это, по мнению Кузнецовой, существенно облегчило бы ее и Рудакова материальное положение, поскольку размер ее заработной платы не большой, а мальчик еще учится в школе, своего дохода не имеет.

Имеет ли Кузнецова сдать квартиру своего племянника в аренду?

Кто имеет право распоряжаться недвижимым имуществом несовершеннолетнего, утратившего родительское попечение, и нести обязанности по охране этого имущества? В каком порядке?
Задача № 2
Кузьмин по решению суда выплачивал алименты в размере ¼ заработной платы ежемесячно на содержание дочери Елены. Елена тяжело заболела, находилась в больнице 4 месяца. Мать Елены обратилась в суд с просьбой о дополнительном взыскании с Кузьмина 10 000 рублей, поскольку дочь нуждается в усиленном питании, специальном уходе, дорогостоящих лекарствах. Соглашение об участии Кузьмина в дополнительных расходах на дочь не заключено.

Разрешите иск по существу.
Задача № 3
Борисов предъявил иск к бывшей жене Борисовой о снижении размера алиментов, указав, что решением суда с него взыскивается на содержание Борисовой по 500 руб. ежемесячно, но в настоящее время его материальное положение ухудшилось в связи с выходом на пенсию по возрасту. Также Борисов просил суд учесть, что ответчица имеет взрослого сына, который обязан оказывать материальную помощь своей матери.

Подлежит ли иск Борисова удовлетворению?
Задача № 4
18-летняя Орехова обратилась в суд с иском о взыскании алиментов со своего отца Зуева, поскольку она признана инвалидом 2 гр., ее пенсия составляет всего лишь 1800 рублей, а на лечение требуется не менее 1000 рублей в месяц. Зуев против исковых требований дочери возражал, поясняя, что он добросовестно платил алименты до совершеннолетия дочери. Кроме того, его заработная плата составляет всего лишь 9000 рублей, а он вступил во второй брак, его жена не работает, кроме нее он содержит ее ребенка от первого брака Игоря, таким образом, доход в его семье составляет всего лишь 3000 рублей на человека.

Со ссылкой на закон разрешите иск по существу.
Задача № 5
25-летний Моисеев и 16-летняя Кузина решили зарегистрировать брак и заключить брачный договор, включив в него следующие пункты: Кузина после окончания школы обязана получить высшее образование; по окончанию института с «красным» дипломом Моисеев обязан подарить ей норковую шубу. В случае расторжения брака Моисеев будет выплачивать Кузиной алименты до вступления ею в новый брак. В случае, если их брак будет расторгнут по вине Кузиной, Моисеев обязан будет выплачивать алименты в размере ½ заработка и иных доходов на каждого ребенка, а если по вине Моисеева – в размере 1/3 от всех доходов.

Проконсультируйте Моисеева и Кузину со ссылкой на закон: в каком порядке они могут зарегистрировать брак и заключить брачный договор? Могут ли они включить в брачный договор вышеуказанные пункты?
Задача № 6
После рождения ребенка 16-тилетняя Уварова, получив соответствующее разрешение органа местной администрации на снижение ей брачного возраста, зарегистрировала брак с 20-тилетним Михайловым в органах ЗАГС. Через месяц после этого Уварова решила продать полученную в наследство после смерти отца квартиру, хотя ее муж не согласен был с решением жены. Для удостоверения сделки купли-продажи Уварова и покупатель обратились к нотариусу. Однако тот отказался удостоверить сделку, пояснив, что Уварова является недееспособной, и для совершения сделки требуется согласие ее законного представителя – матери.

Законны ли доводы нотариуса? Дайте определение дееспособности. Когда возникает полная дееспособность? Имеет ли значение отсутствие согласия Михайлова на продажу квартиры?
Задача № 7
Купченко и Иванова состояли в зарегистрированном браке и имели от брака несовершеннолетнюю дочь. Они проживали в одной квартире, хотя фактически семья распалась. В августе 2005 г. Купченко уехал, сказав Ивановой, что едет в гости к своей матери, проживающей в другом городе. В течение пяти месяцев Иванова не получала от Купченко никаких известий. Позвонив его матери, она узнала, что Купченко к ней не приезжал, где он находится, ей неизвестно. В течение месяца она пыталась разыскать Купченко, но безрезультатно. Иванова обратилась к юристу за консультацией: в каком порядке она может расторгнуть брак с Купченко? Может ли они продать квартиру, оформленную на ее имя, приобретенную совместно с мужем в период брака?

Какой ответ должен дать юрист Ивановой?
Задача № 8.
В орган загса Центрального р-на .Красноярска обратились с заявлением о вступлении в брак Денисов и Карпова, указав, что фактически они проживают одной семьей в течение трех лет и имеют общего ребенка. Орган загса принял заявление и через две недели зарегистрировал брак между Денисовым и Карповой, при этом Денисов изменил свою фамилию на фамилию жены.

Вправе ли был орган загса зарегистрировать брак через две недели после подачи заявления? Каковы правовые последствия изменения Денисовым своей фамилии?
Задача № 9.
В один из загсов Красноярска обратилась Павлова с заявлением о регистрации брака с Милюхиным, проживающим в г. Петропавловск-Камчатский. В связи с тем, что Милюхин не имеет возможности приехать в Красноярск для подачи заявления, Павлова представила в загс соответствующее заявление Милюхина, составленное им, заверенное руководителем предприятия, на котором работает Милюхин. Однако заведующая органа загса отказала в принятии такого заявления.

Законны ли действия сотрудника органа загса? Какие разъяснения следует дать Павловой сотруднику загса?
Задача № 10
Кузнецов и Воронина подали в орган загса заявление о вступлении в брак. Через неделю после этого в загс обратилась Пушкарева с заявлением, в котором просила не регистрировать брак между Кузнецовым и Ворониной, поскольку она в течение нескольких лет проживает с Кузнецовым, они венчались в церкви, у них дружная семья, имеется совместный ребенок, в отношении которого Кузнецов установил отцовство.

Как следует поступить сотрудникам загса?
Задача № 11
20-тилетний Морозов и 17-тилетняя Панкова, проживающие в пос. Березовка, решили зарегистрировать брак во Дворце бракосочетаний г. Красноярска, в связи с беременностью Панковой. Когда они пришли с соответствующим заявлением во Дворец бракосочетаний, заведующая отказала в принятии заявления, поскольку, во-первых, они проживают не в Красноярске, а, во-вторых, у них нет соответствующего разрешения о снижении брачного возраста.

Правомерны ли доводы заведующей? Могут ли Панкова и Морозов зарегистрировать брак?
Задача № 12
Митрофанова вступила в брак с Кузиным, после чего они стали проживать совместно в принадлежащей ему квартире. Вместе с ними проживали и дети Митрофановой от первого брака. За несколько лет совместной жизни Кузин и Митрофанова приобрели гараж, дачу и земельный участок, мебель, видеоаппаратуру. Весной 2008 г. бывший муж Митрофановой, брак с которым был расторгнут в установленном законом порядке, сообщил ей, что в течение двух последних лет Кузин болен ВИЧ-инфекцией, но скрывает это обстоятельство, проходя анонимное лечение. После разговора с Митрофановой Кузин данный факт подтвердил, пояснив, что о своей болезни узнал незадолго до регистрации с ней брака, но данный факт скрыл, поскольку опасался того, что она прекратит отношения с ним. Митрофанова решила расторгнуть брак, разделить имущество и обратилась за консультацией к юристу за разъяснением порядка расторжения брака и раздела имущества.

Какие разъяснения должен дать юрист Митрофановой? В чем отличия между расторжением брака и признанием его недействительным?

2.3. Темы контрольных работ


  1. Защита прав и интересов ребенка.

  2. Семейно-правовая ответственность родителей.

  3. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

  4. Понятие, условия, порядок и правовые последствия усыновления.

  5. Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления.

  6. Приемная семья как форма устройства детей в семью.

  7. Патронатная семья как форма устройства детей в семью.


Выбор темы контрольной работы производится студентом самостоятельно из предложенного списка. Выполнение работы следует начать с изучения рекомендованной литературы и нормативного материала по теме. Рекомендуемая литература ко всем темам приводится далее.

Содержание работы должно демонстрировать умение студента пользоваться рекомендованными источниками, нормативным материалом. Излагая тему, необходимо проанализировать имеющиеся в литературе точки зрения на дискуссионные вопросы, критически их оценить и высказать собственное мнение, обосновав его. Следует сохранять логическую последовательность и грамотность изложения.

Творчески осмысливая первоисточники, необходимо обязательно делать ссылки на использованную литературу и нормативный материал (указывая автора, наименование работы, место и год издания, номера страниц; образец оформления различного вида источников можно взять у методиста кафедры или на сайте СФУ). Сплошное дословное переписывание учебников и монографий без соответствующих ссылок влечет возвращение работы с отметкой о том, что он не допущен к защите.

Работа, выполненная только на базе учебника, т.е. без использования рекомендованной литературы и нормативно-правовых актов и таким образом лишенная элементов самостоятельности, оценивается неудовлетворительно. Такую же неудовлетворительную оценку влечет и несоответствие контрольной работы требованиям, предъявляемым к оформлению письменных работ.

Примерный объем контрольной работы составляет 20 страниц форматом А-4. Реферат выполняется шрифтом Times New Roman, кегль 14; интервал полуторный; сноски должны быть постраничные, шрифтом Times New Roman, кегль 10 или 12, интервал одинарный. Должен быть выставлен автоматический перенос, текст выровнен по ширине, заголовки – по центру, выделяются жирным шрифтом, допускается выполнение заголовков 16 кеглем. Поля: слева – 30 мм, справа – 15 мм, сверху – 25 мм, снизу – 25 мм. Номера страниц выставляются вверху страницы справа или по центру, на первой (титульной странице) номер страницы не ставится. На второй странице контрольной работы приводится его содержание, после параграфов приводится заключение, содержащее собственные выводы студента по изученной теме, затем – список использованной литературы (в список включаются только те работы, на которые сделаны ссылки в тексте контрольной работы). В начале списка приводятся нормативно-правовые акты в порядке убывания юридической силы в последней редакции, затем – специальная литература (монографии, статьи, учебники и т.д.) в алфавитном порядке. В книгах указывается общее количество страниц, в статьях – страницы, на которых она расположена. В конце списка приводятся интернет-ресурсы: должны быть указаны автор и название материала и сайт, на котором он помещен.

Сдача контрольной работы производится минимум за две недели до начала сессии, после чего она в течение двух недель проверяется преподавателем, оценивается по системе «зачет» / «не зачет». Проверенная работа студенту не возвращается, хранится на кафедре. О результатах проверки контрольной работы студент узнает у методиста кафедры по истечении срока, отведенного для проверки. Преподаватель вправе назначить защиту контрольной работы в определенный им день и время (например, в случае сомнений в самостоятельности написания контрольной работы).



  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


Основная и дополнительная литература
Нормативно-правовая база:


  1. Декларация о правах ребенка 1959 г.

  2. Конвенция о правах ребенка: принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.

  3. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

  4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ. Часть первая.

  5. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ. Часть вторая.

  6. Семейный кодекс РФ: федер. закон от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ.

  7. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ.

  8. Об опеке и попечительстве: федер. закон РФ от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ.

  9. Об организации работы по опеке и попечительству в Красноярском Крае: закон Красноярского Края от 22.10.1997 года № 15-590.

  10. О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении лиц, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, а также совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья: Закон Красноярского Края от 6 марта 2008 года № 4-1385.

  11. О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации: Пост. Правительства РФ от 19 мая 2009 г. № 432

  12. Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан: Пост. Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423.

  13. О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации: Пост. Правительства РФ от 19 мая 2009 г. № 432.

  14. О мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних: постановление Администрации города Красноярска от 19 января 2004 г. № 14.



Основные учебники и учебные пособия


  1. Гражданское право : учебник / под общ. ред. С.С. Алексеев. - Изд. 2-е, перераб. и доп. . – М. : Проспект, 2010 . - 528 с.

  2. Пчелинцева Л.М. Семейное право России : краткий учебный курс / Л.М. Пчелинцева . - 5-е изд., перераб. - Москва : НОРМА, 2008 . - 383 с.

  3. Пчелинцева Л.М. Семейное право России : учебник / Л.М. Пчелинцева . - 5-е изд., перераб. - Москва : НОРМА, 2010 . - 626 с.

  4. Пчелинцева Л.М. Практикум по семейному праву: / Л.М. Пчелинцева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : НОРМА, 2003 . - 304 с.


Дополнительная литература:




  1. Звенигородская Н.Ф. Место ответственности родителей по семейному законодательству в системе юридической ответственности // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 5. С. 14 - 15.

  2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Части первая − третья. С постатейными материалами / Под ред. Е.Л. Забарчук . − М.: Экзамен, 2009. − 956 с.

  3. Конституция Российской Федерации : научно-практический комментарий (постатейный) / Отв. ред. Ю.А. Дмитриев . − М. : Юстицинформ, 2007. − 614 с.

  4. Пластинина Н.В. Участие органов опеки и попечительства в семейных спорах // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

  5. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "Об опеке и попечительстве" (2-е изд., перераб.е и доп.) / Под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2010. – 1240 с.

  6. Сабиров Э.Р. О критериях благополучия ребенка // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 3. С. 25 - 28.


Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и материалов к техническим средствам обучения
1. Электронная презентация «Права и обязанности родителей по семейному праву России» (составитель Н.В. Высоцкая).

2. Электронная презентация «Алиментные обязательства родителей и детей» (составитель Н.В. Высоцкая).



  1. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Контроль знаний студентов включает в себя оценку знаний студентов на основе их участия в практических занятиях, оценку глубины их знаний по итогам самостоятельного решения задач. Итоговый зачет по всему курсу предусматривает оценку знаний студентов и умения творчески применять их на практике. В итоге изучения курса знания и навыки студента должны соответствовать требованиям минимума знаний и умений государственного образовательного стандарта.

Вопросы к зачету


  1. Понятие и предмет семейного права.

  2. Принципы семейного права.

  3. Правоспособность и дееспособность в семейном праве.

  4. Понятие брака, условия и препятствия его заключения.

  5. Порядок заключения брака.

  6. Понятие и основания прекращения брака. Правовые последствия прекращения брака.

  7. Порядок расторжение брака в органах ЗАГС

  8. Порядок расторжение брака в суде.

  9. Недействительность брака: понятие, основания, правовые последствия.

  10. Понятие прав и обязанностей супругов.

  11. Виды прав и обязанностей супругов.

  12. Личные неимущественные права супругов.

  13. Законный режим имущества супругов.

  14. Договорный режим имущества супругов.

  15. Брачный договор: понятие, содержание. Порядок заключения и расторжения.

  16. Раздел общего имущества супругов.

  17. Ответственность супругов по обязательствам.

  18. Установление происхождения детей.

  19. Установление и оспаривание отцовства в судебном порядке.

  20. Понятие и виды прав ребенка.

  21. Защита прав и интересов ребенка.

  22. Права и обязанности родителей.

  23. Споры, связанные с воспитанием детей.

  24. Основания и порядок лишения родительских прав.

  25. Правовые последствия лишения родительских прав.

  26. Основания и порядок ограничения родительских прав.

  27. Правовые последствия ограничения родительских прав.

  28. Восстановление в родительских правах.

  29. Немедленное отобрание ребенка у родителей.

  30. Алиментные обязательства родителей и детей.

  31. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.

  32. Алиментное соглашение: форма и порядок заключения, исполнения, расторжения и признания недействительным.

  33. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

  34. Понятие, условия, порядок и правовые последствия усыновления.

  35. Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления.

  36. Приемная и патронатная семьи как форма устройства детей в семью.


Учебное издание
Составитель Высоцкая Наталья Витальевна
Семейное право
Подготовлено к изданию РИО БИК СФУ

Компьютерная верстка: Т.М. Зырянова
Подписано в печать 19.03.2012 г. Формат 60х84/16.

Бумага офсетная. Печать плоская.

1,1 усл. печ. л.

Тираж 50 экз. Заказ 6528
Редакционно-издательский отдел

Библиотечно-издательского комплекса

Сибирского федерального университета

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79

Тел/факс (391) 244-82-31. E-mail rio@sfu-kras.ru

http://rio.sfu-kras.ru


Отпечатано Полиграфическим центром

Библиотечно-издательского комплекса

Сибирского федерального университета

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а


Нормативные правовые акты необходимо изучать в действующей редакции, для чего следует пользоваться правовыми базами данных «Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс», либо обращаться на официальный сайт органа, принявшего документ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...

Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Правовое регулирование профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconОтечественная история
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы и выполнения контрольных работ специалистов и бакалавров...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Введение в профессию «Социальная работа»: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. М. Хохлова, А. Н. Гончарова. Красноярск:...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. А. В. Каратаев, М. М....
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconМетодические указания для семинарских занятий, самостоятельной работы,...
Введение в фандрайзинг: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. С. Пальчевская. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 38 с
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Этика: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Е. В. Жижко, Н. В. Мыльникова. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011. 25 с
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы и выполнения контрольных работ специалистов и бакалавров...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы и выполнения контрольных работ специалистов и бакалавров...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Самостоятельная работа студентов в рамках учебного курса «Культурология» включает в себя
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Тема История естествознания. Панорама современного естествознания. Тенденции развития. Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Целью изучения дисциплины является подготовка будущих социальных работников по направлению бакалавр социальной работы к оказанию...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Возникновение государственности у восточных славян. Образование Древнерусского государства с центром в Киеве. Норманисты и антинорманисты...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Учебный курс «Криминология» предназначен для изучения студентами, обучающимися по специальности «Социальная работа», и соответствует...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501. 65 Юриспруденция и предназначен...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск