1 Понятие государства. Его функции и формы





Скачать 135.75 Kb.
Название1 Понятие государства. Его функции и формы
Дата публикации30.07.2013
Размер135.75 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
1 Понятие государства. Его функции и формы

Гуманитарными науками выработано, множество определений государства. Однако все они сводятся к следующему: Государство - это универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая прежде всего интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи.

Территория - пространство, в рамках которого действует суверенная государственная власть. Территория государства ограничивается государственной границей - плоскостью, определяющей пределы действия государственной власти как суверенной. Структура территории складывается из следующих элементов:

- сухопутная часть

- водная часть, включающая воды рек, озер, искусственных водохранилищ, расположенных в пределах сухопутной части государства, а также морские воды, омывающие его побережье;

- недра, расположенные под сухопутной и водной территорией государства;

- воздушная территория - атмосфера над сухопутной и водной территорией государства;

- морские и воздушные суда, космические аппараты с государственной символикой, территории посольств и дипломатических представительств за рубежом.

Следующий признак государства - население. Оно представляет собой совокупность индивидов, объединенных не по кровнородственному или национальному признаку, а территориально и гражданством - правоотношением между человеком и государством, включающем взаимные права, обязанности и ответственность. Кроме этого, людей в государстве связывает общность языка, религии, традиций, исторического развития, духовные, культурные и этнические факторы и т.д.Еще одним немаловажным элементом государства является государственный аппарат. Государство характеризует специальный аппарат управления и принуждения, распространяющий свое властное воздействие на все население и на всю территорию государства.

В то же время, государство не совпадает с обществом, это особая политическая организация внутри него, осуществляющая управление общественными делами. Такую власть называют публичной.

Реализует публичную власть государственный аппарат как особая система органов и организаций, в которых работают служащие-профессионалы - чиновники. Их функция - управление определенной сферой общественной жизни. Для этого чиновники наделены государственно-властными полномочиями с помощью которых они осуществляют свои управленческие функции.

Государство - это единственная организация в обществе, располагающая военизированными формированиями такими как армия, тюрьмы, полиция. Государству принадлежит монополия на принуждение, на применение вооруженной силы, на легализованное насилие в случае необходимости. Но такое насилие должно носить исключительно правовой характер, то есть осуществляться исключительно в рамках закона, и оно должно применяться только в тех случаях, когда без него обойтись невозможно.

Неотъемлемым атрибутом государства является суверенитет. Он включает в себя два аспекта - внутренний и внешний. К первому относится верховенство государственной власти внутри страны, ко второму - независимость государства в международных отношениях. Суверенитет - главное юридико-политическое свойство, отличающее государство от всех иных организаций.

Важнейшим элементом государства является его денежная система. Она включает в себя различные элементы финансовой системы, а именно национальную валюту, государственные банки, таможенную систему, порядок эмиссии и денежного обращения.

Следующим элементом государства являются налоги. Государство путем налогообложения формирует бюджет и внебюджетные фонды (пенсионного социального и медицинского страхования) - централизованные денежные фонды, расходуемые на публичные цели, то есть в интересах всего общества.

Неотъемлемой частью государства является его государственная символика,

которая включает в себя официальное наименование государства, столицу, флаг, герб, гимн, государственный язык, ритуалы и церемонии, награды (ордена, медали, почетные звания).

Сопоставив приведенные признаки государства можно сформулировать само понятие "государство".

Государство - это суверенная политическая организация, официально представляющая и охватывающая все население в пределах определенной территории, имеющая собственную налоговую и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения.

Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающее сущность и назначение государства в обществе.

В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет в решении основных проблем общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития и представляют собой средство реализации этих задач. Различают внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции – это основные направления государства по управлению внутренней жизнью страны.

Экономические функция выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме. Экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот в отношении некоторых товаров, в регулировании работы различных субъектов хозяйственной деятельности, строительство инфраструктуры (дорог, мостов, плотин, транспортных, энергетических, информационных и других систем), выработке программ экономического развития и т.п. Государство должно создать правовые основы рынка, т.е. как бы разработать “ правила игры ” для хозяйствующих субъектов

различных форм собственности действующих на рынке. Также государство может осуществлять непосредственное управление предприятиями некоторых особо важных отраслей народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.

Политическая функция обусловлена необходимостью осуществления или гармонизации различных социальных групп. Проведение референдумов, выборов, позволяет государству определить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Далее, государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, ведёт правотворческую деятельность и официально представляет всё население страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.

Социальная функция. Её выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т.п. Государство в законодательном порядке устанавливает: минимальный уровень оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным. В государственном бюджете РФ предусмотрено выделение предусмотренных средств на здравоохранение, культуру, образование и просвящение.

Правоохранительная функция, или функция по установлению и охране правопорядка – эта деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить метод правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов), метод правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности), организационно – правовой, осуществляемый исполнительными органами (регулирование

ценообразование, разрешение митингов, демонстраций) и др.

Экологическая функция в силу своей значимости выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество в связи с интенсивной эксплуатацией природы и природных ресурсов, поставило себя под возможность полного уничтожения. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями (постановление, закон).

Дополнительные функции: строительство дорог, обеспечение национальной безопасности, ирригационных мелиорационных и иных общественных систем, транспортная, борьба с последствиями стихийных бедствий и др.

Внешние функции – это основные направления деятельности государства на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, которой становится всё более взаимосвязанным.

Функция обороны всегда имела первостепенное значение во все времена. Международные организации берут на себя регулирование территориальных претензий и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение.

Дипломатическая функция способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования они используют. Нормальные добрососедские отношения – это тот минимум общения на международной сцене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества.

Внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которая проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитие кредитно – финансовых связей. Экономическое сотрудничество эффективно между странами, территориально связанными друг с другом, а также между странами с единой валютой (евро).

Поддержка мирового правопорядка (внешнеполитическая функция)

заключается в политическом сотрудничестве государств с тем, чтобы исключить

глобальные вооруженные конфликты. ООН является основным международным органом, координирующим политические интересы существующих государств. Также Совет Безопасности – постоянный орган ООН занимается вопросами политического урегулирования конфликтов.

Культурное сотрудничество между странами осуществляется на основе двухсторонних и многосторонних договорах между государствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов,

Международный шахматный клуб, Олимпийский комитет и др.). В ООН культурную деятельность координирует ЮНЕСКО (образование , наука и культура).

Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности (рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды , сохранение энергии поддержка мира , контроль над нераспостранением двойных технологий , проведение демографической политики и др.).

Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международно – правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и религиозное особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество

Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Выделяют три основных элемента в форме государства:

- форму правления,

- форму территориального (государственного) устройства

- политический (государственный) режим.

В совокупности эти элементы раскрывают форму государства. Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее

высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

Монархия обладает следующими юридическими признаками:

- это, как правило, единоличное правление;

- власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству;

Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством.

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки:

- высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

- должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске

парламента и т.д.

Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную. Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.

В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях.

В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

Широко используются смешанные формы, например, полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента.

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами.

Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

Унитарное государство имеет следующие признаки:
1) полное территориальное единство государства. Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;

2) для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;

3) единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система;

4) единая система законодательства для всего государства;

5) одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки:

1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;

2) возможность установления "двойного гражданства", т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

4) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;

5) двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

Третий элемент формы государства - политический (государственный) режим.

Политический (государственный) режим, - это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть.Различают две основные разновидности политических режимов: демократические и

недемократические.

К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный.

Демократический политический режим. Демократия означает народовластие, поэтому основу любой разновидности демократического режима составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.

Демократический режим. Для этого вида политических режимов характерно признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и конституцией данного государства. Государство исходит из того, что единственным источником власти является народ. Действует всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Признается и обеспечивается плюрализм во всех сферах общественной жизни: многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, мировоззренческая свобода, терпимость к различным взглядам, суждениям. В отношениях личности и государства приоритет имеют интересы личности.

Нормативные правовые акты:

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Информационно-поисковая система Консультант плюс.

О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 5.08.2000 г. (в ред. от 16. 12. 2004 г.) // Информационно- поисковая система Консультант плюс.

О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 18. 05. 2005 г. (вступил в силу 7 декабря 2006 г.) // Информационно- поисковая система Консультант плюс.

О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22. 01. 1998 г. (в ред. от 17. 01. 2006 г.) // Информационно- поисковая система Консультант плюс.

О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30. 01. 2002 (в ред. от 6. 12. 2006 г.) // Информационно- поисковая система Консультант плюс.

Закон РФ «О донорстве и её компонентах» от 9 июня 1993 года // Ведомости РФ, 1993, N 28, ст. 1084.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. // Информационно- поисковая система Консультант плюс.
Специальная литература:

Булаков О.Н. Парламентское право Российской Федерации / О.Н. Булаков. М., 2004.

Булаков О.Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации. СПб., 2003.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В. Баглай. М.: Норма, 2006.

Совет федерации: эволюция статуса и функций / Отв. Ред. Л.В. Смирягин. М., 2003.

Сопельцева Н.с. Иммунитеты в конституционном праве РФ. Челябинск, 2004.

-17-

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1 Понятие государства. Его функции и формы icon1. Теории и формы государства
Понятие, сущность и признаки государства Место, роль и функции государства в политической системе
1 Понятие государства. Его функции и формы icon2. Понятие и сущность права: признаки, функции, источники и система права
Основные признаки государства. Сущность государства и его социальное предназначе­ние. Организация политической власти, осуществляю­щей...
1 Понятие государства. Его функции и формы iconПонятие формы правления позволяет уяснить: как создаются высшие органы...
Основным в понятии формы правления является организация верховной власти государства и порядок ее образования. Главным, определяющим...
1 Понятие государства. Его функции и формы iconА хозяйственно-организаторская (экономическая)
Для того чтобы рассмотреть функции государства, на мой взгляд, надо четко уяснить что такое государство и пути его ( государства...
1 Понятие государства. Его функции и формы iconПонятие научной картины мира, ее исторические формы и функции
«Новоубеевская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
1 Понятие государства. Его функции и формы iconПрограмма курса по Теории государства и права Тема Общая характеристика...
Саламатовой Мариной Сергеевной, канд истор наук, доцентом кафедры теории и истории государства и права
1 Понятие государства. Его функции и формы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Понятие интеграции в образовании. Понятие интегрированного обучения в начальном образовании. Интеграция в учебной деятельности: понятие;...
1 Понятие государства. Его функции и формы iconКонституция рф: понятие, структура, сущность. Вариант 9
Конституция является важнейшим нормативно-правовым документом, определяющим основы конституционного строя государства, провозглашающим...
1 Понятие государства. Его функции и формы icon5 Темы рефератов
Функции теории государства и права. Теория государства и права и другие социальные науки
1 Понятие государства. Его функции и формы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции
1 Понятие государства. Его функции и формы iconПрограмма курса. Методические материалы для студентов дневного и вечернего отделений. Москва
Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе общественных наук. Место теории государства и права...
1 Понятие государства. Его функции и формы iconПлан Развитие и формирование принципов социального государства Понятие...
В такой политической ситуации, когда налицо была опасность социального взрыва, правящей элите не оставалось другого выбора, как пойти...
1 Понятие государства. Его функции и формы iconПримерные темы рефератов
Понятие «вненаучное знание» или «паранаука», его формы. Девиантная наука и постмодернизм
1 Понятие государства. Его функции и формы iconНоу впо «экономико-юридический институт»
Понятие конституционного права как отрасли национального права. Его место и роль в правовой системе государства
1 Понятие государства. Его функции и формы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
1 Понятие государства. Его функции и формы iconТема учебной программы Количество уроков Форма
Понятие семья. Функции семьи. Понятие семейной экономики. Потребность семьи. Основные правила покупок


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск