Права на результаты интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения





Скачать 310.39 Kb.
НазваниеПрава на результаты интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения
страница1/3
Дата публикации27.06.2013
Размер310.39 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3

На правах рукописи

БОРИСЕНКО ДИАНА

ПРАВА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Специальность: 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва – 2013

Диссертация выполнена на кафедре частного права юридического факультета Института экономики, управления и права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет».

Научный руководитель:

Кандидат юридических наук, доцент

Милохова Анна Владимировна

Официальные оппоненты:

Близнец Иван Анатольевич

доктор юридических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Российская государственная академия интеллектуальной собственности»

Ректор

Чуковская Екатерина Эдуардовна

кандидат юридических наук, доцент

ФГНИУ «Институт законодательного и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Заместитель директора

Ведущая организация:


ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств»


Защита состоится 28 мая 2013 г. в 12-30 часов на заседании Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 212.198.11 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» по адресу: 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская пл., д. 6, ауд. 255.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет».

Автореферат разослан 15 апреля 2013 г.
Ученый секретарь

Совета по защите диссертаций

на соискание ученой степени

кандидата наук, на соискание ученой степени

доктора наук Д.212.198.11,

кандидат юридических наук Е.Ю. Князева

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. В современном мире трудно представить общество без аудиовизуальной культуры, которая стала неотъемлемой частью искусства, универсальным коммуникатором и средством образовательной деятельности. Существенные изменения под воздействием стремительного и бурного процесса обновления технологий приводят к массовой популяризации сферы экранной культуры.

Формирование авторского права на аудиовизуальное произведение прошло сложный и интересный путь. В процессе общественного развития выявилось, что аудиовизуальные произведения представляют собой своеобразный, новый и оригинальный объект, обладающий неоднородностью состава авторов и иных лиц, принимающих участие в его создании, а также множеством самостоятельных результатов интеллектуальной деятельности в своем составе. Данные особенности отличают аудиовизуальное произведение от большинства иных объектов авторского права и позволяют отнести аудиовизуальное произведение к наиболее сложному объекту авторского права с точки зрения правового регулирования его создания и использования.

Создание любого аудиовизуального произведения представляет собой объединение творческой и предпринимательской деятельности. При этом процесс создания аудиовизуального произведения требует четкого правового регулирования. Это позволит гарантировать стабильность оборота прав на аудиовизуальные произведения, что является необходимым условием развития кинематографии.

Проблема сложных объектов авторского права в юридической литературе недостаточно исследована. Однако появление такого рода исследований обусловлено практической и научной необходимостью. В.А. Дозорцев отмечал, что с наступлением технического прогресса возникло много «сложных комплексных объектов»1 как в технической, так и в художественной сфере. В.А. Дозорцев также указывал на то, что возможности и условия для правового становления такого феномена находятся на финальной стадии завершения, и настала необходимость кристаллизировать соответствующую категорию2.

С момента вступления в силу с 1 января 2008 года четвертой части Гражданского кодекса РФ3, регулирующей права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, существенно изменился подход к правовому регулированию создания и использования аудиовизуальных произведений, что сформировало новые теоретические и практические вопросы, требующие рассмотрения.

В частности, аудиовизуальное произведение отнесено к категории сложных объектов авторского права, понятие, которого является новеллой четвертой части Гражданского кодекса РФ. При этом понятие сложного объекта авторского права в ст. 1240 ГК РФ не определено. Выявление признаков и подробное определение сложного объекта авторского права необходимо как для развития теории права, так и для практического применения (например, при заключении авторских договоров), что может значительно прояснить отношения, возникающие в процессе создания и использования аудиовизуального произведения и обезопасить стороны от противоречий, обусловленных произвольным толкованием данного понятия.

Также представляется актуальным подробное рассмотрение правовой природы охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения.

Включив нормы о признании персонажа в качестве самостоятельной части произведения в гражданское законодательство, законодателю, тем не менее, не удалось решить целый ряд проблем, которые препятствуют эффективному использованию персонажа в составе аудиовизуального произведения на практике. Данная проблема возникает в связи с отсутствием легального определения понятия персонажа аудиовизуального произведения, что приводит к спорам и разночтениям, в том числе при рассмотрении вопросов в судебном порядке. Необходимо определить, какими признакам должен обладать персонаж аудиовизуального произведения, чтобы ему была предоставлена правовая охрана, и каковы правила приобретения результатов интеллектуальной деятельности для их использования в составе аудиовизуального произведения.

По-прежнему остается нерешенным вопрос, является ли сюжет охраняемым объектом в составе аудиовизуального произведения. Конфликтность судебной практики по авторским спорам показывает, что проблема правовой природы сюжета на данный момент занимает далеко не последнее место. Стоит кому-либо использовать сюжет чужого сценария для написания собственного, как возникает авторский спор и дальнейшее обвинение в плагиате.

Изучение и научная проработка указанных вопросов позволит дополнить существующие дефиниции в науке гражданского права и выработать предложения и рекомендации по совершенствованию гражданско-правового регулирования в исследуемой области.

Степень разработанности темы исследования. Несмотря на неоспоримую значимость вопроса правового регулирования создания и использования результатов интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения, в научной и учебной литературе, а также в монографических исследованиях, наблюдается недостаточная полнота освещения данного вопроса.

Основа развития теоретических представлений о правах на аудиовизуальные произведения была заложена еще в дореволюционном праве в трудах Г.Ф. Шершеневича, И.А. Покровского, К.П. Победоносцева, Д.И. Мейера, А.А. Пиленко, Д.Д. Гримма и др.

Исследование теории авторского права, а также правоотношений по использованию аудиовизуальных произведений, продолжалось в советское время. Права на аудиовизуальные произведения исследовались в трудах С.С. Алексеева, М.М. Антимонова, С.Н. Братуся, А.А. Вишневского, И.Б. Новицкого, М.В. Гордона, В.Я. Ионаса, О.С. Иоффе, О.А. Красавчикова, Н.А. Райгородского, И.В. Савельевой, В.И. Серебровского, Е.А. Флейшиц, С.А. Чернышевой и др.

Однако особый интерес к исследованию правового регулирования отношений по созданию и использованию аудиовизуальных произведений возник в начале 90-х годов прошлого века. Это произошло в связи с появлением экономических предпосылок активного использования данного вида произведений. Вопросы правового регулирования прав на аудиовизуальные произведения рассматривались в работах М.И. Брагинского, И.А. Близнеца, В.В. Витрянского Э.П. Гаврилова, О.А. Городова, В.А. Дозорцева, И.А. Зенина, А.В. Калятина, Л.О. Красавчиковой, П.В. Крашенинникова, А.Л. Маковского, Е.А. Моргуновой, В.В. Погуляева, О.А. Рузаковой, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова и др., а также зарубежных авторов: А. Дебуа, Д. Липцик, А.К. Мазуйе.

Теоретические исследования сложных объектов авторского права проводились рядом ученых, среди которых Э.П. Гаврилов, О.А. Городов, В.А. Дозорцев, И.А. Зенин, А.Л. Маковский, А.П. Сергеев, Е.А. Павлова, Е.А. Моргунова, В.О. Калятин, С.А. Судариков и др.

Следует указать, что Е. Э. Чуковской, Л.А. Алехиной, Е.Я. Баскаковым, Л.Ю.Богатовой, И.В. Воробьевым, А.И. Гальченко, С.Е.Кружаловым, П.В.Фомичевым, А.О. Радоминовой были проведены диссертационные исследования, направленные на совершенствование гражданско-правового регулирования прав на аудиовизуальные произведения, однако данные исследования основывались на положениях ранее действовавшего законодательства в связи, с чем утратили свою актуальность. Помимо этого в данных исследованиях не рассматривалась правовая природа охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения, а также вопросы правового регулирования приобретения права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения.

Предметом диссертационного исследования являются нормы российского авторского права, закрепляющие права на результаты интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения, положения доктринальных исследований по изучаемой теме, а также правовые позиции, отраженные в судебной практике.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке на основе анализа существующей законодательной базы, доктринальных положений и судебной практики теоретических и практических положений, направленных на совершенствование правовых норм, закрепляющих права на результаты интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения.

Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:

- проанализировать этапы формирования авторского права на аудиовизуальные произведения на примере российского и зарубежного законодательства;

- определить понятие и признаки аудиовизуального произведения;

- путем осмысления доктринальных положений науки гражданского права и на основе норм действующего законодательства, исследовать специфику аудиовизуального произведения как сложного объекта авторского права;

- проанализировать правовой режим охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения на примере наиболее проблемных с точки зрения правового регулирования и правоприменения объектов авторского права, таких как музыкальное произведение, персонаж и сюжет аудиовизуального произведения;

- раскрыть особенности приобретения изготовителем аудиовизуального произведения (продюсером) права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения;

- разработать предложения и рекомендации по совершенствованию гражданского законодательства в части правового регулирования использования результатов интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых ведущее место занимает диалектический метод познания действительности.

В работе использованы общенаучные методы познания, к которым, прежде всего, следует отнести формально-логические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия), а также специальные юридические методы (сравнительно-правовой, формально-юридический, метод системного анализа правовых явлений и историко-правовой).

Историко-правовой метод позволил проследить этапы развития представлений о правах на аудиовизуальное произведение в различных социально-экономических условиях. Сравнительно-правовой метод позволил проследить влияние изменяющихся социально-экономических условий на правовое регулирование аудиовизуальных произведений.

Комплексный метод позволил проанализировать рассматриваемые вопросы во всём многообразии их связей и отношений, учитывая не только юридические, но и экономические аспекты авторских правоотношений по использованию результатов интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения.

Метод системного анализа способствовал определению места договоров, направленных на приобретение авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности для включения в состав аудиовизуального произведения, в системе гражданско-правовых договоров.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили научные труды российских и зарубежных авторов, в которых анализируются вопросы регулирования авторского права на аудиовизуальные произведения в сфере интеллектуальной собственности, а также особенности регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения.

В работе была использована монографическая и учебная литература, а также публикации ученых теоретиков и практикующих специалистов в научных журналах и периодической печати.

Нормативную базу диссертационного исследования составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, ратифицированные Российской Федерацией международные договоры в сфере авторского права и смежных прав, а также другие федеральные законы и подзаконные акты, регулирующие отношения в сфере авторского права и смежных прав.

Эмпирическую базу исследования составляют Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судебные акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов по конкретным делам, по вопросам, связанным с применением законодательства об интеллектуальной собственности, за период с 1999 по 2012 гг.

Научная новизна проявляется в комплексном исследовании теоретических и практических вопросов гражданско-правового регулирования использования результатов интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения на основе норм обновленного российского гражданского законодательства, обосновании авторского подхода к решению этих вопросов, а также в разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию гражданского законодательства в данной области.

Автором исследована природа аудиовизуального произведения как разновидности сложного объекта авторского права, что позволило выявить родовые признаки этого объекта, необходимые для признания результата интеллектуальной деятельности аудиовизуальным произведением. На основании выявленных признаков аудиовизуального произведения предложено дополнить сформулированное в ст. 1263 ГК РФ определение аудиовизуального произведения.

Высказаны предложения, направленные на повышение эффективности использования результатов интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения, в том числе определены признаки и предложено определение нового для российского права понятия сложного объекта авторского права с целью установления правового режима аудиовизуального произведения. Проанализирован правовой режим охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения на примере наиболее проблемных с точки зрения правового регулирования и правоприменения объектов авторского права, таких как музыкальное произведение, персонаж и сюжет аудиовизуального произведения, а также рассмотрен порядок приобретения прав на произведения для использования в составе аудиовизуального произведения.

Более конкретно новизна сформулированных автором выводов и рекомендаций представлена в основных положениях, выносимых на защиту:

  1. Выявлено, что для признания результата интеллектуальной деятельности аудиовизуальным произведением необходимо, чтобы он соответствовал следующим признакам: наличие оригинального сюжета, являющегося результатом творческого замысла формализованного в виде киносценария; использование при его создании особых кинематографических изобразительных средств; наличие постановочной формы; триумвират авторства; наличие изготовителя (продюсера), а также сложная структура, состоящая из нескольких самостоятельных результатов интеллектуальной деятельности.

  2. Выявлено, что законодательное определение аудиовизуального произведения не позволяет в полной мере отграничить данную категорию произведений от иных объектов авторского права и смежных прав, поскольку не содержит указания на специфический творческий характер данных произведений. На основании выявленных признаков аудиовизуального произведения предложено дополнить сформулированное в ст. 1263 ГК РФ определение аудиовизуального произведения указанием на то, что аудиовизуальным произведением признается произведение с драматургической основой и оригинальной сюжетной линией, выраженной в виде киносценария.

  3. В работе сформулировано авторское определение сложного объекта авторского права, под которым следует понимать объект гражданских прав, состоящий из двух и более самостоятельных результатов интеллектуальной деятельности, объединенных по творческому критерию, каждый из которых не является главным относительно других частей и при этом образует единое оригинальное произведение, организованное изготовителем и предназначенное для зрительного и/или слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия.

В связи с тем, что понятие сложного объекта авторского права в гражданском законодательстве не определено, а также в целях защиты прав и законных интересов участников правоотношений по созданию и использованию аудиовизуальных произведений представляется целесообразным дополнить ст. 1240 ГК РФ определением сложного объекта, подчеркнув при этом принадлежность данной правовой категории к авторскому праву, чтобы четко отграничить данную категорию объектов от категории сложных вещей, определенных в ст. 134 ГК РФ.

  1. Выявлено, что пункт 3 статьи 1263 ГК РФ предусматривает право на вознаграждение за публичное исполнение аудиовизуального произведения только композитору, но не иным авторам аудиовизуального произведения, что противоречит основным началам гражданского законодательства о свободе договора и отчуждаемости имущественных прав, не имеющих неразрывной связи с личностью кредитора (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 129, ст. 383, ст. 421 ГК РФ), а также ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 1 ГК РФ, поскольку нарушает принцип равенства участников гражданского оборота, устанавливая личную привилегию для одного из соавторов аудиовизуального произведения.

В связи с вышеизложенным предлагаем сформулировать п.3 ст. 1263 ГК РФ следующим образом: «При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения каждый автор аудиовизуального произведения сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования данного произведения».

  1. Сформулировано авторское определение персонажа аудиовизуального произведения, под которым следует понимать зафиксированные в аудиовизуальном ряде рисованные, динамические, кукольные и /или иные визуальные образы героев и других действующих лиц соответствующих фильмов, в совокупности их внешнего вида, характера, движений и жестов, артикуляции, мимики, голоса, реплик, предназначенные для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

Сформулированное определение позволяет рассматривать персонаж как самостоятельную часть произведения с предоставлением ему правовой охраны, это позволит защитить права и законные интересы создателей аудиовизуального произведения в случае возникновения спора о возможности правовой охраны персонажа.

  1. Выявлено, что действующее законодательство не предусматривает предоставление правовой охраны сюжету произведения. В тоже время сюжет аудиовизуального произведения может являться охраняемым объектом в составе аудиовизуального произведения, если он по своему характеру является самостоятельным результатом творческого труда автора и соответствует признакам части произведения, то есть, выражен в объективной форме, содержит оригинальное развитие событий, в которых задействованы самостоятельные персонажи аудиовизуального произведения, через которые передаются взаимоотношения и их характер.

В работе обосновано, что сюжет имеет самостоятельное значение и ему должна быть предоставлена правовая охрана в качестве части произведения, путем дополнения п. 7 ст. 1259 ГК РФ указанием на то, что авторские права распространяются, в том числе на сюжет произведения.

7. Пункт 1 статьи 1240 ГК РФ, определяя возможные основания приобретения права на результаты интеллектуальной деятельности для включения в состав аудиовизуального произведения, не упоминает договор авторского заказа в качестве возможного основания приобретения права изготовителем аудиовизуального произведения для включения в сложный объект.

Обосновано, что договор авторского заказа в полной мере соответствует указанной специфике и является весьма востребованным при передаче исключительных прав на произведение для включения в состав сложного объекта авторского права, поскольку позволяет регламентировать целый ряд прав по использованию произведения, а также детализировать указание на заказываемое произведение. В этой связи представляется целесообразным включить договор авторского заказа с отчуждением исключительного права в перечень оснований приобретения права использования результатов в составе сложного объекта, определенных в п.1 ст.1240 ГК РФ.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Права на результаты интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения iconПрава на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Права на результаты интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения iconПраво интеллектуальной собственности в цифровую эпоху
Вывод о потребности в системном преобразовании права интеллектуальной собственности опирается на результаты анализа обширного фактического...
Права на результаты интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения iconЧетвертая
Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Права на результаты интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения iconЧетвертая
Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Права на результаты интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения iconЧетвертая
Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Права на результаты интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения iconЧетвертая
Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Права на результаты интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения iconЧетвертая
Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Права на результаты интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения iconКафедра отечественной истории
Результаты интеллектуальной деятельности профессорско-преподавательского состава
Права на результаты интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения iconЧетвертая
Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Права на результаты интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения iconРабочая программа учебной дисциплины «защита интеллектуальной собственности и патентоведение»
Задачи дисциплины – получение теоретических знаний в области патентоведения и приобретение практических навыков применения Патентного...
Права на результаты интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения iconОсновы управления интеллектуальной собственностью
Ния и коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности в предпринимательской деятельности, даётся общее представление...
Права на результаты интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения iconТематика рефератов
Особенности формирования уставного капитала путем передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности
Права на результаты интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения iconЛицензионный договор
Предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации может осуществляться на...
Права на результаты интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения iconЕ. А. Свиридова основные Проблемы права интеллектуальной собственности
Рабочая программа предназначена для преподавания обязательной дисциплины «Основные проблемы права интеллектуальной собственности»...
Права на результаты интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения iconУправления правами на результаты интеллектуальной деятельности на Предприятии
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и других финансово-кредитных организаций)»
Права на результаты интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Произведение является результатом интеллектуальной деятельности и как объект исключительного права охраняется законом


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск