Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/6
Дата публикации26.10.2013
Размер0.61 Mb.
ТипПланы семинарских занятий
100-bal.ru > Право > Планы семинарских занятий
  1   2   3   4   5   6


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

Кафедра гуманитарных и социально-политических наук

Л.Я. Мещерякова

ПОЛИТОЛОГИЯ
Пособие

по изучению дисциплины

и планы семинарских занятий


для студентов III -IV курсов

всех специальностей

заочного обучения

Москва - 2011




ББК 32

М56



Рецензент канд. ист. наук, доц. Л.И. Карпова
Мещерякова Л.Я.
М56 Политология: Пособие по изучению дисциплины и планы семинарских занятий. – М.: МГТУ ГА, 2011. – 44 с.
Данное пособие издается в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ГСЭ.Р.01 «Политология» по Рабочему учебному плану для студентов III - IV курсов всех специальностей заочного обучения, утвержденному в 2007 г.

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры 18.05.11г.

Редактор И.В. Вилкова

Подписано в печать 14.10.11 г.

Печать офсетная Формат 60х84/16 2,21 уч.-изд. л.

2,6 усл.печ.л. Заказ № 1265/ Тираж 450 экз.

Московский государственный технический университет ГА

125993 Москва, Кронштадтский бульвар, д. 20

Редакционно-издательский отдел

125493 Москва, ул. Пулковская, д.6а
© Московский государственный

технический университет ГА, 2011

«Политология является более

сложной наукой, чем физика» А. Эйнштейн
Политика является неотъемлемым элементом социальных процессов, поскольку возникает из необходимости организовывать совместную жизнь людей, из потребности принимать решения для поддержания порядка, понять гражданские права и свободы, осуществлять властные полномочия, управлять конфликтами.

Современное российское общество поистине нуждается в такой области знаний, которая бы позволяла людям разбираться в сложнейшей мозаике политических явлений и событий, сознательно действовать в направлении реализации своих интересов, а не вопреки им.

В этой связи уместны слова французского политолога Ф. Бро: «В политике, где худшие страсти могут внезапно превратить людей в фанатиков, замутить предрассудками их сознание, задача политической науки — вносить холодный, трезвый, демифологизирующий, объективный взгляд».

Разобраться в сложном лабиринте политических событий — задача ученых и политиков. Но уметь осознавать своё место в политической жизни общества, выработать свою позицию, своё отношение к тем или иным политическим явлениям и процессам, к различного рода политическим партиям и общественным движениям, предпринять усилие изменить существующий порядок к лучшему должен стремиться каждый член общества.

Эти умения не формируются стихийно, а образуются в ходе систематического приобретения.

Политологический курс призвал дать студентам необходимый объём знаний о политологической работоспособности, способствовать усвоению ими ценностей и норм демократической политической культуры. Он также направлен на то, чтобы научить человека адекватно ориентироваться в сложном и противоречивом политическом мире. Усвоение политологических знаний является одним из главных условий упрочнения у студентов чувства гражданского долга, ответственности перед обществом и государством, а также умения представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей, коллективно решать общественно значимые проблемы.


  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ


Политология изучается студентами всех специальностей заочного факультета на III курсе (специальности 160901, 160905, 160903), на IV курсе специальности 080507. Изучение дисциплины завершается экзаменом. Студент-заочник выполняет 2 контрольные работы, которые он должен отправить в деканат не менее, чем за две недели до начала экзаменационной сессии.

Методические указания по выполнению контрольных работ по политологии представлены в учебно-методическом пособии Л.Я. Мещеряковой «Политология. Пособие по выполнению контрольных работ для студентов всех специальностей заочного обучения». - М.: МГТУ ГА, 2009.

В период экзаменационной сессии у студентов в соответствии с рабочим учебным планом по политологии следующий объем распределения занятий (табл.1).

Таблица 1

Специальности

Лекции

С3

160901

10 часов

6 часов

160903

10 часов

6 часов

160905

10 часов

6 часов

080507

10 часов

6 часов




  1. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ


Политология занимает одно из ведущих мест в современном гуманитарном образовании. Политологические знание и культура необходимы сегодня любому человеку независимо от его профессиональной принадлежности, т.к. живя в обществе, он неизбежно вступает во взаимодействие с другими людьми и государством. Без обладания политическими знаниями личность рискует превратиться в марионетку, в объект манипулирования и давления со стороны более активных в политическом отношении сил. Политическая образованность граждан предохраняет их от деспотизма, от антигуманных неэффективных форм общественной и государственной организации.

Основа демократического общества – свободный гражданин, способный принимать рациональные решения, делать сознательный выбор и способный нести ответственность за него. Но эти качества не формируются стихийно, а обретаются в ходе систематического приобретения человеком соответствующих знаний и опыта. Ибо такого рода знания и опыт помогут личности как гражданину правильно оценить соответствующий политический статус, осознать свое место и роль в государстве, права и обязанности, адекватно ориентированные в сложном, противоречивом современном мире, уважая интересы и права не только свои, но и других людей, формируют умения солидарно решать общие проблемы.

Понятие «политология» образовано от гр. Politica – государственные, общественные дела и logos – знание, т.е. буквально означает знание о политике, политической жизни. Современная политология – это самостоятельная общественная наука, раскрывающая смысл, содержание политики, политических отношений, устройства и функционирование государственной власти.

Объектом изучения политологии является политика во всем её многообразии, отдельные её аспекты в ряду других неполитических объектов.

Предметом политологии являются свойства политики как особой сферы общества, тенденции и факторы её изменения и развития.

Политология изучает политику как объективную реальность, существующую в устойчивых институциональных отношениях, нормативных ограничениях и правилах политических взаимодействий, в виде сложившихся в обществе представлений о политике, которые влияют на восприятие и понимание членами общества происходящего в этой сфере. Политология стремится к объяснению противоречий и тенденций в политической сфере, выявлению факторов, определяющих содержание и характер происходящих в них изменений. Её задачей является также объяснение мотивации и поведения людей, воссоздающих и изменяющих в каждой конкретной ситуации политические институциональные отношения и политическую культуру.

Политология – это единая, интегральная наука о политике, её взаимосвязи с обществом и личностью.


  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ




  1. Цель преподавания дисциплины.

Целью преподавания дисциплины «Политология» является политическая социализация студентов технического университета, обеспечение политического аспекта подготовки высококвалифицированного инженера на основе современной мировой и политической мысли.

2. Задачи изучения дисциплины (необходимый комплекс знаний и умений).

Студент должен иметь представление:

а) о месте политологии в истории культуры общества;

б) фундаментальные понятия политологии;

в) концепции развития социально-политических процессов;

г) модели политической жизни.

Политология развивается в тесной взаимосвязи с другими общественными науками: философией, социологией, экономикой, антропологией, психологией и т.д. Интегрируя знания этих наук о политике, политология, в отличие от других наук, исследующих отдельные аспекты политики, изучает её во всем многообразии как целостное явление.


  1. ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Лавриненко В.Н. Политология. - М., 2009.

  2. Пугачёв В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М., 2009.

Учебно-методическая

  1. Мещерякова Л.Я. Политология: Учебное пособие. Ч. 1,2. - М., 2007.

  2. Мухаев Р.Т. Политология: Конспект лекций. - М., 2010.

  3. Политология: Практикум по курсу;Под ред. М.А.Василика. - М., 2000.

Дополнительная

  1. Политология. Лексикон; Под ред. А.И. Соловьёва. - М., 2007.

  2. Соловьёв А.И. Политология: политическая теория и политические технологии. - М., 2009.

  3. Панарин А.С. Политология. Западная и восточная традиция: Учебник для вузов. - М., 2000.

  4. Политология: Учебник; Под ред. А.Ю. Мельвиля. - М., 2008.




  1. ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


В период подготовки к экзаменационной сессии, написания контрольных работ, изучения основной литературы могут использоваться следующие порталы и сайты в Интернете, содержащие учебную программу по дисциплине «Политология»:

  1. www.politologa.net (лекции, шпаргалки, история, литература, партии);

  2. www.dvdmysteria.com (курс лекций по политологии);

  3. www.reforme-2004.net (Политология. Электронный учебник);

  4. www.politicallook.ru (все о политике и политтехнологиях).



  1. ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС КАФЕДРЫ ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИИ

Обучение студентов-зочников в значительной степени отличается от обучения студентов дневной формы обучения: студент-заочник больше работает самостоятельно с книгой, выполняет индивидуальные задания, самостоятельно осуществляет поиск информации и т.д. Поэтому возникает необходимость получить консультацию у преподавателя. В такой ситуации можно воспользоваться электронной почтой. Электронный адрес кафедры гуманитарных и социально-политических наук для консультаций по политологии:

www. GSPN@mstuca.ru


  1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПОЛИТОЛОГИЯ»


Раздел 1. Методологические проблемы истории и теории политической науки
Тема 1.1. Теория политики.

Понятие «политика». Концепции политики. Роль политики в общественном развитии. Структура политики. Функции политики. Политика и мораль. Соотношение целей и средств в политике. Взаимосвязь политики и экономики.

Методические указания к изучению темы 1.1.

Литература: [2, с. 8-13, с. 55-60].

Основные вопросы: понятие «политика», структура политики, функции, её соотношение с другими общественными сферами.

Контрольные вопросы

    1. В чём смысл политики, каковы её функции? У значительной части общества индифферентное и даже нигилистическое отношение к политике. Однако без политики не обходится ни одно общество. Почему?

    2. В чём отличия политики от других регуляторов общественных отношений? Возможна ли взаимозаменяемость политики, морали, права? Какое утверждение близко к истине:

а) политика — это искусство возможного;

б) политика — наука;

в) политика — это наука и искусство? Каковы аргументы в пользу выбранного утверждения?

    1. Покажите в форме схемы структуру политики.

    2. Раскройте соотношение экономики и политики. Изменилось ли это соотношение в XXI веке? Если «да», то в каком направлении, каким образом?

    3. Может и должна ли политика быть нравственной? Что такое нравственная политика?

    4. Как соотносятся цели и средства в политике?


Тема 1.2. Политология как наука и учебная дисциплина.

Объект, предмет и метод политической науки. Функции. Место и роль политологии в системе общественных наук. Соотношение политологии с философией, социологией, историей и другими общественными дисциплинами.

Методические указания к изучению темы 1.2.

Литература: [1, с. 28-39, с. 13-20].

Основные вопросы: объект, предмет, методы, основные категории политологии, уровни политологического знания: теоретическое, прикладное. Теоретическая, прикладная политология. Место в системе социогуманитарных наук.

Контрольные вопросы

  1. Сформулируйте развёрнутое определение политологии.

  2. Какой смысл Вы вкладываете в понятия «категории», «методы», «функции» политологии?

  3. Какие Вы знаете основные пути познания политической жизни общества?

  4. Перечислите основные функции политологии как науки.

  5. Влияние каких факторов общественно-политической жизни повышают актуальность политологии?

  6. Политология — это:

а) наука о политике;

б) наука об управлении государством;

в) наука о политической системе общества;

г) необходимый атрибут демократического общества.

  1. Политика — это:

а) «искусство возможного»;

б) «искусство жить вместе»;

в) борьба за власть, за передел власти;

г) концентрированное выражение экономики;

д) правление, руководство, принятие решений в целях расширения контроля;

е) искусство компромисса и приспособления.

  1. Чем политология отличается от:

а) социологии;

б) политической истории;

в) политической экономики;

г) политической философии.

  1. С какого года политология стала изучаться в отечественных вузах?

а) 1860;

б) 1948;

в) 1987;

г) 1989;

д) 1960.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск